Файл: Правила. Объяснение игры. Ход игры. Указания по ходу игры. Подведение итогов игры. Конспект дидактической игры для детей старшей группы Назови одним словом.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 225
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дети учатся различать и подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы). Например: дети, ребята, мальчики и девочки; сладкий—горький, старый—новый
№ 226. «Какие бывают иголки»
№227. «Кого можно гладить»
Цель: дать детям представление о многозначном слове «игла», Цель: познакомить детей с многозначным глаголом «гладить».
упражняться в подборе однокоренных слов, согласовывать — Помните, мы с вами говорили, что ежа нельзя погладить. А кого
существительные и прилагательные в роде, числе, падеже. можно погладить? (Зайчика, котенка, ребенка.) А что можно
— Какие иглы вы знаете? (Швейные, сосновые, еловые, медицинские.)
Чем похожи все иголки? (Они острые, тонкие, колючие.) — Какой иглой мы шьем и вышиваем? (Швейной.) Что шьют швейной иглой? (Одежду). Что делают медицинской иглой? (Укол.) Есть у ежика и елки Очень колкие иголки. В остальном на елку еж Совершенно не похож.
— Где живет еж? Для чего ему нужны иголки? (Защищаться.) От кого еж защищается? Вспомните стихотворение Бориса Заходера про ежа:
— Что ж ты, еж, такой колючий?
— Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Волки, лисы и медведи.
— Ответьте на мои вопросы: можно ли ежа погладить рукой? Почему нельзя вдеть нитку в ежиную иголку?
— Закончите предложения: «Ты ежа не трогай лучше, потому что он...
(колючий). Лиса потрогала ежа и... (укололась)». — У папы-ежа иголки длинные и толстые, а у ежат... (короткие и тонкие).
Иглы на елке еловые, а на сосне... (сосновые). Отвечай поскорей, какие из них длинней?
погладить? (Брюки, платье, юбку.) Как одним словом все это назвать?
(Одежда.)
Глажу платье утюгом,
А кота и кошку,
Что гуляют под окном,
Глажу я ладошкой. — Что делает котенок, когда его гладят? (Мурлычет, выгибает спинку.) У каких предметов есть спина, а у каких спинка? У собачки, у дивана...
№228. «Шишка»
Цель: познакомить с разными значениями многозначного слова «шишка».
Что растет на елке?
Шишки да иголки.
Если мы растем на ели,
Мы на месте, мы при деле, А на лбах у ребятишек
Никому не нужно шишек.
— Про какие шишки говорится в первом стихотворении и про какие во втором?
— Подбери к слову «шишка» складные слова («малышка», «мышка», «мишка»...). Вспомните стихотворение про мишку. («Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенки поет».) — Про кого эта загадка? «Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается». (Белка.) Белка-шалунья сидела на елке, Бросила шишку прямо на волка.
Ох, какая она шалунишка!
У волка на лбу сразу выросла... (шишка).
При знакомстве с многозначными словами (лапка, ручка) необходимо использовать наглядность (рисунки, иллюстрации). Например, находить на картинке предметы, которые называются одним словом «игла» (швейная, медицинская, игла у ежа, елки, сосны).
Для закрепления ориентировки в разных значениях многозначного слова можно предлагать доступные детям слова разных частей речи (лежит, льет, бьет; ножка, нос, молния; сильный, слабый, острый).
№229. «Ручка—ножка»
Цель: познакомить с разными значениями слов «ручка», «ножка». — Отгадайте загадку: одной ручкой всех встречает, другой провожает, всем, кто придет, ручку подает. (Дверная ручка.) — У каких предметов есть ручка? Что можно делать ручкой?
— Нарисуй предметы, у которых есть ручка.
— Закончи предложения: ручка нужна, чтобы... За ручку можно...
— А какие предметы мы называем словом «ножка»?
— Нарисуй предметы, у которых есть ножка.
№230. «Как сказать по-другому?»
Цель: заменять многозначные слова в словосочетаниях.
— Скажи по-другому! Часы идут... (ходят). Мальчик идет... (шагает).
Снег идет... (падает). Поезд идет... (едет, мчится). Весна идет...
(наступает). Пароход идет... (плывет).
Закончи предложения. Мальчик пошел... Девочка ушла... Люди вышли... Я пришел... Саша идет медленно, а Вова идет... Можно сказать, что он не идет, а...
№231. «Кто это ползет?»
Цель: подбирать слова, обозначающие признаки и действия,
составлять описание.
— Отгадайте загадку: «Кто это ползет, на себе свой дом везет?». Дети отгадывают загадку (улитка), рассматривают улитку, обращают внимание на домик и рожки. Вторая загадка: «Глаза на рогах, а домок на спине».
