ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Родной русский язык 3 класс
Тема: «Создаём тексты-рассуждения»
Цель деятельности учителя | Познакомить учащихся с теоретическими сведениями о строении текста-рассуждения; научить строить текст-рассуждения, научить выделять в тексте утверждение, аргументы и вывод |
Вид урока | Урок развития речи |
Планируемые результаты | Предметные: уметь анализировать текст-рассуждение с точки зрения его структуры, находить утверждение, аргументы и вывод Метапредметные: осознание целей учебной деятельности, умение ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, стремление к речевому совершенствованию |
Методы и формы обучения | Создание проблемных ситуаций; индивидуальная, фронтальная, групповая |
Оборудование | Компьютер, проектор |
Наглядный материал | Презентация к уроку |
Основные понятия | утверждение, аргументы, вывод |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые умения | ||||||
1.Организационный момент | Слайд Прозвенел звонок весёлый, Мы начать урок готовы, Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать! -Откройте тетради, запишите число, классная работа. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу | Познавательные: понимают поставленную задачу Регулятивные: планируют необходимые действия | ||||||
2.Актуализация знаний . | Слайд Спишите слова, вставьте пропущенные буквы обозначьте орфограмму в слове Т..тра..ь , еж.., к..р..ндаш.. ,сне.., тр..ва - Проверяем по цепочке задание -По первым буквам данных слов составьте слово. (текст) - Давайте вспомним, что такое текст? Чтобы ответить на этот вопрос проведём игру «Да-нет». Я читаю утверждение, если вы с ним согласны – ставим +, если не согласны - - ( двое у доски – оборот) 1.Текст состоит из одного предложения (-) 2. Текст состоит из нескольких любых предложений (-) 3. Текст состоит из предложений, связанных по смыслу (+) 4. Текст нельзя озаглавить (-) 5. Текст можно озаглавить (+) 6. Текс – обязательно должен быть большим по объёму (-) 7. Текст может быть не большим по объёму (+) 8. Текст всегда состоит из одной части (-) 9. В тексте можно выделить 3 части (+) ПРОВЕРКА - СЛАЙД Итак, дайте определение- что же такое текст? Прочитайте тему урока. (ДОСКА: Создаём тексты – рассуждения») | Самостоятельная работа Называют пропущенную орфограмму Отвечают на вопросы Выполняют тест Проверяют задание Текст-это два или несколько предложений, связанных по смыслу. Текст можно озаглавить. В тексте выделяют три части. | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, устанавливают причинно-следственные связи Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | ||||||
3.Работа с текстами. | - На доске вы видите таблицу с вопросами. Сейчас мы постараемся её заполнить.
Заполнение таблицы. -Возьмите карточку №1. На ней даны тексты. Прочитаем первый текст СЛАЙД Пестрый дятел На одном из деревьев дятел пристроился. Какой он нарядный! Головка и спинка чёрные. На затылке ярко-красные пятна. На чёрных крылышках белые пятнышки и полоски. Весь пёстрый, потому его пёстрым дятлом и прозвали. Ну и красавец! -На какие вопросы в таблице мы получили ответы, прочитав этот текст? - Определите, какой это тип текста.(текст-описание) СЛАЙД (В тексте-описании говорится о ПРИЗНАКАХ предмета или явления, которые можно увидеть ОДНОВРЕМЕННО. Всё, о чём говорится в тексте-описании, можно зафиксировать ОДНИМ снимком. К такому тексту можно поставить вопрос: КАКОЙ предмет?) СЛАЙД -Прочитайте второй текст Кот обворовывал нас каждую ночь. Он воровал всё. Наконец кот попался. Когда Лёнька схватил кота и поднял над землей, мы рассмотрели негодника. Я прикоснулся к коту, погладил по худенькой спинке и придумал: “Надо его накормить!” Мы втащили кота в чулан и дали ему сытный ужин. С этого дня он у нас прижился и прекратил воровать. -О чем говорится во втором тексте? (О событиях, действиях о том ,что произошло с котом ) -Какой вопрос вы можете к нему поставить? (Что произошло? Когда? Где?) -Как называются такой текст ? (текст -повествования) СЛАЙД ( В ТЕКСТЕ-ПОВЕСТВОВАНИИ говорится о каких-то действиях, о последовательных событиях. Действия сменяют друг друга. К такому типу текста можно поставить вопросы: КТО? КОГДА? ЧТО? ГДЕ? КАК?. Из текста узнаём, ЧТО происходит СНАЧАЛА, ПОТОМ и в КОНЦЕ? СЛАЙД -Прочитайте третий текст. Ель Ель – очень ценное дерево. Из древесины ели делают бумагу. Ель поёт в скрипке, в рояле. Много различной мебели делают из ели. Ель кормит лесных жителей. В густом ельнике птицы укрываются от непогоды, стужи и метели. Несомненно, ель – наше сокровище! -Подумайте на какой вопрос отвечает этот текст ? (Почему? Причины, доказательства) -Как же называется такой текст ?