Файл: Управления активами организации (Описание предметной области).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 210
Скачиваний: 3
Основные функции системы: управление ресурсами, планирование хозяйственной деятельности, анализ движения денежных средств, учет и контроль платежей, балансировка ресурсов и загрузки подразделений. Система отчетов и функции мониторинга достаточно развитые (рис. 2,3).
Адванта ориентирована на руководителей организаций.
Рис.2 Диаграмма Ганта
Рис.3 Финансовые показатели организации
2.1.3 1С:Предприятие
1С:Предприятие [15] представляет несколько конфигураций, позволяющих осуществлять финансовое управление активами предприятия. Это «1С:Комплексная автоматизация», «1С:ERP Управление предприятием», «1С:Бухгалтерия предприятия», «1С:Управляющий».
Основные выполняемые функции:
- Учет денежных средств;
- Расчеты с контрагентами;
- Расчеты с сотрудниками;
- Учет товарно-материальных ценностей;
- Итоговая отчетность;
- Планирование.
Рис.4 Финансовый результат работы предприятия в 1С:Управляющий
2.2 Обоснование разработки
Согласно вышеизложенному, основные функции информационной системы финансового управления активами организации следующие:
- Планирование ресурсов, Планирование мощностей, Баланс ресурсов;
- Оценка рентабельности продаж;
- Оценка рынка сбыта продукции;
- Создание отчетов, графиков и диаграмм;
- Прогнозирование;
- Контроль за внутренними факторами роста прибыли;
- Контроль расходов
- Контроль рентабельности активов (имущества);
- Контроль рентабельности текущих активов;
- Контроль рентабельности инвестиций;
- Контроль рентабельности собственного капитала.
Ряд параметров должны контролироваться динамически, с учетом предыдущих значений.
В настоящее время существует большое количество систем, реализующих данные функции.
Помимо вышеперечисленных, к ним относятся: TargetProcess, Teamwork, Project Kaiser, BaseCamp, TeamLab, Trac, Мегаплан, Copper, Pivotal Tracker, Worksection, Assembla, TrackStudio, LeaderTask, ProjectMate, Open Atrium, Простой бизнес, ПланФикс, Comindware, Merlin и др.
Все производители позиционирует свой продукт в качестве универсального решения управления предприятием, включая управление активами. Поддерживается ведение бухгалтерского учета на различных планах счетов.
Программные продукты имеют одинаковый порядок цен, и сходный функционал, пригодный для решения поставленной задачи.
Однако общим недостатком готовых продуктов является их типизация, и навязывание определенных бизнес – процессов, отличающиеся от таковых у компании.
В конце XIX века итальянским экономистом В. Парето было сформулировано правило «80/20». Это закон неправильного распределения, согласно которому, продукты, в которых представлено даже 20% исследуемых функций, удовлетворяют не менее 80% потенциальных пользователей. Остальные же функции направлены на удовлетворение специфических потребностей оставшейся части покупателей. В настоящее время данное правило распространяется на программные продукты.
Таблица – Сравнение покупки и разработки систем
Специализированные средства |
|
Плюсы |
Минусы |
Содержат весь необходимый функционал для организации учета поставок и продаж товаров |
Высокая цена продукта. |
Техническая поддержка |
Избыточный функционал. |
Регулярные обновления |
Необходимость обучения персонала. |
Дублирование данных с имеющейся системой (справочники: товары, контрагенты, счета) |
|
Ограничение времени бесплатной поддержки |
|
Необходимость настройки под заданную предметную область. |
|
Дополнительные аппаратные ресурсы, включение базы данных в план резервирования, увеличение объема данных. |
|
Собственная разработка |
|
Плюсы |
Минусы |
Разработка под имеющуюся предметную область и бизнес-процессы |
Расходы на этапе разработки и внедрения |
Необходимый функционал |
|
Незначительное увеличение объема данных, работа с существующим планом резервирования данных. |
|
Пользователи причастны к разработке на определенных этапах, меньше затрат на обучение. |
|
Возможность самостоятельной модернизации |
Таким образом, чтобы информационная системы не только решала поставленные задачи, но и соответствовала существующим на предприятии бизнес-процессам, необходима собственная разработка информационной системы учета поставок и продаж товаров. Для этого необходимо разрабатывать программное обеспечение под конкретную задачу, с детальным анализом предметной области работы компании с учетом её специфических особенностей и конкретных решаемых задач.
При этом собственная разработка системы «с нуля» скорее всего окажется нерентабельной, в силу дороговизны разработки, кроме того, в компании могут отсутствовать в нужном количестве специалисты для поддержки эксплуатации и модернизации информационной системы в фазе сопровождения.
Разработка решения на базе 1С:Предприятие является более простой задачей, поскольку платформа 1С:Предприятие направлена на поддержку в первую очередь бизнес – процессов и позволяет существенно сократить время, а как следствие, расходы на разработку.
Основным отличием от имеющихся аналогичных систем является направленность разрабатываемой информационной системы на реализацию конкретных требуемых бизнес-процессов предприятия.
