Файл: Урок развития речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Цели урока:

- познакомить с жизнью и творчеством Ф.П. Толстого; учить “читать” картину, осмысливать ее содержание;

- научить описывать картину (натюрморт);

- способствовать эмоциональному восприятию картины как произведение искусства;

- совершенствовать умение отбирать нужные для описания слова;

- расширить словарный запас учащихся, знание о художнике;

- развивать воображение детей, их образную память, ассоциативное   мышление;

- учить соотносить художественный текст и художественные средства картины.

Тип урока: урок развития речи.

1. Словарная работа

Развитие внимания. Что зашифровано на доске? (слайды )

Ю Н Т М А Р О Т Р (натюрморт) – картины,
изображающие  ягоды, фрукты, цветы. продукты  и т.д.

Р А Т Н И К А (картина)

М К П О З Ц Я О И И (композиция) Композиция картины  - 
расположение  предметов  в  пространстве,  выделение  главного  в изображении

О Е С И Ч Е Н И Н (сочинение)

2. Вопросы классу. Работа с опорными словами

1. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

По опорным словам попытайтесь представить, что изображено на картине-загадке, которую мы будем сегодня описывать.(опорные слова записаны на доске)

- Стеклянная  ваза, морковно-красный  с  жёлтыми  полосками  бархатец, веточка  душистого  горошка, пушистая  головка ало-красного  мака  с  белой 
каёмочкой  на  кончиках  лепестков,  сине-голубой  с золотыми  серединками 
дельфиниум, разноцветная  птичка, лимонно-жёлтая  бабочка.

2. Попробуйте сформулировать тему.

3. А какие цели поставим перед собой? (научиться рассказывать о том, что и как изображено на картине, научиться описывать картину)
Создание эмоционального настроя.

-Художник, смотрите, художник!

Пришел и сидит на пеньке.

При нем голенастый треножник

И кисточка в правой руке.

За ним – гаражи и помойки.

А прямо – огромный закат.

Два стройных жирафа на стройке,

Как черные тени стоят.

Художник, смотрите, художник!

Сидит посреди пустыря…

Зачем – то сорвал подорожник,

Задумался – видно, не зря! ( М.Бородицкая)

- О чем это стихотворение? (об умении видеть прекрасное в обыденном, о правде жизни, об удивительном рядом…)

-О каком искусстве мы будем говорить?живописи

-Подберите синонимы к слову художник. (мастер, искусник, виртуоз, мастер кисти…)


Проверка домашней работы и знакомство с натюрмортами.

. Покажите свои работы соседу по парте, соседу по ряду. (Текст «Красота в обыденном» Е.О.Каменева «Твоя палитра».

1.Что обозначает французское слово «натюрморт»?

2Что нового узнали из текста?

-Где появился этот жанр искусства?

2. Сообщение учащихся

Учитель. В живописи, как в каждом виде искусства, есть свои жанры. Послушаем сообщение о натюрморте как о жанре живописи. (Учащиеся делают сообщение)

Сообщение о натюрморте как о жанре живописи.

    Искусство натюрморта имеет свою прекрасную и давнюю историю. Натюрморт вводит нас в мир, окружающий художника, дает возможность оглянуться на несколько веков назад, сопереживать вместе с мастером особо любимые им мотивы.

Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века. В России этот жанр живописи стал известен сравнительно поздно – в 18 веке. В то время активно развивалась наука, и художники стремились показать мир природы. В картинах изображались цветы, фрукты, овощи, различная бытовая утварь.

Слово «натюрморт» произошло от французского словосочетания nature morte, что означает «мертвая природа». По голландски обозначение этого жанра звучит как stilleven т.е. «тихая жизнь», на взгляд многих художников и искусствоведов это наиболее точное выражение сути жанра.

Натюрморты, написанные когда-то художниками 17 века, не только запечатлели вещи, они очень многое могут рассказать нам об их владельцах, о жизни и быте эпохи, о людях и их привычках.

Изображение прекрасного мира вещей и даров природы увлекало очень многих живописцев, и в каждом натюрморте – мир глазами художника. В натюрморте выражается отношение человека к окружающему миру. В нем раскрывается то понимание прекрасного, которое присуще художнику как человеку своего времени.

