Файл: Мячков Даниил Евгеньевич гр. Рла181 подготовка к сочинениюрассуждению на моральноэтическую тему на уроках литературы в 9 классе курсовая.docx
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кузбасский гуманитарно-педагогический институт
федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования
«Кемеровский государственный университет»
Факультет филологии
Кафедра русского языка и литературы
Мячков Даниил Евгеньевич
гр. РЛа-18-1
ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ НА МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКУЮ ТЕМУ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ
Курсовая работа
по дисциплине «Методика обучения и воспитания (литература)»
по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование
(с двумя профилями подготовки),
направленность (профиль) подготовки «Русский язык и Литература»
Проверил: |
кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы |
В. Г. Ингольд |
Общий балл: _____________ |
Оценка: _________________ |
_________________ подпись |
« » 2023 г. |
Новокузнецк 2023
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
Современный этап развития методики преподавания русского языка и литературы характеризуют новые подходы к определению целей обучения. Специальными целями преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Введение этих понятий в лингводидактику не случайно. Оно находится в русле компетентностного подхода, признанного сегодня одним из оснований модернизации российского образования. Предполагается, что в основу обновленного содержания образования будут положены «ключевые компетентности», которые рассматриваются как конкретизированные цели образования.
В теории и практике преподавания русского языка и литературы выделяются следующие компетенции: языковая, лингвистическая, коммуникативная, культуроведческая (лингвострановедческая, этнокультуроведческая, социокультурная). Трактовка этих понятий, понимание их содержания и структуры, интерпретация их соотношения далеко не однозначны в современной лингводидактике.
Известно, что можно быть компетентным в лингвистическом и языковом отношении, однако не уметь использовать эти знания и умения адекватно реальной речевой обстановке или коммуникативной ситуации. Иначе говоря, для владения языком важны умения и навыки употребления тех или иных слов, грамматических. Именно поэтому в обучении языкам выделяется третий тип компетенции – коммуникативная.
Именно коммуникативная компетенция позволяет ученикам создать связанное высказывание на основе прочитанного текста. Также важно аргументировать свое высказывание, опираясь на читательский и жизненный опыт.
Актуальность темы исследования обусловлена потребностями современного общества в социально активной, творческой личности, формируемой в процессе обучения в школе; необходимостью решения проблемы развития коммуникативной компетенции учащихся в процессе обучения; отбором методических средств формирования коммуникативной компетенции в процессе обучения сочинению-рассуждению на морально-этическую тему в 9 классе.
Цель работы - разработать методические рекомендации подготовки девятиклассников к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему.
Задачи:
– изучить существующие методики подготовки к написанию сочинения-рассуждения 9.3 в рамках ОГЭ;
– изучить требования к написанию сочинения-рассуждения 9.3, опираясь на материалы ФИПИ;
– составить список текстов, рекомендованных учащимся в рамках ОГЭ;
– разработать методику написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему на основе проведенного урока в 9 классе.
Объект исследования – процесс обучения школьников 9 класса написанию сочинения рассуждения 9.3.
Предмет исследования – методика написания сочинения-рассуждения 9.3.
1. Подготовка к сочинению-рассуждению на морально этическую тему в рамках ОГЭ
Методика обучения сочинению-рассуждению пока еще освещена недостаточно. Поэтому данный вид работы проводится в школе без определенной системы. Между тем сочинение-рассуждение в отечественной школе известно давно и уже накоплен значительный опыт его проведения [7, с.12]. Обучение написанию небольшого по объему сочинения-рассуждения – одна из самых важных задач учителя русского языка и литературы, работающего в 9 классе. Стоит обратить внимание на то, что все умения связного высказывания будут востребованы в ходе дальнейшей учебной деятельности выпускников (не только при изучении русского языка), а также (на ином уровне) при сдаче ЕГЭ.
Работу по подготовке к написанию сочинения-рассуждения необходимо начать, в первую очередь, с ознакомления учащихся с критериями, по которым будут оцениваться их работы. Обсудив критерии, целесообразно еще раз вспомнить, что детям предстоит писать сочинение-рассуждение, а значит, необходимо повторить тему «Рассуждение как тип речи», включая анализ лексических и синтаксических особенностей.
