Файл: На наш взгляд, это не вполне верно.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
77. Обоснование созвучно — глава 39 ГК РФ применяется к договорам оказания медицинских услуг (п. 2 ст. 779 ГК РФ), каким по сути и является договор между страховой и медицинской организациями78. Помимо этого суды учитывают обязательственную природу отношений сторон договора: она прослеживается при анализе его содержания и типовой формы, подчеркивается ч. 8 ст. 14 ФЗ № 326 «Об ОМС». В свою очередь, упоминание в ч. 8 ст. 14 ФЗ № 326 «Об ОМС» законодательства РФ позволяет прибегнуть к нормам ГК РФ79. Однако, как показал анализ судебной практики, результатом правоприменения могут стать прямо противоположные решения. Тем не менее, если исковые требования медицинской организации удовлетворены, в дальнейшем позиция арбитражных судов о допустимости применения норм ГК РФ к договорным отношениям участников ОМС служит и пользе ответчика.

Исполнив решение суда об оплате «сверхнормативной» медицинской помощи по ОМС, страховые организации обращаются к ТФ ОМС о возмещении этих расходов, в том числе за счет средств нормированного страхового запаса. А получив отказ ТФ ОМС — предъявляют указанные требования в судебном порядке. При удовлетворении подобных исков суды исходят не только из положений специального законодательства (ст. 4, ст. 13, п. 7 ст. 34, ст. 37, ст. 38 ФЗ № 326 «Об ОМС»), возлагающего в итоге именно на ТФ ОМС обязанность по финансовому обеспечению предоставления медицинской помощи застрахованным лицам за счет целевых средств, но руководствуются и ГК РФ. Ссылаясь на ст. 309, ст. 310, п. 1 ст. 779 ГК РФ арбитражные суды квалифици­руют отказ ТФ ОМС выделить дополнительные целевые средства как нарушение договорных обязательств и ФЗ № 326 «Об ОМС». Следующий шаг суда — обращение к ст. 9, ст. 10, ст. 12, ст. 15, ст. 393 ГК РФ, предусматривающих обязанность стороны, нарушившей обязательства по договору, возместить причиненные этим убытки80. Именно к убыткам страховой организации суд относит ее расходы на оплату медицинской помощи по ОМС81, оказанной с превышением нормативов, определенных решением соответствующей комиссии82. ТФ ОМС пытаются оспорить решения судов, ссылаясь на публичную природу договора о финансовом обеспечении ОМС и регулирование отношений по оплате медицинской помощи за счет целевых средств исключительно бюджетным законодательством и законодательством об ОМС. Однако эта аргументация признается судами несостоятельной, во-первых, по причине гарантированного характера бесплатной мед. помощи по ОМС для застрахованных лиц, что означает недопустимость отказа ее предоставить и оплатить для участников ОМС, во-вторых, ввиду наличия договорных отношений между ними.


В свете изменений 2021 г., споры на предмет оказания и оплаты «сверхнормативной» медицинской помощи могут приобрести еще более острый характер. Так, с 2021 г. предмет договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС жестко ограничивает обязательства медорганизации по территориальной программе ОМС распределенными объемами медицинской помощи. Аналогично содержание и ч. 2.1 ст. 39 ФЗ № 325 «Об ОМС», определяющей финансовые обязательства страховой организации. Новая типовая форма трехстороннего договора также формулирует предмет договора в полном соответствии с ч. 1, п. 1 ч. 2 и 2.1 ст. 39 ФЗ № 325 «Об ОМС». Буквальное прочтение указанных положений дает основания полагать, коль скоро медицинская помощь сверх распределенных объемов не является обязательством медорганизации, она вправе отказать в ее предоставлении застрахованному лицу. Таким образом, предмет договора между участниками ОМС входят в противоречие с гарантиями бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи, которые связывают право ее получения лишь с наступлением страхового случая и содержанием программ ОМС (п. 1 ст. 4, подп. 6 п. 1 ч. 1 ст. 16 ФЗ № 326 «Об ОМС»). Заметим, норма ч. 5 ст. 15 ФЗ № 326 «Об ОМС» о неправомерности отказа застрахованным лицам в медицинской помощи по программам ОМС сохранена, однако указание в ней искомых договоров как основания деятельности медорганизации в текущих условиях трактуется двояко. В такой ситуации можно рассчитывать только на качество работы комиссии по разработке территориальной программы ОМС с тем, чтобы распределение объемов медицинской помощи и финансовых обязательств «успевало» за потребностями в ней со стороны застрахованных лиц.

