Файл: Философские взгляды П. Я. Чаадаева.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, так как на Западе все создано христианством, а у нас православие обрекает Россию на отсталость, замыкается в своем религиозном обособлении от европейских принципов жизни. А в католичестве заложено некое объединяющее начало, которое сформулировало западный мир. Оно создало политический уклад, философию, науку, литературу, улучшило нравы, создало предпосылки для свободы личности. Поэтому для России целесообразно было бы перенять идеи католицизма.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав «Философические письма» Чаадаева с интересующих нас аспектов, можно сказать, что концепция России, выдвинутая Чаадаевым, является новаторской. В процессе построения своей теории Чаадаев сосредотачивается на многих пороках и несовершенствах русской жизни. Тут и крепостничество, и отсутствие основных демократических свобод, устоев, традиций, тут и бескультурье народа, подражательность, пустое, бездумное перенятие западной культуры. Выявление этих недостатков, выведение их на всеобщую оценку и обсуждение – очень важный и смелый шаг для русской общественной мысли.

Интересно то, что Чаадаев, придерживаясь западного пути развития России, осуждал слепое подражание всем европейским веяниям, так как считал, что если и заимствовать что-либо, то делать это надо осмысленно и всегда оставаться патриотом своей страны, вот то, с чем можно уверенно согласиться.

Наша главная трудность в понимании философии и истории по Чаадаеву состоит в том, что автор часто бывает противоречив. Например, говоря о множестве недостатков и плачевном положении общества, Чаадаев утверждает, что России предстоит еще важная, благородная миссия, что Россия еще преподаст другим народам главный урок…

Несомненно, идеи, выдвинутые П.Я. Чаадаевым, сохраняют свою значимость, глубину и полноту содержания, иначе не притягивали бы они к себе столько читателей, которые, как и мы, прочитав «Философические письма», задумались о судьбе своей страны, ее будущем и о том, как можно повлиять на грядущее не только относительно себя, но и относительно следующих поколений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Чаадаев П.Я. «Полное собрание сочинений и избранные письма» в двух томах, Том 1. Издательство «Наука», Москва 1991.

2. Зеньковский В. В. «История русской философии». Издательство «Москва», 2001.

3. Борохов Э. «Энциклопедия афоризмов». Издательство «АСТ», Москва 2002.

4. Фролов И.Т. «Введение в философию». Издательство «Республика», Москва 2004.


5. Тарасов Б. «Жизнь замечательных людей. Чаадаев». Издательство «Молодая гвардия». Москва 1986.


Реферат: Философские письма Чаадаева


ПИСЬМО ПЕРВОЕ

Да приидет царствие
твое


Сударыня.
Прямодушие и искренность итменно те черты, которые я в вас
более всего люблю и ценю. Судите же сами, как меня должно было
поразить ваше письмо. Эти самые любезные свойства ваши и очаровали
меня при нашем знакомстве, они-то и побудили меня заговорить с вами
о религии. Все вокруг Вас призывало меня к молчанию. Повторяю,
посудите каково же было мое удивление при получении вашего письма.
Вот все, что я имею вам сказать, сударыня, по поводу выраженных там
предположений об оценке мною вашего характера. Не будем говорить
более об этом и прямо перейдем к существенной части вашего письма.
И, прежде всего, откуда в вашем уме берется это смятение, до
того вас волнующее и утомляющее, что оно, по вашим словам,
отражается и на здоровье? Неужели это печальное следствие наших
бесед? Вместо успокоения и мира, которое должно было бы внести
пробужденное в сердце чувство, оно вызвало тревогу, сомнения, чуть
ли не угрызения совести. Впрочем, чему удивляться? Это естественное
следствие того печального положения вещей, которому подчинены у нас
все сердца и все умы. Вы просто поддались действию сил, которые
приводят у нас в движение все, начиная с самых высот общества и
кончая рабом, существующим лишь для утехи своего владыки.
Да и как могли бы вы этому противиться? Те самые свойства,
которыми вы выделяетесь из толпы, должны сделать вас тем более
подверженной вредному воздействию воздуха, которым вы дышите. Среди
всего окружающего вас, могло ли сообщить устойчивость вашим идеям
то немногое, что мне было позволено вам поведать? Мог ли я очистить
атмосферу, в которой мы живем? Последствия я должен был предвидеть,
да я их и предвидел. Отсюда частые умолчания, мешавшие убеждениям
проникнуть вам в душу и вводившие вас, естественно, в заблуждение.
И если бы только я не был уверен, что религиозное чувство,
пробужденное хотя бы частично в чъем-либо сердце, какие бы оно не
причиняло ему муки, все же лучше полного его усыпления, мне бы

