Файл: Психологические особенности работы следователя ОразМухаммед К. Ж.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Следователю надо помнить ряд общих правил организации наблюдения: * до наблюдения получить наиболее полное представление об изучаемом человеке, предмете или явлении;  * определить цель, сформулировать задачу, составить хотя бы мысленно план или схему наблюдения;  * искать в наблюдаемом не только то, что предполагалось найти, но и обратное тому;  * расчленить предмет наблюдения и в каждый момент наблюдения наблюдать одну из частей, не забывая и о наблюдении целого;  * следить за каждой деталью, стараясь подметить наибольшее их число, установить максимальное количество свойств предмета или особенностей наблюдаемого;  * не доверять однократному наблюдению, исследовать предмет или явление с различных точек зрения, в разные моменты и в разных ситуациях, изменяя условия наблюдения;  * подвергать сомнению наблюдаемые признаки, которые могут быть ложной демонстрацией, симуляцией или инсценировкой;  * ставить вопросы "почему" и "что это значит" относительно каждого элемента наблюдения, продумывая, предполагая, подвергая критике и проверке дальнейшим наблюдением свои мысли и выводы;  * сравнивать объекты наблюдения, противопоставлять их, искать сходство, различия и связи;  * сопоставлять результаты наблюдения с тем, что было ранее известно об этом предмете, с данными науки и практики;  * ясно формулировать результаты наблюдения и фиксировать их в соответствующей форме - это помогает их пониманию и запоминанию;  * привлекать к наблюдению различных специалистов, сравнивать и обсуждать результаты наблюдения со своими коллегами;  * помнить, что наблюдатель тоже может быть объектом наблюдения. Характер наблюдения определяется предметом исследования. Наблюдательность следователя направлена на отыскание доказательств. Она имеет воссоздающий характер, реконструирует на основе подмеченных признаков обстоятельства расследуемого события. Следственная наблюдательность вырабатывается на базе знания способов совершения и сокрытия преступлений, а также следов(доказательств), оставленных при том или ином образе действий преступника, мест и способов их обнаружения. Значит, основной путь развития следственной наблюдательности - это постоянное расширение знания способов совершения и сокрытия преступлений, уловок преступника, методов обнаружения следов (доказательств), которое рождает практика и разрабатывает криминалистика. Характер наблюдательности зависит от типов восприятия. Следователю в процессе наблюдения необходимо гармонически сочетать аналитический(детализирующий) и синтетический(целостный) тип восприятия - подмечая отдельные признаки, свойства и особенности наблюдаемых предметов и явлений, одновременно охватывая и весь предмет (явление) в целом, во всей сложности и взаимосвязи отдельных его частей.
  • Следователю надо помнить ряд общих правил организации наблюдения: * до наблюдения получить наиболее полное представление об изучаемом человеке, предмете или явлении;  * определить цель, сформулировать задачу, составить хотя бы мысленно план или схему наблюдения;  * искать в наблюдаемом не только то, что предполагалось найти, но и обратное тому;  * расчленить предмет наблюдения и в каждый момент наблюдения наблюдать одну из частей, не забывая и о наблюдении целого;  * следить за каждой деталью, стараясь подметить наибольшее их число, установить максимальное количество свойств предмета или особенностей наблюдаемого;  * не доверять однократному наблюдению, исследовать предмет или явление с различных точек зрения, в разные моменты и в разных ситуациях, изменяя условия наблюдения;  * подвергать сомнению наблюдаемые признаки, которые могут быть ложной демонстрацией, симуляцией или инсценировкой;  * ставить вопросы "почему" и "что это значит" относительно каждого элемента наблюдения, продумывая, предполагая, подвергая критике и проверке дальнейшим наблюдением свои мысли и выводы;  * сравнивать объекты наблюдения, противопоставлять их, искать сходство, различия и связи;  * сопоставлять результаты наблюдения с тем, что было ранее известно об этом предмете, с данными науки и практики;  * ясно формулировать результаты наблюдения и фиксировать их в соответствующей форме - это помогает их пониманию и запоминанию;  * привлекать к наблюдению различных специалистов, сравнивать и обсуждать результаты наблюдения со своими коллегами;  * помнить, что наблюдатель тоже может быть объектом наблюдения. Характер наблюдения определяется предметом исследования. Наблюдательность следователя направлена на отыскание доказательств. Она имеет воссоздающий характер, реконструирует на основе подмеченных признаков обстоятельства расследуемого события. Следственная наблюдательность вырабатывается на базе знания способов совершения и сокрытия преступлений, а также следов(доказательств), оставленных при том или ином образе действий преступника, мест и способов их обнаружения. Значит, основной путь развития следственной наблюдательности - это постоянное расширение знания способов совершения и сокрытия преступлений, уловок преступника, методов обнаружения следов (доказательств), которое рождает практика и разрабатывает криминалистика. Характер наблюдательности зависит от типов восприятия. Следователю в процессе наблюдения необходимо гармонически сочетать аналитический(детализирующий) и синтетический(целостный) тип восприятия - подмечая отдельные признаки, свойства и особенности наблюдаемых предметов и явлений, одновременно охватывая и весь предмет (явление) в целом, во всей сложности и взаимосвязи отдельных его частей.