Возвращаясь к проблеме субсидиарного применения норм ГК РФ к отношениям сторон договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, нельзя не напомнить его пределы — постольку, поскольку иное не предусмотрено специальным законодательством, не противоречит ему и существу отношений. Что характерно, суды при таком противоречии отклоняют и доводы о соответствии названного договора гл. 39 ГК РФ. Показательный пример — решение Арбитражного суда Пермского края от 26.05.2015 по делу № А50—2261/201583, которым отказано в удовлетворении требований признать недействительным решение территориального управления ПФ РФ о привлечении медицинской организации как плательщика страховых взносов к ответственности. Истец преследовал цель обосновать отнесение средств ОМС к собственным доходам, полученным в рамках гражданско-правовых договоров возмездного оказания услуг. Это позволяло медицинской организации использовать льготный тариф страховых взносов по п. 8 ч. 1 ст. 58 ФЗ № 212, в частности обеспечив выполнение показателя по доле дохода от основного вида экономической деятельности «здравоохранение и оказание социальных услуг», который должен составлять не менее 70% от общего объема. Напротив, оценка средств ОМС как целевых определяла необходимость ведения их раздельного учета со средствами от платных услуг и недопустимость учета при исчислении доли доходов от основного вида экономической деятельности в смысле п. 8 ч. 1 ст. 58 ФЗ № 212 (п. 1, подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, подп. 14. п. 1 ст. 251 НК РФ). Целевое назначение средств ОМС отражено в системе принципов осуществления ОМС. Поэтому суд ожидаемо отклонил все доводы истца, в том числе касаемые квалификации заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС как договоров возмездного оказания услуг. Иной оценки существо спора не допускало.



Аналогичное смещение приоритетов обнаруживает и собственно контроль оказания медицинской помощи, осуществляемый страховыми организациями и ТФОМС, по итогам которого применяются указанные финансовые санкции к медицинским организациям. Законодатель определяет его как «контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи» (ст. 41 ФЗ № 326 «Об ОМС»). В научной литературе, судебной практике он рассматривается как «вневедомственный негосударственный контроль»84, «один из механизмов финансово-экономического контроля за деятельностью медицинских учреждений»85. Озвученная трактовка оправданна, поскольку контрольные мероприятия включают медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу, экспертизу качества медицинской помощи, а конечная его цель (если судить по результатам) достаточно специфична — оптимизация расходов, связанных с оплатой медицинской помощи. К слову, эта цель контроля отражена в подп. 5 п. 6 Порядка контроля предоставления медпомощи по ОМС, но единственной она не является86. Наряду с оптимизацией затрат анализируемый контроль призван обеспечить реализацию прав застрахованных на бесплатную медицинскую помощь в объеме и на условиях, установленных программой ОМС, предупредить нарушения при оказании медицинской помощи, проверить исполнение страховыми и медицинскими организациями обязательств в системе ОМС. С учетом разнообразия контрольных мероприятий, позволяющих оценить как экономическую сторону деятельности участников ОМС, так и качество медицинской помощи (своевременность ее оказания, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степень результативности медицинского вмешательства), заявленные цели достижимы. В то же время фактическая отстраненность застрахованных лиц от мероприятий и итогов контроля наводит на мысль о декларативном характере ряда его целей. Так, ФЗ № 326 «Об ОМС» не наделяет застрахованное лицо (его представителя) правом требовать проведения экспертизы оказанной медицинской помощи, знакомиться с ее результатами, обжаловать в случае несогласия. В силу ст. 42 ФЗ № 326 «Об ОМС» право обжалования результатов экспертизы качества медицинской помощи (как и других экспертиз) в ТФОМС или суд принадлежит медицинской организации. Застрахованные лица лишь информируются ТФОМС или страховой организацией о выявленных нарушениях при оказании им медицинской помощи
87 (ч. 12 ст. 40 ФЗ № 326 «Об ОМС»)88. О наличии у застрахованного лица права требования назначения экспертиз свидетельствуют положения под­законных актов. В частности, Порядок контроля предоставления медпомощи по ОМС допускает возможность проведения целевой экспертизы качества медицинской помощи, медико-экономической экспертизы по жалобе застрахованного лица (его представителя) на доступность и качество медицинской помощи (подп. 2 п. 17, подп. 1 п. 34 Порядка). При этом «отказ застрахованному лицу в осуществлении по его жалобе либо ненадлежащее осуществление по жалобе застрахованного лица контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи . , не предоставление отчета о результатах такого контроля» служат основанием для предъявления застрахованным лицом претензии или иска о возмещении ущерба непосредственно к страховой организации. К сожалению, на законодательном уровне эти установления не получили закрепления.

