Файл: Философские взгляды П. Я. Чаадаева.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ваших же вкусах, в самых приятных грезах вашего воображения я ищу
то, что может внести мир в вашу душу. В мире есть обстоятельства,
относящиеся не к физическому, а к духовному бытию, пренебрегать ими
не следует, есть режим для души, как есть режим и для тела: надо
уметь ему подчиниться. Я знаю, что это старая истина, но у нас она,
кажется, имеет всю ценность новизны. Одна из самых прискорбных
особенностей нашей своеобразной цивилизации состоит в том, что мы
все еще открываем истины, ставшие избитыми в других странах и даже
у народов, гораздо более от нас отсталых. Дело в том, что мы
никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим ни к
одному из известных семейств человеческого рода, ни к Западу,ни к
Востоку, и не имеем традиций ни того, ни другого. Мы стоим как бы
вне времени, всемирное воспитание человеческого рода на нас не
распространилось. Дивная связь человеческих идей в преемстве
поколений и история человеческого духа, приведшие его во всем
остальном мире к его современному состоянию, на нас не оказали
никакого действия. Впрочем, то, что издавна составляет самую суть
общества и жизни, для нас еще только теория и умозрение. И, к
примеру сказать, вы, сударыня, столь счастливо одаренная для
восприятия всего доброго и истинного на свете, вы, как бы созданная
для испытания самых сладостных и чистых душевных наслаждений, чего
вы, спрашивается, достигли при всех этих преимуществах? Вам все еще
приходится разыскивать, чем бы наполнить даже не жизнь, а только
текущий день. Впрочем, вы совсем лишены того, что создает
необходимые рамки жизни, естественно вмещающие в себя повседневные
события, а без них также невозможно здоровое нравственное
состояние, как без свежего воздуха невозможно здоровое состояние
физическое. Вы понимаете, дело пока еще не идет ни о нравственных
принципах, ни о философских положениях, а просто о благоустроенной
жизни, об этих привычках, об этих навыках сознания, которые придают
уют уму и душе, непринужденность, размеренное движение.
Взгляните вокруг. Разве что-нибудь стоит прочно? Можно
сказать, что весь мир в движении. Ни у кого нет определенной сферы
деятельности, нет хороших привычек, ни для чего нет правил, нет

даже и домашнего очага, ничего такого, что привязывает, что
пробуждает вашим симпатии, вашу любовь, ничего устойчивого, ничего
постоянного, все течет, все исчезает, не оставляя следов ни вовне,
ни в вас. В домах наших мы как будто определены на постой, в семьях
мы имеем вид чужестранцев, в городах мы похожи на кочевников, мы
хуже кочевников, пасущих стада в наших степях, ибо те более
привязаны к своим пустыням, нежели мы к нашим городам. И не
подумайте, что это пустяки. Бедные наши души! Не будем прибавлять к
остальным нашим бедам еще и ложного представления о самих себе, не
будем стремиться жить жизнью чисто духовной, научимся благоразумно
жить в данной действительности. Но поговорим сначала еще немного о
нашей стране, при этом мы не отклонимся
от нашей темы. Без этого предисловия вы не сможете понять, что я
хочу вам сказать.
У всех народов есть период бурных волнений, страстного
беспокойства, деятельности без обдуманных намерений. Люди в такое
время скитаются по свету и дух их блуждает. Это пора великих
побуждений, великих свершений, великих страстей у народов. Они
тогда неистовствуют без ясного повода, но не без пользы для
грядущих поколений. Все общества прошли через такие периоды, когда
вырабатываются самые яркие воспоминания, свои чудеса, своя поэзия,
свои самые сильные и плодотворные идеи. В этом и состоят
необходимые общественные устои. Без этого они не сохранили бы в
своей памяти ничего, что можно было бы полюбить, к чему
пристраститься, они были бы привязаны лишь к праху земли своей. Эта
увлекательная эпоха в истории народов, это их юность. Это время,
когда всего сильнее развиваются их дарования, и память о нем
составляет отраду и поучение их зрелого возраста. Мы, напротив, не
имели ничего подобного. Сначала дикое варварство, затем грубое
суеверие, далее иноземное владычество, жестокое и унизительное, дух
которого национальная власть впоследствии унаследовала, - вот
печальнаЯ история нашей юности. Поры бьющей через край


