Файл: Теоретические основы экологического образования детей дошкольного возраста. Методические вопросы организации экологического образования детей дошкольного возраста. Технологии экологического образования дошкольников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 4932

Скачиваний: 259

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема: Теоретические основы экологического образования детей дошкольного возраста. Методические вопросы организации экологического образования детей дошкольного возраста. Технологии экологического образования дошкольников.

Цель практического занятия:

- систематизировать, закрепить и углубить знания теоретического характера; проверить знания студентов;

- научить студентов приёмам решения практических задач, способствовать овладению навыками и умениями выполнения разных видов заданий;

- научить их работать с методическими пособиями, книгой, пользоваться справочной и научной литературой; интернет-ресурсами.

Задание 1. Максимальное количество баллов – 3

Педагог должен уметь работать с программами дошкольного образования. Сравните 2 программы (1 комплексная и 1 парциальная) и заполните таблицу анализа подходов к экологическому образованию дошкольников.

Рекомендуемые комплексные программы для анализа:

- «От рождения до школы»,

- «Детство»,

- «Развитие»,

- « Радуга».

Рекомендуемые парциальные программы:

- Николаева С. Н. «Юный эколог»,

- Рыжова Н. А. «Наш дом - природа»,

- Вересов Н. «Мы — земляне»,

- Кондратьева Н.Н. Программа «Мы».

Схема составления характеристики программ:

1. Авторы, название программы, год и место издания.

2. Теоретическое обоснование программы, какова основная идея или концепция лежит в основе программы.

3. Цели и задачи экологического образования, формулируемые в программе.

4. Содержание знаний (кратко), умений, характер формирующегося отношения.

5. Методическое обеспечение (есть ли рекомендации к организации педагогического процесса, краткое их изложение).

6. Нужна ли специальная подготовка воспитателей для работы по данной программе.

7. Наличие критериев оценки достижений детей.

8. Связь с другими программами обучения в детском саду.

Таблица – Анализа подходов к экологическому образованию дошкольников

Комплексная программа «Радуга»

Парциальная программа «Юный эколог»

«Радуга» — это рекомендованная Министерством образования РФ апробированная система комплексного структурирования образовательного процесса для детей с 2 до 7 лет, предполагающая поступательное развитие маленьких воспитанников под руководством одного воспитателя на протяжении всего периода пребывания в детском саду.

Авторы: Т.И. Гризик, Т.Н. Дронова

Задачи:

1.Способствует сохранению, укреплению и выработки привычки к здоровому образу жизни. Так, малыши не только выполняют задания, но и не забывают помыть руки после пользования клеем, например.

2.Отвечает за своевременное физическое и психологическое здоровье. Например, соответствие речевого развития возрастным нормам.

3.Обеспечивает максимальные возможности содержательного дошкольного периода для каждого малыша с помощью расширения круга тем (например, при рассмотрении темы прикладного народного творчества, дети знакомятся и с гжелью, и с дымковскими игрушками, и с хохломой).

Автор: С.Н. Николаева

Цель: формирование у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Задачи:

- Дать детям элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и её значении в жизни живых существ.

- Раскрывать взаимосвязи растений и животных со средой обитания. –

- Прослеживать роль среды обитания в процессе онтогенеза - роста и развития отдельных видов растений и высших животных.

- Раскрыть взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать.

- Показать разные формы взаимодействия человека с природой.

Практическая реализация «Радуги» опирается на семь видов деятельности, каждый из которых, по задумке авторов, соответствует определённой активности малышей и охватывает все виды занятий в детском саду.

Красный цвет – физкультура

Оранжевый цвет – игра

Желтый цвет – ИЗО

Зеленый цвет – конструирование

Голубой цвет – музыка и творчество

Синий цвет – окружающий мир

Фиолетовый цвет - математика

Программа включает две подпрограммы: программу экологического воспитания дошкольников и программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т.е. одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития её у взрослых.

Ориентирована на детей 2—7 лет.

Состоит из 7 разделов:

Раздел 1 — элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ, которые рассматриваются и сами по себе, и как компоненты среды жизни живых существ.

Разделы 2, 3 — познание собственно экологических законов природы — жизни растений и животных в своей среде обитания и в сообществе.

Раздел 4 прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших животных.

В разделе 5 раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать.

Раздел 6 показывает разные формы взаимодействия человека с природой.

В разделе 7 даны общие рекомендации к распределению материала по возрастам.

Пособия для программы публикуются издательством «Просвещение».

Развивающие книги «Познаю мир» для дошкольников всех возрастов, посвящённые назначению и функциям окружающих объектов, знакомству со связями между явлениями и вещами, знаками и символами.

Книги «Моя математика».

Дидактические альбомы «Сделаю сам».

