Файл: Базовые понятия. Физическая культура. Физкультурная деятельность. Спортивная деятельность. Двигательная активность.docx
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 173
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рассматривается, так сказать, в двух плоскостях. С одной стороны, исследуется влияние физической культуры на духовную сферу человека. Это направление стало особенно интенсивно развиваться в последние годы в связи с осознанием того, что под влиянием физической культуры в социальной среде формируются специфические духовные ценности. Их создание, усвоение и преумножение происходят в форме двигательной активности каждого человека как субъекта (носителя) культуры, а сама деятельность человека выступает, во-первых, как создающая такие ценности, во-вторых, как создающая такие ценности. само по себе наряду со своими результатами, является элементом культуры общества. С другой стороны, человекообразующая функция физической культуры изучается с учетом влияния физической культуры на физическое здоровье человека,
Проблема человекообразующей функции физической культуры, несмотря на ее разностороннюю изученность, имеет еще много малоизученных аспектов. Языковая функция физической культуры не может быть полностью понята, если не рассматривать особенности ее воздействия на биологические и социальные компоненты человека через призму их взаимосвязи. Эта проблема требует специального анализа, так как в научной литературе она упоминается лишь частично. При изучении этой проблемы необходимо ответить на два основных вопроса. Во-первых: связана ли физическая культура, как сфера деятельности человека с применением физических упражнений, с биологически наследственной стороной человеческой природы? Второй: если да, то как это происходит? Это достаточно сложная проблема, затрагивающая самую суть человеческого существования. Сейчас можно наметить лишь некоторые контуры ее решения. Целесообразно опираться на два биологических закона: во-первых, приобретенные в онтогенезе признаки не наследуются; а во-вторых, единицей эволюционного процесса является род.
Если опираться на первый закон, то можно сделать вывод, что физическое совершенство человека, достигнутое ею в результате длительных занятий физическими упражнениями, не передается по наследству. Это означает, что культура двигательной активности конкретного человека и ее результаты, проявляющиеся в изменении уровня его физического здоровья и физической подготовленности, через генетические механизмы не передаются из поколения в поколение. Отсюда можно было бы сделать вывод, что физическая культура не влияет на биологическую наследственную сторону человеческой природы. Однако это не так. Такое влияние существует до сих пор. Она носит не прямой, а косвенный характер и проявляется в том, что практическая деятельность людей, осуществляемая в рамках различных форм социальной реализации физической культуры (физическое воспитание, спорт, физическая рекреация, адаптивная физическая культура и др.), способствует повышению уровня физического здоровья конкретного человека, так как улучшает работу всех систем его организма. В этом проявляется непосредственное воздействие физической культуры на биологическую природу конкретного человека, в результате чего создаются благоприятные условия для развития у него здорового потомства.
Именно поэтому действие будет иметь значение с точки зрения эволюции вида Homo Sapiens только в том случае, если оно охватит достаточно большое количество людей, так как, как сказано во втором из названных выше биологических законов, единица эволюционный процесс есть форма. Поэтому для формирования устойчивых адаптационных изменений, обеспечивающих передачу высокого уровня физического здоровья от поколения к поколению (социальная значимость физической культуры), физическая культура должна привлекать в сферу своего влияния значительное количество людей (не менее в активном репродуктивном возрасте).
Только в этом случае, если рассматривать актуальную проблему с позиций эволюционных изменений биологического вида, имеет место социально значимый (филогенетически наследуемый) оздоровительный эффект от деятельности людей, связанной с применением физических упражнений. Следует обратить внимание на некоторые, на первый взгляд, достаточно очевидные особенности применения физических упражнений. С одной стороны, систематическое использование человеком таких упражнений создает благоприятные условия для оптимального функционирования всех систем организма, т. е. непосредственно влияет на его физическое здоровье и физическое состояние. С другой стороны, побудить человека систематически заниматься физическими упражнениями, не имеющими для него прямого утилитарного значения (одноминутная прямая польза, польза), путем формирования соответствующих потребностей, т.е. воздействуя определенным образом на его духовную сферу. Следовательно, физические упражнения являются своеобразным стержнем, вокруг которого объединяется моторика человека и его духовное развитие в процессе специализированной деятельности.