деятельности, кипучей игры нравственных сил народа - ничего
подобного у нас не было. Эпоха нашей социальной жизни,
соответствующая этому возрасту, была наполнена тусклым и мрачным
существованием без силы, без энергии, одушевляемом только
злодеяниями и смягчаемом только рабством. Никаких чарующих
воспоминаний, никаких пленительных образов в памяти, никаких
действенных наставлений в национальной традиции. Окиньте взором все
прожитые века, все занятые нами пространства, и вы не найдете ни
одного приковывающего к себе воспоминания, ни одного почтенного
памятника, который бы властно говорил о прошедшем и рисовал его
живо и картинно. Мы живем лишь в самом ограниченном настоящем без
прошедшего и без будущего6 среди плоского застоя. Иесли мы иногда
волнуемся, то не в ожидании и не с пожеланием какого-нибудь общего
блага, а в ребяческом легкомыслии младенца, когда он тянется и
протягивает руки к погремушке, которую ему показывает кормилица.
Настоящее развитие человеческого существа в обществе еще не
началось для народа, пока жизнь не стала в нем более упорядоченной,
более легко1й, более приятной, чем в неопределенности первой поры.
Пока общества еще колеблются без убеждений и без правил в
повседневной жизни, как можно ожидать созревания в них зачатков
добра? Пока это все еще хаотическое брожение предметов
нравственного мира, подобное тем переворотам в истории земли,
которые предшествовали современному состоянию нашей планеты в ее
теперешнем виде. Мы до сих пор еще в таком положении.
Первые наши годы, протекшие в неподвижной дикости, не оставили
никакого следа в нашем уме и нет в нас ничего лично нам присущего,
на что могла бы опереться наша мысль, выделенные по странной воле
судьбы из всеобщего движения человечества, не восприняли мы и
традиционных идей человеческого рода. А между тем именно на них
основана жизнь народов. Если мы хотим подобно другим цивилизованным
народам иметь свое лицыо, необходимо как-то вновь повторить у себя
все воспитание человеческого рода. Для этого мы имеем историю
народов и перед нами итоги движения веков. Без сомнения, эта задача
трудна и одному человеку, пожалуй, не исчерпать столь обширного

предмета, однако прежде всего надо понять, в чем дело, в чем
заключается это воспитание человеческого рода и каково занимаемое
нами в общественном строе место.
Народы живут только сильными впечатлениями, сохранившимися в
их умах с прошедших времен, и общением с другими народами. Этим
путем каждая отдельная личность ощущает свою связь со всем
человечеством.
В чем заключается жизнь человека, говорит Цицерон, если память
о протекших временах не связывает настоящего с прошлым? Мы же,
явившись на свет как незаконнорожденые дети, без наследства, без
связи с людьми, предшественниками нашими на Земле, не храним в
сердцах ничего из поучений, оставленных еще до нашего появления.
Необходимо, чтобы каждый из нас сам пытался связать порванную нить
родства. То, что у других народов является просто привычкой,
инстинктом, то нам приходится вбивать себе в головы ударом молота.
Наши воспоминания не идут дальше вчерашнего дня. Мы так удивительно
шествуем во времени, что по мере движения вперед пережитое
пропадает для нас безвозвратно. Это естественное последствие
культуры, всецело заимствованной и подражательной. У нас совсем нет
внутреннего развития, естественного прогресса, прежние идеи
выметаются новыми, потому что последние не происходят из первых, а
появляются у нас неизвестно откуда. Мы воспринимаем только
совершенно готовые идеи, поэтому те неизгладимые следы, которые
отлагаются в умах последовательным развитием мысли и создают
умственную смилу, не бороздят наших сознаний. Мы растем, но не
созреваем, мы подвигаемся вперед по кривой, то есть по линии, не
приводящей к цели.Мы подобны тем детям, которых не заставили самих
рассуждать, так что, когда они вырастают, своего в них нет ничего,
все их знание поверхностно, вся их душа вне их. Таковы же и мы.
Народы - существа нравственные, точно так, как и отдельные
личности, их воспитывают века, как людей воспитывают годы. Про нас
можно сказать, что мы составляем как бы исключение среди народов.

Мы принадлежим к тем из них, которые как бы не входят составной
частью в род человеческий, а сущдествуют лишь для того, чтобы
преподать великий урок миру. Конечно, не пройдет без следа и то
наставление, которое нам суждено дать, но кто знает день, когда мы
вновь обретем себя среди человечества и сколько бед испытаем мы до
свершения наших судеб?
Народы Европы имеют общее лицо, семейное сходство. Несмотря на
их разделение на ветви латинскую и тевтонскую, на южан и северян,
существует общая связь, соединяющая их всех в одно целое, явная для
всякого, кто углубится в их общую историю. Вы знаете, что еще
сравнительно недавно вся Европа носила название Христианского мира,
и слово это значилось в публичном праве. Помимо общего всем
характера, каждый из народов этих имеет свой характер, но все это
только история и традиция. Они составляют идейное наследие этих
народов. А каждый отдельный человек обладает своей долей общего
наследства, без труда, без напряжения подбирает в жизни рассеянные
в обществе знания и пользуется ими. Проведите параллель с тем, что
делается у нас, и судите сами, какие элементарные идеи мы можем
почерпнуть в повседневном обиходе, чтобы ими так или иначе
воспользоваться для руководства в жизни? и заметьте, что речь идет
здесь не об учености, не очрении, не о чем-то литературном или
накчном, а просто о соприкосновении сознаний, о мыслях, которые
охватывают ребенка в колыбели, окружают его среди игр, которые
нашептывает, лаская, его мать, о тех, которые в форме различных
чувств проникают до мозга его костей вместе с возжухом, которым он
дышит, и которые образуют его нравственую природу ранее выхода в
свет и появления в обществе. Хотите знать, что это за мысли? Это
мысли о долге, справедливости, правде, порядке. Они происходят от
тех самых событий, которые создали там общества, они образуют
составные элементы социального мира тех стран. Вот, она атмосфера
Запада, это нечто большее, чем история или психология, это
физиология европейского человека. А что вы видите у нас?
Не знаю, можно ли вывести из сказанного сейчас, что-нибудь
вполне бесспорное и построить на этом непреложное положение; но
очевидно, что на душу каждой отдельной личности из народа должно