Файл: Разработка конфигурации «Мебельная Фабрика» на платформе 1С: Предприятие.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 1276
Скачиваний: 48
Система 1С:Предприятие – это система для быстрой разработки экономического программного обеспечения.
1С:Предприятие состоит из нескольких частей.
Основу для какого-то конкретного программного продукта естественно будет образовывать платформа.
1С:Предприятие –это коммерческий программный продукт фирмы 1С с закрытым исходным кодом, т.е. мы не можем вмешиваться в содержание этого продукта, модифицировать его, но мы можем использовать его для разработки своих собственных программных продуктов, основывающихся на платформе 1С:Предприятие [3].
Конфигурация– это и есть та самая настройка системы, которую мы и будем изучать: как модифицировать, создавать конфигурацию, описывать ее.
Конфигурация, с одной стороны, является описанием структуры базы данных, в которой будут вводиться пользователем, а, с другой стороны конфигурация содержит алгоритмы по накоплению и извлечению данных, т.е. все механизмы по поведению программы, взаимодействию ее с пользователем, служебными обработками, взаимодействию ее с данными, формированию запросов, отчетов и тому подобное [4].
Конечным итогом работы платформы и конфигурации будет являться информационная база (ИБ), располагающаяся у пользователя.
Создавая конфигурацию, изменяя ее, можно создавать конечное приложение на основе системы 1С:Предприятие8.2
Данные без конфигурации практически бесполезны, их неудобно обрабатывать. А конфигурацию без данных можно использовать – можно начать работу с конфигурацией как бы с нуля, заполняя приложение своими данными.
1С:Предприятие 8.2 это продолжение платформы 1С:Предприятие 8.1 – и теперь их обычно называют платформа 1С:Предприятие 8.
1С:Предприятие внедряется для получения отчетности (для принятия управленческих решений, автоматизация учета).
Информационная база может функционировать как в режиме файл- сервера, так в режиме клиент-сервера.
Прежде всего, еще раз отметим, что при файловом режиме работы, вся информационная база (конфигурация, вводимые данные, движения по регистрам, списки и настройки пользователей) хранится в одном файле (1Cv8.1CD) [4].
Преимущество данного режима – можно работать сразу же, без дополнительных средств. Недостаток – предназначен для небольшого количества пользователей — до 5 одновременны сеансов работы базой. Для того, чтобы работать в клиент-серверном режиме нужны дополнительные вложения в виде сервера 1С: Предприятия.
При файловом режиме работы с базой сам файл хранится на некотором общедоступном ресурсе. Компьютер, на котором хранится файл, условно называется файловым сервером, а по сути лишь предоставляет дисковое пространство пользователям локальной сети.
Не смотря на то, что типового сервера в этом случае нет, тем не менее происходит имитация клиент-серверного режима работы. То есть, программируя в файловой базе, все равно следует придерживаться клиент-серверного механизма разработки.
Иными словами, какой-то программный код может и должен исполняться на клиенте, а какой-то на сервере. Преимущество такой разработки – простота перехода на клиент-серверный режим работы.
Особенности [5]:
- файл 1Cv8.1CD – файл со специальной структурой, состоящий из таблиц. Причем размер одной таблицы не может превышать 4 Гб (для версий 8.3.7 и ниже). Начиная с версии 8.3.8 размер одной таблицы при определенных настройках размера страницы файла не может превышать 6 Гб;
- ограничение количества пользователей (чаще всего, до 10). Параллельное проведение документов невозможно;
- низкая безопасность. Любой пользователь 1С может скопировать файл с базой и вынести;
- при работе с платформой версии ниже 8.3 затруднено автоматическое выполнение регламентных заданий (нужно гарантировать, что определенный пользователь всегда находится в программе).
Клиент-серверный вариант работы предназначен для большого количества пользователей (десятки и сотни), при этом используется СУБД и кластер серверов 1С, которые обеспечивают необходимую производительность и стабильность работы [5].
Клиент-серверный вариант в большинстве операций обеспечивает большую скорость работы, чем файловый.
В данном случае работа осуществляется по трехзвенной архитектуре: на нижнем уровне находятся клиентские приложения, которые обращаются к кластеру серверов 1С (кластер серверов имеет механизм кэширования).
Обрабатывая запрос клиента, кластер серверов в определенных случаях может дать ответ сразу. Следует отметить, что в кластере серверов есть менеджер кластера, который и принимает запросы от клиентов.
В кластере могут располагаться также несколько дополнительных серверов, к одному из которых (в случае необходимости и в зависимости от нагрузки) менеджер кластера переадресует запрос пользователя.
Затем рабочий сервер-кластер обращается к СУБД для получения необходимых данных. После обработки запроса СУБД возвращает массив данных рабочему серверу для дальнейшей передачи подготовленных данных на клиентское приложение.
Особенности:
- при добавлении новых рабочих серверов кластера увеличивается производительность системы;
- существует возможность резервирования серверов.
Типы поддерживаемых СУБД 1С:Предприятие 8.3:
MS SQL;
IBM DB2;
Postgre SQL;
Oracle.
В платформе 1С:Предприятие 8.3 могут запускаться следующие клиентские приложения [5]:
Толстый клиент (для которого требуются широкополосные каналы связи). В этом режиме возможна разработка и отладка прикладного решения (запуск Конфигуратора). В толстом клиенте можно выполнять обращение к базе данных, делать какие-то вычисления.
Тонкий клиент. В этом режиме осуществляется работа пользователей. Работа тонкого клиента возможна по собственному протоколу передачи данных и протоколу https (в последнем случае необходимо, чтобы был настроен WEB-сервер). Невозможна работа разработчика.
