Файл: Базовые понятия. Физическая культура. Физкультурная деятельность. Спортивная деятельность. Двигательная активность.docx
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 169
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РЕФЕРАТ
на тему: «Базовые понятия. Физическая культура. Физкультурная деятельность. Спортивная деятельность. Двигательная активность»
Выполнил:
Научный руководитель:
…, 2023
Содержание
2
ВВЕДЕНИЕ 3
I глава. Вступительная часть 5
1.1Базовые понятия физической культуры 5
1.2Базовые понятия физкультурной деятельности 6
II глава. Основная научная часть 9
2.1 Спортивная деятельность 9
2.2 Формирование личности с помощью спортивной деятельности 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
Список литературы: 23
ВВЕДЕНИЕ
Физическая культура – это часть культуры общества, которая представляет собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности, формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путём определённого воспитания и подготовки.
Отсутствие физической активности является ключевым фактором, определяющим здоровье на протяжении всей жизни. Недостаток активности увеличивает риск сердечных заболеваний, рака толстой кишки и молочной железы, сахарного диабета, гипертонии, остеопороза, тревоги и депрессии и других заболеваний. В новой литературе высказывается предположение, что с точки зрения смертности глобальное бремя для здоровья населения, связанное с отсутствием физической активности, приближается к бремени курения сигарет. Распространенность и значительный риск заболеваний, связанных с отсутствием физической активности, были описаны как пандемия.
Распространенность, влияние на здоровье и доказательства изменчивости привели к призывам к действиям по увеличению физической активности на протяжении всей жизни. В ответ на необходимость найти способы сделать физическую активность приоритетом здоровья для молодежи, был сформирован Комитет Медицинского института по физической активности и физическому воспитанию в школьной среде. Его цель состояла в том, чтобы проанализировать текущее состояние физической активности и физического воспитания в школьной среде, в том числе до, во время и после школы, а также изучить влияние физической активности и физического воспитания на краткосрочные и долгосрочные физические, когнитивные и мозговые функции. и психосоциальное здоровье и развитие детей и подростков.
Образовательный совет учащихся дает рекомендации относительно подходов к укреплению и совершенствованию программ и политики физической активности и физического воспитания в школьной среде. В этом отчете изложен ряд руководящих принципов, которыми он руководствуется при работе над этими задачами. К ним относятся: признание преимуществ привития детям привычек физической активности на протяжении всей жизни; значение использования системного мышления в повышении физической активности и физкультуры в школьной среде; признание существующего неравенства возможностей и необходимости достижения равенства в физической активности и физическом воспитании; важность учета всех типов школьной среды; необходимость учитывать разнообразие учащихся при разработке рекомендаций.
I глава. Вступительная часть
-
Базовые понятия физической культуры
Физическая культура является центральным понятием теории физической культуры, всего физкультурного образования. Термин встречается довольно часто не только в профессиональной конкретной сфере, но и в обычной жизни.
Однако прежде чем давать определение физической культуре необходимо выяснить, как толкуется категория «культура», являющаяся родовым понятием по отношению к другим ее видам (материальной, духовной, физической и т.д.).
В наиболее содержательно обобщающих определениях отечественных ученых культура представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых людьми в результате их созидательной деятельности для удовлетворения своих жизненных потребностей в качестве необходимых факторов и способов совершенствования человека и общества. Следовательно, к культуре относится все то, что существует помимо природы. Преобразуя окружающую природу и самого себя как природного существа, человек тем самым создает культуру, в том числе и личную. Поэтому культуру следует рассматривать в качестве основного способа и результата развития физических и духовных качеств и способностей человека.
Известно, что человек выделился из природы миллионы лет назад. И когда он начал приспосабливать окружающую природу и совершенствовать свое тело, умственные и физические способности в соответствии с объективными законами - только такую его деятельность можно назвать по-настоящему культурной. Отсюда в самом мерном приближении физическая культура есть способ и мера физического преобразования человека, его собственной природы и двигательных способностей. Это описательное, предельно обобщенное определение физической культуры приведено с единственной целью - приблизиться к пониманию термина более корректно содержательно.
Физическая культура - это вид культуры, сущностью которой напнется оптимальная двигательная деятельность, реализуемая посредством физического упражнения на основе материальных и духовных ценностей, специально созданных в обществе для физического совершенствования человека.
В данном определении обозначены три основных признака физической культуры:
-
Сущностный признак - это оптимальная двигательная деятельность, связанная с физическим упражнением. -
Необходимыми условиями оптимизации двигательной деятельности служат материальные и духовные ценности. -
Целевое назначение физической культуры заключается в физическом совершенствовании человека
Помимо этого, в определении отмечено, что физическая культура является видом культуры, поэтому она, равно как и общая культура, состоит из двух частей - предметной и личностной.
-
Базовые понятия физкультурной деятельности
Деятельности аспект физической культуры заключается в том, что физическое совершенствование происходит только в результате физического упражнения, т.е. оптимальной, целенаправленной двигательной активности человека. Причем не любой, а только такой, которая осуществляется по закономерностям физического воспитания, к примеру, по законам развития силы и выносливости, законам формирования техники движений и т.д.
