Файл: Психологические факторы, влияющие на принятие решения (Процесс принятия решений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из ключевых проблем в управлении организацией является процесс принятия решений. Развитие вопроса проводилось исследователями разных отраслей от экономики до менеджмента. Интерес исследователей к проблеме не случаен, так как принятие решений является одной из основных функциональных обязанностей управленца, а последствия принятого решения в большинстве случаев могут сказаться на всей организации и ее сотрудниках.

Так или иначе, успешность деятельности предприятия зависит от множества факторов, а грамотное принятие решений – один из важнейших таких факторов. И не учитывать его нельзя, если необходимо сделать организацию успешной и конкурентоспособной.

Таким образом, цель настоящей работы – изучение психологических факторов, влияющих на принятие решений.

Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • охарактеризовать природу процесса принятия решения;
  • рассмотреть сущность и характерные особенности решений;
  • проанализировать факторы, формирующие управленческое решение;
  • привести психологические аспекты принятия управленческих решений;
  • подвести итоги выполнения работы.

Объектом исследования является процесс принятия решений, а предметом – психологические факторы, оказывающие влияние на принятие решений.

1. Процесс принятия решений

1.1 Природа процесса принятия решений

Управленцем человек становится тогда, когда приступает к должностным обязанностям, в том числе – к принятию решений и их реализации самостоятельно или через посредников. Потребность принятия решения пронизывает абсолютно всю управленческую деятельность, от самых простых до сложнейших процессов. Так, принятие решений на основе полученной информации есть важный аспект любой управленческой функции, так как необходимость принятия решения рано или поздно возникает на всех стадиях процесса управления. В связи с этим грамотный разбор и объективное понимание истинной природы принятия решений не просто важен, но необходим для успешного менеджмента.

Для определения природы управленческого решения целесообразно описать категорию решения.

В широком смысле решение представляет собой результат выбора индивида или группы индивидов одной из сложившихся альтернатив действия. Если говорить короче, решение является выбором одного или нескольких вариантов.


Принятие заурядных решений является повседневностью для каждого человека, и мы редко задумываемся, выбирая тот или иной вариант. Это объясняется, в первую очередь, тем, что цена подобных решений невысока и определяется самим субъектом, принимающим решение. Сложность составляют решения, влияющие на будущее субъекта, а также на межличностные отношения, и опрометчивое принятие подобных решений может порой оказать нежелательные последствия на последующую личную жизнь.

Тем не менее, в менеджменте принятие решения представляет собой более сложную процедуру, являющуюся систематизированным и ресурсозатратным процессом. Ставки в управленческих решениях зачастую значительно выше, чем в повседневной жизни. И это легко объяснить, ведь последствия управленческого решения влияют не только на деятельность и эффективность организации, но и на судьбы и решения других людей. И сюда относятся не только подчиненные и сотрудники организации, в которой принимается решение, но также и потребители, сотрудники обслуживающих организаций, а также многие другие.

Также в истории известны случаи, когда крупные и влиятельные организации принимали решения, сказывающиеся даже на местном окружении. Так, в Новой Англии известен случай, когда принятие решения о переезде текстильных и обувных предприятий привело к практически полному опустению некогда процветавших городов.

К современной системе принятия решений предъявляются следующие требования:

  1. Цели. Данный критерий подразумевает, что, несмотря на собственные предпочтения, настроение и прочие внешние факторы, решение должно приниматься, основываясь на поставленных целях. Иначе говоря – для решения проблем.
  2. Последствия. Здесь говорится не о простых личных последствиях, следующих за частным выбором. Имеется ввиду тот факт, что управленцем, а тем более, – занимающим высокую должность, решения принимаются с разной степенью последствий, тем не менее, влияющие на него самого, всю организацию в целом и всех ее сотрудников. Следовательно, одно решение может оказать серьезные последствия на жизни многих людей. При принятии решений ответственный руководитель должен иметь это в виду.
  3. Разделение труда. Для наглядности также сравним частное и управленческое решение. В личной жизни каждый человек, самостоятельно принимая решение, по большей части, сам его и приводит в действие. Управленческое же решение отличается применением системы делегирования – некоторые работники непосредственно принимают решения, а некоторые – их исполняют.
  4. Профессионализм. В повседневной жизни, как правило, мы принимаем решения, доступные нам в силу собственного интеллекта, знаний и сложившейся ситуации. Управленческие решения сильно отличаются от частных в данном ключе – управление требует комплексного подхода, тщательного обдумывания и, одно из самых важных, - компетентность в проблемном вопросе. Компетентность требует образования, профессионализма и опыта в рабочей области, в связи с чем не каждый управленец сможет принимать качественные решения, а только обладающий достаточными знаниями и компетенциями.

Таким образом, подытожив перечисленные критерии, можно сказать, что лицо, принимающее решение, должно научиться верно подходить к стоящим перед ним задачам, при этом имея ввиду уникальность каждой новой проблемы, а также прибегая и к стандартным решениям. В связи с этим теорией менеджмента процесс принятия решения и был определен как структурированный сложный процесс, обладающий конкретным механизмом, содержанием и процедурой.

1.2 Сущность и характерные особенности решений

Как было указано в предыдущем параграфе, принятие решений является неотъемлемой частью всех функций управления. Вне зависимости от того, какой отдел или орган участвует управления, оно не может быть объективным и грамотным без последовательной подготовки и реализации управленческих решений. Данный постулат, помимо всего прочего, касается не только управления, но также и деятельности любого сотрудника.