Описанный механизм воздействия различных форм социального проявления физической культуры (физкультуры, спорта, физической рекреации и других связанных с ними форм социальной практики) на человека как представителя биологического вида как раз и является естественным мостом, соединяющим социальные и биологического в своем развитии. Он (механизм) показывает, что единство всех форм социального проявления физической культуры проявляется не только в том, что они используют одни и те же средства (физические упражнения), но и в том, что все они, вовлекая широкие массы населения в деятельности, связанной с применением физических упражнений в рамках специально организованного педагогического процесса, создать условия для формирования устойчивых изменений, направленных на повышение уровня физического здоровья и физических (природных) характеристик человека. Следовательно, потребность человека в здоровье и оптимальном физическом развитии является биологически детерминированной, но постепенно реализуемой в обществе и удовлетворяемой в нем через различные формы социального проявления физической культуры (физкультура, спорт, физическая рекреация и др.)
2.3 Двигательная активность в физической культуре
Активность предполагает готовность к действию, проявление инициативы и активное участие в каком-либо начинании. Деятельность есть проявление динамики данного явления, и как таковое является проявлением жизни в органическом мире. Жизнь человеческого организма включает в себя деятельность каждой клетки, органа и системы. Деятельность является тем фактором, который позволяет разделить мир на живое и неживое. Первые активны на каждом уровне данной структуры тела.
Нарушение деятельности одной структуры приводит к нарушению деятельности другой структуры (например, клетка – орган – мозг). Активность человеческого организма проявляется в движении и физической активности.
Физическая активность – это планомерная двигательная активность мужчин, определяется биологическими и социальными факторами, в том числе необходимостью поддержания гомеостаза организма, обеспечения адекватных морфологических, физиологических, биомеханических и психологических условий для генетического и социокультурного развития в процессе онтогенеза.
Первая часть определения, представленного выше, является существенной. В отличие от двигательной деятельности, которая включает в себя механические, автоматические, а также необдуманные действия, двигательная активность является планомерной и целенаправленной деятельностью. В настоящее время физическая активность предпринимается чаще всего по жизненным показаниям – для восстановления, поддержания и укрепления здоровья, реже – для занятий спортом.
В науке о физической культуре двигательная активность в основном носит оздоровительный характер и лишь изредка выполняется для достижения результатов в данной спортивной дисциплине.
Учитывая представленные различия между видами деятельности человека, представляется, что определение физической активности, часто цитируемое в мировой литературе, должно быть открытым для обсуждения.
В нем говорится, что «физическая активность — это любое движение тела, при котором работают ваши мышцы и затрачивается больше энергии, чем во время отдыха». Это определение может относиться к любой двигательной активности, включая необдуманные, случайные, а иногда и преднамеренные движения. Однако деятельность не является целенаправленной.
Даже когда мы чешем спину или садимся, расход энергии может быть больше, чем в состоянии покоя, поскольку уровень расхода энергии в состоянии покоя включает только принятие лежачего положения. Таким образом, приведенное выше определение относится как к физической, так и к двигательной активности. Движение есть свойство обеих форм деятельности.
Однако следует отметить, что движения совершают и простейшие организмы и растения.
При определении двигательной активности в физической культуре недостаточно указать на энергозатраты, которые больше, чем в условиях покоя. Другое определение относится к медицинским аспектам физической активности. В нем говорится, что «физическая нагрузка предполагает работу скелетных мышц с множественными сопутствующими функциональными изменениями в организме». Однако мы не знаем, какой вид деятельности описывает это определение.
