Файл: Тема 14. Международное частное право ПравоведениеЦели изучения темы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отечественная доктрина рассматривает гражданско-правовую защиту права собственности и иных вещных прав как совокупность гражданско-правовых способов (мер), которые применяются к нарушителям вещно-правовых отношений. К такого рода способам
(мерам) принято относить не только специальные (предусмотренные гл. 20 ГК РФ), но и общие способы (меры) защиты гражданских прав.
Понятие «иные вещные права» раскрывается в российском законодательстве на основе ст. 216 и некоторых других статей ГК РФ.
В ст. 209 ГК РФ, посвященной содержание права собственности, указывается на принадлежность собственнику прав владения, пользования и распоряжения своим имуществом и, в частности, разрешается собственнику по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Критерии отнесения имущества к недвижимости и ее виды определяются, если применимым признается российское право, в соответствии со ст. 130
ГК РФ.
Отношение к «закону места нахождения вещи» как к общему для недвижимого и движимого имущества коллизионному началу сближает законодательство о международном частном праве многих стран.
Исходным началом для разрешения большинства коллизионных вопросов права собственности в МЧП является использование привязки «lex rei sitae» (закон местонахождения вещи).
Именно в соответствии с ней определяется, в частности, круг и содержание вещных прав, условия их возникновения, прекращения, изменения и перехода, субъектный состав собственников и т. п.
Практически во всех странах мира коллизионная формула «lex rei sitae», признается основополагающей в отношении прав и обязанностей на недвижимое имущество (земельные участки, строения). Применительно же к движимому имуществу (ценные бумаги, транспортные средства, личные вещи и т. д.) это правило не является таким безусловным.
Распространение привязки «lex rei sitae» на общественные отношения, возникающие в сфере вещных прав как на недвижимое, так и на движимое имущество, характерно, например, для таких государств, как Португалия, Греция, Австрия, Италия, Япония, ФРГ,
Венесуэла, Бельгия, стран Восточной Европы. Вместе с тем и в этих странах практикуется использование ряда специальных коллизионных положений применительно к движимому имуществу. Содержание основных из них может быть условно сведено к двум основным положениям.
Во-первых, если лицо правомерно приобретает за границей какую-либо вещь, то при перемещении ее в соответствующее государство – это лицо может сохранить ее в собственности даже в том случае, если в последнем подобный порядок приобретения вещи в

собственность невозможен. Однако при этом, во-вторых, объем правомочий собственника будет во всех случаях определяться на основании закона того государства, в котором в настоящее время данная вещь находится. При этом не имеет значения, какие права принадлежали собственнику вещи до ее перемещения в соответствующее государство.
Отступления от правила п. 1 ст. 1206 ГК РФ, определяющего право, применимое к возникновению и прекращению вещных прав, приведены в нормах, предусмотренных п. 2 и 3 этой статьи. Сфера их действия – определение права, применимого к возникновению и прекращению вещных право, во-первых, по сделке, совершаемой в отношении находящегося в пути движимого имущества и, во-вторых, в силу приобретательной давности. В первом случае коллизионная проблема решается в пользу права страны, из которой имущество отправлено, если иное не предусмотрено законом, во-втором – права страны, где имущество находилось в момент окончания срока приобретательной давности. Законодательство некоторых стран подчиняет вещные права на имущество, находящееся в пути, праву места его назначения (Италия, Португалия, Турция, Швейцария).
Достаточно интересным в международном частном праве является вопрос о переходе риска случайной гибели или порчи имущества с отчуждателя на приобретателя в тех случаях, когда приобретение права собственности происходит по договору (в частности, по договору купли-продажи). Проблема здесь заключается в том, что законодательство различных стран по-разному определяет момент такого перехода.
В правовых системах одних государств в данном случае используется принцип римского гражданского права, в соответствии с которым риск переходит с продавца на покупателя в момент заключения контракта, независимо от того, приобретает ли покупатель в этот момент право собственности на проданный товар
(periculum est emptoris). Это правило, в частности, зафиксировано в законодательствах Швейцарии, Голландии, Японии, некоторых стран
Латинской Америки.
Нормативные правовые акты других стран мира, включая
Россию, связывают момент перехода риска непосредственно с моментом перехода права собственности (res peril domino – риск несет собственник).
Момент перехода права собственности и момент перехода риска являются различными гражданско-правовыми категориями.
Первый имеет прямое отношение к вещным правам, второй – к обязательственным правоотношениям. Поэтому и коллизионные проблемы, возникающие в связи с этими категориями, будут разрешаться на основе различных коллизионных норм.
Особые сложности в международной деловой практике вызывают случаи, когда предметом сделки выступает товар,

находящийся в пути (res in transitu). В такой ситуации стороны, заключая договор в отношении вещи, перевозимой по морю, воздуху или по суше, могут и не знать с достаточной степенью точности, где в настоящее время эта вещь находится.
В международном частном праве существуют несколько привязок, позволяющих продавцу и покупателю определить применимое право для урегулирования их взаимоотношений по переходу права собственности в подобных случаях: закон страны места назначения вещи, закон страны места отправления вещи, закон промежуточного пункта, закон флага транспортного средства и т.п.
Коллизионные вопросы отношений, вытекающих из права собственности, регулируются также в отдельных международных соглашениях. Среди них наиболее известной является Гаагская конвенция о праве, применимом к переходу права собственности при купле-продаже движимых материальных вещей 1958 г. Характерной чертой этого договора является то, что он решает большинство вопросов, связанных с переходом права собственности, не на основании принципа lex rei sitae, а на основании обязательственного статуса, то есть права, применяемого сторонами к своим обязательствам по сделке внешнеторговой купли-продажи.
Как отмечает А. Г. Богатырев: " инвестиции – «капитал» – это накопленная и не использованная для потребления часть дохода за определенный период производственной деятельности и вновь вложенная в производство". Таким образом, инвестиционными являются всякие сделки, не направленные на потребление.
Законодательное определение понятия иностранных инвестиций имеет чрезвычайно большое значение, поскольку оно очерчивает круг лиц и отношений, которые регулируются соответствующими правовыми нормами. Как правило, в разных странах объем этого понятия устанавливается законодателем в соответствии с проводимой им инвестиционной политикой.
Иностранные инвестиции можно определить как все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вывезенных с территории одного государства и вложенных на территории другого, для ведения в последнем на свои риск предпринимательской или иной деятельности в целях получения дохода или иного социального эффекта от совместного использования сторонами вложенного капитала.
Можно выделить два уровня международно-правовых соглашений, так или иначе затрагивающих вопросы правового регулирования иностранных инвестиций: двусторонний и многосторонний. В рамках первого из них особое внимание следует уделить торговым договорам, договорам о защите и поощрении капиталовложений и соглашениям о налогообложении.


Регулирование инвестиционных отношений на двустороннем уровне происходит при помощи следующих основных международных договоров.
Торговые договора.
Практика заключения подобных соглашений возникла в древние времена и окончательно оформилась с образованием национальных рынков государств и становлением единого мирового хозяйственного оборота. К настоящему времени торговые договоры из средства регулирования международных торговых отношений постепенно превратились также в одну из форм регулирования иностранных инвестиций.
Договоры и соглашения об иностранных инвестициях. Этот вид соглашений как форма правового регулирования международных экономических отношений возник после Второй мировой войны. Их главная цель – обеспечение притока иностранного частного капитала в другие страны путем предоставления ему юридических гарантий от так называемых политических, или некоммерческих, рисков, в состав которых, в частности, включаются: а) гарантии от национализации предприятий иностранного капитала; б) гарантии от неконвертируемости валют при переводе капиталов и прибылей за рубеж; в) гарантии от ущерба инвестициям в случае социальных катаклизмов и другие. В договорах об инвестициях обычно содержится определение понятий " инвестиции" (капиталовложения) и " инвестор".
В этих соглашениях оговаривается предоставление иностранному инвестору режима наибольшего благоприятствования или национального режима, а также возможность его обращения за защитой своих прав как в суды страны – реципиента капитала, так и в международные судебные органы.
Вопрос 5. Внешнеэкономические сделки.
Область внешнеэкономической деятельности – одна из немногих, где была проведена унификация не только коллизионных, но и материальных норм права на универсальном уровне. Это можно объяснить стремлением государств создать эффективный регулятор международных отношений между физическими и юридическими лицами, которые в конечном итоге обеспечивают благоприятный климат в сфере экономики для взаимоотношений самих суверенов.
Среди международных конвенций, содержащих коллизионно- правовые нормы, следует назвать две гаагские конвенции 1955 г. и
1986 г., имеющие один предмет регулирования (договоры международной купли-продажи товаров) и именуемые в публикациях на русском языке практически одинаково:
Конвенция о праве, применимом к международной купле- продаже товаров 1955 г. и Конвенция о праве, применимом к

договорам международной купли-продажи товаров 1986 г. Россия не является участницей этих конвенций.
К международным источникам, регулирующим внешнеэкономические сделки посредством унифицированных материально-правовых норм, относятся Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г. и
Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров
1980 г.
Конвенцию 1980 г. можно считать моделью компромисса государств, правовые системы которых предусматривают разное правовое регулирование сделок международного характера.
Подготовленная Комиссией ООН по праву международной торговли
(ЮНСИТРАЛ), она была принята на конференции в Вене 10-11 апреля 1980 г. и заменила две гаагские конвенции 1964 г. (Конвенцию о единообразном законе о международной купле-продаже товаров и
Конвенцию о единообразном законе о заключении договоров международной купли-продажи товаров). В настоящее время участниками Конвенции 1980 г. являются более 60 государств, что подтверждает ее универсальность.
Международно-правовое регулирование сделок международного характера включает конвенционное регулирование и регулирование, осуществляемое посредством международных обычаев и обыкновений. Определенное регулирующее воздействие оказывает судебно-арбитражная практика. Рассмотрим основные положения трех международных конвенций, содержащих унифицированные материально-правовые нормы: Конвенции о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Конвенции об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г. и Конвенции о международном финансовом лизинге 1988 г.
Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 1980 г.). Рабочая комиссия, принимавшая участие в подготовке проекта этой конвенции, учла недостатки двух предшествующих гаагских конвенций 1964 г. и положительный опыт региональных соглашений. В 1980 г. на дипломатической конференции ООН, на которой присутствовали представители 62 государств, был принят окончательный вариант Конвенции. Однако
Конвенция вступила в силу лишь через восемь лет (с 1 января 1998 г.).
Первого сентября 1991 г. к Конвенции присоединился Советский
Союз, а с 24 декабря 1994 г. ее участницей стала Россия. Основанием явился тот факт, что Россия продолжила членство бывшего СССР в
Организации Объединенных Наций и соответственно принявшая на себя в полном объеме ответственность по всем обязательствам и международным договорам СССР, включая Венскую конвенцию.
При присоединении к Венской конвенции СССР сделал заявление, что соответствующие положения
Конвенции, допускающие заключение, изменение или прекращение договора