Файл: Урок 31 русская православная церковь в xvii веке. Цели и задачи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УРОК № 31

«РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В XVII ВЕКЕ ».

Цели и задачи:

  • Познакомить учащихся с положением Русской православной церкви после Смутного времени;

  • Объяснять причины церковной реформы; характеризовать социальную базу и значение Раскола.

Планируемые результаты:

  • Предметные: Анализировать позицию Русской православной церкви в XVII в.; описывать последствия церковной реформы, оценивать ее достоинства и недостатки; характеризовать позицию протопопа Аввакума и патриарха Никона; объяснять, почему в XVII в. светской власти удалось занять первенствующее положение по отношению к церковной; описывать основные идеи старообрядцев.

  • Метапредметные: Работая индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; развивать мотивы познавательной деятельности;  самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; устанавливать причинно-следственные связи.

  • Личностные:  Уважительно относиться к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох; осмысливать социально-нравственный опыт и гуманистические ценности предшествующих поколений.

Проверка знаний: § 24 (пересказ).

Перед вами одна из самых знатных женщин Москвы XVII в. — боярыня Морозова. Здесь мы видим ее не в богатых одежах и парадных санях, художник изобразил ее закованной в цепи в сопровождении стражи; с гневом обращается она к собравшимся. Единственный, кто открыто осмеливается поддержать боярыню, — юродивый, сидящий в лохмотьях прямо на снегу. В толпе одни откровенно плачут, другие смеются и ликуют. Судьба этой женщины будет страшной — посаженная в земляную тюрьму, она умрет мучительной смертью. Связана картина с драматическим эпизодом нашей истории — Расколом Русской Православной церкви.


Смута стала суровым испытанием для церкви. Часть духовенства во главе с патриархом Игнатием поддерживала Лжедмитрия I, но большинство священнослужителей показали образцы высокого служения Отечеству. Находившиеся в Москве поляки разграбили церковную утварь, осквернили мощи святых, уничтожили церкви, убивали и брали в заложники священнослужителей. Но все это не только не сломило, а, наоборот, укрепило духовные силы верующих и священнослужителей. После Смуты церкви удалось укрепить свой авторитет в государстве.

В середине XVII века обострились противоречия в церковной жизни. Стало ясно, что в русских церковных книгах много описок и искажений текста в сравнении оригиналами. Немало сомнений вызывал и обычай многоголосия во время церковной службы, крещение двумя пальцами и др.

Мнения верующих разделились. Одни (в том числе и патриарх Иосиф) предлагали исправить церковные книги и обряды, вернувшись к древнерусским образцам. Другие (царь Алексей Михайлович и его ближайшее окружение) считали, что необходимо обратиться к греческим оригинальным источникам. Церкви необходима была реформа.

Причины проведения церковной реформы:

  1. Претензии государства на роль «третьего Рима» — центра православия.

  2. Установление церковных связей с южнославянскими народами после воссоединения Украины с Россией.

  3. Попытки усиления влияния церкви на государство.

  4. Ошибки и искажения в церковной литературе в связи с рукописным характером книг.

В 1652 году по предложению царя Алексея Михайловича патриархом Московским и Всея Руси был избран новгородский митрополит Никон. В 1653 – 1655 гг. была проведена церковная реформа. Патриарх Никон занялся не только исправлением богослужебных книг, но и обрядов.

Обряды до реформы

Обряды после реформы

Писали «Исус»

Стали писать «Иисус»

Крестились двумя перстами, символизировавшими Бога Отца и Бога Сына

Стали креститься тремя перстами, символизировавшими Троицу — Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа

Кланялись земными поклонами

Стали кланяться поясными поклонами

Пели «Аллилуйя» (прославление) два раза

Стали петь «Аллилуйя» (прославление) три раза

Во время обряда крещения двигались по солнцу

Стали двигаться против солнца


Церковные книги и иконы исправлялись по греческим образцам. Со всеми, кто пытался спорить с Никоном, патриарх жестоко расправлялся. 

Нововведения были одобрены церковным собором, состоявшимся весной 1654 г. в Москве с участием восточных патриархов. Противником Никона стал протопоп Аввакум, признанный лидером движения старообрядцев (представители религиозного течения, возникшего после реформ Никона, враждебного официальной церкви). На созванном по инициативе патриарха очередном соборе в 1656 г. при участии антиохийского патриарха и сербского митропо­лита введенные новшества в церковных обрядах получи­ли одобрение, а сторонники двоеперстия были преданы анафеме и подверглись ссылке и заточению.

Первоначально расхождения между сторонниками старой веры и нововведений не выходили из круга цер­ковнослужителей, но позже раскол (разделение Русской православной церкви на сторонников и противников реформы Никона) охватил широкие слои населения.

Задание № 1. Прочитайте дополнительный материал и составьте психологический портрет патриарха Никона.

Вначале Алексей Михайлович во всем поддерживал Никона. Но постепенно царь стал тяготиться властью патриарха. В 1658 г. между ними произошел разрыв. Царь перестал ходить на патриаршие богослужения и приглашать Никона на государственные приемы. Никон заявил, что не желает быть патриархом «на Москве», и уехал в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь на Истре. Он рассчитывал, что царь уступит, но ошибся.

Церковный собор 1666 - 1667 гг. своими решениями подтвердил необходимость продолжения реформ Рус­ской Православной церкви, которые проводились те­перь уже под личным контролем царя. На этом же соборе был низложен и заточен в монастырь Никон.

Идейный вдохновитель старообрядчества протопоп Аввакум, после длительного заключения в Пустозерской тюрьме по решению церковного собора 1681 - 1682 гг. был заживо сожжен вместе со своими ближайшими соратниками.

Крайними мерами неприятия нововведения стали массовые самосожжения старообрядцев вместе с женами и детьми. В 1668 г. Соловецкий монастырь стал центром вооруженного противостояния сторонников старой веры и царских войск. Восстание было подавлено лишь через 8 лет.

Русская православная церковь оказалась вовлечена в политическую борьбу времен Смуты. После нее положение церкви в государстве укрепилось. К середине XVII века сложились условия для церковной реформы, которую провел патриарх Никон. Реформа изменила обрядовую сторону православия, но стала причиной раскола верующих на никониан и старообрядцев.


Домашнее задание: § 24 (пересказ). На основе информации из Интернета составить конспект на тему «Течения в старообрядчестве». Указать время создания, названия (откуда оно взялось), отличия друг от друга, центры, места распространения, существуют ли в настоящее время.