Файл: Теоретические основы экологического образования детей дошкольного возраста. Методические вопросы организации экологического образования детей дошкольного возраста. Технологии экологического образования дошкольников.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 4932
Скачиваний: 259
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Теоретические основы экологического образования детей дошкольного возраста. Методические вопросы организации экологического образования детей дошкольного возраста. Технологии экологического образования дошкольников.
Цель практического занятия:
- систематизировать, закрепить и углубить знания теоретического характера; проверить знания студентов;
- научить студентов приёмам решения практических задач, способствовать овладению навыками и умениями выполнения разных видов заданий;
- научить их работать с методическими пособиями, книгой, пользоваться справочной и научной литературой; интернет-ресурсами.
Задание 1. Максимальное количество баллов – 3
Педагог должен уметь работать с программами дошкольного образования. Сравните 2 программы (1 комплексная и 1 парциальная) и заполните таблицу анализа подходов к экологическому образованию дошкольников.
Рекомендуемые комплексные программы для анализа:
- «От рождения до школы»,
- «Детство»,
- «Развитие»,
- « Радуга».
Рекомендуемые парциальные программы:
- Николаева С. Н. «Юный эколог»,
- Рыжова Н. А. «Наш дом - природа»,
- Вересов Н. «Мы — земляне»,
- Кондратьева Н.Н. Программа «Мы».
Схема составления характеристики программ:
1. Авторы, название программы, год и место издания.
2. Теоретическое обоснование программы, какова основная идея или концепция лежит в основе программы.
3. Цели и задачи экологического образования, формулируемые в программе.
4. Содержание знаний (кратко), умений, характер формирующегося отношения.
5. Методическое обеспечение (есть ли рекомендации к организации педагогического процесса, краткое их изложение).
6. Нужна ли специальная подготовка воспитателей для работы по данной программе.
7. Наличие критериев оценки достижений детей.
8. Связь с другими программами обучения в детском саду.
Таблица – Анализа подходов к экологическому образованию дошкольников
Комплексная программа «Радуга» | Парциальная программа «Юный эколог» |
«Радуга» — это рекомендованная Министерством образования РФ апробированная система комплексного структурирования образовательного процесса для детей с 2 до 7 лет, предполагающая поступательное развитие маленьких воспитанников под руководством одного воспитателя на протяжении всего периода пребывания в детском саду. Авторы: Т.И. Гризик, Т.Н. Дронова Задачи: 1.Способствует сохранению, укреплению и выработки привычки к здоровому образу жизни. Так, малыши не только выполняют задания, но и не забывают помыть руки после пользования клеем, например. 2.Отвечает за своевременное физическое и психологическое здоровье. Например, соответствие речевого развития возрастным нормам. 3.Обеспечивает максимальные возможности содержательного дошкольного периода для каждого малыша с помощью расширения круга тем (например, при рассмотрении темы прикладного народного творчества, дети знакомятся и с гжелью, и с дымковскими игрушками, и с хохломой). | Автор: С.Н. Николаева Цель: формирование у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Задачи: - Дать детям элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и её значении в жизни живых существ. - Раскрывать взаимосвязи растений и животных со средой обитания. – - Прослеживать роль среды обитания в процессе онтогенеза - роста и развития отдельных видов растений и высших животных. - Раскрыть взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. - Показать разные формы взаимодействия человека с природой. |
Практическая реализация «Радуги» опирается на семь видов деятельности, каждый из которых, по задумке авторов, соответствует определённой активности малышей и охватывает все виды занятий в детском саду. Красный цвет – физкультура Оранжевый цвет – игра Желтый цвет – ИЗО Зеленый цвет – конструирование Голубой цвет – музыка и творчество Синий цвет – окружающий мир Фиолетовый цвет - математика | Программа включает две подпрограммы: программу экологического воспитания дошкольников и программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т.е. одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития её у взрослых. Ориентирована на детей 2—7 лет. Состоит из 7 разделов: Раздел 1 — элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ, которые рассматриваются и сами по себе, и как компоненты среды жизни живых существ. Разделы 2, 3 — познание собственно экологических законов природы — жизни растений и животных в своей среде обитания и в сообществе. Раздел 4 прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших животных. В разделе 5 раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Раздел 6 показывает разные формы взаимодействия человека с природой. В разделе 7 даны общие рекомендации к распределению материала по возрастам. |
Пособия для программы публикуются издательством «Просвещение». Развивающие книги «Познаю мир» для дошкольников всех возрастов, посвящённые назначению и функциям окружающих объектов, знакомству со связями между явлениями и вещами, знаками и символами. Книги «Моя математика». Дидактические альбомы «Сделаю сам». Альбомы-пособия по ручному и художественному труду. Новое методическое пособие для подготовительной группы «На пороге школы» (авторы — Т.Н. Доронова, Т.И. Гризик). | Требуется специальная подготовка воспитателей. Программа должна быть адаптирована в каждом конкретном случае под конкретные условия работы ДОУ |
Задание 2. Максимальное количество баллов – 5
Компьютеры и иные информационные технологии в настоящее время прочно обосновались в жизни педагогов. Без навыков владения ПК в современном мире очень сложно, так как компьютеризация проникла во все сферы деятельности. Потенциал ИКТ в образовании огромен.
