Файл: "Сравнительная оценка ассортимента и потребительских свойств шоколада оао "Кондитерский концерн Бабаевский".docx
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сущность товарного ассортимента заключается в том, чтобы предприятие своевременно предлагало определенную совокупность товаров, которые должны полностью соответствовать профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворять требования определенных категорий покупателей. Предприятию необходимо с течением времени увеличивать свой товарный ассортимент, так как потребители ждут новых товаров.
От состава и обновляемости ассортимента непосредственно зависят рост товарооборота и ускорение реализации товаров. Отсутствие в торговле нужных товаров, их узкий, нестабильный или несоответствующий запросам потребителей ассортимент порождают неудовлетворенный спрос, что отрицательно сказывается на эффективности торговли. Предприятию следует разрабатывать ассортиментную политику с учетом изменяющихся условий внешней среды. 6,с.80
1.2 Классификация ассортимента и его показатели
Сущность классификации ассортимента товара в том, что у каждого товара должно быть место и имя. Каталог товаров, построенный с учетом логических правил классификации позволит не только абсолютно правильно вести учет движения товаров внутри компании, но и даст неоспоримые преимущества в решении маркетинговых задач.
В товароведении и торговой практике существуют свои подходы к классификации ассортимента. По объекту рассмотрения различают ассортимент товарной группы и ассортимент торговых предприятий.
Ассортимент торговых предприятий представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Он включает ассортимент товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: продовольственные и непродовольственные товары. Каждая из отраслей делится на товарные группы, в состав которых входят товары, объединенные по ряду признаков (однородности сырья и материалов, потребительскому назначению, степени сложности ассортимента).
Ассортимент товарной группы - разновидности про-дуктов с подразделением их на виды и сорта, но относящиеся к одной родственной группе товаров или близкие по своим свойствам и применению.7
По месту нахождения ассортимент классифицируется следующим образом:
1) торговый - перечень товаров, находящийся в торговой сети и в сфере обращения (ГОСТ 51303-99). В отличие от промышленного ассортимента торговый ассортимент включает, как правило, товары разных производителей. Исключение составляют фирменные магазины организаций - изготовителей;
2) промышленный - ассортиментный перечень товаров, выпускаемый определенной отраслью промышленности или отдельным промышленным предприятием (ГОСТ 51303-99);
По широте охвата:
1) простой - ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются не более чем по трем признакам; Такой ассортимент представлен небольшим количеством групп, видов и наименований товаров, которые удовлетворяют ограниченное число потребителей, например, ассортимент магазина в сельской местности;
2) сложный - ассортимент товаров, предоставленный такими видами, которые классифицируются более чем по трем признакам. Данный ассортимент характеризуется значительным количеством групп, видов, наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах, например, ассортимент универсама;
3) марочный - набор товаров одного вида, но разных торговых марок. Такие товары могут удовлетворять как физиологические потребности, так и социальные, психологические. Это престижные марки автомобилей, одежды, обуви, духов.1
По назначению товаров выделяют групповой, развёрнутый, сопутствующий, смешанный ассортимент.
Групповой ассортимент - набор однородных товаров, объединенный общими признаками и удовлетворяющий аналогичные потребности. Под группами ассортимента понимают состав продукции и товаров одного вида, различаемых по отдельным признакам - маркам, фасону, профилям, артикулу, модели, росту, цвету и т.д. Например, магазин рыболовных принадлежностей.8,с.217
Развернутый ассортимент - набор товаров, который включает подгруппы, виды, разновидности, относящиеся к группе однородных, но различающиеся между собой индивидуальными признаками, такой ассортимент имеют специализированные магазины.
Сопутствующий ассортимент - набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не являются для данной торговой фирмы основными, например, фирма, реализующая обувь, предлагает также ассортимент предметов ухода за обувью.
Смешанный ассортимент - набор товаров разных групп, например, ассортимент супермаркета.
Для сравнительной оценки ассортимента торговой организации с точки зрения соответствия требованиям потребителей и торговой организации применяются понятия рационального и оптимального ассортимента. Рациональный - набор товаров, удовлетворяющих реальные потребности, которые зависят от уровня жизни населения, достижений науки и техники. Оптимальный - набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для производителя, но с максимальной пользой для потребителя при минимальной затрате на производство и доведение до потребителя.
По наличию на данный момент ассортимент товаров классифицируется так:
1) реальный - действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации;
2) прогнозируемый - набор товаров, который должен будет удовлетворять покупателя.
Торговый ассортимент характеризуется рядом показате-лей: структурой, широтой, глубиной, полнотой, коэффициен-тами устойчивости и обновления, ассортиментным миниму-мом, гармоничностью. Определения данных понятий раскрыты в предыдущей части.8,с.217
Таким образом, ассортимент товаров классифицируется по разным признакам, а его показатели позволяют увидеть всю товарную линейку предприятия и её свойства.
1.3 Факторы, влияющие на формирование ассортимента шоколадной продукции
В торговле ассортимент должен формироваться на основе спроса покупателей, который представляется постоянным, альтернативным и импульсивным, а также с учетом его воздействия на товары повседневного, периодического и редкого потребления. Спрос на шоколадную продукцию на данном этапе развития этого потребительского рынка имеет место быть. 8,с.220
Различают общие и специфичные факторы формирования ассортимента.
Общими факторами,влияющими на формирование промышленного и торгового ассортимента, являются спрос и рентабельность.
Спрос как потребность, подкреплённая платежеспособностью потребителей, - определяющий фактор формирования ассортимента. В свою очередь, спрос зависит от сегмента потребителей (их доходов, национальных, демографических и других особенностей).