К полномочиям страховщика, которые надлежит исполнять ТФ ОМС, п. 7, п. 10 ч. 7 ст. 34 ФЗ № 326 «Об ОМС» относят предъявление претензий и (или) исков к медицинской организации в интересах застрахованного о возмещении причиненного ему имущественного или морального вреда. ТФ ОМС «адресовали» данные полномочия страховым медицинским организациям. Пункт 12 ч. 2 ст. 38 ФЗ № 326 «Об ОМС» предполагает включение в договор о финансовом обеспечении ОМС условий об обязанности страховой медицинской организации осуществлять деятель­ность по защите прав и законных интересов застрахованных лиц. Названные условия нашли закрепление в типовой форме договора о финансовом обеспечении ОМС в самом общем виде, отсылая к «установленному законодательством порядку». Отсутствие должной регламентации существенно ограничивает возможности страховых медицинских организаций по досудебному возмеще­нию ущерба, причиненного застрахованному лицу дефектами медицинской помощи. Что касается судебной защиты нарушенных прав застрахованного лица, то, предъявляя требования к медицинской организации в порядке ст. 46 ГПК РФ, процессуальный истец может столкнуться с отказом в принятии искового заявления или же прекращением производства по делу89. В обоснование суды указывают на отсутствие у страховой медицинской организации права на предъявление иска в защиту прав, свобод или законных интересов застрахованного лица. Думается, позиция судов в этой части не соответствует закону
, «поскольку такое правомочие у процессуального истца возникло на основании федерального закона и договора»90. Утративший силу Закон РФ от 28.06.1991 № 1499-I «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (ст. 15) также предусматривал право страховой медицинской организации предъявлять в судебном порядке иск к медицинскому учреждению или (и) медицинскому работнику на материальное возмещение физического или (и) морального ущерба, причиненного застрахованному.

Реализация на практике положений п. 7, п. 10 ч. 7 ст. 34 ФЗ № 326 «Об ОМС» повысит эффективность защиты прав застрахованного лица, пострадавшего в результате ненадлежащего оказания медицинской помощи в системе ОМС. Тем более что страховые организации имеют в этом плане значительный опыт. В силу ст. 31 ФЗ № 326 «Об ОМС» они правомочны осуществлять взыскание в порядке регресса расходов на оплату оказанной медицинской помощи с лица, причинившего вред здоровью застрахованного (например, в результате ДТП, совершения преступления и т. д.). Подобный регрессный иск обосновывается результатами экспертизы качества медицинской помощи, реестрами счетов и счетами от мед. организации. Взысканию подлежат и расходы на экспертизы по установлению факта причинения вреда здоровью застрахованного лица, оформление необходимой документации, судебные издержки страховых медицинских организаций (п. 2, п. 3 ст. 31 ФЗ № 326 «Об ОМС»). На сегодняшний день данная практика получила широкое распространение. Более того, она осуществляется под контролем ТФ ОМС, поскольку речь идет о защите имущественных интересов страховщика, понесшего по вине причинителя вреда соответствующие затраты. Это подтверждает и законодательная техника — ст. 31 ФЗ № 326 «Об ОМС» располагается в главе 5 «Финансовое обеспечение обязательного медицинского страхования». Вероятно, поэтому правовая регламентация регрессных требований страховой организации по ФЗ № 326 «Об ОМС» разительно отличается от регулирования вопросов возмещения вреда жизни, здоровью застрахованного, пострадавшего от дефектов оказания медицинской помощи. В обоих случаях мы говорим об обязательствах из причинения вреда, основанных на нормах § 2 гл. 59 ГК РФ. Но если регрессу отведена отдельная статья в ФЗ № 326 «Об ОМС», дополненная методическими рекомендации ФФ ОМС91, то в случае с дефектами медицинской помощи — лишь отсылочные нормы п. 9 ч. 1 ст. 16 ФЗ № 326 «Об ОМС» о праве застрахованного на возмещение ущерба «в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации» (т.е. ГК РФ) и указание в подзаконных актах на его право требовать экспертизы качества медицинской помощи, медико-экономической экспертизы.