Составьте ИКТ-игру экологической направленности в стандартной программе Microsoft PowerPoint (до 6 слайдов).
Задание 3. Максимальное количество баллов – 4
Вы пишете календарный план на неделю. Составьте 5 наблюдений на прогулку (сезон, возрастная группа – по выбору студента), опираясь на программу Н. Николаевой «Юный эколог» или Н. Е. Вераксы «От рождения до школы» по следующему плану:
1. Тема.
2. Цель.
3. Оборудование (если есть).
4. Ход наблюдения (краткий рассказ, загадка или иное художественное слово; вопросы к детям; практические действия детейи т.п.).
Планируя недельные наблюдения, учитывайте сезонные явления природы и погоды; живой мир: растения или животные; труд человека в природе.
Проводя наблюдение, воспитатель строит свою деятельность, учитывая три основных этапа:
1. Необходимо, чтобы дети получили общее представление об объекте. Дается время для осмотра. Воспитанники должны удовлетворить свое любопытство, узнать, что это такое, выразить к нему свое отношение.
2. Воспитатель задает детям вопросы, загадывает загадки, предлагает обследовать предмет, сравнивает и пр. Широко используются трудовые действия, игровые приемы стихи, отрывки из художественных произведений. Это вызывает эмоциональное отношение к наблюдаемому объекту.
3. Подводится итог наблюдения, обобщаются полученные знания.
Прогулка 1
Наблюдение за сезонными изменениями
Цели: закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы; учить выделять изменения в жизни растений и животных в осеннее время; формировать представление об осенних месяцах.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Какое сейчас время года?
♦ Как вы догадались, что осень?
♦ Перечислите характерные признаки осени.
♦ Почему осенью стало холоднее?
♦ Что делает человек осенью?
Солнце осенью светит не так ярко, часто идут дожди. Утром бывают заморозки. Птицы собираются в стаи, улетают на юг.
Экскурсия по территории детского сада
Обратить внимание на произошедшие за лето изменениями.
Трудовая деятельность
Уборка участка детского сада от опавших листьев.
Подвижная игра
«Мышеловка».
Цели: учить соблюдать правила игры; развивать ловкость и быстроту бега.
Дидактическая игра
«Придумай сам»
Цель: формировать умение использовать один и тот же предмет в качестве заместителя.
Индивидуальная работа
Цель: совершенствовать прыжки с продвижением вперед.
Самостоятельные игры с выносным материалом.
Прогулка 2
Наблюдение за клумбой «Здоровья»
Цели: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.
Ход наблюдения
Воспитатель предлагает детям обратить внимание на растения, которые растут на клумбе «Здоровья»
♦ Почему, крапива растет на клумбе «Здоровья»? Разве крапива не сорняк? Чем полезны листья крапивы? (Они останавливают кровь, укрепляют волосы, богаты витаминами К, С.)
♦ Когда заготавливают листья крапивы? (Сбор сырья производится только в период цветения — с июня по август.)
♦ Подорожник (друг путника). Его можно найти на любой полевой дороге и приложить прохладный листок к потертости на ноге или пораненному пальцу. В листьях подорожника содержатся витамины А, К, С. Листья подорожника способствуют остановке кровотечения, заживлению ран, успокаивают боль при укусах насекомых. Листья собирают в период цветения растения.
Мать-и-мачеха. Собирают листья в июне, июле. Настой листьев применяют при простуде.
Трудовая деятельность
Работа на экологической тропе: уборка мусора возле водоема.
Подвижная игра
«Совушка»
Цели: учить неподвижно стоять некоторое время; внимательно слушать.
Дидактическая игра
«Что где растет?»
Цель: учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о значении растений.
Индивидуальная работа
Прыжки на 2х ногах с продвижением вперед между предметами.
Цель: закреплять умение прыгать на 2х ногах с продвижением вперед.
Прогулка 3
Наблюдение за пауком
Цели: расширять и закреплять знания о характерных особенностях внешнего вида паука, его жизненных проявлениях; формировать реалистические представления о природе.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Этот маленький ловец
Сетку прочную плетет,
Если муха попадет,
Тут бедняжке и конец. (Паук.)