3. Вопросы классу

  1. Что вы узнали о натюрморте?

  2. А что может быть изображено на натюрмортах?

Вывод (делают учащиеся) Так что же такое натюрморт?

(слайд -определение натюрморта)

Натюрморт – это изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве.

- Мы говорим о мастерстве голландских художников, но у нас в России тоже есть мастера натюрморта: И.Левитан,И.Крамской «Цветы»,

К.Петров-Водкин «Яблоко и лимон»,

И.Машков «Клубника и белый кувшин»,



Г.Пеплов, М.Сарьян и др. (Презентация)

-Почему художники обратились к такому виду искусства, как натюрморт? (отражение времени, восхищение вещами, которые нас окружают.).

Мы привыкли к ним, порой даже перестаем замечать. А у художника взгляд зоркий, пытливый. В самом простом, обычном предмете он может увидеть необычное, прекрасное и изображает это. То, на что мы смотрим иногда равнодушно, на картине удивляет и радует своей неожиданной красотой.

Интересно и другое. Один и тот же кувшин или чайник на полотнах разных мастеров всегда будет выглядеть по – разному.

Ведь каждый мастер – художник особенный, неповторимый. И видит по- своему и по-своему передает увиденное. Все, что он пережил и почувствовал,- вкладывает в свое произведение.

Попробуем и мы посмотреть на мир глазами художников.

Перед нами натюрморт К.Петрова- Водкина «Селедка» (1918г). (Презентация) Сухая селедка на куске синей клеенки, на интенсивно розовом фоне осьмушка хлеба и две картофелины. Предметов мало, но явственно ощутима их значимость. Почти портретная тщательность в письме каждой вещи, четкие ритмические интервалы, разделяющие предметы, развернутость плоскости изображения прямо на зрителя. Перед нами паек петроградского рабочего трудных лет военной интервенции. В этот натюрморт, врывается ощущение тревоги и напряженности. Беспокойно звучат цветные контрасты.Образы, дающий ощущение времени, приобретающий черты историчности.

А когда в магазинах появился в изобилии хлеб, И..Машков пишет натюрморт «Московская снедь. Хлебы». (Презентация) Чего-чего тут только нет! Хлеб, булки, батоны, калачи. Крендели. И все свежее, румяное, с ароматом хрустящей корочки. Ешьте на здоровье!

Конкурс на лучшую композицию. А что вам интересно представить было бы на натюрморте, что должно быть на них изображено? Придумайте название своей композиции.

Попробуйте сами составить композицию из предметов (свеча, цветы, фрукты и т.д.) , с которой можно было бы писать натюрморт. (Выбирается самая интересная работа).

«Праздничный стол», «Вместе со свечами», «Царство овощей», «Музыка цветов» и др.

Беседа с классом.

- Я вам расскажу одну историю. Давным – давно в Древней Греции жил художник по имени Апеллес. Однажды он изобразил на картине виноград. Картину оставил на терассе, а сам ушел.

Когда он вернулся, то с изумлением увидел, что к ней слетелись птицы и пытаются клевать ягоды. Виноград был написан так искусно, что птицы приняли его за настоящий. Люди восхищались мастерством Апеллеса. Картина эта до наших дней не дошла. А рассказ о ней превратился в легенду.


В разных странах и у нас в старину художники тоже любили писать так, чтобы все было, как в жизни.

-С помощью чего художнику удается передать красоту вещей, плодов, изображаемых в натюрмортах?

-Зачем нам даны цвета? Какую роль они играют в нашей жизни? Как влияют на людей и их отношения?

- Определите, какого цвета могут быть оценки, как «5», «4», «3», «2»?

Оказывается, каждая оценка создает свое настроение, значит цветом можно выразить настроение человека.

- В каком случае мы говорим «черные мысли чёрные мысли - это не просто плохие мыслиэтомысли, которые назойливы, как мухи. », «голубые мечты  недостижимая цель, мечта.», «серая личность заурядный, посредственный человек» Смотреть сквозь розовые очки - не замечать недостатков, идеализировать кого-либо, что-либо. елёная скука (тоска) - о томительной, невыносимой скуке цвет тины, болота. .?