— В каком доме живет улитка? Какие дома вы еще знаете? Кто там живет? Послушайте стихотворение Т.Волжиной «Где чей дом»:
Воробей живет под крышей, В теплой норке — домик мыши, У лягушки дом в пруду, домик пеночки в саду.
— Эй, цыпленок, где твой дом?
— Он у мамы под крылом.
— Может ли улитка выползти из своего домика? Почему? Быстро ли ползет улитка? Она увидела ребят и сказала: «Я так тихо мчалась, так медленно неслась». Можно ли так сказать? Как сказать правильно? Улитка стала загадывать детям лесные загадки: «Колючая, маленькая — это ежик или елочка? Пушистый, маленький — это зайчик или белочка?»
— Теперь вы опишите меня и расскажите, какая я, что у меня есть, какую песенку про меня дети поют.
№232. «Расскажем про белочку»
У меня есть колесо. - А у меня нет колеса.
Цель: составлять совместный рассказ, соблюдая структуру высказывания.
— Давай еще раз посмотрим на белочку (вспомни, какая она, что умеет делать) и составим рассказ про белочку, которая встретила волка.
Сначала скажи, какая была белочка? (Смелая, веселая, шустрая, находчивая.)
А волк какой? (Злой, сердитый, недобрый.) Я начну рассказывать, а ты заканчивай.
Как-то раз белочка побежала погулять... (и шишек набрать).
Она залезла... (на высокую сосну).
А на сосне шишек... (много, видимо-невидимо).
Только сорвала первую шишку... (увидела волка).
Но белочка... (не испугалась).
Она бросила... (шишку прямо на волка).
На лбу у него... (выросла шишка).
Давайте нарисуем белочку, сосну, волка и шишку.
№233. «Есть – нет»
Цель: закреплять умение детей использовать в речи имена существительные в родительном падеже.
Ход игры: Вы говорите, что у вас есть, и бросаете ребенку мяч; ребенок ловит мяч, говорит, чего у него нет, и возвращает мяч вам.
У меня есть помидор. – А у меня нет помидора.
У меня есть стакан. – А у меня нет стакана.
У меня есть кубик. – А у меня нет кубика.
У меня есть мяч. - А у меня нет мяча.
У меня есть обруч. - А у меня нет обруча.
У меня есть кукла. - А у меня нет куклы.
У меня есть кофта. - А у меня нет кофты.
У меня есть лента. - А у меня нет ленты.
У меня есть ведро. - А у меня нет ведра.
У меня есть кольцо. - А у меня нет кольца.
У меня есть полено. - А у меня нет полена. У меня есть ложка. - А у меня нет ложки.
У меня есть яблоко. - А у меня нет яблока.
У меня есть книга. - А у меня нет книги.
Если ребенок допустил ошибку, исправьте ее, и бросьте мяч, еще раз назвав предложение с этим существительным. Хвалите ребенка за правильные ответы.
№234. «Подбери прилагательные к существительному»
Цель: обогащение речи ребенка именами прилагательными. Ход игры: Предложите ребенку подобрать к каждому существительному по два прилагательных так, чтобы одно обозначало цвет, другое – материал.
ДОМ – красный кирпичный.
ШАРФ – белый шерстяной.
СТОЛ – коричневый деревянный. КУВШИН – желтый глиняный.
МЯЧ – разноцветный резиновый.
СТАКАН – белый стеклянный.
МЕДВЕЖОНОК – коричневый плюшевый.
ВЕДРО – зеленое пластмассовое. БЛЮДЦЕ – белое фарфоровое. ПАЛЬТО – синее драповое БЛУЗКА – красная шелковая.
ЧАШКА – синяя фарфоровая.
ПОЛКА – коричневая деревянная.
МАШИНА – черная металлическая.
ШУБА – белая меховая.
ВАЗА – голубая стеклянная.
КОЛГОТКИ – желтые шерстяные.
НОСКИ – оранжевые шерстяные. САПОГИ – черные кожаные.
№235. «А что у вас?»
Цель: Образование существительных единственного и множественного числа
Наглядный материал: на каждом столе одна картинка. Ход игры: воспитатель спрашивает: “ Что у вас на картинке?”. Дети отвечают:
- У меня флаг
- У меня флаги.
- У меня дом. - У меня дома и т.д.
№236. «Магазин»
Цель: образование существительных в винительном падеже.
Наглядный материал: игрушки.
Ход игры: воспитатель говорит детям, что он будет продавец, а они покупатели. Спрашивает поочерёдно: “Что ты купишь?”. Дети отвечают:
- Я куплю мяч. - Я куплю куклу и т.д.
