Файл: Реферат по дисциплине Физическая культура Тема " Баскетбол ". Содержание введение Характеристика игры. Техника игры Техника игры в нападении.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 2075

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
опередив ритм ведения, выбивает мяч бли­жайшей к сопернику рукой в момент приема мяча, отскочившего от площадки.

Выбить мяч у нападающего можно и сзади в начальный момент прохода .

Перехват мяча. Перехват мяча осуществляется при передаче. Ус­пех данного способа перехвата зависит, прежде всего, от своевре­менности и быстроты действий защитника. Если нападающий ждет мяч на месте, не выходит навстречу ему, то перехватить его срав­нительно нетрудно: следует ловить мяч одной или двумя руками в прыжке после рывка.

Обычно нападающий выходит на мяч. В этом случае защитнику нужно на коротком расстоянии набрать максимально возможную скорость и опередить соперника на пути к летящему мячу. Плечом и руками он отрезает прямой путь сопернику к мячу и овладевает им (рис. 18). Чтобы не столкнуться с нападающим, защитник, про­ходя вплотную мимо него, несколько отклоняется в сторону. После овладения мячом ему лучше сразу перейти на ведение, чтобы избе­жать пробежки. Перехват мяча осуществляется в момент, когда защитник дого­няет нападающего, ведущего мяч. Для этого ему необходимо под­строиться к ритму и скорости ведения мяча, а затем, выйдя из-за спины нападающего, на мгновение раньше его принять отскакива­ющий мяч на кисть ближайшей руки и самому уже продолжать вес­ти мяч, но в другом направлении.

Накрывание мяча при броске. Защитник, имеющий некоторое преимущество перед нападающим в росте и в высоте прыжка, дол­жен попытаться помешать вылету мяча из рук при броске. В момент противодействия броску рука защитника должна оказаться непосредственно у мяча. Тогда согнутую кисть накладывают на мяч сбоку сверху, и бросок выполнить не удается.

Накрывание мяча может осуществляться по ходу подстраховки игрока соперника. Например, центровой получает мяч и сразу же с поворотом в прыжке атакует корзину. Однако другой защитник, повернувшись к нему для подстраховки, накрывает мяч сзади в на­чальный момент основной фазы броска. При накрывании мяча нуж­но избегать движения рукой (или руками) сверху вниз, особенно при противодействии броску двумя или одной рукой снизу.

Овладение мячом в борьбе за от­скок у своего щита. После броска нападающего защитник должен прегра­дить сопернику путь к щиту, занять
устойчивое положение, затем бороть­ся за отскок, быстро и своевременно
выпрыгивая для овладения мячом. Прыжок выполняется как одной, так и двумя ногами после небольшого разбега или с места. Высоко выпрыгнув и завладев мячом, игрок при приземлении широко разводит ноги и сгибает туловище, чтобы в силовой борьбе помешать сопернику занять выгодное положение по отношению к щиту и мячу.


3.               ОБУЧЕНИЕ И ТРЕНИРОВКИ.

3.1.  Физическая подготовка.

Современный баскетбол развивается по пути дальнейшего повышения темпа, интенсивности и активизации действий в напа­дении и защите. Возрастает скорость не только передвижения, но и всех применяемых действий. Все труднее становится выдер­живать нагрузку в отдельном матче и тем более в целом турнире. Способность организма проявлять большую работоспособность, отдалять момент наступления утомления во многом зависит от физической подготовленности. Недостатки в развитии скорости, выносливости, силы, ловкости, гибкости и воспитании волевых качеств могут стать серьезным препятствием для овладения ма­стерством игры в целом.

Физическую подготовку можно подразделить на общую и спе­циальную. Общая физическая подготовка предполагает всесто­роннее развитие. Это значит, что каждый баскетболист должен стать атлетом, имеющим спортивные разряды по основным видам спорта: легкой атлетике, лыжному спорту, гимнастике, плаванию и др.

Специальная физическая подготовка направлена на такое развитие двигательных качеств и всех систем организма, кото­рые бы соответствовали условиям игровой деятельности в про­цессе соревнований по баскетболу. Для этого необходимо знать содержание игровой деятельности баскетболиста, которая харак­теризуется большим разнообразием, носит ациклический характер и связана с переменной интенсивностью, перемежаемой периода­ми отдыха. Установлено, что активная работа в ходе игры че­редуется  с  периодами  отдыха  примерно  в  пределах  3—4  сек.

Баскетболист играет полноценно 7—10 мин., а затем, наступает период спада, который продолжается не менее 5 мин.

