Файл: Курсовая работа Использование техники пластилинографии при развитии мелкой моторики в лепке Акимова Карина Сергеевна.docx
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 485
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема занятия: пейзаж «Зимняя фантазия»
Возрастная группа: Старшая группа
Образовательный продукт: Картина в технике пластилинография
Цель занятия: Совершенствование навыков работы с пластилином, стимуляция интереса к пластилинографии
Задачи:
Обучающая задача: Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание), находить оригинальные способы для создания художественного образа.
Развивающая задача: Развитие мелкой моторики способностей детей посредством пластилинографиис использованием нетрадиционных техник.
Воспитательная задача: Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, доводить начатое дело до конца.
Дидактическая задача: Закрепить понятия о текстуре пластилина, о способе смешивании разных цветов.
Словарная работа: «Пейзаж»
Планируемый результат занятия: Картина пейзаж «Зимняя фантазия» по средствам пластилиногрфии.
Подготовительная работа: Беседа о сочетаемых цветах и оттенках, просмотр мастер-класса по пластилинографии.
Материалы и оборудование: Лист бумаги А3(для акварели), карандаш простой, ластик, кисть, пластилин для лепки, стека, карандаши, восковые мелки, тряпочка для рук, готовая работа для примера.
Вывод 2 Главы
Специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней.
Результаты наблюдений и диагностика детей проводилась в старшей группе. Наблюдения показали, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук. Одни не могли правильно держать ложку и карандаш, другие - собрать конструктор и мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом, третьи - застегивать - расстегивать застежки - молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах.
Занятии тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других образовательных мероприятиях.
В занятиях с детьми данного возраста используются простые сюжеты, близкие и понятные опыту детей.
В основе каждого занятия лежит обучение одному из приемов работы с пластилином. Чтобы закрепить навыки детей, повторяется один и тот же сюжет несколько раз на разных занятиях. Занятия проходили в виде игры и сопровождались комментариями воспитателя.
Заключение
Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.
Основой каждого занятия является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства - пластилинографии.
Гипотеза была доказана.
Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Также дети знакомятся с использованием разнообразных приемов: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части к другой.
Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка. Дети получают знания, умения, навыки: также происходит закрепление информации, полученной на занятиях по развитию речи, экологии, рисованию, осуществляется знакомство с миром разных предметов в процессе частичного использования, так называемого бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей
, а так же развивается моторика детей.
Пластилинография способствует освоению образовательной программы. К концу года дети:
Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих. Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми. У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине. Кроме того, у детей развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев.
Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве. Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др. Способы проверки результатов освоения программы "Пластилинография" проходят в виде смотров-выставок в каждой группе, где в процессе просмотра работ, дети вместе с родителями обсуждают работы, интересуются оригинальностью замысла и воплощением его в работе.
Список литературы
Приложение
Занятие изготовление пейзажа с помощью техники пластилинография "Зимняя фантазия"
Описание: работу можно выполнить с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Материал может быть полезен педагогам дошкольного и дополнительного образования, учителям, детям и их родителям.
Назначение: украшение интерьера к зимним праздникам, участие в творческих выставках.
Цель: создание зимнего пейзажа из подручных материалов.
Задачи:
-продолжать знакомство детей с жанром пейзаж, его разновидностью и особенностями исполнения в разных техниках и материалах;
-учить комбинированию различных материалов в одной работе, дополнять один материал другим для достижения большей выразительности образа, сюжета;
-развивать творческие способности, самостоятельность в выборе материалов и техник исполнения работы, аккуратность;
-воспитывать любовь к красоте родного пейзажа.
Материалы и инструменты:
-лист бумаги А3(для акварели)
-карандаш простой, ластик, кисть
-пластилин
-доска для лепки, стека
-цветные карандаши
-восковые мелки
-тряпочка для рук
Ход занятия:
Начинаем работу над пейзажем с карандашного наброска-линии стволов деревьев, и дугообразные линии снежных сугробов.