№237. « Закончи предложение»
Наглядный материал: сюжетные картинки.
Ход игры: воспитатель начинает предложение, дети заканчивают его существительным в винительном падеже без предлога:
Папа читает … /книгу/. - Зоя ловит … /бабочку/ и т.д.
№238. «Кто кого обогнал»
Наглядный материал: магнитный театр / девочка, мальчик, кошка, собака/.
Ход игры: фигурки на полотне расставлены парами. Их положение всё время меняется. Воспитатель спрашивает: ” Кто кого обогнал?”. Дети отвечают: - Петя обогнал Риту т.д.
№239. Драматизация сказки « Человек и животные». Цель: закрепить у детей умение пользоваться простыми распространёнными предложениями, правильно употреблять форму винительного падежа; закрепить навык диалогической речи. Наглядный материал: шапочки, изображающие головы лошади, коровы, овцы, собаки, курицы, петуха.
Ход игры: животные и птицы пришли к человеку и сказали:
- Дай нам работу.
- А что вы умеете делать? – спросил человек.
Лошадь сказала:
- Я буду возить грузы.
Овца сказала:
- Я буду давать шерсть.
Собака сказала:
- Я буду охранять дом.
Курица сказала:
- Я буду нести яйца.
Петушок сказал:
- Я буду рано всех будить.
- Хорошо, я дам вам работу, - сказал человек.
На вопросы воспитателя дети должны ответить предложением сказки с использованием существительных в винительном падеже:
- Я буду возить грузы и т.д.
№240. «У Заиньки День рождения»
Наглядный материал: картинки. Ход игры: воспитатель говорит:
- У Заиньки День рождения. Он приготовил разные угощения /показывает картинки: орехи, рыбка, мёд/. Угадайте, кому Зайка приготовил орехи?
Дети отвечают:
- Орехи – белке.
- Рыбку – лисе. - Мёд – мишке.
№241. «Чего не стало?»
Цель: образование существительных единственного и множественного числа в родительном падеже. Наглядный материал: игрушки.
Ход игры: воспитатель предлагает детям посмотреть 3 – 4 игрушки, запомнить их. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает 1 -2 игрушки и спрашивает: ”Чего не стало?”. Дети отвечают:
- Не стало мишки, куклы и т.д.
№242. « Желание»
Наглядный материал: стакан чая, воды, молока, компота.
Ход игры: воспитатель начинает фразу, дети её заканчивают:
- Я выпью … /стакан молока/. - Я выпью … /стакан воды/и т.д.
№243. «Угадай дерево по листу»
Наглядный материал: карточки с листьями знакомых деревьев. Ход игры: воспитатель показывает карточку одну за другой и спрашивает, какому дереву принадлежит этот лист. Даёт образец ответа:
- Этот лист / ветка/ берёзы.
- Этот лист липы и т.д.
№244. «Кого кормит девочка».
Наглядный материал: магнитный театр / девочка с лукошком, куры, гуси, утки/.
Ход игры: воспитатель задаёт вопросы в соответствии с ситуацией:
“Кого кормит девочка?”.
Дети отвечают: - Девочка кормит кур и т.д. №245. «Теремок»
Наглядный материал: теремок, игрушки – зверята: медвежата, мышата, лисята.
Ход игры: Воспитатель говорит:
- Кого хотите видеть?
- Я хочу видеть медвежат, лисят и т.д.
Если дети правильно назвали, то зверята выходят из теремка.
№246. «Что с чем?»
Цель: Образование существительных в творительном падеже.
Наглядный материал: картинки – ящик с яблоками; мешок с грушами.
Ход игры: воспитатель выставляет картинки на полотно и спрашивает:
“ Что с чем?”. Дети отвечают.
№247. «Что ты любишь?»
Цель: образование существительных в косвенных падежах с предлогами
Ход игры: воспитатель начинает фразу:
- Красное платье у кого?
- У Зины.
- Синий флажок у кого?
- У Саши и т.д.
№248. «На чём дети катаются»
Наглядный материал: сюжетные картинки / лыжи, санки, коньки, самокат, велосипед, машина/.
Ход игры: дети по картинкам составляют предложения с союзом на.
- Мальчик катается на самокате.
- Вера едет на машине. И т.д.
№249. «Где Петрушка?»
Наглядный материал: кукольная мебель, кукла Петрушка. Ход игры: воспитатель передвигает Петрушку в кукольной комнате: сажает на стул, на диван, за стол, прячет за шкаф, за диван. Дети объясняют, где Петрушка: - Петрушка сидит на стуле. И т.д.