Важным качеством для баскетболиста является сила. Хоро­шая силовая подготовка отдельных мышечных групп позволяет достичь высокой скорости передвижения, быстроты выполнения передач, остановок, отбора мяча в борьбе с противником и повы­шает прыгучесть игрока.

Не меньшее значение имеет выносливость. Умение быстро включаться в игру и активно действовать как можно более дли­тельное время — обязательное условие деятельности современ­ного баскетболиста.

Выполнение игровых приемов с большой скоростью требует от баскетболиста   высокоразвитой ловкости и гибкости.

Развитие этих качеств осуществляется специально подобран­ными упражнениями (в беге, прыжках, метании), близкими по своей структуре к игровым, а также упражнениями в технике, тактике и самой игрой.



Упражнения  для   развития  силы:

  1. Поднимание штанги до уровня плеч  (вес   штанги   30%  и
    больше от собственного веса).

  2. Приседание со штангой на плечах в быстром и медленном
    темпе с прыжком вверх.

  3. Повороты и наклоны туловища со штангой на плечах.

  4. Выжимание штанги ногами, лежа на спине.

  5. Вырывание и выжимание штанги.

  6. Бросание и ловля набивных мячей весом 3—5 кг.

  7. Парные упражнения: перетягивание друг   друга за руки;
    сгибание и разгибание рук с сопротивлением; приседание и вы­прямление с сопротивлением (партнер давит руками на плечи);
    передвижение прыжками в приседе с опорой о спину друг друга.

  8. Прыжки «в глубину» без отягощения и с отягощением.

  9. Напрыгивание на специальную (разборную) опору.

  10. Эстафеты с переносом различного груза (набивные мячи,
    партнер).

  11. Игры: «бей петухов»,  «пятнашки»   в  приседе,  элементы
    вольной борьбы и самбо.

Упражнения   для   развития   быстроты:

  1. Прыжки, приседания, наклоны  и т.  п.  по сигналу.

  2. Бег с высоким подниманием бедер.

  3. Бег на месте в максимально быстром темпе с ускорением
    по сигналу (вперед, в сторону, назад).

  4. Ускорение на 10—20 м по сигналу из различных исходных
    положений, стоя спиной и лицом в направлении движения, лежа,
    в приседе.

  5. Остановки по сигналу после быстрого бега.

  6. Передвижение в стойке защитника.

  7. Пробегание отрезков в 30, 50, 60 и 100м на время.

  8. Броски различных предметов на быстроту.

  9. Эстафеты и подвижные игры с бегом.

Упражнения   для   развития  ловкости:

  1. Акробатические упражнения; кувырки и перевороты.

  2. Гимнастические вольные упражнения.

  3. Прыжки через гимнастическую скамейку с ловлей и пере­
    дачей мяча в полете.

  4. Броски мяча вверх с поворотом на 180 и 360° во время по­
    лета мяча.

  5. Броски мяча вверх-назад и ловля двумя руками за спиной.

  6. Жонглирование двумя, тремя мячами и больше.

  7. Комплексные упражнения с выполнением различных зада­
    ний и преодолением препятствий, расставленных по залу.

  8. Подвижные игры, эстафеты, спортивные игры.

Упражнения   для    развития   гибкости:

  1. Пружинящие покачивания в выпаде.

  2. Наклоны туловища вперед и назад с доставанием руками
    пола, пяток.

  3. Махи руками и ногами.

  4. Метание теннисного мяча, камней активными движениями
    кисти.

  5. Лежа на спине, поднимание ног с   доставанием пола за
    головой.


3. 2.  Техническая и тактическая подготовка.

Обучение технике приемов, применяемых в нападении, начи­нается с изучения стойки, бега, остановок, прыжков и поворотов. Прежде всего, нужно научить занимающихся занимать пра­вильную стойку. Для этого им предлагается принять ее по коман­де или по сигналу во время ходьбы, бега. Надо тщательно про­верить каждого занимающегося. В дальнейшем при всех упраж­нениях без мяча и с мячом обращается внимание на правильность занимаемой стойки и ее сохранение при передвижении, останов­ках, ведении мяча и т. п.

Бег изучается в сочетании с остановками. Сначала осваивает­ся бег по прямой, а затем с изменением направления и скорости.

Остановки начинают изучать способом «двумя шагами».

При обучении прыжкам внимание акцентируется на правиль­ности толчка, полета и приземления. Первым изучается прыжок толчком  одной ногой.

