Файл: Цель образовательной и воспитательной деятельности в сфере экологии это становление начал экологической культуры у детей развитие экологического сознания, мышления и экологической культуры у взрослых, их воспитывающих.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.03.А Педагогика дополнительного образования (в области социально-педагогической деятельности)
Дисциплина: Экологические основы природопользования
Практическое занятие 2
Выполнил:
Обучающийся Лисун Людмила Леонидовна
Преподаватель:
Чащинова Анна Вадимовна
Задание 1
Цель образовательной и воспитательной деятельности в сфере экологии — это становление начал экологической культуры у детей; развитие экологического сознания, мышления и экологической культуры у взрослых, их воспитывающих; формирование у обучающихся ответственного отношения к окружающей среде, которое должно выстраиваться на базе экологического сознания.
Разумеется, достижение столь значимых и содержательных целевых ориентиров невозможно без оформления персональной нравственной позиции педагога по данному вопросу. В качестве варианта собственной педагогической позиции вам необходимо написать эссе на одну из предложенных тем (по выбору):
1. Особенности изучения Федерального закона «Об охране окружающей среды» в школе.
2. Цели экологического образования в интересах устойчивого развития Российской Федерации.
3. Роль изучения особо охраняемых природных территорий на занятиях с учащимися различных образовательных организаций.
4. Влияние педагога на снижение уровня негативного воздействия промышленности на окружающую среду: борьба с ветреными мельницами или всё в наших руках?
Эссе необходимо подготовить для проверки в следующем формате: объём печатного текста составляет не более 3 000 знаков с пробелами, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.
Ответ:
Тема: Цели экологического образования в интересах устойчивого развития Российской Федерации.
Экономическое образование — это подготовка специалистов для экономических служб предприятий и специальных экономических организаций (финансовых, банковских, статистических, аудиторских, маркетинговых и др.), а также формирование необходимого минимума профессиональных экономических знаний у специалистов различных отраслей экономики и широкого круга работников предпринимательских структур.
На сегодняшний момент вероятность экологической катастрофы имеет первостепенное значение, поэтому уделяется особое внимание экологическому образованию школьников. Сейчас это занимает приоритетное место в педагогической теории и практике. Все это связывается с ухудшающейся экологической ситуацией на планете Земля.
По мнению ряда ученых, в России существует значительное отставание уровня экологического образования от мирового. Сегодня важно не только иметь некую сумму экологических знаний, не только вести речь о любви к природе и бережном отношении к ней, но и уметь принимать решения, основываясь на привычки системно мыслящего человека. Идеи устойчивого развития требуют не только знания экологических законов, но, даже в большей степени, понимания того, что и в какой мере губительно для существования человечества. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической грамотности, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. В условиях современного экологического кризиса возникла необходимость в глубокой нравственной перестройке образа жизни всего человечества, переориентации мышления на развитие диалоговых форм общения с природой. В связи с этим возрастает потребность в новом подходе (эколого-гуманистическом) к пониманию природных и общечеловеческих ценностей: осознание уникальности нашей планеты Земля и исчерпаемости её ресурсов; необходимости сохранения многообразия экосистем и биологического разнообразия; понимание тесных взаимосвязей в природе, обществе, экономике. При этом возрастает ответственность человечества за последствия научно-технического прогресса, необходимость скорейшего перехода на новые безотходные технологии и ресурсосбережение, поддержание и совершенствование систем жизнеобеспечения, управление факторами риска в социоприродных системах. В качестве ключевых образовательных компетентностей рассматриваются следующие:
- Общекультурная (способность познавать окружающий мир, ориентироваться в нём, ценностное осмысление природы, бережное отношение к культурно-историческому и природному наследию России
- Учебно-познавательная (формирование функциональной грамотности учащихся в области организации самостоятельной познавательной деятельности, планирования, анализа)
- Информационная (умение работать с различными источниками информации, анализировать, систематизировать знания, формулировать выводы
- социально-гражданская (практические умения по экологическому мониторингу)
- коммуникативная (умение слышать и слушать друг друга, способность принять иную точку зрения или убедить собеседника в правильности собственной)
- личностного роста и развития (совершенствование личностных качеств, развитие психологической грамотности)
- экологическая (способность школьниками системно применять экологические знания)
социально-гражданская (практические умения по экологическому мониторингу, овладение навыками изучения и содействия решению экологических проблем своего города, способность принимать решения, ответственность за результат собственной деятельности);
коммуникативная (умение слышать и слушать друг друга, способность принять иную точку зрения или убедить собеседника в правильности собственной, быть контактным в различных социальных ситуациях, работать в команде для достижения общего результата).