Web-клиент. Внешнее приложение, которое реализуется с помощью браузеров. Установка клиента не требуется (должен быть настроен WEB-сервер).
Ниже представлена архитектура приложений для файлового варианта работы.
Рисунок 1 – Архитектура приложений для файлового режима работы
В данной работе конфигурация системы «Мебельная фабрика» будет работать в файловом режиме.
Обоснование требований к разрабатываемому прикладному решению
Рассмотрим бизнес-процесс мебельной фабрики «Столлайн». Контрагент обращается к менеджеру мебельной фабрики, где получает информацию о производимой мебельной продукции. Выбирает мебель и предоставляет личные данные, подтверждает заявку. На основе подтвержденной заявки составляется заказ, после чего начинается производство заказанной мебели.
Таким образом, основная задача информационной системы – учёт заявок и заказов. Учитываются взаимосвязи: контрагент, заказ и номенклатура. Затраченное время на первоначальный ввод данных, мы компенсируем тем, что легко можем получить любую сводную аналитическую информацию, историю оплат каждого клиента, статистику заказов, а также иную отчетность. Кроме того, система предотвратит случаи злоупотребления со стороны недобросовестных покупателей: если у покупателя есть долги по оплате заказов, то от него новые заказы приниматься не будут.
По ходу выполнения анализа проекта были сформированы функциональные и нефункциональные требования.
1) Функциональные требования:
- Система должна иметь возможность оформить заказ.
- Система должна хранить информацию о клиентах в виде списка. Информация должна включать такие данные как ФИО, электронная почта, контактный телефон.
- Система должна хранить информацию о номенклатуре.
- Система должна иметь режим просмотра и изменения информации о клиентах мебельной фабрики.
- Система должна иметь режим просмотра и изменения информации о сотрудниках мебельной фабрики.
- Система должна выдавать отчеты для анализа остатков номенклатуры, а также отчеты по анализу взаиморасчетов.
- Система не предназначена для ведения бухгалтерского и налогового учета для этих целей можно использовать "1С:Бухгалтерия 8", в которую предусмотрена выгрузка необходимой информации из разрабатываемой системы.
2) Нефункциональные требования:
- Удобство и простота использования администраторами системы должна быть на первом месте.
- Система не должна соблюдать законодательство РФ в плане сохранности данных о клиентах.
Доступ к системе исключительно у администраторов менеджеров мебельной фабрики.
Первым этапом разработки конфигурации является ее проектирование. Результатом проектирования является общая структура объектов метаданных, с указанием конкретных объектов и свойств каждого объекта. Помимо этого проектирование конфигурации включает определения пользователей, позволяющее задать их права в системе и определить особенности интерфейса с каждой категорией пользователей.
В соответствии с поставленной задачей необходимо добавить следующие справочники: «Контрагенты», «Номенклатура», «Рабочие центры», «Порядок присвоения серийных номеров» и «Виды номенклатуры».
Справочники – это агрегатный тип данных, средство для работы со списками однородных элементов данных. При помощи справочников организуется ввод стандартной информации в документы, а также ее просмотр и, если необходимо, корректировка. В целом справочники являются электронными аналогами каталогов. Каждая карточка – это строка справочника, а сведения, заносимые в карточку, являются реквизитами справочника. На рисунке 2 представлен объект типа «Справочники».
Рисунок 2 – Создание справочников
После чего создаем документы. Документ – одно из основных понятий системы 1С: Предприятие. При помощи документов организуется ввод в систему информации о совершенных хозяйственных операциях, а также её просмотр и, если необходимо, корректировка [6].
В основном документы, которые создаются в процессе настройки конфигурации задачи, являются электронными аналогами стандартных бумажных документов, являющихся основаниями для тех или иных учетных действий или расчетов.
Строение каждого конкретного вида документа определяется в конфигураторе во время его создания. У любого вида документа существует два обязательных реквизита, которые создаются автоматически – дата и номер документа. Другие реквизиты документа определяются в конфигураторе для каждого создаваемого вида документа [6]. На рисунке 3 представлена структура документа «Запрос» на ремонт в режиме конфигурирования системы.
Рисунок 3 – Документ «Заказ покупателя» в режиме конфигурирования системы
Описание реквизитов документа «Тренировки».
- АдресДоставки: тип – строка, длина — 0;
- ДатаОплаты: тип – дата, состав даты – дата;
- Комментарий: тип – строка, длина – 0;
- ДоговорКонтрагента: тип – СправочникСсылка.ДоговорыКонтрагентов;
Одной из главных задач конфигурации – это создание отчетов. На рисунке 4 изображено создание отчета «Анализ цен номенклатуры», используя формы отчетов. Данный отчет будет выводить информацию о ценах номенклатуры.
Рисунок 4 – Создание отчета «Анализ цен номенклатуры»
Константы предназначены для хранения постоянных, условно-постоянных величин. Основная причина использования констант заключается в том, что в них один раз заносится информация, которая после может использоваться при формировании документов, в расчетах, при построении отчетных форм. Значение константы периодически можно редактировать [7]. В конфигураторе задаются константы и их свойства, а их значения в режиме исполнения системы 1С: Предприятие. Рисунок 5 иллюстрирует создание констант.
Рисунок 5 – Создание константы «ВедениеУчетаПоПроектам»
Чтобы иметь возможность отличать друг от друга пользователей, работающих с информационной базой, в системе 1С: Предприятие существует режим ведения списка пользователей [9].
В этом режиме администратор базы имеет возможность создавать и удалять пользователей системы, назначать им интерфейсы, роли и т. д [10]. Создание пользователя представлено на рисунке 7. Распределение ролей представлено на рисунке 8.