  • Постоянным объектом наблюдения в следственной работе является человек, его духовная жизнь. Наблюдательность следователя в этой специфической сфере можно назвать психологической. Она выражается в умении подмечать и улавливать внешние проявления внутреннего мира людей, в способности понимать их чувства, переживания, побуждения, мотивы и цели, распознать психические свойства личности, угадывать" психологический подтекст" каждого действия и поступка.
  • Психологическая наблюдательность - необходимая предпосылка предвидения человеческого поведения и управления им в нужных для следователя целях. Такую психологическую проницательность иногда называют способностью "вчувствования", "вживания", то есть мысленного перенесения своего сознания в условия другого человека, для получения наиболее отчетливого представления о его внутреннем мире, чувствах, мыслях, побуждениях и поступках. Психология уделяет большое внимание изучению скорости и точности восприятия человеком показаний различных приборов и сигналов современных средств связи. При анализе наблюдательных качеств следователя, при исследовании процесса формирования показаний свидетелей, потерпевших в быстротечных событиях, судебная психология может использовать положение инженерной психологии. Есть еще один аспект психологической наблюдательности, очень важный для следственного работника. Нужно уметь наблюдать за самим собой, обеспечивая самоконтроль, управление собственным поведением и своевременное исправление допущенных ошибок. Наблюдательность - не природный дар, она формируется жизненной практикой, совершенствуется в профессиональной деятельности и нуждается в повседневной тренировке. Как уже указывалось, следователь, чтобы успешно выполнять свои обязанности, должен обладать разнообразными и широкими познаниями. От следователя требуется разносторонняя образованность, но прежде всего ему необходима общая культура. Он должен иметь основательные представления о главных отраслях человеческого знания, глубоко разбираться в общественных науках и особенно в вопросах права. Кроме того, следователю нужны специальные знания, необходимые для профессиональной деятельности.
