ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий. По сравнению с действующим ФГОС обновленные ФГОС НОО, ФГОС ООО фиксируют право образовательной организации применять различные образовательные технологии. Это нововведение поможет школе обосновать перед родителями использование, например, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При этом, если обучающиеся учатся с использованием дистанционных технологий, то образовательная организация должна обеспечить их индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам. Доступ должен быть обеспечен как на территории школы, так и за ее пределами.
Деление обучающихся на группы. Действующий ФГОС не устанавливал нормы в части деления обучающихся на группы. Обновленные ФГОС НОО, ФГОС ООО разрешают организовать образовательную деятельность посредством деления обучающихся на группы. Обучение в группах можно строить по-разному: с учетом успеваемости, образовательных потребностей, интересов и целей обучения. Это позволит создать условия для реализации дифференцированного подхода в образовательном процессе.
Информационно-образовательная среда. Согласно действующему ФГОС в школьной библиотеке должен быть обеспечен обучающимся доступ к информационным интернет-ресурсам, коллекциям медиаресурсов. Обновленные стандарты определяют категории, которым в течение всего периода обучения обеспечивается доступ к информационно образовательной среде – это не только обучающиеся, но и родители или законные представители.
Оснащение кабинетов.
Психолого-педагогические условия. В обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО количество требований к психолого-педагогическим условиям организации образовательного процесса увеличилось. Прежде всего акцент сделан на социально- психологическую адаптацию к школе. Представлен порядок, в соответствии с которым следует проводить психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений.
Повышение квалификации педагогов. В Законе «Об образовании в РФ» по-прежнему закреплено, что педагог может осуществлять дополнительное профессиональное образование раз в три года, и обязан систематически повышать квалификацию.
Методические рекомендации по вопросам введения обновленных ФГОС
Методические рекомендации к составлению рабочей программы
В обновленных ФГОС, как и во ФГОС «второго» поколения, сформулировано, что образовательная организация самостоятельно разрабатывает программу основного общего образования, в том числе адаптированную, в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих ПООП, в том числе примерных адаптированных программ основного общего образования.
На сайте Федерального оператора апробации обновленных ФГОС Министерство просвещения РФ, создан портал Министерства просвещения и ИСРО РАО «Единое содержание общего образования» представлены тексты примерных рабочих программ (https://edsoo.ru/constructor/)
В разделе рабочей программы, связанном с тематическом планированием, учителю следует прописать
-
перечень планируемых тем, -
количество академических часов для каждой темы -
и информацию об электронных учебных материалах, которые можно использовать по конкретной теме ( п. 32.1ФГОС ООО).
В части, связанной со структурой рабочей программы, документ должен включать минимум три блока:
-
содержание предмета, модуля, курса, -
результаты его освоения -
и тематическое планирование ( п. 32.1ФГОС ООО).
Сравнительный анализ примерной рабочей программы основного общего образования «История» и программы «История» по действующим стандартам (5 - 9 классы)
Новое в программе
Изучение учебного предмета «История» начинается с 5 класса – с Всеобщей истории (История Древнего мира). В основе программы 6-11 классов – два курса: «История России» и «Всеобщая история» [пункт 33.1.].
Предполагается, что в рамках курса «История России» часть учебного времени отводится на изучение региональной и локальной истории.
Сравнительный анализ примерных программ двух редакций позволил выделить, что
в содержании самого курса исторического образования на ступени основной школы принципиальных изменений нет
В новой редакции четко прописано количество часов по каждой параллели классов. В предыдущей редакции примерной программы по истории для 5-9 классов в разделе «Место учебного предмета «История» в учебном плане» не было четко прописано количество часов, выделяемых на изучение Всеобщей истории и истории России (только примерное соотношение).
Содержание курса Таблица №1
-
Класс
Разделы курсов
Количество учебных часов
5
Всеобщая история. История Древнего мира
68
6
Всеобщая история. История Средних веков
История России. От Руси к Российскому государству
23
45
7
Всеобщая история. Новая история.
XVI—XVII вв.
История России. Россия в XVI—XVII вв.: от великого княжества к царству
23
45
8
Всеобщая история. Новая история. XVIII в.
История России. Россия в конце XVII—XVIII вв.: от царства к империи
23
45
9
Всеобщая история. Новая история.
XIX — начало ХХ в.
История России. Российская империя в XIX— начале ХХ в.
23
45
В привычных разделах и темах принципиальные изменения также отсутствуют.
Последовательность изучения курсов по параллелям осталась той же. Порядок прохождения разделов по классам не изменился так же, как и разбивка на разделы и темы. Есть единичные изменения в последовательности изучения отдельных тем и в количестве часов, выделяемых на изучение отдельных разделов. Но порядок изучения тем в пределах одного класса может варьироваться.
Сравнение примерной рабочей программы 2015 и 2021гг
В содержательном разделе | |
Новые разделы/темы | НЕТ |
В каких привычных разделах/темах произошли изменения по содержанию | Содержательные единицы по предмету «История» – п. 45.6.1.1. – содержание курса «История России»; п. 45.6.1.2. – содержание курса «Всеобщая история». (ФГОС-3) Формулировка обновленных содержательных компонентов:
|
Смысловые акценты (должны прослеживаться в курсах «История России» и «Всеобщая история» с 5 по 8 класс) |
раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории. -Персонификация истории – т. е. роль личности в истории, историю делают конкретные люди -Мир-страна-регион– эта цепочка предполагает обеспечение синхронизации курсов «История России» и «Всеобщая история». То есть история России в контексте мировой и обязательно с выходом на региональный компонент -Новейшая история – проблемный смысловой акцент в связи с конкретизацией содержательных элементов, но это касается 9 кл., -Акцент – воспитательный и мировоззренческий потенциал курса! Своеобразие и неповторимость российской истории! -Сделан акцент на всестороннем изучении истории с рассмотрением различных исторических версий и оценок тех или иных исторических событий, явлений, процессов и применении исторических знаний на практике, а также посредством формирования собственного мнения и оценки изучаемого материала. |
На что обратить особое внимание?