личностного роста и развития (совершенствование личностных качеств, развитие психологической грамотности, способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки, забота о здоровье, здоровый образ жизни, формирование внутренней экологической культуры, а также комплекса качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности, осознание своей роли и предназначения, умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, определяющих программу жизнедеятельности в целом);
экологическая (способность школьниками системно применять экологические знания и над предметные умения для самостоятельной и коллективной деятельности при решении личностных и социально-значимых задач в соответствии с идеями устойчивого развития).
Заданные требования (нормы) к образовательной подготовке ученика (компетенции) позволяют ему эффективно действовать в социуме. Однако в связи с тем, что результат педагогического воздействия по отношению к каждому ученику будет различен, компетентностный подход в условиях личностно-ориентированного обучения учитывает не только обладание человека соответствующей компетентностью, но и личностное отношение к ней.
Формируются коммуникативные качества школьников при коллективных способах обучения в малых группах сотрудничества, интерактивных формах работы (дискуссии, дебаты, образовательные игры и тренинги). При использовании групповых, коллективных и парных форм работы приобретается умение сотрудничества для реализации учебных задач, обсуждения и поиска возможных вариантов решения экологических проблем.
Другие люди как ценность. Определяет, какие позитивные установки формируются у учащихся по отношению к другим людям (ученикам, учителям, родителям). Данная ценностная установка проявляется в готовности воспринимать другого человека как индивидуальность, как личность, в стремлении проявлять доброжелательность, уважение, доверие, веру в личностный потенциал другого, в умении конструктивно выстраивать межличностные отношения.
Природа как ценность. Характеризует, какие позитивные установки формируются у учащихся к природе: осмысление единства всего живого, а также живого и неживого в природе, понимание необходимости гармонизации взаимоотношений общества и природы, осознание пределов экологической ёмкости биосферы. Данная ценностно-смысловая установка проявляется в готовности сохранять и оберегать жизнь во всех её проявлениях и на всех уровнях организации, в рациональном использовании природных ресурсов, пропаганде природосберегающего образа жизни.
Социально-значимая деятельность как ценность. Определяет значимость общественно-полезной деятельности как личностной ценности. Эта ценность должна проявляться в готовности старшеклассников действовать в социуме, ориентации на общественную значимость выполняемого дела, интересе к участию в общественно-значимом труде, направленном на улучшение состояния окружающей среды, содействие решению социально-экологических проблем. Данная установка проявляется также в стремлении приносить пользу другим
людям, желании к развитию собственных деловых качеств, нацеленности на полезность и важность своей деятельности для других.
Ответственность как ценность. Характеризует степень ответственности старшеклассников за то, что происходит с ними в жизни. Определяет, испытывает ли учащийся потребность в обосновании и объяснении совершаемых ими действий, стремится ли анализировать свои поступки, руководствуется ли при принятии решения принципами, основанными на чувстве долга, добросовестном отношении к выполняемым делам.
К нормативному аспекту относится само содержания экологического образования, т. е. правила (запреты и предписания) поведения человека, как он ведет себя в социальном и природном окружении. Показателем культуры человека является следование общепринятым нормам морали в общественных отношениях, с природными факторами, к своему собственному здоровью. В России, надо отметить, особо уделяется внимание формированию экологической культуры, причем с раннего возраста. В дальнейшем это положительно влияет на формирование полноценной личности в процессе социализации.
Задание 2
Национальные проекты Российской Федерации 2019 – 2024 гг. — это новые комплексные разработки федерального масштаба, принятые в России в 2018 году, и реализуемые по трём направлениям:
1. Человеческий капитал.
2. Комфортная среда для жизни.
3. Экономический рост.
Цель национального проекта «Экология» — это кардинальное улучшение экологической обстановки на территории Российской Федерации и обеспечение её положительного влияния на оздоровление россиян. В данной многосторонней работе принимают участие органы государственной власти и органы местного управления, кураторы федеральных проектов, общественные организации и активные граждане.
Современный педагог, работая над формированием экологической культуры обучающихся, изучает содержание данного проекта.
Для выполнения данного задания рекомендуем пройти по ссылке на официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации https://www.mnr.gov.ru/activity/directions/natsionalnyy_proekt_ekologiya/
1. Внимательно изучите содержание паспорта Национального проекта «Экология». Особое внимание обратите на его структуру, представляемую систему планирования и перечень значимых показателей.
2. Изучите представленный перечень наименований федеральных проектов,
входящих в состав национального проекта «Экология».
3. Дополните данный перечень недостающим наименованием федерального проекта № 10, входящего в состав национального проекта «Экология»:
- Федеральный проект «Чистая страна».
- Федеральный проект «Комплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами».
- Федеральный проект «Инфраструктура для обращения с отходами I – II классов опасности».