Оно может относиться как к физической, так и к двигательной активности, так как оба вида активности предполагают одни и те же функциональные изменения, указанные в определении. Такие изменения, хотя и незначительные или даже минимальные, происходят при движениях ребенка во время игры, мытья машины, работы в саду или уже упомянутом почесывании спины. Помимо этого, сомнения, других запросов, касающихся физических нагрузок, определяемых таким образом, нет. И наоборот, физическая культура может включать в себя физическую активность (не двигательную активность), определяемую как «запланированная и повторяющаяся мышечная работа, связанная с расходом энергии, ориентированным на здоровье, больше, чем в условиях покоя, или приводящая к утомлению». Очевидно, степень утомления может быть разной и должна быть правильно определена. Физическая активность, понимаемая таким образом, включает рубку леса, копание земли, уборку снега лопатой, марш, бег, игру в мяч и т. д. Определение физической активности в физической культуре, которая также включает в себя соревновательный спорт, часто имеющий мало общего со здоровьем, определение будет следующим: «физическая активность – это работа скелетных мышц, характеризующаяся целенаправленным и эффективным расходом энергии». Физическая активность во всех областях физической культуры различается только по целевому назначению, объему, интенсивности, типу, форме и психологическому контексту. Физическая активность, однако больше, чем двигательная активность. Первый ориентирован на достижение конкретной цели, связанной со здоровьем или спортом, и требует сознательного выполнения, тогда как второй не обязательно предполагает сознательность. Американские теоретики разработали другое определение физической активности. А именно: работа скелетных мышц, увеличивающая расход энергии сверх основного уровня (не только в условиях покоя — Ж.Д.). Усилия, связанные с базовыми уровнями затрат энергии, могут быть предприняты во время таких действий, как стояние, медленная ходьба, поднятие легких предметов, подъем на несколько ступенек или другие эпизоды умеренных усилий. Индивиды с таким уровнем активности считаются физически неактивными и, по Кайзеру, оцениваются как менее ценные, с симптомами дегенерации, в отличие от лиц, расход энергии которых превышает базовый уровень.
Физическая активность включает в себя двигательную активность, но двигательная активность не всегда связана с физической активностью. Двигательная деятельность становится двигательной, когда она включает в себя выполнение физических упражнений, систематически повторяемых и спланированных, имеющих правильную структуру и ориентированных на конкретные цели. Все физические упражнения являются формами физической активности, однако не все двигательные активности нашего тела являются физическими упражнениями. Во всех областях физической культуры (не культуры движения) деятельность направляется и обычно оценивается с помощью физических мер. Ползание ребенка не оценивается с помощью этих единиц. Физическая активность, переведенная в физические единицы измерения, скорее оценивается, чем измеряется.
Было бы трудно измерить количество выделяемого тепла с помощью калориметрических камер. Мы можем измерить расстояние в километрах, но мы никогда не сможем измерить участие человеческого тела (в том числе умственного) в усилиях, необходимых для преодоления этого расстояния.
Даже спортивные тестеры (не говоря уже о частоте пульса как периферийном показателе) не отражают всех усилий, затрачиваемых на эту деятельность.
В заключение следует предположить, что двигательная активность и физическая активность не являются равнозначными терминами. Каждый из этих терминов зависит от конкретных двигательных задач, выполняемых человеком.
У них есть еще одна общая черта – ни один из них не является проявлением двигательной активности. Другими словами, последнее может быть формой двигательной активности или физической активности. Если рассматривать моторику как совокупность двигательных поведений, то можно заключить, что таких поведений больше, обусловленности и потребности в движении, чем в двигательной деятельности, т.е. почесывание спины, шевеление пальцами, мимика и т. д. Последние примеры также связаны с двигательной активностью. Этот термин недавно обсуждался в польской научной литературе. Однако, это вряд ли будет широко понято. Наоборот, оно кажется неясным и, вероятно, останется неясным для некоторых получателей, поскольку оно включает в себя слово «моторика». Если это останется неясным, трудно будет ожидать широкой пропаганды этой деятельности в обществе. Стимулирование двигательной активности вызывает лишь дополнительную путаницу.