После нескольких занятий занимающихся знакомят с пово­ротами. Начинают с выполнения поворотов на месте на сзади стоящей ноге вперед и назад. Основное внимание обращается на работу толчковой ноги, которая не должна подниматься вы­соко от опоры. При этом необходимо сохранять достаточно ши­рокий шаг.

Примерные  упражнения:

  1. Бег в медленном темпе с остановкой по сигналу.

  2. Бег, по сигналу ускорение.

  3. Бег по кругу и между препятствиями.

  4. Старты из положения стоя с пробеганием отрезков 5, 10, 15, 20 м.

  5. Бег с остановками к поворотами: 4 раза от штрафной ли­нии до центра, от штрафной до штрафной и т. п.

  6. Эстафеты с бегом по прямой или с бегом по отрезкам.

  7. Игры в «пятнашки» с передвижением обычным бегом, в по­луприседе, приседе, прыжками на двух (одной) ногах.

  8. Повороты вперед и назад из стойки нога впереди по коман­де преподавателя.

  9. Повороты в сочетании с бегом и остановками по сигналу.

  10. Повороты после ведения мяча и остановки.

  11. Повороты с сопротивлением: один пытается отнять мяч,
    второй, используя повороты, старается удержать мяч.

  12. То же, но против двух противников.

  13. При изучении прыжков важно добиться энергичного оттал­кивания и вертикальности взлета (упражнения приведены в раз­деле специальной физической подготовки).

3.2.1. Ловля и передача мяча.

Ловля и передача мяча изучаются одновременно. Сначала занимающимся нужно объяснить и показать ловлю мяча двумя руками, акцентируя их внимание на положении рук (особенно кистей) и своевременности амортизирующего движения. Одно­временно с этим объясняется способ держания мяча двумя рука­ми и техника выполнения передачи мяча двумя руками от груди. После этого даются разнообразные упражнения, в которых одни передают, другие ловят мяч.


На первых занятиях мяч передается на средней высоте, с не­большой траекторией, прямо на ловящего. Постепенно условия ловли усложняются, занимающимся предлагается поймать мяч с шагом вперед, в сторону, в прыжке, при передвижении навстре­чу передающему, параллельно с ним и впереди него. Важно на­учить занимающихся останавливаться и передавать мяч в дви­жении без пробежек. Совершенствование осуществляется в более сложных упражнениях с передачами мяча и в игре.

По мере овладения ловлей, двумя руками занимающиеся изу­чают ловлю одной рукой. Ловля мяча с полуотскока и мяча, катящегося по площадке, изучается позднее.

.Обучение передачам мяча начинается со способа двумя рука­ми от груди и одной от плеча. Затем изучаются остальные спо­собы в такой последовательности: двумя и одной рукой снизу, двумя и одной рукой сверху, крюком и скрытые передачи.

Первичное опробование передачи выполняется на месте в двух шеренгах или в колоннах с одним ведущим впереди. Затем даются упражнения в ловле и передачах мяча при встречном передвижении, в передачах с продвижением вдоль площадки, с передвижением по кругу, в передачах в сочетании с другими приемами, подвижные игры.

Примерные   упражнения:

  1. Встречная передача мяча. Группа делится на 3—4 подгруппы, каждая из которых строится в колонну по одному, водя­щий располагается перед колонной на расстоянии 8—10 м. Мяч у направляющего, который, передав его выходящему, уходит на левый фланг. Водящий передает мяч следующему и т. д.

Усложнение: а) направляющий после передачи уходит на ме­сто водящего; б) передавший мяч при встречном передвижении уходит в сторону передачи (каждая подгруппа разделяется на две части и располагается друг против друга на расстоянии 12— 15 м); в) то же, но передавший мяч становится защитником; г) то же, но передачи выполняются с отскоком от пола или по высокой траектории!

  1. Передача мяча в тройках. Группа строится в три колонны, на расстоянии 6—8 м друг от друга, лицом к центру. Мяч у одно­го из направляющих. По команде преподавателя он передает мяч влево (вправо)  направляющему соседней колонны и перебегает на левый фланг в ту же сторону.

Усложнения: а) мяч передается влево, а передвижение вы­полняется вправо, б) направление передачи и передвижения из­меняется по сигналу, в) упражнение выполняется двумя и тремя мячами.

  1. Передача мяча при встречном передвижении по  кругу. Группа образует два круга; причем внутренний круг в два раза меньше наружного. По команде оба круга начинают передвигаться в противоположных направлениях, передавая сначала один, а затем 2 или 3 мяча.