Какого цвета может быть зло? Почему вы так думаете? А какого цвета добро?

Вернемся к тексту. Найдите в тексте слова, передающие цвета. Определите части речи. Значит, передать цвет предмета мы можем разными частями речи.

Перед вами высказывания художника и писателя. (Презентация) Какое вам ближе? Как вы их понимаете?

  • Ничто не дает такого наслаждения, как краски.

И.Бунин

  • Живопись- это поэзия, которую видят, а поэзия – живопись, которую слышат.

Леонардо да Винчи

Читая произведения А.С. Пушкина, сможем ли мы представить предметы, которые он описывает:

…. Глядела

Все на яблоко. Оно

Соку спелого полно

Так свежо и так душисто,

Так румяно – золотисто,

Будто медом налилось!

Видны семечки насквозь.

- Какая часть речи помогает увидеть живопись?

Работа по карточке: подбери синоним к прилагательным, обозначающим цвет.

(Ответы: 1-белый, 2-зеленый,3- красный, 4- желтый, 5- черный, 6-оранжевый, 7- синий)

Работа над описанием как типом речи.

- Каким типом речи мы воспользуемся, рассказывая о натюрморте?

-Какой практический прием помогает нам различать типы речи?

Описание предмета.

Чтобы определить тип речи, надо выделить «данное» и «новое».

В описании предмета «данным» является сам предмет или его части
, «новым» - признаки предмета.

Д --------------------------Н

(Кто? Что? (Какой? Каков?)

В описании предмета «данное» - обычно имя существительное или местоимение, «новое» - чаще всего имя прилагательное, существительное с глаголом, глагол.

- Как мы будем работать над описанием натюрморта?

Обращаемся к схеме: (Презентация)

*1. Охарактеризуйте общий вид предмета (тема описания)

*2.Назовите наиболее характерные признаки, найдите точные слова для обозначения.

* 3. Определите цель описания, подумайте над идеей.

*4.Расположите описание признаков, как того требует тема и идея.

. Объяснение нового материала

1. Слово учителя

- Сегодня нам предстоит большая, нелёгкая, но очень интересная работа. Мы будем работать над сочинением по картине.
Рассматривая картину, нужно стремиться понять замысел художника, попробовать оценить, насколько ему удалось этот замысел реализовать. Вот почему наша задача
– научиться рассказывать о том, что и как изображено на картине.
Рассматривать мы будем картину Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».

Прослушаем информацию о жизни и творчестве художника. (слайд )

Граф Фёдор Петрович Толстой (1783 —1873)— русский живописец, рисовальщик, скульптор и медальер (Медальер – художник, вырезывающий медали). Родился в семье графа Петра Андреевича Толстого. А. К. Толстой приходился Фёдору Петровичу родным племянником, а Л. Н. Толстой — двоюродным. Рано проявил талант к изобразительному искусству. В 1809 году создал свою первую медаль «В память просветительной деятельности Чацкого». После победы в Отечественной войне 1812 года выпустил серию медальонов. Толстой также участвовал в оформлении Храма Христа Спасителя. Натюрморты Ф.П.Толстого – это попытка запечатлеть чарующую красоту природы. Наиболее известные работы в этом жанре – «Букет цветов, бабочка и птичка», «Цветы, фрукты, птица», «Ветка малины, бабочка и муравей».

(слайд –картины «Букет цветов, бабочка и птичка», «Цветы, фрукты, птица», «Ветка малины, бабочка и муравей».)

4. Беседа по содержанию картины (слайд 8 - картина «Букет цветов, бабочка и птичка»)

1. Перед нами натюрморт Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». Какие предметы изобразил художник?

2. Что поместил художник в центре своей картины?

(В центре картины - стеклянная ваза с красивыми белыми и нежно-розовыми цветами на длинных стеблях. Причудливо изогнуты узкие темно-зеленые листья. Тщательно выписаны красные тычинки цветов и тонкие прожилки листьев.)