Рассуждение – тип текста, наряду с другими функционально-смысловыми типами текста – повествованием и описанием. Его сущность состоит в построении цепи умозаключений на выбранную тему, где из предшествующих суждений вытекают последующие. В рассуждении обычно выделяются следующие части:
– тезис, то есть та мысль, которая должна быть доказана в рассуждении;
– развитие тезиса, его доказательство (или опровержение);
– аргументы;
– вывод, то есть подтверждение правильности тезиса (или его неправильности) [7, с.180];
Тезис – структурный элемент рассуждения, который развивается и аргументируется, доказывается в сочинении. Не всегда тезис стоит в самом начале сочинения, не всегда он формулируется прямолинейно, но всегда определяет основную линию развития идеи сочинения-рассуждения, придает ему композиционную стройность. В тексте сочинения тезис связан с аргументами и с выводами [7, с.218 - 219].
Доказательство – это операция установления истинности тезиса. Оно может быть прямым и косвенным [7, с.15].
Прямое доказательство идет от рассмотрения аргументов к доказательству тезиса, то есть истинность тезиса непосредственно обосновывается аргументами.
Опровержение – это логическая операция установления ложности или необоснованности выдвинутого тезиса. Необходимо использовать аргументы, которые помогут опровергнуть тезис и прийти к сформулированному антитезису [7, с.16].
Аргументация – доказательство, обоснование высказанной мысли [7, с.25]; аргументация может быть теоретической, опирающейся на рассуждения, и эмпирической, опирающейся на данные опыта, на факты. Сочинение «выигрывает», если в нем преобладает аргументация на примерах из художественной литературы.
Вывод – подведение итогов, подтверждение тезиса, выносимого для аргументов.
1.1 Методические рекомендации по подготовке к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему
Сочинение, связанное с толкованием значения высказывания, является приоритетным при подготовке к ОГЭ. Зачастую учителя-словесники отдают приоритет заданию 9.3.
Отметим, что все три вида сочинения имеют общее:
– учащимся необходимо дать развернутый ответ;
– учащимся необходимо создать высказывание в соответствии с типом речи «рассуждение»;
– учащиеся должны аргументировать собственные мысли, используя в качестве доказательства примеры из прочитанного текста.
В сочинении-рассуждении 9.3 учащиеся должны дать свое толкование морально-этического понятия и привести один аргумент из текста, второй – из жизненного опыта или из произведения художественной литературы.
В первую очередь, учителю-словеснику необходимо ознакомить учеников с критериями оценивания сочинения-рассуждения 9.3, отдавая приоритет максимальным баллам за каждый критерий:
1. С3К1: Толкование значения слова:
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его – 2 балла.
2. С3К2: Наличие примеров-аргументов:
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта,
или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста – 3 балла.
3. С3К3: Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения. Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
– логические ошибки отсутствуют, последовательность
изложения не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текста.
Максимальный балл этого критерия 2.
4. С3К4: Композиционная стройность:
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, ошибок в построении текста нет – 2 балла. [3]
Максимальное количество баллов за сочинение-рассуждение на морально-этическую тему составляет 9 баллов.
Также в оценку входят критерии за грамотность и фактическую точность речи экзаменуемого за сочинение-рассуждение и изложение:
1. ГК1: Соблюдение орфографических норм:
Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки – 2 балла.
2. ГК2: Соблюдение пунктуационных норм:
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок – 2 балла.
3. ГК3: Соблюдение грамматических норм:
Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка – 2 балла.
4. ГК4: Соблюдение речевых норм:
Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок – 2 балла.
5. ФК1: Фактическая точность письменной речи:
Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет – 2 балла. [3]
Задание 9.3 предполагает написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему с опорой на предложенный во второй части заданий текст и собственный жизненный опыт. Объем сочинения должен быть не менее 70 слов. За основу будущего сочинения берется собственное определение, которое ученик должен дать тому или иному качеству или жизненному явлению, связанному со смыслом текста, использованного для выполнения основных заданий во второй части. Поскольку написать необходимо именно рассуждение, его основу должны составить размышления, анализ, а не пересказ представленного ранее текста.
Сухина Татьяна Александровна дает следующий алгоритм написания сочинения-рассуждения [2]: «Для того чтобы выполнить работу в соответствии с требованиями, которые к ней предъявляются, необходимо:
– перечитать текст, убедиться в том, что понята его идея в связи с предлагаемым для определения понятием;
– сформулировать и записать определение, которое станет началом вступительной части, тезисом сочинения