Файл: Тема Деловая речь.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

21.Тема:Деловая речь. «Язык современного делового человека».

Цели урока: 1)повторить и систематизировать изученное об официально-деловом стиле; помочь уч-ся осознать важность умения владеть речевыми нормами в жизни человека; формирование умения написания некоторых деловых бумаг; практика написания деловых бумаг; показать необходимость владения деловым стилем в повседневной жизни; научить составлять документы необходимые в повседневной жизни;

2)развивать умение пользоваться этим стилем на практике; развивать устную и письменную речь уч-ся; развивать речевой слух уч-ся; развивать умение моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

Оформление доски:

Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает.

Наполеон Бонапарт.

Никакая другая способность человека не даст ему возможности

с такой быстротой сделать карьеру и добиться признания, как

способность хорошо говорить.

Ч.Депью.

Важнейший способ узнать человека – прислушаться к тому, как

он говорит…

Д.Лихачёв.
Ход урока:

1.Вступительное слово учителя:

- О каком стиле речи мы говорим с вами в этой четверти?

- Кто желает изобразить схему – речевую ситуацию делового стиля?

Сегодня на уроке мы продолжим разговор о деловом стиле, т.к. в повседневной жизни нам часто приходится сталкиваться с составлением деловых бумаг разного рода.

- Какие бумаги вы можете назвать?

2.Актуализация знаний.

- Какие особенности этого стиля вы можете назвать?(Официальность, шаблонность (стандартность).Точно, чётко, коротко, ясно.)

Задание № 1 .

- Перед вами деловая бумага – заявление. Рассмотрим его и скажем, правильно ли, по шаблону ли оно написано?(Распечатка)

Задание № 2 .

Доверенность.(распечатка)

- Зачем используют?

Задание № 3 .

Расписка.(Распечатка)
3.Работа по теме урока.

- Сегодня мы говорим о деловом общении.

Назовите способы делового общения?(Служебный прием, переговоры, беседа, дискуссия, деловое совещание - это частное проявление делового общения, которое занимает 60-80% рабочего времени).

-Деловые совещания - что это?(
Деловые совещания - форма управления предприятием.. Во время совещания происходит обмен информацией между подчиненными и руководителем, принимаются различные решения.)

-Где проводиться?

-Кто обычно приглашается на совещание?

Оно, как и любое другое общение, начинается с приветствия, но имеет свои особенности. У деловых людей существует даже специальный предмет, предназначенный для того, чтобы завязать деловые отношения.

- О чём идёт речь? Конечно же о визитных карточках, или , как мы их обычно называем, о визитках.

- Послушаем подготовленный материал об этом предмете. -Спасибо за информацию. (Сообщение учащегося)

- Теперь подумаем о правилах пользования визитками.

№ 1:

Как следует вручать визитку?

(Свою визитку желательно преподнести правой рукой. Это особенно важно в тех случаях, когда ваш собеседник – представитель другой страны. В некоторых странах многое, исполняемое левой рукой, считается символом плохого начинания. Вручая визитку, желательно назвать вслух собственную фамилию и имя. Особенно, если они несколько необычны. Тем самым вы облегчите общение.

№ 2:

Ваш партнёр протягивает вам визитку. Покажите, как следует её принимать.

(Её следует принимать двумя руками, этим вы подчёркиваете уважение к человеку, вручающему её вам. Получив визитку, обязательно прочтите вслух фамилию её обладателя. Ни в коем случае не надо класть её в задний карман брюк – это невежливо. Нельзя её вертеть в руках, мять, ибо это может быть истолковано как неуважение.)

- Невежливо, получив карточку, не дать свою. Это может быть понято как оскорбление.

Лексическая работа.

- Устно объясним значение приведённых ниже слов и письменно составим с ними предложения.

Акция, Риелтор, Брокер, Тендер, Ипотека, Бренд, Пиар.
Все эти слова пришли из какого языка?


Задание № 7 . (Устное).

- Вы встречаетесь с деловым партнёром в кафе.

Чем вы угостите своего делового партнёра: чашечкой каппуччино или

капучино, эспресо или эспрессо?
Следует ли использовать заглавные буквы и кавычки в этих названиях?