Альбомы-пособия по ручному и художественному труду.

Новое методическое пособие для подготовительной группы «На пороге школы» (авторы — Т.Н. Доронова, Т.И. Гризик).

Требуется специальная подготовка воспитателей.

Программа должна быть адаптирована в каждом конкретном случае под конкретные условия работы ДОУ


Задание 2. Максимальное количество баллов – 5

Компьютеры и иные информационные технологии в настоящее время прочно обосновались в жизни педагогов. Без навыков владения ПК в современном мире очень сложно, так как компьютеризация проникла во все сферы деятельности. Потенциал ИКТ в образовании огромен.

Составьте ИКТ-игру экологической направленности в стандартной программе Microsoft PowerPoint (до 6 слайдов).

Задание 3. Максимальное количество баллов – 4

Вы пишете календарный план на неделю. Составьте 5 наблюдений на прогулку (сезон, возрастная группа – по выбору студента), опираясь на программу Н. Николаевой «Юный эколог» или Н. Е. Вераксы «От рождения до школы» по следующему плану:

1. Тема.

2. Цель.

3. Оборудование (если есть).

4. Ход наблюдения (краткий рассказ, загадка или иное художественное слово; вопросы к детям; практические действия детейи т.п.).

Планируя недельные наблюдения, учитывайте сезонные явления природы и погоды; живой мир: растения или животные; труд человека в природе.

Проводя наблюдение, воспитатель строит свою деятельность, учитывая три основных этапа:

1. Необходимо, чтобы дети получили общее представление об объекте. Дается время для осмотра. Воспитанники должны удовлетворить свое любопытство, узнать, что это такое, выразить к нему свое отношение.

2. Воспитатель задает детям вопросы, загадывает загадки, предлагает обследовать предмет, сравнивает и пр. Широко используются трудовые действия, игровые приемы стихи, отрывки из художественных произведений. Это вызывает эмоциональное отношение к наблюдаемому объекту.

3. Подводится итог наблюдения, обобщаются полученные знания.

Прогулка 1

Наблюдение за сезонными изменениями

Цели: закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы; учить выделять изменения в жизни растений и животных в осеннее время; формировать представление об осенних месяцах.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Какое сейчас время года?

♦ Как вы догадались, что осень?

♦ Перечислите характерные признаки осени.

♦ Почему осенью стало холоднее?

♦ Что делает человек осенью?

Солнце осенью светит не так ярко, часто идут дожди. Утром бывают заморозки. Птицы собираются в стаи, улетают на юг.

Экскурсия по территории детского сада

Обратить внимание на произошедшие за лето изменениями.



Трудовая деятельность

Уборка участка детского сада от опавших листьев.

Подвижная игра

«Мышеловка».

Цели: учить соблюдать правила игры; развивать ловкость и быстроту бега.

Дидактическая игра

«Придумай сам»

Цель: формировать умение использовать один и тот же предмет в качестве заместителя.

Индивидуальная работа

Цель: совершенствовать прыжки с продвижением вперед.

Самостоятельные игры с выносным материалом.

Прогулка 2

Наблюдение за клумбой «Здоровья»

Цели: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.

Ход наблюдения

Воспитатель предлагает детям обратить внимание на растения, которые растут на клумбе «Здоровья»

♦ Почему, крапива растет на клумбе «Здоровья»? Разве крапива не сорняк? Чем полезны листья крапивы? (Они останавливают кровь, укрепляют волосы, богаты витаминами К, С.)

♦ Когда заготавливают листья крапивы? (Сбор сырья производится только в период цветения — с июня по август.)

♦ Подорожник (друг путника). Его можно найти на любой полевой дороге и приложить прохладный листок к потертости на ноге или пораненному пальцу. В листьях подорожника содержатся витамины А, К, С. Листья подорожника способствуют остановке кровотечения, заживлению ран, успокаивают боль при укусах насекомых. Листья собирают в период цветения растения.

Мать-и-мачеха. Собирают листья в июне, июле. Настой листьев применяют при простуде.

Трудовая деятельность

Работа на экологической тропе: уборка мусора возле водоема.

Подвижная игра

«Совушка»

Цели: учить неподвижно стоять некоторое время; внимательно слушать.

Дидактическая игра

«Что где растет?»

Цель: учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о значении растений.

Индивидуальная работа

Прыжки на 2х ногах с продвижением вперед между предметами.

Цель: закреплять умение прыгать на 2х ногах с продвижением вперед.

Прогулка 3

Наблюдение за пауком

Цели: расширять и закреплять знания о характерных особенностях внешнего вида паука, его жизненных проявлениях; формировать реалистические представления о природе.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Этот маленький ловец

Сетку прочную плетет,

Если муха попадет,

Тут бедняжке и конец. (Паук.)

