Файл: Урок 31 русская православная церковь в xvii веке. Цели и задачи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УРОК № 31
«РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В XVII ВЕКЕ ».
Цели и задачи:
-
Познакомить учащихся с положением Русской православной церкви после Смутного времени;
-
Объяснять причины церковной реформы; характеризовать социальную базу и значение Раскола.
Планируемые результаты:
-
Предметные: Анализировать позицию Русской православной церкви в XVII в.; описывать последствия церковной реформы, оценивать ее достоинства и недостатки; характеризовать позицию протопопа Аввакума и патриарха Никона; объяснять, почему в XVII в. светской власти удалось занять первенствующее положение по отношению к церковной; описывать основные идеи старообрядцев.
-
Метапредметные: Работая индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; развивать мотивы познавательной деятельности; самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; устанавливать причинно-следственные связи. -
Личностные: Уважительно относиться к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох; осмысливать социально-нравственный опыт и гуманистические ценности предшествующих поколений.
Проверка знаний: § 24 (пересказ).
Перед вами одна из самых знатных женщин Москвы XVII в. — боярыня Морозова. Здесь мы видим ее не в богатых одежах и парадных санях, художник изобразил ее закованной в цепи в сопровождении стражи; с гневом обращается она к собравшимся. Единственный, кто открыто осмеливается поддержать боярыню, — юродивый, сидящий в лохмотьях прямо на снегу. В толпе одни откровенно плачут, другие смеются и ликуют. Судьба этой женщины будет страшной — посаженная в земляную тюрьму, она умрет мучительной смертью. Связана картина с драматическим эпизодом нашей истории — Расколом Русской Православной церкви.
Смута стала суровым испытанием для церкви. Часть духовенства во главе с патриархом Игнатием поддерживала Лжедмитрия I, но большинство священнослужителей показали образцы высокого служения Отечеству. Находившиеся в Москве поляки разграбили церковную утварь, осквернили мощи святых, уничтожили церкви, убивали и брали в заложники священнослужителей. Но все это не только не сломило, а, наоборот, укрепило духовные силы верующих и священнослужителей. После Смуты церкви удалось укрепить свой авторитет в государстве.
В середине XVII века обострились противоречия в церковной жизни. Стало ясно, что в русских церковных книгах много описок и искажений текста в сравнении оригиналами. Немало сомнений вызывал и обычай многоголосия во время церковной службы, крещение двумя пальцами и др.
Мнения верующих разделились. Одни (в том числе и патриарх Иосиф) предлагали исправить церковные книги и обряды, вернувшись к древнерусским образцам. Другие (царь Алексей Михайлович и его ближайшее окружение) считали, что необходимо обратиться к греческим оригинальным источникам. Церкви необходима была реформа.
Причины проведения церковной реформы:
-
Претензии государства на роль «третьего Рима» — центра православия. -
Установление церковных связей с южнославянскими народами после воссоединения Украины с Россией. -
Попытки усиления влияния церкви на государство. -
Ошибки и искажения в церковной литературе в связи с рукописным характером книг.
В 1652 году по предложению царя Алексея Михайловича патриархом Московским и Всея Руси был избран новгородский митрополит Никон. В 1653 – 1655 гг. была проведена церковная реформа. Патриарх Никон занялся не только исправлением богослужебных книг, но и обрядов.
Обряды до реформы | Обряды после реформы |
Писали «Исус» | Стали писать «Иисус» |
Крестились двумя перстами, символизировавшими Бога Отца и Бога Сына | Стали креститься тремя перстами, символизировавшими Троицу — Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа |
Кланялись земными поклонами | Стали кланяться поясными поклонами |
Пели «Аллилуйя» (прославление) два раза | Стали петь «Аллилуйя» (прославление) три раза |
Во время обряда крещения двигались по солнцу | Стали двигаться против солнца |
Церковные книги и иконы исправлялись по греческим образцам. Со всеми, кто пытался спорить с Никоном, патриарх жестоко расправлялся.
Нововведения были одобрены церковным собором, состоявшимся весной 1654 г. в Москве с участием восточных патриархов. Противником Никона стал протопоп Аввакум, признанный лидером движения старообрядцев (представители религиозного течения, возникшего после реформ Никона, враждебного официальной церкви). На созванном по инициативе патриарха очередном соборе в 1656 г. при участии антиохийского патриарха и сербского митрополита введенные новшества в церковных обрядах получили одобрение, а сторонники двоеперстия были преданы анафеме и подверглись ссылке и заточению.
Первоначально расхождения между сторонниками старой веры и нововведений не выходили из круга церковнослужителей, но позже раскол (разделение Русской православной церкви на сторонников и противников реформы Никона) охватил широкие слои населения.
Задание № 1. Прочитайте дополнительный материал и составьте психологический портрет патриарха Никона.
Вначале Алексей Михайлович во всем поддерживал Никона. Но постепенно царь стал тяготиться властью патриарха. В 1658 г. между ними произошел разрыв. Царь перестал ходить на патриаршие богослужения и приглашать Никона на государственные приемы. Никон заявил, что не желает быть патриархом «на Москве», и уехал в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь на Истре. Он рассчитывал, что царь уступит, но ошибся.
Церковный собор 1666 - 1667 гг. своими решениями подтвердил необходимость продолжения реформ Русской Православной церкви, которые проводились теперь уже под личным контролем царя. На этом же соборе был низложен и заточен в монастырь Никон.
Идейный вдохновитель старообрядчества протопоп Аввакум, после длительного заключения в Пустозерской тюрьме по решению церковного собора 1681 - 1682 гг. был заживо сожжен вместе со своими ближайшими соратниками.
Крайними мерами неприятия нововведения стали массовые самосожжения старообрядцев вместе с женами и детьми. В 1668 г. Соловецкий монастырь стал центром вооруженного противостояния сторонников старой веры и царских войск. Восстание было подавлено лишь через 8 лет.
Русская православная церковь оказалась вовлечена в политическую борьбу времен Смуты. После нее положение церкви в государстве укрепилось. К середине XVII века сложились условия для церковной реформы, которую провел патриарх Никон. Реформа изменила обрядовую сторону православия, но стала причиной раскола верующих на никониан и старообрядцев.
Домашнее задание: § 24 (пересказ). На основе информации из Интернета составить конспект на тему «Течения в старообрядчестве». Указать время создания, названия (откуда оно взялось), отличия друг от друга, центры, места распространения, существуют ли в настоящее время.