Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ
Сущность и формы инновационной деятельности
Понятие инновационной деятельности в международном праве относится к конечному результату в форме нового, а также усовершенствованного процесса или продукта, который реализуется в практической деятельности. [1]
Данные процессы не только активизируют деятельность субъекта инновационной деятельности с целью получения максимального дохода, но также и обеспечивает технологический прорыв, усовершенствование отрасли, что в свою очередь освобождает государственную функцию продолжения налоговой льготы для данной компании, что ведет к повышению уровня доходов бюджета.
При управлении инновационной деятельностью необходимо иметь общую картину положения компании. Инновации и инновационная деятельность обычно рассматриваются как нововведения в области техники, технологии, организации труда или управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта[2].
Помимо категории инноваций, в инновационном менеджменте в качестве объектов управления рассматриваются инновационная деятельность, инновационный процесс и инновационный потенциал.
Суммируя различные взгляды исследователей на инновации, предлагаем собственное определение: инновация – это конечный результат инновационной деятельности, принципиально новая или улучшенная ценность, представленная в виде продукта, услуги, процесса или метода, внедрение которой будет способствовать росту эффективности применения и обеспечит экономическую выгоду, это движущая сила развития современной экономики.
Инновационно ориентированным малым и средним предпринимательством можно назвать хозяйственные субъекты, отвечающие критериям отнесения их к малому и среднему бизнесу, деятельность которых имеет инновационную направленность, т.е. в процессе или результате которой имеют место различные инновации.[3]
При управлении инновациями следует определять их виды, так как это влияет на способы управления новшествами. Инновации могут быть внутренними, то есть разработанными внутри самой организации, и внешними, то есть заимствованными. Внутренние инновации, как правило, существуют в крупных компаниях, которые могут себе позволить содержать научный отдел.
На основе классических подходов, маркетологами было сформировано множество моделей продвижения инновационных товаров и услуг. И в первую очередь это обусловлено стремительным расширением и развитием рынков, а также ростом потребностей аудитории.
Теоретические выводы, подкрепленные изучением опыта успешного управления инновациями, указывают на важность внедрения управления инновациями, а также показывают пользу ее использования.
В настоящее время выделяют две формы инвестирования» финансовые или реальные. К финансовым инвестициям относятся вложения капитала в долгосрочные финансовые активы. К реальным инвестициям относятся капитальные вложения, под которыми понимаются инвестиции в основные средства. [4] Сам процесс формирования денежных средств, направленный на инвестирование инновационной деятельности, имеет большое значение. В условиях современного рынка инновационный процесс должен обеспечиваться несколькими источниками инвестирования. Медынский В.Г. выделяет следующие формы инвестирования инновационной деятельности, которые классифицируются по нескольким признакам: [5]
- по форме осуществления контроля за инновационной деятельности выделяют прямые, портфельные или кредитные;
- по форме инвестирования: финансовые инвестиции, интеллектуальные инвестиции и имущественные права;
- по форме собственности: государственные, муниципальные, частные, смешанные;
- в отношении незамкнутой экономической системе: резидентные и нерезидентные;
- по условиям ассигнования: льготные и не льготные;
- по способам финансового обеспечения: венчурные инвестиции, лизинговые инвестиции, факторинговые инвестиции, совместно-долевые инвестиции.
Рис. 1. Организационные формы инвестирования инновационной деятельности[6]
На рис. 1 отражены организационные формы инвестирования инновационной деятельности, к которым относятся: дефицитное инвестирование, акционерное инвестирование и проектное инвестирование.
При дефицитной форме инвестирования возможными инвесторами могут выступать предприятия и организации Российской Федерации, международные финансовые институты и правительства иностранных государств. Получателем заемных средств является Правительство.[7]
Сложностью использования дефицитной формы инвестирования в условиях Российской Федерации является нецелевой характер инвестирования, а также рост внешнего и внутреннего долга и расходной части бюджета страны. При акционерной форме инвестирования возможными инвесторами могут выступать коммерческие банки и институциональные инвесторы.
Получателями заемных средств являются корпорации и предприятия. Основным преимуществом использования данной формы является вариабельность использования инвестиций у предприятия. Сложностью использования данной формы в условиях нашей страны является нецелевой характер инвестиций, работа только на рынке ценных бумаг, а не на рынке реальных проектов, очень высокий риск.
При проектной форме инвестирования возможными инвесторами могут выступать правительства, международные финансовые институты, коммерческие банки, отечественные предприятия, иностранные инвесторы и институциональные инвесторы. Получателями заемных средств являются инновационные предприятия или организации.
Основным преимуществом использования данной формы является целевой характер инвестирования, распределение рисков, гарантия государства и высокий уровень контроля. Сложностью использования проектной формы инвестирования в условиях Российской Федерации является зависимость от инвестиционного климата, а также очень высокий уровень кредитных рисков и отсутствие устойчивого законодательства и налогового режима. [8]
Рассмотрев точки зрения Медынского В. Г. и ученых ТГТУ, считаем, что Медынский В.Г. разработал наиболее полную классификацию форм инвестирования инновационной деятельности, и представленные методы четко поделены по формам инвестирования. Однако данная классификация может быть дополнена формой инвестирования по срокам реализации проекта, т.е. выделить краткосрочную форму инвестирования (до 1 года) и долгосрочную форму инвестирования (более 1 года).
По мнению Фатхутдинова Р.А., методы инвестирования инновационной деятельности содержат определенное количество взаимосвязанных элементов, которые имеют иерархическую соподчиненность и включают следующие части:
- Источники, из которых поступают инновационные средства, которые направлены только для инвестирование инноваций.
- Механизм накопления инвестиций, которые поступают из разных источников.
- Процедуру вложения мобилизационного капитала.
- Механизм, который непосредственного контролирует процесс инвестирования.
- Механизм возвратности ассигнований.[9]
На наш взгляд, автор классифицировал элементы, входящие в методы инвестирования инновационной деятельности, однако необходимо добавить еще один элемент – оценку эффективности вложенных средств. Это будет актуально, так как данную оценку производят не на каждый реализованный проект, поэтому оценить эффективность инновационного проекта не всегда представляется возможным.
Инновационные проекты и оценка их эффективности
Инновационные проекты и программы реализуются в виде крупных межотраслевых проектов по созданию, изучению и распространению технологий, содействующих кардинальным переменам в технологическом базисе экономики, а также по развитию фундаментальных исследований, научно-техническому обеспечению общественных программ, международного сотрудничества. Инновационный проект направлен на получение нового, ранее не разработанного результата.[10]
Проектное управление на сегодняшний день является принципиально новой организационной и профессиональной рыночной культурой для российских руководителей, управленцев и менеджеров. Использование проектных методологий управления имеет достаточную актуальность в России и во все мире в целом, во всех сферах экономики.
Поэтому целью данной работы является изучение того как происходит развитие управления инновационными проектами и рассмотрение внедрения методов управления проектами в России.
Под проектом в экономическом контексте понимают пакет документов, который содержит формулирование цели предстоящей деятельности и определение комплекса действий, направленных на ее достижение, таких как работы, услуги, приобретения, управленческие операции и решения, которые обеспечивают получение определенных результатов.
Отсюда проект можно определить как совокупность и документов, и мероприятий, направленных на выполнение стадий проекта для достижения цели, поставленной перед проектом.
Инновационный проект является инвестиционным проектом, который содержит комплекс научно-исследовательских, технико-экономических, производственных и других мероприятий и обоснований, которые направлены на разработку и сбыт инновационного продукта.[11]
Итогом разработки инновационного проекта является документ, включающий в себя подробное описание данного инновационного продукта, обоснование его жизнеспособности, необходимость и возможность привлечения инвестиций, сведения о сроках исполнения и исполнителях.
Инвестиции тесно связаны с инновациями, так как любые инвестиционные проекты требуют особых вложений, а так же нуждаются в юридической поддержке при внедрении затрат и оформлении результатов интеллектуальной собственности. По большей степени предприятия должны осуществлять инвестиции в инновационные проекты.
Все это будет способствовать высокой эффективности работы предприятия. На сегодняшний день использование инвестиционных ресурсов ограничено рядом факторов, таких как стоимость капитала, структура активов, размер предприятия, отношение к риску, возможность доступа к источнику инвестиций.
Итогом разработки инновационного проекта является документ, включающий в себя подробное описание данного инновационного продукта, обоснование его жизнеспособности, необходимость и возможность привлечения инвестиций, сведения о сроках исполнения и исполнителях.[12]
Реализация инновационного проекта — это процесс по созданию и выведению на рынок инновационного продукта. Реализация инновационного проекта — это процесс по созданию и выведению на рынок инновационного продукта.
Цель инновационного проекта — создание новых или изменение существующих систем — технической, технологической, информационной, социальной, экономической, организационной, снижение затрат ресурсов, улучшение качества продукции.
На сегодняшний день важно не только обладать мощным научно-техническим потенциалом, но еще уметь, как можно более эффективно его использовать.[13]
Для того чтобы оценить факторы, которые влияют на инновационный потенциал предприятия, нужно рассматривать разные способы анализа, которые могут позволить соотнести степень готовности компании к применению новых технологий.
Методологические и методические подходы к оценке экономической эффективности инноваций с низким уровнем неопределенности и рисков рассмотрены в работах.
Ниже перечислены основные положения, допущения и ограничения, учитываемые при решении проблемы измерения и оценки эффектов инноваций:
- эффект инновации измеряется и оценивается на уровне отдельного предприятия;
- измерению подлежат не только экономические, но и другие виды эффектов: технические, социальные, экологические и тп.,;[14]
- предприятие рассчитывает на возврат инвестированных в инновационный проект средств как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе, т.е. финансовый результат является окончательным мерилом успешности инновации;
- для измерения эффектов предполагается использовать как количественные, так и качественные методы;
- эффект измеряется и оценивается по всем фазам инновационного процесса, начиная с идеи инновации и заканчивая фазой начала коммерческой реализации;