Файл: Правила. Объяснение игры. Ход игры. Указания по ходу игры. Подведение итогов игры. Конспект дидактической игры для детей старшей группы Назови одним словом.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 230
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Слушая это, принцесса топала ногами и приказывала всех придворных заточить в темницу, где они должны будут заново научиться считать и правильно согласовывать слова. Только после этого они смогут выйти на свободу.
Бедных придворных ожидала страшная участь...
Дети, вы ведь не хотите, чтобы несчастные придворные всю жизнь провели в тюрьме? Давайте поможем им и научим правильно говорить!
№201. «Мальчик Ваня и мудрый учитель»
Цель: закрепить умение образовывать существительные, прилагательные, глаголы прошедшего времени множественного числа. Ход игры: Жил-был мальчик Ваня, очень хороший, с добрыми и умными глазами. Только он почему-то всегда был грустныйпрегрустный. И лишь мама понимала, в чем дело: Ваня не умел употреблять слова во множественном числе и не понимал значения слов во множественном числе.
Приходит он в магазин и говорит: “Давайте мне, пожалуйста, ботинок”. Удивленная продавщица продавала ему один ботинок, и он шел с ним домой. Мама только вздыхала, брала ботинок и шла обменивать его на ... (ботинки).
Идет Ваня в лес, набирает полную корзину грибов, а на вопрос бабушки : “Что ты нашел в лесу?” отвечает: “Гриб!” Мама снова вздыхает и покажет бабушке ... (грибы).
В школьной библиотеке он смог получить только один учебник. На помощь снова приходила мама и получала за сына ... (учебники).
Когда приходили гости, он приносил один стул, а надо было ...
(стулья).
Весной территорию вокруг дома решили озеленить, и Ваня посадил одно дерево, а надо было ... (деревья).
Когда надо было проветрить квартиру, Ваня открывал только одно окно, а надо было ... (окна).
Мама не хотела никому рассказывать об этом, но в конце концов она поняла, что одной ей не справиться, и обратилась за помощью к Мудрому Учителю.
Мудрый Учитель, улыбнувшись, сказал, что через месяц Ваня даже не вспомнит о своих сегодняшних проблемах. И правда, через месяц мальчик уже все-все знал о множественном числе, а самое главное – мог правильно употребить слова во множественном числе и понимал их значение.
Давайте и мы с вами выполним упражнения, которые давал Мудрый Учитель Ване, и посмотрим, все ли с ними справляются.
№
202. Сказка «Кривое зеркало»
Цель: закреплять умение подбирать слова с противоположным значением.
Ход игры: Давным-давно существовало Королевство Кривых Зеркал. Однажды его жителям надоело все видеть в искаженном виде, и они решили избавиться от кривых зеркал. Разбивать зеркала, как известно, нельзя – это может привести к несчастью. Поэтому все зеркала отвезли в глухое, заброшенное место, сложили их в пещере, а вскоре совсем про них забыли.
В тех краях жила злая старуха Завида. Никого и ничего она не любила, поэтому поселилась в самой глуши, подальше от всех. В одиночестве бродила она как-то по лесу и набрела на ту самую пещеру. Взяла Завида в руки одно из зеркал, посмотрелась в него и глазам своим не поверила: в зеркале она была совсем даже не старая, а ... (молодая), не толстая, а ... (худая), не горбатая, а ... (стройная). Всю жизнь лицо у Завиды было мрачное и злое, а в зеркале она оказалось ... (веселое и доброе)! А уши – о, чудо! – не большие, а ... (маленькие), нос не кривой, а ... (прямой). Грязное платье Завиды в зеркале стало... (чистым), старые туфли ... (новыми), короткая юбка ... (длинной). Стоило Завиде направить свое зеркало на солнышко, как погода из ясной превращалась в ... (дождливую и пасмурную).
Но это ещё не все. Когда Завида смотрелась в зеркало, она чувствовала, что и в ней самой что-то меняется. Например, была она жадной, а стоило ей посмотреться в зеркало, как она становилась ... (щедрой).
Шла как-то Завида по лесу и встретила волка. Испугалась, потому что была трусливой, но когда достала зеркало, посмотрелась в него – стал сразу ... (храброй). А когда повернула зеркало и направила его на волка, тот из свирепого и хищного превратился в ... (смирного и миролюбивого).
