Файл: Статья 43 Каждыи имеет право на образование.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обновленный ФГОС ООО (5-9 классы) : содержание, механизмы, реализация по учебным предметам «История» и «Обществознание»
Нормативно-правовые документы

Конституция РФ

Статья 43

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» No273- ФЗ

Часть 4. Статья 3:

Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:

... единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства
ФГОС – ключевой регулятор содержания образования

Таблица 1

Образовательные программы


Учебно-методические издания (учебники и учебные пособия)

Контрольно-измерительные материалы процедур оценки качества образования

Программы дополнительного профессионального образования


Современная система образования России

Таблица 2

Единые стандарты

образовательного пространства страны


Единые подходы

к формированию содержания образования, воспитания детей и молодежи


Единая система

мониторинга эффективности деятельности образовательных

организаций


Обновленный ФГОС 2021

  • Приводит Стандарты в соответствие Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации»

  • Устанавливает вариативность сроков реализации программ (не только в сторону увеличения, но и в сторону сокращения)

  • Детализирует условия реализации образовательных программ

  • Конкретизированные результаты систематизированы



В соответствии с приказами Минпросвещения РФ от 31.05.2021 No 286 и No 287 в ФГОС начального и основного общего образования были внесены изменения, которые требуют комментариев по ряду позиций.


Вариативность. Обновленные ФГОС НОО и ФГОС ООО определяют вариативным характер содержания ООП НОО и ООО. В этой связи образовательные потребности обучающихся являются для школ основным ориентиром при разработке ООП, которая должна иметь различные варианты в рамках одного уровня образования. Вариативность ООП целесообразно обеспечить посредством учебных предметов, учебных курсов и учебных модулей, предусмотренных ее структурой. Кроме того, школа имеет возможность обеспечить вариативность через реализацию программ углубленного изучения отдельных предметов, поскольку на уровне ООО сформулированы предметные результаты освоения предметов на углубленном уровне (математика, информатика, физика, химия, биология). Возможна также реализация вариативности ООП за счет разработки и реализации индивидуальных учебных планов в соответствии с образовательными потребностями и интересами обучающихся.
Механизмы обеспечения вариативности образовательных программ, предусмотренные ФГОС

Таблица 3

Механизмы вариативности в действующем ФГОС

Механизмы вариативности в обновлённом ФГОС

Часть ОП по выбору участников образовательного процесса

Часть ОП по выбору участников образовательного процесса (п.16 ФГОС)

Возможность разработки дифференцированных программ

Возможность разработки дифференцированных программ

Возможность разработки и реализации индивидуальных учебных планов

Возможность разработки и реализации индивидуальных учебных планов (п.8)




Произвольный характер выполнения требований к предметным результатам для инновационных школ (п.12)


Планируемые результаты. В обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО включено развернутое описание результатов освоения ООП НОО и ООО по годам обучения.

Предметные результаты. Обновленные ФГОС НОО и ФГОС ООО определяют четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. В обновленных ФГОС ООО дано отдельное описание предметных результатов для учебного предмета «История» и учебных курсов «История России» и «Всеобщая история».

На уровне ООО установлены требования к предметным результатам при углубленном изучении учебных предметов «Математика», включая курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика»; «Информатика»; «Физика»; «Химия»; «Биология».



Необходимо отметить, что предметные результаты в обновленных ФГОС не согласовываются с требованиями концепций преподавания истории России, поэтому при разработке рабочих программ по учебныму предмету важно одновременно учитывать как требования обновленных ФГОС, так и требования концепциии преподавания учебных предметов.

Метапредметные и личностные результаты. Обновленный ФГОС ООО, как и действующий ФГОС, определяют системно-деятельностный подход как ведущий при определении требований к личностным и метапредметным образовательным результатам.