(текст-рассуждение) Такой текст называется текст- рассуждение. Рассуждать - значит доказывать. - Сегодня мы будем учиться составлять текст-рассуждение. СЛАЙД (В ТЕКСТЕ-РАССУЖДЕНИИ даётся объяснение какому-либо явлению, предмету, факту, событию. Что это такое? Почему это случилось, произошло? Почему это так ) -Давайте вспомним, сколько частей бывает в тексте? (3 части-вступление, основная, заключение) - О чём говорится в первой части текста? (о том, что ель ценное дерево) -В этой части дано утверждение, которое нужно доказать – почему ель – это ценное дерево… -Прочитайте вторую часть текста. О чём в ней сообщается? (о том, в чём заключается ценность ели) -Это аргументы, или доказательства. -Прочитайте 3 часть. Эта часть называется ВЫВОД. СЛАЙД -В тексте-рассуждении можно выделить 3 основные части. 1.Сформулированное утверждение 2.Аргументы, которые подтверждают данное утверждение 3.Вывод -Найдите в тексте №3 – утверждение. (Ель – очень ценное дерево.) Найдите аргументы, которые подтверждают данное утверждение. (Из древесины ели делают бумагу. Ель поёт в скрипке, в рояле. Много различной мебели делают из ели. Ель кормит лесных жителей. В густом ельнике птицы укрываются от непогоды, стужи и метели) Найдите вывод, который можно сделать, после того, как приведены необходимые аргументы. (Несомненно, ель – наше сокровище!) - Обычно утверждение совпадает с выводом. Прочитайте утверждение и вывод и убедитесь в этом. СЛАЙД –Определите тип текста - Найдите в тексте утверждение, аргументы и вывод. | Отвечают на вопросы, строят правильные высказывания Записывают в тетради: Текст-рассуждение 1.Утверждение 2.Аргументы 3.Вывод | Личностные: осознают свои возможности в учении Познавательные: извлекают информацию из прослушанного, систематизируют собственные знания Регулятивные: планируют необходимые умения, действуют по плану Коммуникативные: строят небольшие высказывания | ||||||
4.Физминутка | Вот мы руки развели. Словно удивились, И друг другу до земли Низко поклонились. Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились Ниже, ниже, не ленись, Поклонись ты и садись! | Выполняют физические упражнения | Личностные: понимают значения выполнения упражнений для снятия утомления | ||||||
5. Первичное закрепление | Слайд (работа в парах) -Собери «рассыпавшийся» текст-рассуждение, расставив на свои места части текста. Запиши получившийся текст в виде цифр, обозначающих последовательность абзацев. 1.Поэтому нужно залечить на берёзе ранку после того, как взяли сок, иначе дерево погибнет. 2.Если взять много сока у берёзы и не залечить ранку, то дерево погибнет. 3.Люди считают берёзовый сок полезным и вкусным напитком. Весной они подрезают кору и собирают его в бутылочку. Деревья, у которых выпустили много сока, засыхают и погибают, потому что сок у них – всё равно, что у нас кровь. (2,3,1) | | Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом процессе Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют решение учебных задач | ||||||
6.Практическая деятельность | Самостоятельная работа
| | Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | ||||||
7.Рефлексия | - Возьмите КАРТОЧКУ №4. -Соедините линией часть текста-рассуждения с его определением. Утверждение итог всего сказанного Аргументы точно сформулированная точка зрения, мысль, своё мнение Вывод доводы, приводимые в подтверждение чего-либо | | | ||||||
8.Подведение итогов | -На какой вопрос отвечает текст-рассуждение? (Почему?) -Назовите основные части текста-рассуждения. (утверждение, аргументы,вывод) СЛАЙД РЕФЛЕКСИЯ | | | ||||||
9.Домашнее задание | Составить текст-рассуждение на тему «Почему я люблю своего питомца. | | |