Далее работа с пластилином, им мы будем рисовать фон пейзажа. Синий пластилин растираем по поверхности листа(рисуем как восковыми мелками). Закрашиваем небо и верхнюю часть сугробов, стволы деревьев не трогаем -это берёзки. Затем точно так же, но только сугробы рисуем фиолетовым пластилином.
Теперь рисуем чёрным пластилином стволы берёз(рисуем ребром).
Сделаем стволы деревьев более чёткими. Для этого на доске скатаем длинные тонкие колбаски(пальчиками) и разместим их на линиях стволов, и то же колбасками изобразим ветви.
Далее нам понадобится кисть, вернее её деревянный кончик. Им мы будем прорисовывать узоры на берёзке. Сначала колбаску ствола слегка размазываем внутрь дерева, затем кистью процарапываем рисунок.
Сугробы выполним в такой же технике, но фиолетовым цветом. Сначала скатываем колбаски, размещаем их на линиях сугробов, и создаём рельефный рисунок деревянным кончиком кисти. Так поступаем со всеми сугробами. И переходим к работе с цветными карандашами. Фиолетовым карандашом усиливаем цвет неба на горизонте.
Возрастная группа: Старшая группа
Образовательный продукт: Картина в технике пластилинография
Цель занятия: Совершенствование навыков работы с пластилином, стимуляция интереса к пластилинографии
Задачи:
Обучающая задача: Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание), находить оригинальные способы для создания художественного образа.
Развивающая задача: Развитие мелкой моторики способностей детей посредством пластилинографиис использованием нетрадиционных техник.
Воспитательная задача: Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, доводить начатое дело до конца.
Дидактическая задача: Закрепить понятия о текстуре пластилина, о способе смешивании разных цветов.
Словарная работа: «Пейзаж»
Планируемый результат занятия: Картина пейзаж «Зимняя фантазия» по средствам пластилиногрфии.
Подготовительная работа: Беседа о сочетаемых цветах и оттенках, просмотр мастер-класса по пластилинографии.
Материалы и оборудование: Лист бумаги А3(для акварели), карандаш простой, ластик, кисть, пластилин для лепки, стека, карандаши, восковые мелки, тряпочка для рук, готовая работа для примера.
Этап | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, приемы, формы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
| Мотивация детей на предстающие занятие | Прослушивание песни «Зимняя фантазия» Как вы думаете, какая сегодня тема занятия? Знаете ли вы что такое пейзаж? Что относится к пейзажу? Вот сегодня мы с вами нарисуем пейзаж но не простым способом Какое время года у нас за окном? Давайте мы с вами нарисуем зимний пейзаж | Словесный | Дети прослушивают песенку «Зимняя фантазия» После отвечают на вопросы воспитателя по теме | Заинтересованность в работе на занятии Поднятие настроения Подведение к теме занятия через ответы детей на вопросы воспитателя |
| | ||||
| Поставка проблемы перед детьми | Как вы думаете, как можно нарисовать пейзаж? | Словесный | Дети думают над решением проблемы, предлагают, способы изображения пейзажа | Предложения по решению проблемы |
| Ознакомление детей с техникой пластилинография | Дети, хочу вам предложить нарисовать пейзаж пластилином. Как вы думаете, как же называется картина из пластилина? Сегодня мы с вами познакомимся с новым видом техники, и она называется Пластилинография. Знаете ли вы о ней? Как вы думаете в чем заключается сама техника выполнения картин пластилинографии? Пластилинография – это вид декоративно-прикладного искусства, который выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности. | Словесный, демонстрация | Дети отвечают на вопрос воспитателя. Дети заинтересованы новой для них техникой. Говорят о своих предположениях, о новом способе выполнения картины. | Заинтересованность к новой технике, желание её опробовать |