Если в действующем стандарте эти результаты перечислялись, то в обновленном они распределены и представлены по группам.
Детализация требований к личностным результатам

Таблица 4

Действующий ФГОС

Обновлённый ФГОС

«Личностные результаты должны отражать: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; ... 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Группы личностных результатов (по направлениям воспитательной работы):

  1. Патриотическое воспитание (4)

  2. Гражданское воспитание (8)

  3. Духовно-нравственное воспитание (3)

  4. Эстетическое воспитание (3)

  5. Воспитание ценности научного познания (3)

  6. Физическое воспитание. Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия (5)

  7. Трудовое воспитание (5)

  8. Экологическое воспитание (5)


... Всего = 36 конкретных формулировок личностных результатов


Метапредметные результаты представлены по группам в соответствии с видами универсальных учебных действий:

1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями

    1. базовые логические действия (ООО – 6);

    2. базовые исследовательские действия (ООО – 4),

    3. работа с информацией (ООО – 5).

2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями


    1. общение (ООО – 6),

    2. совместная деятельность (ООО – 4);

3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями –

    1. самоорганизация ,(ООО – 2)

    2. самоконтроль .(ООО – 3)

Всего 30 конкретных результатов.

Формулировки планируемых результатов Таблица 5

Формулировки личностных результатов

Формулировки метапредметных результатов:

Формулировки предметных результатов:

«ценностное отношение к» «уважительное отношение к»

«интерес к»

«находить» «выявлять» «устанавливать» «выбирать»


«осознавать»

«понимать»

«владеть»

«использовать» «приобретение опыта»


Если в действующих ФГОС личностные и метапредметные результаты описывались обобщенно, то в обновленных – каждое из УУД содержит критерии их сформированности.

Такой подход способствует организации учителем формирующего оценивания на уроке, позволяет настроить внутреннюю систему качества образования в школе в части своевременного выявления рисков в обучении и определения адресных механизмов повышения качества образовательных результатов.

Изменения произошли в составлении Пояснительной записки ООП: определены единые требования к пояснительной записке (составляют авучи), а так же в содержательном разделе.

Нас же касаются рабочие программы учебных предметов. Структура рабочих программ учебных предметов, курсов определяется требованиями обновленного ФГОС ООО ( п. 32.1). Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей формируются с учетом рабочей программы воспитания.

При разработке рабочих программ по учебным предметам учитель должен брать за основу Примерную рабочую программу по предмету с целью обеспечения единых требований к условиям организации образовательного процесса и равного доступа к качественному образованию всех обучающихся. Ему целесообразно обратиться к федеральному on-line сервису для быстрого создания рабочих программ –
Конструктору рабочих программ, представленному ИСРО РАО на Портале «Единое содержание общего образования» https://edsoo.ru/ .

Инструкция по работе с Конструктором размещена по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=O8YmtcFEOYM

Ресурсы Конструктора и содержания примерных рабочих программ позволяют учителям разработать необходимую документацию в ходе подготовки введения обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО.

Рабочая программа воспитания. В структуру рабочей программы воспитания внесены изменения, которые представлены в таблице.




Программа формирования универсальных учебных действий. В соответствии с обновленным ФГОС ООО образовательной организацией разрабатывается программа формирования УУД вместо программы развития УУД. Таким образом, данная программа имеет одинаковое название на уровнях НОО и ООО: «Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся».

Количество требований к программе формирования УУД уменьшилось. В соответствии с обновленным ФГОС на уровне ООО необходимо формировать у обучающихся знания и навыки в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества.

Предметные области и предметы. Обновленный ФГОС ООО регламентирует перечень обязательных предметных областей, учебных предметов и учебных модулей. Учебный предмет «История» предметной области «Общественно-научные предметы» включает в себя учебные курсы «История России» и «Всеобщая история».




На уровне ООО образовательные организации получили право учитывать свои ресурсы и пожелания родителей, чтобы вводить второй иностранный язык, родной язык и литературу/литературное чтение на родном языке. Это позитивное изменение для школ, которые не могут обеспечить качественное изучение этих предметов. Введение этих предметов осуществляется на основании письменных заявлений родителей или законных представителей.

Обучающиеся с ОВЗ. В разделе «Общие положения» указывается о том, что ФГОС НОО не следует применять для обучения детей с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями. Адаптированные программы на уровне ООО разрабатывают на основе обновленного ФГОС ООО. Для этого в него внесли вариации предметов. Например, для глухих и слабослышащих можно не включать в программу музыку. При этом для всех детей с ОВЗ вместо физкультуры следует внести адаптивную физкультуру.