Также стоит заметить, что заложенная в платформу 1С функциональность позволяет произвести быструю доработку и реализацию необходимых адаптационных запросов на изменение ИС в соответствии с изменением предметной области. Решающим фактором в выборе является цена готового решения, которая платится за весь функционал продукта, независимо от того, будет ли он востребован. Кроме того, компания-разработчик программного продукта заинтересована в получении денег и после продажи продукта, поэтому обслуживание и доработка купленной системы являются платными. Новые версии системы так же предлагаются за деньги. При этом не всегда возможно спланировать, во сколько обойдется владение готовой системой в течение, например, года. Есть риск, что стоимость владения может выйти неоправданно высокой.
При разработке же деньги платятся за решение конкретной задачи. При этом затраты на дальнейшие доработки для поддержания системы в актуальном состоянии будут ниже, т.к. оплачиваться будет только необходимый функционал.
2.3 Отчетность в системе финансового менеджмента
В настоящее время современный руководитель должен решать множество разнообразных вопросов и задач и оперативно принимать решения. При этом сокращение объема информации, который должен быть обработан до принятия решения очень важно, поскольку напрямую влияет на скорость принятия решения и на его качество. Поэтому к отчетам руководителей и финансовых менеджеров предъявляются очень высокие требования в области обработки и выдачи на экран больших объемов данных.
Для эффективного решения задач и управления активами организации финансовому менеджеру необходимо видеть структурированный объем данных в виде отчета, требующего минимального времени на его анализ.
Разработка стратегических целей требует ретроспективного анализа в сочетании с планированием, а достижение краткосрочных целей напрямую зависит от скорости и точности предоставления данных.
Таким образом, рабочее место финансового менеджера должно обеспечивать эффективное выполнение наиболее востребованных операций, таких как:
- Планирование хозяйственной деятельности организации;
- Контроль финансовых потоков;
- Своевременное информирование об изменениях важных показателей рынка;
- Оценка структуры прибыли организации;
- Баланс объемов и цен;
- Оценка распределения активов организации.
Рабочее место финансового менеджера может быть настроено в соответствии с одной из следующих ролей:
- Стратегическое управление.
- Оперативное управление.
- Управление финансами.
Так же возможны комбинации ролей, например, финансовый директор выполняет две роли - стратегическое управление и управление финансами.
2.3.1 Генеральный директор.
Генеральный директор обеспечивает стратегическое управление организацией, что определяет виды отчетов. Директору требуются в-основном, аналитические отчеты, построенные на основе финансовых или операционных данных на уровне функционирования всей организации или группы организаций. Отчеты генерального директора позволяют рассматривать и сопоставлять финансовые и операционные показатели в различных ракурсах. Также для него необходимы отчеты прогностические и ретроспективные, позволяющие оценивать большие периоды работы организации.
Хорошо организованная система отчетов существенно повышает качество управленческих решений, а правильно выбранная стратегия в условиях изменяющегося рынка влечет за собой рост финансовых показателей организации.
Рис. 5 Аналитический отчет с прогнозированием.
Полезной функцией аналитических отчетов является возможность построения прогнозов на основе имеющейся статистики.
Оперативность и качество решений, принимаемых руководителями, во многом зависит от того, насколько удобно представлена информация о различных аспектах деятельности группы компаний.
2.3.2 Финансовый директор.
Финансовый директор является заместителем генерального директора по экономике и финансам, его основная задача сводится к управлению финансово-экономическим состоянием предприятия, разработке финансовой политики и укреплению финансовой устойчивости.
Должностные обязанности финансового директора и главного бухгалтера очень похожи: и у того и у другого они связаны с финансами организации, с составлением отчетов, отражением расходов.
В ходе планирования финансовый директор имеет возможность прогнозировать динамику различных показателей хозяйственной деятельности организации. Для этого используются различные варианты расчета, консолидации и распределения показателей.
Рис. 6 Сводные таблицы.
2.3.3. Главный бухгалтер.
В отличие от финансового директора, главный бухгалтер использует только законодательно-регламентированные формы первичных учетных документов и не выполняет функцию планирования.
В традиционном бухгалтерском учете проводки используются для отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.
Рис. 7 План счетов.
2.3.4. Главный инженер.
Задачей главного инженера является организация производства на предприятии. Поэтому его работа заключается в-основном, в формировании плана производства, а также его уточнения для различных подразделений организации. Кроме того, ему требуются отчеты с данными о полученных заказах и фактические данные их исполнения. По завершении производственного цикла главный инженер составляет уточненный план производства, на основе которого составляется план производства по сменам.
Рис. 8 План производства.
2.3.5 Руководитель планово-экономического отдела
Руководителю планово-экономического отдела требуется выявлять, какие факторы обусловили значение того или иного показателя. Кроме того, он проводит сравнение показателей, относящихся к различным периодим, сценариям и организационным единицам. Для этого используется сравнительный факторный анализ и KPI (ключевые показатели эффективности). KPI за различные периоды не только сравниваются между собой, но и устанавливаются причины их различий.