пришлось раскаиваться в своем усердии. Тем не менее, я надеюсь, что
облака, омрачающие сейчас ваше небо, однажды превратятся в
благодатную росу и она оплодотворит семя, брошенное в ваше сердце,
и произведенное на вас действие нескольких ничего не стоящих слов
служит мне верной порукой более значительных результатов, их
непременно вызовет в будущем работа вашего собственного сознания.
Смело вверьтесь, сударыня, волнениям, вызываемым в вас мыслями о
религии: из этого чистого источника могут вытекать только чистые
чувства.
По отношению к внешним условиям вам пока достаточно знать, что
учение, основанное на высшем начале единства и непосредственной
передачи истины в непрерывном преемстве ее служителей, только и
может быть самым согласным с подлинным духом религии, потому что
дух этот заключается всецело в идее слияния всех, сколько их ни
есть в мире, нравственых сил - в одну мысль, в одно чувство и в
постепенном установлении социальной системы или церкви, которая
должна водворить царство истины среди людей. Всякое иное учение,
вследствие одного уже отпадения от учения первоначального, далеко
отталкивает от себя возвышенное обращение Спасителя: "Молю тебя,
Отче, да будут они одно, как мы одно" и не желает водворения
царства божьего на земле. Но отсюда совсем еще не следует, что вы
обязаны провозглашать во всеуслышание эту истину перед лицом земли:
конечно, не таково ваше призвание. То самое начало, из которого эта
истина исходит, обязывает вас, напротив, при вашем положении в
свете,видеть в ней только внутренний светоч вашей веры - и ничего
более. Я почитаю за счастье, что способствовал обращению ваших
мыслей к религии, но я почувствовал бы себя очень несчастным,
сударыня, если бы вместе с тем вызвал замешательство в вашем
сознании, которое, со временем, не могло бы не охладить вашей веры.
Я вам, кажется, как-то сказал, что лучшее средство сохранить
религиозное чувство - это придерживаться всех обычаев, предписанных
церковью, Такое упражнение в покорности важнее, чем обыкновенно
думают, и то, что его налагали на себя продуманно и сознательно

величайшие умы, является настоящим служением Богу. Ничто так не
укрепляет разум в его верованиях, как строгое выполнение всех
относящихся к ним обязанностей. Впрочем, большинство обрядов
христианской религии, проистекающее из высшего разума, является
действенной силой для каждого, способного проникнуться выраженными
в них истинами. Есть только одно исключение из этого правила,
имеющего безусловный характер, - а именно, когда обретаешь в себе
верования более высокого порядка нежели те, которые исповедуют
массы, верования, возносящие душу к тому самому источнику, из коего
проистекают все убеждения, причем верования эти нисколько не
противоречат народным, а, напротив, их подтверждают6 в таком
случае, но единственно в этом, позволительно пренебречь внешней
обрядностью, чтобы свободнее посвятить себя более важным трудам. Но
горе тому, кто принял бы иллюзии своего тщеславия или заблуждения
своего разума за необычайное озарение, освобождающее от общего
закона. А вы, сударыня, не всего ли лучше облечься в одежды
смирения, столь приличные вашему полу? Поверьте, это лучше всего
сможет успокоить смущение вашего духа и внести мир в ваше
существование.
Да даже и с точки зрения светских взглядов, скажите, что может
быть естественнее для женщины, развитый ум которой умеет находить
прелесть в научных занятиях и серьезных размышлениях, чем
сосредоточенная жизнь, посвященная главным образом религиозным
помыслам и упражнениям? Вы говорите, что при чтении книг ничто так
не действует на ваше воображение, как картины мирных и вдумчивых
существований, которые подобно прекрасной сельской местности на
закате дня вносят мир в душу и вырывают вас на мгновение из
тягостной или бесцветной действительности. Но ведь это вовсе не
фантастические картины: только от вас зависит осуществление одного
из этих пленительных вымыслов. Вы имеете все необходимое для этого.
Как видите, я вовсе не проповедую вам мораль слишком строгую: в