При составлении рабочей программы учителю необходимо ориентироваться на количество часов и название разделов и тем в ПРП, учитывая повторительно-обобщающие уроки.
Приступая к изучению раздела, учитель должен привлечь внимание школьников к общей характеристике периода, установлению причинно-следственных связей событий.
Характеристика содержательного раздела (сгруппирована по годам обучения)
Перечень распределённых по классам элементов содержания составлен на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования и Историко-культурного стандарта, являющегося частью Концепции нового учебно - методического комплекса по отечественной истории.
Эти элементы содержания в свою очередь конкретизированы через предметные умения. Кодификатор (см. ссылку: http://doc.fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/univers-kodifikatory-oko/osnovnoye-obshcheye-obrazovaniye/istoriya_5-9_un_kodifikator.pdf) наглядно демонстрирует логику развития предметных умений от класса к классу, что позволяет планировать и диагностировать уровень достижения предметных результатов
Следует обратить внимание, что в изучаемых периодах, особенно касающихся истории России, согласно ИКС 2020, появились новые содержательные компоненты в сравнении с Историко-Культурным стандартом образца 2014 г.
Внимание! Других наименований/формулировок этих событий, явлений, процессов быть не может. Обучающийся, выполняя любую диагностическую работу, должен оперировать актуальной терминологией, иначе сформулированные явления, события, процессы будут признаны фактической ошибкой. Например: не Киевская Русь, а государство Русь; не Украина, а Запорожская Сечь; не Стрелецкий бунт (1682 года), а Хованщина и т. д.
Какие предметные планируемые результаты заявлены?
В новой редакции Программы более подробно и четко прописаны все планируемые результаты освоения учебного предмета «История» на уровне основного общего образования (личностные, метапредметные, предметные).
Предметные результаты. Предметные результаты сначала обозначены в общем для всей основной школы, после конкретизируются отдельно для каждой параллели.
Основнымновым предметным результатом является «умение устанавливать взаимосвязи событий, явлений, процессов прошлого с важнейшими событиями ХХ – начала XXI в.». Достичь данного результата предлагается введением отдельного учебного модуля «Введение в Новейшую историю России», предваряющего систематическое изучение отечественной истории XX-XXI вв. в 10-11 классах. Согласно ФГОС 2021 г. «изучение данного модуля призвано сформировать базу для овладения знаниями об основных этапах и ключевых событиях истории России Новейшего времени (Российская революция 1917-1922 гг., Великая Отечественная война 1941-1945 гг., распад СССР, сложные 1990-е гг., возрождение страны с 2000-х гг., воссоединение Крыма с Россией)».
Характеристика деятельности обучающихся
В тематическом планировании отдельно выделены компоненты деятельности учащихся, соответствующие метапредметным результатам, прописанным в пояснительной записке: постепенное усложнение от умений объяснять и характеризовать события, факты, явления и т.д. до умений сопоставлять, сравнивать, анализировать, высказывать собственное мнение и оценку. Как вариант деятельности учащихся прописывается исследовательская и проектная деятельность учащихся.
Сравнительный анализ примерной рабочей программы основного общего образования «Обществознание» и программы «Обществознание» по действующим стандартам (6 - 9 классы)
Новое в программе
В сравнении с предыдущим вариантом примерной рабочей программы по обществознанию изменился порядок прохождения модулей (разделов) по классам. Обновленные ФГОС предусматривают изменения модулей обучения. В основном изменения касаются курсов обществознания 7 и 8 классов.
Сравнение примерной рабочей программы 2015 и 2021гг
В содержательном разделе | |
Новые разделы, темы | Курс обществознания 6 класса включает темы
В 6 классе школьники знакомятся с человеком и его социальным окружением, с современным ему обществом. Курс обществознания 7 класса включает раздел
В 7 классе школьники получают научные представления о социальных ценностях и социальных нормах, а также об основах российского права. Курс обществознания 8 класса включает тему
В 8 классе школьникам предстоит более подробное знакомство с экономической и культурной жизнью общества. Курс обществознания 9 класса включает новое видение темы
В 9 классе школьники более подробно и развёрнуто познакомятся с политической и социальной сферами, а также взаимоотношениями человека и государства. |
В каких привычных разделах/темах произошли изменения по содержанию | В курс обществознания 7 класса добавлен раздел «Право» с адаптацией к возрасту учащихся. Включены советы, ситуации о дееспособности учащихся в налоговом поведении. В разделе «Политика» рассматриваются ситуации с антикоррупционными действиями. В курс обществознания для 8 класса в раздел «Экономика» добавлена тема «Финансовая грамотность», рассматривается налоговая политика государства в контексте правомерного налогового поведения граждан РФ. В разделе «Политика» рассматриваются формы противодействия коррупции и её негативное влияние на российское общество. |