Рентабельность производства и реализации определяется себестоимостью, издержками производства и обращения.
Специфичными факторамиформирования торгового ассортимента являются: сырьевая база изготовителей, специализация торговой организации, каналы распределения, методы формирования спроса и стимулирования сбыта, материально-техническая база организации, сегмент потребителей.
Сырьевая база производственных организаций определяется наличием природных ресурсов, состоянием добывающей и перерабатывающей промышленности, выпускающей сырьё, полуфабрикаты и комплектующие изделия, а также затратами на производство и доставку сырья. Недостаточность или трудоёмкость добычи, сбора или выращивания отдельных видов сырья приводит к сокращению ассортимента соответствующих товаров. Основное сырье для производства шоколада - тертое какао, какао - масло и сахар. В качестве вспомогательных материалов используют орехи
, кофе, сухое молоко, вафли, цукаты, ванилин и др., позволяющие рационально использовать какао-бобы. 9,с.328
Материально-техническая база товарного производства также оказывает значительное влияние на формирование ассортимента. Недостаточность производственных площадей, отсутствие или нехватка необходимого оборудования приводят к тому, что ассортимент товаров, пользующихся спросом, может сократиться. Если у фирмы отсутствуют склады, обеспечивающие сохранность товаров в надлежащих условиях, или площади торгового зала для выкладки товаров сложного либо развёрнутого ассортимента, организация не должна формировать такой ассортимент.
Специализация торговой организации относится к наиболее значимым факторам формирования ассортимента товаров. Она определяется при создании, лицензировании или аттестации организации. Руководство организации принимает решение о специализации, от которой зависит её последующая деятельность, в том числе и формирование ассортимента.
Каналы распределения товаров также имеют значение при формировании торгового ассортимента. Налаженная система поставок через приемлемые для торговли каналы распределения, ритмичность доставки в нужные сроки и в нужном объёме облегчают работу по формированию ассортимента.
Методы формирования спроса и стимулирования сбыта, в частности рекламная поддержка товаров, в условиях насыщенного рынка также влияют на формирование торгового ассортимента.
Сегмент потребителей, на который выходит торговая организация, определяет ассортимент товаров по уровню качества и цен (дорогие или высококачественные или дешёвые низкокачественные товары). На формирование ассортимента могут влиять национальные, религиозные и индивидуальные запросы потребителей.9,с.329
Также на формирование ассортимента шоколада влияют упаковочные материалы, имидж фирмы, рекламная политика и т.п. Это можно отнести к вспомогательным факторам. 10
Мы рассмотрели этапы производства шоколада и факторы, влияющие на формирование ассортимента шоколадной продукции.
Теперь рассмотрим ассортимент шоколада.
Шоколад классифицируется по рецептуре, способу обработки шоколадной массы, форме и консистенции.
По форме и консистенции шоколад изготавливают в плитках, фигурный и в виде шоколадной глазури. Последнее применяют для изготовления глазированных конфет, печенья и других сладостей с использованием шоколада.
В зависимости от рецептуры и технологии изготовления шоколад подразделяется на обыкновенный с добавлениями и без добавлений, десертный с добавлениями и без добавлений, пористый с добавлениями и без добавлений, с начинками, диабетический, белый.
Отличия между сортами определяется соотношениями сахара, какао-массы и масла какао.
Обыкновенный шоколад отличается значительным содержанием сахара и умеренным содержанием какао продуктов. Теобромина в нём немного, поэтому изделия детского ассортимента выпускают в основном в виде обыкновенного шоколада.
Десертный шоколад отличается высокими вкусовыми достоинствами, при производстве используется высококачественное сырьё. Он отличается высоким содержанием какао - массы, тщательной и длительной обработкой шоколадной массы.
В шоколад с добавлениями помимо основных составляющих (какао - тёртого, сахарной пудры и какао - масла) используют самые различные добавки (зерно злаков, ядро орехов, молочные продукты и др.), повышающие вкусовые и пищевые достоинства шоколада.
Шоколад с начинками вырабатывают из шоколадной массы различной формы и с различными начинками - кремовыми, ореховыми, помадными, фруктовыми, зерновыми и др. 11,с.45
Белый шоколад готовится по особой рецептуре из какао - масла без добавления какао - тёртого, поэтому он имеет такой кремовый (белый) цвет.
В зависимости от видов добавлений различают шоколад молочный, ореховый, кофейный, с вафлями, фруктами и др.
Шоколад ореховый включает добавленные обжаренные орехи (обычно фундук) растёртые и не тёртые (целые или дроблёные) в количестве 15-35 %.
Шоколад кофейный выпускают с молотым кофе (3 - 5 %) или кофейным экстрактом.
Шоколад с вафлями включает вафельные крошки (4,4 - 6%), равномерно распределённые в шоколадной массе.
Шоколад с фруктами включает в себя до 12% цукатов или сухой фруктовой цедры.
Диабетический шоколад предназначен для больных сахарным диабетом. Вместо сахара используются подсластители, такие как сорбит, ксилит, маннит или изомальт.11,с.45
Ассортимент шоколада различен, и каждый вид обладает определенным ароматом, цветом, вкусом, технологией изготовления. И из этой широкой ассортиментной линейки каждый выбирает то, что ему по душе.
1.4 Оценка качества шоколада
В предыдущей части были рассмотрены виды шоколадной продукции, технология её производства, используемые сырье и материалы.
Но для того, чтобы предприятие получало прибыль от своей продукции, она должна быть качественной. Качество - неотъемлемое свойство продукта, которое характеризуется степенью его пригодности и удовлетворения потребителя.
Что же касается качества шоколада, то при оценке качества шоколада устанавливают соответствие органолептических и физико-химических показателей требованиям стандарта.