В процессе жизни человек занимается многими видами деятельности, в той или иной степени связанными с двигательной активностью и значительными физическими нагрузками. Однако, как уже отмечалось, далеко не все они могут идентифицироваться с физической культурой. Отсюда сущностным ядром физической культуры можно считать только оптимальную двигательную активность, связанную с обязательным использованием физических упражнений. Выполняемые при этом физические нагрузки могут быть разной величины, зависящие от поставленной человеком задачи — восстановить, поддержать или развить свои физические кондиции. Поэтому не всякая, а только окультуренная (полезная, целесообразная) двигательная деятельность, воздействующая положительным образом на психофизическую сферу человека, может быть отнесена к культуре физической. А вот двигательная деятельность, предположим, грузчика к физической культуре напрямую не имеет непосредственного отношения, т.к. она направлена не на совершенствование самого себя, а на выполнение производственного задания, которое должно быть достигнуто любой ценой, даже сверхперенапряжением. Подобная ситуация к физической культуре в принципе не относится, она вредна и недопустима.
Таким образом, деятельности аспект физической культуры реализуется и проявляется в результате выполнения человеком физических упражнений типа гимнастики, игры, спорта; при этом деятельность должна направляться на решение задач физического воспитания и быть организованной в полном соответствии с его закономерностями.
В отличие от многих других видов физической активности человека, физкультурная деятельность имеет ряд принципиальных особенностей:
Во-первых, доля физических нагрузок в процессе физкультурных занятий должна находиться в оптимальных для решения конкретных задач пределах и в то же время способствовать достижению полезных для организма эффектов (оздоровительных, развивающих и т.д.). Только при этом физическая культура выполняет свое специфическое предназначение для человека и общества.
Во-вторых, деятельность в сфере физической культуры представлена наиболее рациональной техникой выполнения двигательных действий и методикой совершенствования физических качеств. При воспитании скоростных способностей, к примеру, методика будет существенно отличаться от таковой при развитии общей выносливости практически по всем параметрам, а техника спринтерского бега - от бега за уходящим автобусом.
В-третьих, физкультурная деятельность человека всегда направлена на совершенствование самого себя в аспекте овладения рациональной техникой упражнения, воспитания физических качеств, формирования правильной осанки, укрепления здоровья и т.д. Цели, лежащие вне самого человека (к примеру производственные или престижные), хотя и могут существовать и решаться параллельно, но ведущими при этом не являются.
II глава. Основная научная часть
2.1 Спортивная деятельность
Физкультура – это, прежде всего, профилактика различных заболеваний, таких как гипертония и ишемическая болезнь сердца. Эти заболевания, часто наблюдаемые на технических работах, требуют длительного лечения. Спорт является отличным средством профилактики заболеваний и может быть включен в лечение, но не самостоятельно.
К 16 годам самосознание человека достаточно сформировано. С этого момента игровой характер спорта превращается в серьезное и полное осознание личностью всей полезности и радости, которые приносят ему физическое воспитание и спорт. Положительным моментом является то, что спорт способствует развитию коммуникабельности, избавляет от неуверенности в себе, раскрепощает; физическая нагрузка. Активное движение очень благотворно влияет на успехи в умственной работе, что отнюдь не является чрезмерным для учащихся. Наряду с этим возникает необходимость самостоятельной оценки своих физических возможностей и силы.
Предмет физического воспитания в колледжах формирует еще один пласт в общем физическом состоянии человека, его здоровье, физической подготовленности, физическом совершенстве.
Важность физической подготовки. При физических упражнениях повышается работоспособность, повышается работоспособность. Об этом свидетельствует возрастающая способность человека выполнять большую работу за определенное время — повышение работоспособности в состоянии мышечного покоя, частота сердечных сокращений снижается. Человек начинает больше работать, но при этом меньше устает. Отдых и, прежде всего, сон используются организмом полностью.
Образ жизни студентов предполагает физическую работу, а значит, такой человек должен иметь хорошую физическую форму и отменное здоровье. Всего этого можно добиться, регулярно занимаясь спортом.
Значение физической подготовленности человека в связи с потребностью в эффективной рабочей силе на данном этапе развития общества приобретает все большее значение. Кроме того, занятия физической культурой и спортом дают человеку ощущение физического совершенства, придают ему силы и формируют его дух. Он повышает уровень нравственных качеств человека, что так необходимо современному обществу.
2.2 Формирование личности с помощью спортивной деятельности
Физическая культура приобретает огромное значение в формировании личности, когда воздействует на него с разных сторон. Формирует нравственные качества, дух и влияет на физическое состояние, стимулируя новый подход к жизни и труду, новые достижения в жизни и труде – эффект физической культуры.
Чтобы осознанно сделать вывод о значении физической культуры и спорта, человек должен осознать ее роль в своей жизни. И очень хорошо, если он понимает, что еще не поздно начать вести здоровый образ жизни.
Спорт и физическая культура – это не только здоровый образ жизни – это вообще нормальная и здоровая жизнь, открывающая новые возможности для реализации сильных сторон и талантов. Это путь, по которому идет здравомыслящий человек, чтобы прожитая им жизнь была плодотворной, приносила радость себе и другим. Прогрессивный ритм жизни требует все большей физической активности и физической подготовки. Возрастающие нагрузки, которые ложатся на наши плечи на протяжении всей жизни, требуют высшего физического совершенства, которое должно достигаться с помощью физического воспитания.
Физическая культура выполняет в обществе ряд общих и специальных функций, которые реализуются в виде специализированной деятельности людей, связанной с применением физических упражнений. Такая активность обусловлена необходимостью использования физических упражнений в процессе индивидуального развития человека (физическое воспитание), в процессе проведения физкультурно-активного досуга, в процессе самовыражения через приключенческую деятельность (спорт), а также в других родственных формах социальной практики. Помимо указанных выше специальных функций, физическая культура как особый вид общечеловеческой культуры выполняет в обществе и интегральную (человекообразующую) функцию, то есть функцию, присущую всем формам социального проявления физической культуры. что определяет его целостность. Реализация этой функции в социальной среде имеет свои особенности. Его анализ в современных исследованиях занимает особое место.