| Изготовление поделки | Для данной техники, нам понадобится Лист бумаги А3(для акварели), карандаш простой, ластик, кисть, пластилин для лепки, стека, карандаши, восковые мелки, тряпочка для рук. Начинаем работу над пейзажем с карандашного наброска-линии стволов деревьев, и дугообразные линии снежных сугробов. Далее работа с пластилином, им мы будем рисовать фон пейзажа. Синий пластилин растираем по поверхности листа(рисуем как восковыми мелками). Закрашиваем небо и верхнюю часть сугробов, стволы деревьев не трогаем -это берёзки. Затем точно так же, но только сугробы рисуем фиолетовым пластилином. Теперь рисуем чёрным пластилином стволы берёз(рисуем ребром). Сделаем стволы деревьев более чёткими. Для этого на доске скатаем длинные тонкие колбаски(пальчиками) и разместим их на линиях стволов, и то же колбасками изобразим ветви. Далее нам понадобится кисть, вернее её деревянный кончик. Им мы будем прорисовывать узоры на берёзке. Сначала колбаску ствола слегка размазываем внутрь дерева, затем кистью процарапываем рисунок. Сугробы выполним в такой же технике, но фиолетовым цветом. Сначала скатываем колбаски, размещаем их на линиях сугробов, и создаём рельефный рисунок деревянным кончиком кисти. Так поступаем со всеми сугробами. И переходим к работе с цветными карандашами. Фиолетовым карандашом усиливаем цвет неба на горизонте. Восковыми мелками зелёного и чёрного цвета рисуем на горизонте треугольники ёлок дальнего плана. Красным и жёлтым карандашом рисуем на небе сияние морозного вечера. Восковым мелком чёрного цвета рисуем ветви берёз и чёрточки на стволах. Рядом с берёзкой внизу рисуем ёлочку восковым мелком зелёного цвета. Пластилиновую линию сугроба в районе ёлочки убираем стекой. Снег на ёлке выполним голубым и белым смешанным между собой пластилином. Простым карандашом усиливаем фон в районе веточек-лёгкая штриховка, и наша "Зимняя фантазия" завершена. | Словесный, демонстрация | Дети пробуют новую технику и выполняют аппликацию вместе с воспитателем | Изготовленная поделка в технике пластилинография |
| Представление своей работы | Наш пейзаж готов! Дети покажите друг другу свои работы. У вас все очень красиво получилось. А теперь давайте оформим стенд группы «ЗИМА» Занятие закончено, теперь у нас есть красивый стенд. | Словесный, демонстрация | Дети показывают, что у них получилось друг другу, организуют выставку на стенде группы. | Поделка по технике пластилинография, тема «Зимняя фантазия» |
Вывод 2 Главы
Специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней.
Результаты наблюдений и диагностика детей проводилась в старшей группе. Наблюдения показали, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук. Одни не могли правильно держать ложку и карандаш, другие - собрать конструктор и мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом, третьи - застегивать - расстегивать застежки - молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах.
Занятии тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других образовательных мероприятиях.
В занятиях с детьми данного возраста используются простые сюжеты, близкие и понятные опыту детей.
В основе каждого занятия лежит обучение одному из приемов работы с пластилином. Чтобы закрепить навыки детей, повторяется один и тот же сюжет несколько раз на разных занятиях. Занятия проходили в виде игры и сопровождались комментариями воспитателя.
Заключение
Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.
Основой каждого занятия является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства - пластилинографии.
Гипотеза была доказана.
Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Также дети знакомятся с использованием разнообразных приемов: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части к другой.
Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка. Дети получают знания, умения, навыки: также происходит закрепление информации, полученной на занятиях по развитию речи, экологии, рисованию, осуществляется знакомство с миром разных предметов в процессе частичного использования, так называемого бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей
, а так же развивается моторика детей.
Пластилинография способствует освоению образовательной программы. К концу года дети:
Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих. Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми. У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине. Кроме того, у детей развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев.
Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве. Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др. Способы проверки результатов освоения программы "Пластилинография" проходят в виде смотров-выставок в каждой группе, где в процессе просмотра работ, дети вместе с родителями обсуждают работы, интересуются оригинальностью замысла и воплощением его в работе.