Очень полюбила Завида зеркало и уже никогда с ним не расставалась. А сейчас мы попробуем представить, что у нас есть тоже такое зеркало, и подберем к словам другие – с противоположным значением. Ее лучше всего проводить с мячом. Логопед говорит слово и бросает мяч ребенку, тот подбирает антоним, произносит его и возвращает мяч логопеду.
Игру можно проводить, согласуя подбор слов-антонимов с работой над определенными звуками. Например, если на занятиях по звукопроизношению изучается тема “Звуки [ш], [ж]”, набор слов может быть следующим: медлительный – шустрый, тихий – шумный, плохой – хороший, узкий – широкий, прочный – шаткий, гладкий – шершавый, легкий – тяжелый, сухой – влажный, холодный – жаркий, трусливый – отважный, простой – сложный, грубый – нежный. Здесь можно провести работу по построению сложносочиненного предложения с противительным союзом “а”, детям предлагается составить предложения, используя пары слов-антонимов. Например:
– Гусь медлительный, а воробей ... (шустрый);
– Пух легкий, а камень ... (тяжелый);
– Деревня тихая, а город ... (шумный);
– Заяц трусливый, а лев ... (отважный). Дети с удовольствием подбирают слова-антонимы и составляют с ними предложения, причем варианты и построения предложений бывают порой и очень интересными.
Антонимы подбираем к существительным, прилагательным и глаголам. Примерный список слов может быть следующим. Существительные: храбрость (отвага) – трусость; красавец – урод; доброта – злоба; щедрость – жадность; здоровье – болезнь; веселье – грусть; смех (радость) – печаль; ум – глупость; свет – тьма; тишина – шум; холод – жара; молодость – старость; чистота – грязь; сила – слабость; грубость – нежность.
Прилагательные: храбрый (отважный) – трусливый; красивый –
уродливый; добрый – злой; щедрый – жадный; здоровый –
больной; веселый — грустный; смешной (радостный) –
печальный; светлый – темный; тихий – шумный; холодный –
жаркий; твердый – мягкий; молодой – старый; чистый грязный; сильный – слабый; грубый – нежный. –
Глаголы: открыть – закрыть; отворить – затворить; отклеить – приклеить; оторвать – пришить; открутить — закрутить; отойти – подойти; любовь – ненависть; дать – взять; говорить – молчать; работать – бездельничать; болеть – выздоравливать; гасить – зажигать; запрещать – разрешать; мешать – помогать; уронить – поднять.
№ 203. «Мышиные проделки»
Цель: упражнять в подборе синонимов, развивать грамматический строй речи.
Ход игры: В маленьком городе, на тихой улочке, в уютном деревянном доме на книжной полке жил-был старый-престарый словарь-книга, где собраны все-все слова, какие только есть в языке.
Но повадились мыши грызть в словаре страницы: что ни день, то какое-нибудь слово пропадает, а его описание остается. Глотая слова, мыши надеялись научиться говорить. Но напрасно: почти все слова исчезли, но никто из мышиного племени так и не заговорил.
Словарем этим пользовался старик-архивариус. С памятью у него было плохо: события давно минувших дней помнил, а вот отдельные слова забывал, поэтому словарем ему приходилось пользоваться очень часто. А как? Там, что ни слово, то дырка.
Давайте поможем старику-архивариусу восстановить слова по описаниям.
Логопед дает лексическое значение слов синонимического ряда, а дети подбирают известные им синонимы. Необязательно давать сразу много понятий, на одном занятии достаточно выстроить два-три синонимических ряда, подбирая слова, подходящие к теме и насыщенные отработанными звуками. Помимо подбора слов, дети составляют с ними предложения, а логопед обращает их внимание на оттенки в значении слов синонимического ряда.
Далее даются синонимические ряды существительных, глаголов и прилагательных, которые можно использовать на занятиях:
– Человек, который терпит постоянную нужду и лишения, голодает.
Бедняк, нищий, безработный, беженец, бездомный, голодающий.
– Сильно, ярко светит, светится, бросается в глаза.
Блестит, сияет, сверкает, искрится.
– Человек, который служит в армии, воюет, защищает кого-то или чтото.
Боец, солдат, воин, военный, защитник.
– Как можно сказать о предметах, имеющих значительную величину, размер?
Большой, огромный, громадный, гигантский.
– Когда человек испытывает страх, он что делает?
Боится, трусит, пугается, опасается, робеет, страшится, дрожит от страха, трясется от страха.