  • Какие же именно особенности речи следователю полезно развивать? Во-первых, это богатство словаря, умение в каждый момент, в любой ситуации выбрать как раз то слово, которое уместно и необходимо. Во-вторых, это дифференцированность употребляемых средств языка, не просто умение выбрать нужную форму выражения, а богатство стилистических и иных языковых пластов, из которых эти выражения можно черпать. Так, следователь может правильно и уместно употреблять слова, но эффект от его беседы будет совсем иной, если он в разговоре с крестьянином будет свободно пользоваться его словарём, в разговоре с бухгалтером - его профессиональной лексикой, а разговоре с
  • профессиональным уголовником покажет знание "блата". Вместе с А.Р. Ратиковым мы считаем, что следователь обязан понимать "блат", но не должен, кроме как в самых исключительных случаях сам его употреблять. В-третьих, это умение адекватно понять речь свидетеля или подследственного, то есть умение поставить себя на его место и "услышать" в этой речи то, что хотел вложить в неё говорящий, а не следователь сам имел бы в виду, говоря те же слова и употребляя те же выражения. Чем выше квалификация следователя, тем объективнее его понимание речи свидетеля или подследственного, тем меньше он "вкладывает" в это понимание от своего личного речевого опыта, от своих собственных речевых особенностей. Общее требование к речи следователя можно сформулировать так: она должна быть максимально краткой, ясной и простой по выбору слов и синтаксическому строю. Иной характер носит письменная речь, используемая в деловых бумагах и профессиональных актов следователя. Она ограничивается фактической информацией, обращена к рассудку и не рассчитана на пробуждение эмоций. Язык документов отличается сжатостью и лаконичностью, он более экономичен, чем многословная устная речь. Вместе с тем, структурно он более развернут, ибо всё, что в устной речи заменяется и возмещается общей ситуацией и взаимным восприятием собеседников, должно быть выражено и зафиксировано в документе. В связи с этим следует особо остановиться на технике протоколирования, которой зачастую не уделяется должного внимания. Протокол служит источником доказательств, и от его качества зависит возможность использования установленных данных в ходе дальнейшего расследования и судебного разбирательства. При составлении протоколов допросов, в которых фиксируются показания, то есть живая речь свидетелей, потерпевших, подозреваемых и обвиняемого, перед следователем возникает нелегкая задача: запечатлеть полученные сообщения по возможности дословно. На практике же постоянно приходится встречать "стилизированные" протоколы, в которых все говорят одинаково. Это происходит оттого, что следователь неправильно вкладывает в их уста свою собственную, несвойственную им речь. В результате на суде порой это дискредитирует материалы расследования, стирает их доказательную ценность. Помня о такой опасности, надлежит по возможности придерживаться формулировок, оборотов речи и стиля допрашиваемых. Что же касается процессуальных актов, не связанных с фиксацией чьих-либо показаний (протоколы осмотра, обыска и пр.), то их язык должен быть строго документальным, как и язык иных деловых бумаг следователя. Следователю необходимо постоянно упражняться в точности передачи чужой речи, в полном, ясном, правильном и последовательном описании событий и предметов с использованием минимального количества слов, регулярно критически разбирать составленные документы. 

Следственное мышление требует гармоничного сочетания анализа и синтеза.  Мышление, вскрывающее причины каких-либо явлений, иногда называется причинно-следственным. Именно такой характер носит мышление следователя. Можно сказать, что основным содержанием его умственной работы является выведение следствий. Эта операция применяется в двух планах.  Во-первых, установление причин каких-либо явлений по наличным данным, которые рассматриваются как последствия или результаты действия этих причин. Во-вторых, установление последствий по наличным данным, которые рассматриваются как причины, приводящие к определенному результату.  В первом случае мы имеем дело с объяснением, во втором - с предвидением.  Отличительной чертой умственной работы следователя является то, что ему зачастую приходится действовать при крайней неполноте исходных данных, как бы в потемках, при самом приблизительном знании того, что нужно установить и конкретно какими средствами это может быть достигнуто. Его ум постоянно работает с ненадежной, недостаточной, вероятностной информацией. Следователь должен учитывать степень её вероятности и меру надежности, опираясь на опыт и знания, отражающие "несчитанную статистику" реальной жизни.  В каждом случае следователю необходимо продумывать свои действия и действия своих партнеров "на много ходов вперед", а поскольку имеющиеся данные допускают различные варианты и каждом из них возможны различные отклонения, то приходится учитывать огромное количество возможностей, рассчитывая промежуточные операции и действия. Умение видеть перспективу дела вплоть до судебного разбирательства - одна из существенных особенностей следственного мышления.  Отмеченные особенности следственного мышления предполагают наличие у следователя следующих качеств ума:  * глубины - способности проникнуть за поверхность видимого в сущность фактов, понять смысл происходящего, предвидеть ближайшие и отдаленные, прямые и побочные результаты явлений и поступков;  * широты - умения охватить мыслью большой круг вопросов и фактов, привлекая знания из различных областей науки и практики;  * мобильности - способности продуктивного мышления, мобилизации и использования знаний в сложных условиях, в критической обстановке;  * быстроты - умения решать задачи в минимальное время, производя ускоренную оценку обстановки и принимая неотложные меры;  * целеустремленности - волевой направленности мышления на решение определенной задачи
, способности длительно время удерживать её в сознании и организованно, последовательно, планомерно думать над её разрешением;  * самостоятельности - способности постановки целей и задач, умения находить их решения и пути к их достижению без посторонней помощи;  * критичности - умения взвешивать сообщения, факты, предположения, отыскивая ошибки и искажения, раскрывая причины их возникновения;  * гибкости - умения подойти к явлению с различных точек зрения, устанавливать зависимости и связи в порядке, обратном тому, который был уже усвоен, варьировать способы действия, перестраивать свою деятельность и изменять принятые решения в соответствии с новой обстановкой. Для развития этих качеств ума при подготовке следователей целесообразно практиковать решение специальных задач - упражнений, основанных на психологических принципах. Мышление следователя Любой предмет обладает бесконечным множеством свойств, признаков, сторон и отношений, исчерпывающее познание которых за короткий срок невозможно. Отражение их органами чувств и человеческой мыслью всегда избирательно, оно беднее действительности, но тем не менее несет в себе достоверное знание, необходимое для достижение той или иной цели.