На кусты туман набросил


Золотистые шелка,

На опушке, возле сосен,

Слышу прялку паука.

Он без устали и рьяно

Нить прядет, сплетая сеть,

Чтоб над стеблями бурьяна

Вместе с ветром пролететь.

♦ Как выглядит паук?

♦ Как он передвигается?

♦ Где живет и чем питается?

♦ Как паук ловит насекомых?

♦ Есть ли враги у паука?

♦ Как по поведению пауков можно предсказывать погоду?

♦ Какие загадки, стихи, сказки, песенки про паука вы знаете?

♦ Где зимуют пауки?

Тело паука разделено на две части: головогрудь и брюшко. На голове у паука восемь глаз и рот, а грудка опирается на четыре пары ног. На нижней части брюшка паука находится паутинная бородавка, через которую он выделяет паутину.

Пауки — хищники, они питаются другими насекомыми: мухами, комарами, жучками и бабочками, которых ловят с помощью сети — паутины. На зиму паучки забиваются в щелки коры, расщелины старых пней и засыпают до весны.

Люди заметили, что по поведению пауков можно судить о погоде. Перед непогодой пауки не раскидывают сетей для ловли насекомых. А если паук принимается за работу над новыми сетями или заделывает изъяны в старой паутине — жди сухих солнечных дней.

Трудовая деятельность

Сбор семян.

Цель: закреплять умение аккуратно собирать семена цветов и правильно их хранить.

Подвижная игра

«Песенка стрекозы»

Цель: развивать ритмичную, выразительную речь; совершенствовать координацию движений.

Дидактическая игра

«Насекомые»

Цель: закреплять умение классифицировать и называть насекомых.

Индивидуальная работа

«Не промахнись»

Цель: развивать меткость и глазомер детей.

Прогулка 4

Наблюдение за муравьем

Цели: расширять знания об особенностях внешнего вида муравьев, их жизненных проявлениях; вызывать интерес к окружающему миру.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Он — работник настоящий,

Очень-очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравей.)

Сладко пахнут сосновой смолой

Разогретые темные пни.

Из иголочек высохшей хвои

Строят терем лесной муравьи.

Расторопно, с рабочей сноровкой

Ставят балки и бревна кладут.

Дело спорится бойко и ловко,

Будут в доме тепло и уют!

Будут в тереме малые дети

Мирно спать под напевы дождей.

Для того и встает на рассвете

Работящий лесной муравей.

♦ Как выглядят муравьи?


♦ Как они передвигаются?

♦ Чем питаются?

♦ Как называется муравьиный дом?

♦ Из чего муравьи строят свой дом?

♦ Какие враги есть у муравьев?

♦ Какие песни, стихи, загадки, сказки о муравье вы знаете?

♦ Как готовятся муравьи к зиме?

Муравей — самое сильное на земле насекомое, он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес. У него утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти, очень подвижные усики, выполняющие роль органов осязания. Муравьи — великолепные строители. Муравьи — хищники, они истребляют множество насекомых. У них много врагов: птицы, медведь, муравьед.

Трудовая деятельность

Сбор урожая на огороде.

Цель: воспитывать желание трудиться сообща, доставлять радость от собранного урожая не только себе, но и другим детям.

Подвижная игра

«С кочки на кочку».

Цель: развивать у детей ловкость, быстроту.

Дидактическая игра

«Что это такое?»

Цель: учить создавать в воображении образы на основе характерных признаков предметов, замечать необычное в самых обычных вещах.

Индивидуальная работа

Упражнения в прыжках

Цель: учить прыгать на одной ноге, продвигаясь

Прогулка 5

Наблюдение за небом

Цель: продолжать знакомство с явлениями природы, со свойствами воздуха, развивать любознательность.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задевает,

Одним проходу не дает,

Других он подгоняет. (Ветер.)

♦ Как образуется ветер? (Воздух нагревается от земли, поднимается вверх, а холодный воздух опускается вниз. Такое передвижение воздуха создает ветер.)

♦ Какие бывают ветры по силе? (Сильные и слабые.)

♦ Как называются сильные ветры? (Ураган, тайфун, смерч.)

♦ Сегодня есть ветер? Какой он по силе? Исследовательская деятельность

Определить направление ветра с помощью компаса и флюгера. (Куда повернул флюгер — оттуда и ветер, а по стрелке компаса определяется сторона света.)

Как определить силу ветра? (С помощью бумажки и секундомера.)

Как определить с какой стороны дует ветер? (С помощью компаса: если с севера — холодный, если с юга — теплый.)

Трудовая деятельность: Сбор сухих листьев.

Цель: учить под руководством взрослого участвовать в наведении порядка на участке.