На кусты туман набросил
Золотистые шелка,
На опушке, возле сосен,
Слышу прялку паука.
Он без устали и рьяно
Нить прядет, сплетая сеть,
Чтоб над стеблями бурьяна
Вместе с ветром пролететь.
♦ Как выглядит паук?
♦ Как он передвигается?
♦ Где живет и чем питается?
♦ Как паук ловит насекомых?
♦ Есть ли враги у паука?
♦ Как по поведению пауков можно предсказывать погоду?
♦ Какие загадки, стихи, сказки, песенки про паука вы знаете?
♦ Где зимуют пауки?
Тело паука разделено на две части: головогрудь и брюшко. На голове у паука восемь глаз и рот, а грудка опирается на четыре пары ног. На нижней части брюшка паука находится паутинная бородавка, через которую он выделяет паутину.
Пауки — хищники, они питаются другими насекомыми: мухами, комарами, жучками и бабочками, которых ловят с помощью сети — паутины. На зиму паучки забиваются в щелки коры, расщелины старых пней и засыпают до весны.
Люди заметили, что по поведению пауков можно судить о погоде. Перед непогодой пауки не раскидывают сетей для ловли насекомых. А если паук принимается за работу над новыми сетями или заделывает изъяны в старой паутине — жди сухих солнечных дней.
Трудовая деятельность
Сбор семян.
Цель: закреплять умение аккуратно собирать семена цветов и правильно их хранить.
Подвижная игра
«Песенка стрекозы»
Цель: развивать ритмичную, выразительную речь; совершенствовать координацию движений.
Дидактическая игра
«Насекомые»
Цель: закреплять умение классифицировать и называть насекомых.
Индивидуальная работа
«Не промахнись»
Цель: развивать меткость и глазомер детей.
Прогулка 4
Наблюдение за муравьем
Цели: расширять знания об особенностях внешнего вида муравьев, их жизненных проявлениях; вызывать интерес к окружающему миру.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Он — работник настоящий,
Очень-очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей.)
Сладко пахнут сосновой смолой
Разогретые темные пни.
Из иголочек высохшей хвои
Строят терем лесной муравьи.
Расторопно, с рабочей сноровкой
Ставят балки и бревна кладут.
Дело спорится бойко и ловко,
Будут в доме тепло и уют!
Будут в тереме малые дети
Мирно спать под напевы дождей.
Для того и встает на рассвете
Работящий лесной муравей.
♦ Как выглядят муравьи?
♦ Как они передвигаются?
♦ Чем питаются?
♦ Как называется муравьиный дом?
♦ Из чего муравьи строят свой дом?
♦ Какие враги есть у муравьев?
♦ Какие песни, стихи, загадки, сказки о муравье вы знаете?
♦ Как готовятся муравьи к зиме?
Муравей — самое сильное на земле насекомое, он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес. У него утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти, очень подвижные усики, выполняющие роль органов осязания. Муравьи — великолепные строители. Муравьи — хищники, они истребляют множество насекомых. У них много врагов: птицы, медведь, муравьед.
Трудовая деятельность
Сбор урожая на огороде.
Цель: воспитывать желание трудиться сообща, доставлять радость от собранного урожая не только себе, но и другим детям.
Подвижная игра
«С кочки на кочку».
Цель: развивать у детей ловкость, быстроту.
Дидактическая игра
«Что это такое?»
Цель: учить создавать в воображении образы на основе характерных признаков предметов, замечать необычное в самых обычных вещах.
Индивидуальная работа
Упражнения в прыжках
Цель: учить прыгать на одной ноге, продвигаясь
Прогулка 5
Наблюдение за небом
Цель: продолжать знакомство с явлениями природы, со свойствами воздуха, развивать любознательность.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задевает,
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет. (Ветер.)
♦ Как образуется ветер? (Воздух нагревается от земли, поднимается вверх, а холодный воздух опускается вниз. Такое передвижение воздуха создает ветер.)
♦ Какие бывают ветры по силе? (Сильные и слабые.)
♦ Как называются сильные ветры? (Ураган, тайфун, смерч.)
♦ Сегодня есть ветер? Какой он по силе? Исследовательская деятельность
Определить направление ветра с помощью компаса и флюгера. (Куда повернул флюгер — оттуда и ветер, а по стрелке компаса определяется сторона света.)
Как определить силу ветра? (С помощью бумажки и секундомера.)
Как определить с какой стороны дует ветер? (С помощью компаса: если с севера — холодный, если с юга — теплый.)
Трудовая деятельность: Сбор сухих листьев.
Цель: учить под руководством взрослого участвовать в наведении порядка на участке.