– Проливать слезы от боли или горя.
Плакать, реветь, рыдать.
– Добиться победы или успеха в борьбе с кем-нибудь или чем-нибудь. Победить, одолеть, побороть, осилить, сломить, преодолеть, пересилить, взять верх, одержать победу, справиться.
– Действия, происходящие в театре или цирке.
Спектакль, представление, зрелище.
– Что-то мешающее.
Препятствие, преграда, помеха.
– Человек, на которого можно опереться, положиться, которому можно доверять.
Твердый, крепкий, надежный, незыблемый.
– Воздействовать на кого-то страхом.
Пугать, страшить, грозить, стращать.
– Человек, совершающий путешествие, странствующий.
Путешественник, турист, странник, ходок.
– Усилия, направленные на создание чего-нибудь.
Работа, труд, дело, занятие, служба, бизнес.
– Человек, занятый каким-то делом, работой.
Рабочий, труженик, служащий, работник, трудяга, бизнесмен.
– Вести разговор.
Разговаривать, говорить, беседовать, толковать, болтать. – Приводить человека в хорошее настроение, привлекая его внимание чем-нибудь интересным, веселым.
Развлекать, забавлять, занимать, веселить, тешить, потешать.
– Намерено все портить и ломать.
Разрушать, рушить, крушить, громить.
– Мальчик и девочка в раннем возрасте.
Ребенок, дитя, младенец, чадо, малыш..
– Струя подземной воды, вырывающаяся на поверхность земли.
Родник, ключ, источник.
– Люди, соединенные кровными узами.
Семья, родня, родственник, сородичи, клан, фамилия, семейство.
– Отличающийся богатой, отделкой и убранством.
Роскошный, богатый, великолепный, дорогой, пышный.
– Не испытывающий страха, преодолевающий любые трудности.
Смелый, бесстрашный, безбоязненный, храбрый, неустрашимый, отважный, удалой, лихой.
– История, которая забавляет, вызывает смех, веселит.
Смешная, забавная, комичная, потешная, юмористическая, смехотворная, уморительная.
– Тот, кто вызывает смех, заставляет смеяться.
Весельчак, шутник, юморист, шут, комик, Петрушка, паяц.
– Состояние тревоги и беспокойства перед грозящей опасностью.
Страх, боязнь, испуг, ужас, жуть.
– Заключающий тайну, неразгаданный.
Тайный, таинственный, секретный, загадочный, потаенный, потайной, чудесный.
– Что делает человек, когда быстрым движением куда-нибудь, какойнибудь предмет?
Бросает, кидает, швыряет.
– Как называется сильный, разрушительный ветер?
Буря, ураган, шторм, тайфун.
– Женщина, которая обладает сверхъестественной силой и творит чудеса.
Волшебница, колдунья, чародейка, фея, ведьма.
– Как можно сказать о нагретом, очень теплом предмете, излучающим жар?
Горячий, жаркий, жгучий, обжигающий, знойный, раскаленный.
– Как говорят о человеке, который все выполняет с большой скоростью?
Быстрый, проворный, торопливый, стремительный, молниеносный.
– Как иначе называются маленькие дети?
Ребята, детвора, малыши, малютки.
– Человек, лишенный чувства жалости, сострадания, причиняющий боль другим.
Жестокий, безжалостный, бессердечный, бесчеловечный, лютый, свирепый.
– Что доставляет людям веселье?
Забава, потеха, развлечение, увеселение.
– Как сказать о том, кто имеет густую, беспорядочную растущую шерсть или волосы?
Косматый, лохматый, мохнатый.
– Как сказать о человеке привлекательном, нравящимся своим внешним видом?
Красивый, прекрасный, пригожий, прелестный, хороший.
– Говорить очень громко.
Кричать, орать, вопить, галдеть, голосить.
– Человек тихий, мягкосердечный.
Добрый, добродушный, мягкий, мирный, кроткий, незлобивый.
– Кто-то или что-то движется по кругу.
Кружится, вьется, вертится, крутится, вращается.
– Снежная буря.
Метель, буран, вьюга, пурга.
– Небольшой по размерам предмет.
Маленький, крошечный, мелкий, карликовый.
– Плохой человек.
Отвратительный, скверный, гадкий, противный, мерзкий, гнусный.
– Что можно сказать о плохой погоде?
Пасмурная, хмурая, облачная, непогожая, дождливая, холодная.