  • Следственное мышление требует гармоничного сочетания анализа и синтеза.  Мышление, вскрывающее причины каких-либо явлений, иногда называется причинно-следственным. Именно такой характер носит мышление следователя. Можно сказать, что основным содержанием его умственной работы является выведение следствий. Эта операция применяется в двух планах.  Во-первых, установление причин каких-либо явлений по наличным данным, которые рассматриваются как последствия или результаты действия этих причин. Во-вторых, установление последствий по наличным данным, которые рассматриваются как причины, приводящие к определенному результату.  В первом случае мы имеем дело с объяснением, во втором - с предвидением.  Отличительной чертой умственной работы следователя является то, что ему зачастую приходится действовать при крайней неполноте исходных данных, как бы в потемках, при самом приблизительном знании того, что нужно установить и конкретно какими средствами это может быть достигнуто. Его ум постоянно работает с ненадежной, недостаточной, вероятностной информацией. Следователь должен учитывать степень её вероятности и меру надежности, опираясь на опыт и знания, отражающие "несчитанную статистику" реальной жизни.  В каждом случае следователю необходимо продумывать свои действия и действия своих партнеров "на много ходов вперед", а поскольку имеющиеся данные допускают различные варианты и каждом из них возможны различные отклонения, то приходится учитывать огромное количество возможностей, рассчитывая промежуточные операции и действия. Умение видеть перспективу дела вплоть до судебного разбирательства - одна из существенных особенностей следственного мышления.  Отмеченные особенности следственного мышления предполагают наличие у следователя следующих качеств ума:  * глубины - способности проникнуть за поверхность видимого в сущность фактов, понять смысл происходящего, предвидеть ближайшие и отдаленные, прямые и побочные результаты явлений и поступков;  * широты - умения охватить мыслью большой круг вопросов и фактов, привлекая знания из различных областей науки и практики;  * мобильности - способности продуктивного мышления, мобилизации и использования знаний в сложных условиях, в критической обстановке;  * быстроты - умения решать задачи в минимальное время, производя ускоренную оценку обстановки и принимая неотложные меры;  * целеустремленности - волевой направленности мышления на решение определенной задачи, способности длительно время удерживать её в сознании и организованно, последовательно, планомерно думать над её разрешением;  * самостоятельности - способности постановки целей и задач, умения находить их решения и пути к их достижению без посторонней помощи;  * критичности - умения взвешивать сообщения, факты, предположения, отыскивая ошибки и искажения, раскрывая причины их возникновения;  * гибкости - умения подойти к явлению с различных точек зрения, устанавливать зависимости и связи в порядке, обратном тому, который был уже усвоен, варьировать способы действия, перестраивать свою деятельность и изменять принятые решения в соответствии с новой обстановкой. Для развития этих качеств ума при подготовке следователей целесообразно практиковать решение специальных задач - упражнений, основанных на психологических принципах. Мышление следователя Любой предмет обладает бесконечным множеством свойств, признаков, сторон и отношений, исчерпывающее познание которых за короткий срок невозможно. Отражение их органами чувств и человеческой мыслью всегда избирательно, оно беднее действительности, но тем не менее несет в себе достоверное знание, необходимое для достижение той или иной цели.