Список литературы
-
Болотина Л.Р. Комарова Т.С. Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений 2-е изд. - М, : Издательский центр «Академия,» 2011. - 240 с. -
Голицына Н.С., Скоролупова О.А., Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография. - М.: Скрипторий, 2013. - 67с. -
Горичёва В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, снега, теста, пластилина: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Издательство «Академия развития», 2012. - 192с. -
Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликация: Конспекты занятий, - М.: ООО «Издательство Скрипторий 2013», 2013. - 152с. -
Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография: Конспекты занятий, - М.: Издательство «Скрипторий 2013», 2013. - 80с. -
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. - М.: Издательство Скрипторий 2011, 2011. - 72 с. -
Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись: Конспекты занятий, - М.: Издательство «Скрипторий 2011», 2011. - 88с. -
Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. -- М.: Издательство «Скрипторий 2012», 2012. -
Давыдова Г.Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. - М.: Издательство «Скрипторий 2014», 2014. -
Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях. - М.: НГИК, 2011.-32с. -
Зеленова О.Н. Развитие выразительности детского рисунка при обучении детей изображению животных с использованием различных техник рисования -
Кард В., Петров С. Сказки из пластилина. - СПб.: ЗАО «Валери СПб», 2014 - 160 с. -
Казакова И.С. Учимся рисовать и лепить животных. - М.: Чистые пруды, 2011. - 32 с. -
Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники рисования, планирование, конспекты занятий. - М.: Т.Ц. Сфера, 2011. - 138 с. -
Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. - М.: Просвещение, 2012. - 100 с. -
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Сфера, 2011. - 200 с.
Приложение
Занятие изготовление пейзажа с помощью техники пластилинография "Зимняя фантазия"
Описание: работу можно выполнить с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Материал может быть полезен педагогам дошкольного и дополнительного образования, учителям, детям и их родителям.
Назначение: украшение интерьера к зимним праздникам, участие в творческих выставках.
Цель: создание зимнего пейзажа из подручных материалов.
Задачи:
-продолжать знакомство детей с жанром пейзаж, его разновидностью и особенностями исполнения в разных техниках и материалах;
-учить комбинированию различных материалов в одной работе, дополнять один материал другим для достижения большей выразительности образа, сюжета;
-развивать творческие способности, самостоятельность в выборе материалов и техник исполнения работы, аккуратность;
-воспитывать любовь к красоте родного пейзажа.
Материалы и инструменты:
-лист бумаги А3(для акварели)
-карандаш простой, ластик, кисть
-пластилин
-доска для лепки, стека
-цветные карандаши
-восковые мелки
-тряпочка для рук
Ход занятия:
Начинаем работу над пейзажем с карандашного наброска-линии стволов деревьев, и дугообразные линии снежных сугробов.
Далее работа с пластилином, им мы будем рисовать фон пейзажа. Синий пластилин растираем по поверхности листа(рисуем как восковыми мелками). Закрашиваем небо и верхнюю часть сугробов, стволы деревьев не трогаем -это берёзки. Затем точно так же, но только сугробы рисуем фиолетовым пластилином.
Теперь рисуем чёрным пластилином стволы берёз(рисуем ребром).
Сделаем стволы деревьев более чёткими. Для этого на доске скатаем длинные тонкие колбаски(пальчиками) и разместим их на линиях стволов, и то же колбасками изобразим ветви.
Далее нам понадобится кисть, вернее её деревянный кончик. Им мы будем прорисовывать узоры на берёзке. Сначала колбаску ствола слегка размазываем внутрь дерева, затем кистью процарапываем рисунок.
Сугробы выполним в такой же технике, но фиолетовым цветом. Сначала скатываем колбаски, размещаем их на линиях сугробов, и создаём рельефный рисунок деревянным кончиком кисти. Так поступаем со всеми сугробами. И переходим к работе с цветными карандашами. Фиолетовым карандашом усиливаем цвет неба на горизонте.