Файл: 1. Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска в шестом (6) предложении текста. Запишите этот предлог.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 215
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(по Л. Гроссману)
Ответ: ________________________________
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов в возрастающем порядке.
1) Собеседник рассказчика, Сокольский, сомневается: каждый ли человек способен на самоотверженную помощь, когда это связано с риском для его жизни?
2) По наблюдениям местных ямщиков, такие «переправы» животных с другого берега предвещают очень холодную зиму.
3) По мнению рассказчика, животных спас не только инстинкт выживания, но и способность просчитывать свои шаги наперёд, ум, смелость и решительность.
4) Подобравшись ближе к берегу, козы бросились к людям в надежде, что те могут их спасти в случае падения в воду.
5) Собака мгновенно отреагировала на появление коз и кинулась наперерез младшей.
(1) Мы ехали берегом Лены на юг, а зима догоняла нас с севера.
(2) Однако река упорно боролась с морозом: ближе к берегам она превращалась в застывшую безобразную грязно-белую массу, а в середине лёд всё ещё ворочался тяжёлыми, беспорядочными валами, скрывая от глаз застывающее русло, как одичалая толпа скрывает место казни.
(3) И вот однажды с небольшого берегового мыса мы увидели среди тихо передвигавшихся ледяных глыб какой-то чёрный предмет, ясно выделявшийся на бело-жёлтом фоне.
(4)— Ворона, — сказал один из ямщиков.
(5)— Медведь, — возражал другой ямщик.
(6)— Откуда же взяться медведю на середине реки? — спросил я у него.
(7)— С того берега. (8)В третьем годе медведица вон с того острова переправилась с тремя медвежатами. (9)Нонче тоже зверь с того берега на наш идёт. (10)Видно, зима будет лютая...
(11) Наш караван остановился у мыса, ожидая приближения заинтересовавшего всех предмета.
(12)— А ведь это, братцы, козули, — сказал наконец один из ямщиков.
(13) Действительно, это оказались две горные козы. (14)Теперь уже ясно были видны их тёмные изящные фигурки среди настоящего ледяного кошмара. (15)Одна из коз была побольше, другая поменьше. (16)Мы предположили, что это были мать и дочь. (17)Причём старшая явно руководила переправой. (18)Вокруг них безжалостные льдины бились, сталкивались, вертелись и крошились; в промежутках что-то кипело и брызгало пеной, а нежные животные, насторожившись, стояли на ледяном куске, подобрав в одно место свои тоненькие ножки... (19)Наверное, им было страшно, ведь их жизнь могла оборваться в любую секунду. (20)Но, видимо, оставаться на том берегу им было ещё страшнее, раз они, так чудовищно рискуя, затеяли эту опаснейшую переправу.
(21) Огромная льдина, плывшая впереди той, где стояли козы, стала как будто замедлять ход и начала разворачиваться, останавливая движение задних. (22)От этого вокруг животных поднялся вновь целый ад разрушения и плеска. (23)На мгновение два жалких тёмных пятнышка совсем было исчезли в этом хаосе, но затем мы их заметили на другой льдине. (24)Опять собрав свои тоненькие дрожащие ножки, козы стояли, готовые к очередному прыжку. (25)Это повторилось несколько раз, и каждый новый прыжок с рассчитанной неуклонностью приближал их к нашему берегу.
(26) Когда льдина, на которой находились козы, подошла к роковому месту столкновения с берегом, у нас мороз по коже пробежал от страха за их судьбу: в таком аду из скопившихся ледяных масс выжить было сложно.
(27) Сухой треск, хаос обломков, вдруг поднявшихся кверху и поползших на обледенелые края мыса, — и два чёрных тела легко, как брошенный камень, метнулись на берег.
(28) Мы, стоя на мысу, невольно заслоняли козам вольготный проход.
(29) Однако умное животное, решив бороться за жизнь до конца, ничуть не побоялось нас, врагов в будничной жизни, и не задумалось ни на минуту.
(30) Я заметил взгляд её круглых глаз, глядевших с каким-то странным доверием, и затем она понеслась сама и направила младшую прямо к нам.
(31) От такой смелости и решительности даже наша большая хищная собака Полкан, вместо того чтобы кинуться на добычу, сконфуженно посторонилась. (32)И старшая коза, бережно загораживая собою младшую, пробежала мимо пса, бесстрашно коснувшись боком его шерсти...
(33)— Эти бедные животные на наших глазах преодолели столько опасностей... (34)Вот оно — желание жить, — задумчиво произнес Сокольский, наш случайный попутчик, когда мы вновь отправились в путь.
(35)— А заметили ли вы, с каким самоотвержением старшая помогала младшей и как закрыла младшую от собаки? (36)Вот оно — желание спасти...
(37)— Всякий ли человек сделает это при таких обстоятельствах?
(38)— Всякая мать, я думаю... — сказал я, улыбнувшись.
(по В. Г. Короленко*)
*Владимир Галактионович Короленко (1853—1921) - русский писатель,
журналист, публицист.
Ответ: ________________________________
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов в порядке возрастания.
1) В предложении 2 содержится описательный фрагмент.
2) В предложениях 19—20 представлено рассуждение.
3) Предложение 21 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 22.
4) В предложениях 30—32 представлено описание с элементами рассуждения.
5) Преобладающий тип текста—рассуждение.
Ответ: ________________________________
24. Из предложения 26 выпишите фразеологизм.
Ответ: ________________________________
25. Среди предложений 11—18 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ: ________________________________
26. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«В. Короленко, как истинный мастер рассказа, в малом объёме сумел максимально полно передать читателям особенности эпизода, пережитого рассказчиком. В синтаксисе частое употребление (А)_____ (предложения 2, 18, 21, 30) делает повествование живым, динамичным, а использование такого синтаксического средства выразительности, как (Б)_____ (предложения 34, 36), помогает расставить смысловые акценты. В свою очередь, такие тропы, как (В)_____ (предложения 2, 27) и (Г)_____ («изящные фигурки» в предложении 14, «безжалостные льдины» в предложении 18, «к роковому месту» в предложении 26), насыщают текст особой выразительностью, художественностью и вместе с тем помогают передать отношение автора к своим героям и происходящему в целом».
Список терминов:
1) литота
2) сравнение
3) ряд однородных членов
4) восклицательные предложения
5) синтаксический параллелизм
6) эпифора
7) риторические вопросы
8) лексические повторы
9) эпитеты
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
| | | |
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.