Существенный вклад в теорию принятия управленческих решений внес исследователь из Соединенных Штатов Герберт Саймон, которому принадлежит такое определение управленческого решения, согласно которому оно представляет собой суть управленческой деятельности. В своих трудах он также отмечал, что в любой практической организационной деятельности есть такие аспекты как решение и действие. Подытоживая, можно сказать, что, согласно Саймону, управление представляет собой процессы принятия решений и процессы, содержащие действия.

Важность рассмотрения вопроса о роли принятия решения в управлении определяется также тем, что в литературе имеет место смешение понятий «решение руководителя (менеджера)» и «управленческое решение». Оба понятия объединяются единым названием «управленческое решение». Все–таки следует проводить различие между этими понятиями. Первое понятие характеризует принятие руководителем любых решений, вытекающих из характера его деятельности (управленческих, экономических, производственных и т.п.). Это расширенная трактовка понятия управленческого решения. Здесь затрагиваются разнообразные сферы деятельности, которыми управляет руководитель (финансовые, производственные, сбытовые и др.). Представляется, что такие решения правильнее назвать решениями в бизнесе.

Вторая трактовка предполагает принятие решений только в разрезе выполнения отдельных функций управления (планирования, организации, мотивации и контроля). Именно с этих позиций рассматривается управленческое решение в данной серии статей.


Вышесказанное не означает, что при принятии управленческих решений не принимаются в расчет финансовые, экономические, производственные и другие факторы. Важное значение функции принятия решений для деятельности человека и ее особая роль в процессе управления определяют необходимость рассмотрения всех аспектов этой функции. При научном подходе к функции принятия решений все перечисленные аспекты должны рассматриваться в комплексе. Комплексный подход обеспечивает полноту изучения этой функции и способствует более глубокому пониманию закономерностей процесса принятия решений. Комплексный подход, предполагающий учет экономических, финансовых, правовых, производственных и других факторов, реализуется при анализе проблемной ситуации, постановке целей, определении критериев, выборе вариантов решения, выполнении других операций при принятии управленческих решений, о чем пойдет речь в последующих разделах.

Решение как результат выбора обычно фиксируется в письменной или устной форме и включает в себя план (программу) действий по достижению поставленной цели.

Решение является одним из видов мыслительной деятельности и проявлением воли человека. Его характеризуют следующие признаки:

  1. возможность выбора из множества альтернативных вариантов: если нет альтернатив, то нет выбора и, следовательно, нет и решения;
  2. наличие цели: бесцельный выбор не рассматривается как решение;
  3. необходимость волевого акта при выборе решения, так как лицо, принимающее решение, формирует решение через борьбу мотивов и мнений.

Соответственно под управленческим решением понимается:

  • поиск и нахождение наиболее эффективного, наиболее рационального или оптимального варианта действий руководителя;
  • конечный результат постановки и выработки управленческого решения.

Характерной особенностью управления любыми объектами является достижение определенных целей. Эта общая особенность может быть положена в основу определения процесса управления. Процессом управления называют целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления в целях реализации функций управления.

Процесс управления состоит из циклически повторяющейся во времени последовательности видов управленческой деятельности, которые получили название функций управления. Выделение функций в процессе управления может быть выполнено с различной степенью детализации. В качестве наиболее общих агрегированных функций управления обычно рассматриваются планирование, организация, мотивация и контроль.


Выходом (конечным результатом) планирования является утвержденный план той или иной длительности и содержания.

Организация предполагает адаптацию существующей оргструктуры управления под новые цели и задачи, сформулированные в плане, рационализацию распределения задач, ответственности и прав, решение кадровых вопросов, то есть организационное обеспечение выполнения плана.

Мотивация направлена на стимулирование эффективного труда как руководителей, так и сотрудников организации. Здесь используется весь арсенал современных методов: экономических, социально–психологических, факторов корпоративной культуры. Таким образом обеспечивается мотивационная поддержка выполнения плановых заданий. По сути дела, функции организации и мотивации – это функции обеспечения выполнения принятого плана.

Контроль, а здесь имеется ввиду именно заключительный контроль, в своей аналитической составляющей, направлен на оценку уровня выполнения плановых заданий. Данные контроля, наряду с информацией о состоянии внешней среды, являются необходимыми для разработки плана на следующий плановый период. Таким образом, функция контроля заключает данный цикл управления и в то же время дает информацию для начала следующего цикла управления. С этих позиций граница между функциями контроля и планирования в цикле управления является довольно условной, все зависит от выбора исходной точки цикла планирования.

Более того, в каждую обобщенную функцию управления можно «встроить» эти же четыре обобщенные функции управления. Это означает, что необходимо планировать, организовывать, мотивировать и контролировать плановую деятельность. То же можно сказать и про остальные функции управления. Каждая из этих функций в свою очередь может быть представлена совокупностью более частных функций. Так, например, планирование включает функции анализа состояния объекта управления, прогнозирования тенденций его развития, определения целей и стратегий, разработки комплекса мероприятий (конкретизацию мероприятий и ресурсов по исполнителям и срокам).

2. Психология принятия решений

2.1 Факторы, формирующие управленческое решение

Среди основных факторов, оказывающих влияние на формирование управленческого решения, можно выделить следующие: