Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 392
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЛГОГРАДСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА»
Кафедра частного и публичного права
Практическое задание к теме 6
по дисциплине «Муниципальное право»
Выполнил:
Миронов М.М., гр. ЮР-211бви/11/у
Проверил: к.ю.н., доцент Латышев С.Н.
Волгоград 2023
Тема № 6: «Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления»
Задача 1. На местный референдум был вынесен вопрос о внесении изменения в устав муниципального образования, суть которого заключалась в сокращении срока полномочий главы муниципального образования с четырех лет до трех. В ходе референдума население муниципального образования проголосовало за сокращение срока полномочий главы муниципального образования. Глава муниципального образования обратился в суд с требованием признать решение референдума недействительным, поскольку, по его мнению, на местный референдум нельзя было выносить вопросы о досрочном прекращении или сокращении срока полномочий органов местного самоуправления.
Какое решение должен принять суд?
Решение
Вопросы, выносимые на референдум, по которым участник референдума определяет свою позицию и выражает ее посредством тайного голосования при помощи заполнения бюллетеня для голосования. Круг вопросов, которые могут быть вынесены в соответствии с законодательством на референдум, принято также называть предметом референдума.
Ограничения предмета референдума вызваны тем обстоятельством, что народ, являясь коллективным субъектом правотворчества и принимая решения на референдуме, действует в существующем реальном правовом пространстве. Независимо от того, что референдум является одной из форм высшего непосредственного выражения власти народа, а его решения отличаются по юридической силе определенными особенностями (см. Решение референдума), тем не менее, принимаемые на референдуме решения входят в нормативно-правовую систему государства и занимают в ней в зависимости от формы, которую приобретает народное решение, соответствующее иерархическое положение. В связи с этим законодательно устанавливаются определенные требования к вопросам, выносимым на народное голосование, очерчиваются границы предмета референдума.
Общими ограничениями предмета для всех проводимых в Российской Федерации референдумов является требование, чтобы выносимые на народное голосование вопросы не ограничивали и не отменяли общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.
Законодательством закрепляется общий перечень вопросов, по которым не могут проводиться референдумы любого уровня. К их числу относятся:
а) вопросы, касающиеся досрочного прекращения или продления срока полномочий, приостановления полномочий органов, о проведении досрочных выборов или отсрочке проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
б) о формировании состава и персональном составе государственных и муниципальных органов;
в) об избрании, утверждении, о назначении либо даче согласия на назначение или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц;
г) о бюджетном строительстве, финансовых обязательствах государства в целом, отдельных субъектов Российской Федерации или муниципальных образований;
д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
Так, в соответствии с Конституционным федеральным законом на референдум Российской Федерации не могут быть вынесены вопросы:
а) досрочного прекращения и продления срока полномочий, о проведении досрочных выборов либо отсрочке выборов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
б) принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;
в) введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты; г) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
В качестве вопросов референдума субъекта Российской Федерации и местного референдума также не могут выступать вопросы:
а) о досрочном прекращении, приостановлении осуществления полномочий, а также о проведении досрочных выборов либо об отсрочке выборов органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления;
б) о формировании состава либо о персональном составе указанных органов;
в) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц;
г) о принятии или об изменении бюджетов и финансовых обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
Местный референдум проводится по вопросам местного значения, находящимся в ведении муниципальных образований. Вопросы, подлежащие вынесению на местный референдум, могут определяться законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми представительными органами местного самоуправления нормативными правовыми актами. На местный референдум не могут выносится вопросы, не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования. Местный референдум может проводиться только по вопросам, не противоречащим федеральному законодательству и законодательству соответствующего субъекта Федерации.
Следовательно, срок, на который избираются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, а также срок полномочий указанных органов и депутатов устанавливаются соответственно Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Для органов местного самоуправления законодательством Российской Федерации устанавливается не только максимальный, но и минимальный срок их полномочий – не менее двух лет (статья 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Конкретный срок полномочий определяется уставами муниципальных образований и не может быть изменен в течение текущего срока полномочий. Закрепление на федеральном уровне данных положений является существенной гарантией не только эффективной деятельности названных органов, но и самого права граждан на местное самоуправление.
Референдум не вправе сокращать или увеличивать сроки полномочий органов местного самоуправление, поэтому суд должен удовлетворить иск главы муниципального образования о недействительности решения референдума.
Задача 2. 30 сентября 2019 г. на общем собрании жителей городского микрорайона было принято решение о создании территориального общественного самоуправления «Форум». Тогда же был принят и устав ТОС «Форум», в соответствии с которым оно, будучи юридическим лицом, обладает правовым статусом ассоциации. Орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, отказал в регистрации ТОС «Форум». Отказ был мотивирован тем, что ТОС «Форум» могло быть создано либо в форме общественной организации, либо в форме органа общественной самодеятельности.
Правомерен ли отказ регистрирующего органа в регистрации ТОС «Форум» как юридического лица? Ответ аргументируйте с учетом положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г.
Решение
В своей деятельности Ассоциация территориального общественного самоуправления субъекта Российской Федерации руководствуется следующими нормативными актами:
- Европейская Хартия местного самоуправления (15.10.1985г.).
- Конституция Российской Федерации (12.12.1993г.).
- Федеральный закон Российской Федерации от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления».
- Гражданский Кодекс Российской Федерации - Федеральный закон Российской Федерации от 30.11.1994г. №51-ФЗ.
- Федеральный закон Российской Федерации от 12.01.1996г. № 7–ФЗ «О некоммерческих организациях».
- Федеральный закон Российской Федерации от 19.05.1995г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
Ассоциация ТОС - единая площадка органов территориального общественного самоуправления и местных сообществ в Российской Федерации. Территориальное общественное самоуправление (ТОС) - это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории.
Отдельный микрорайон и отдельно действующий ТОС не может быть ассоциацией по определению, но при этом сам впоследствии может войти в Ассоциацию ТОС города или региона.
Таким образом, отказ правомерен.
Список использованных источников
1.Бабун Р. В. Организация местного самоуправления. Учебное пособие. — М: КноРус, 2019. 274 с.
2.Гранкин И. В. Муниципальное право в вопросах и ответах. — М: Проспект. 2019. 208 с.
3.Чаннов С. Е. Муниципальное право. Учебник и практикум для бакалавриата и специалитета. — М: Юрайт. 2019. 302 с.
4.Чаннов С. Е. Муниципальное право. Учебник и практикум для СПО. — М: Юрайт. 2019. 302 с.