(капучино и эспрессо)

- А что-то об этимологии этих слов вы знаете?

(Эспрессо буквально означает «выдавленный».

Название «капучино» родственно слову «капуцин»(от итальянского капюшон)- представитель католического монашеского ордена. Они носили остроконечные капюшоны (отсюда и название). Кофе назван так по белому «капюшону» из молочной пены.)


Задание. Деловое письмо.

Правила составления делового письма:

- точность.

(чтобы избежать неясного понимания изложенного)

- лаконичность.

(ваши 3 листа деловому человеку некогда читать)

- убедительность.

(достигается двумя качествами: аргументированностью и грамотностью; письмо может быть отложено, если первая фраза не вызовет интерес).

В некоторых случаях письмо следует писать от руки – это подчёркивает значение адресата для автора письма.

- Прочитаем. Это деловое письмо?(Распечатка.)

Уважаемый папенька Васьки Егорова, Иван Петрович! Поскольку Ваш сын опять хватанул «пару», а в дневнике у него то «пара», то «кол», он срежется на экзамене, как пить дать, сделайте что-нибудь. Классный руководитель.

Составим его правильно, используя правила составления делового письма.
Сегодня мы поговорим о деловом телефонном звонке.

-Какова роль телефона в современной жизни?(Невозможно представить современную деловую жизнь без телефона. Благодаря телефону повышается оперативность решения огромного количества вопросов, отпадает необходимость посылать письма или ехать в другое учреждение для выяснения обстоятельств дела. По телефону проводятся переговоры, отдаются распоряжения, излагаются просьбы, даются консультации, наводятся справки, заключаются договоры).

-В чем заключается искусство ведения телефонных разговоров?

(Искусство ведения телефонных разговоров заключается в том, чтобы в минимально короткий отрезок времени сообщить все, что следует и получить ответ.)
Давайте попробуем выяснить: правильно ли мы говорим по телефону? Приведите примеры телефонных разговоров.

Телефонный разговор № 1(Распечатка)

Доброе утро!

Кто говорит?

Вам звонит Иванова!

Как дела?

У Вас есть пара минут?

Я звоню вам, Сергей Иванович, чтобы обсудить вопрос: насколько мы можем быть Вам полезны в доставке строительных материалов.

Гм, так сказать.

Я загляну к Вам как-нибудь, и мы продолжим наш разговор.

Добро! Пока, Сергей Иванович.
Итак, мы прослушали телефонные разговоры и давайте оценим их с точки зрения:
а) правильности построения разговора
б) этикета делового общения по телефону
в) речевых правил и особенностей телефонных разговоров
Кто что заметил. Подведем итог общения: как Вы убедились, телефонный разговор был построен неправильно.

-Попробуем научиться правильно говорить по телефону.
Телефонный разговор № 2 Если звоните Вы.

-Добрый день, Ирина Васильевна, преподаватель Педагогического университета Ольга Дмитриевна?

Вам сейчас удобно говорить?

Я звоню, чтобы обсудить с вами вопросы о прохождении практики наших студентов.

Насколько я знаю, Вы принимаете решение по поводу возможности получения необходимой информации.

Можно ли Вам задать несколько кратких вопросов?

Когда вы будете свободны?

Вам удобно встретится в четверг в 15-00?

Благодарю Вас за то, что вы уделили мне сое время.
-Оцените этикет делового общения данного телефонного разговора.

Существуют рекомендации ведения делового телефонного разговора. Давайте с ними познакомимся(Распечатка)


  • После установления соединения, начните с «живых» слов: «доброе утро или добрый день», назовите свое полное имя и полное имя человека, которому звоните.

  • Избегайте ничего не значащих фраз типа «Как дела?» или «Вы меня не знаете».

  • Спросите «вам сейчас удобно говорить?» Если в ответ услышите: «Нет, у меня совещание», - спросите, когда будет удобно позвонить снова. Не говорите: «У Вас есть пара минут?» «Вы очень заняты?» - это избитая фраза, лучше «Я звоню, чтобы обсудить с Вами вопрос».

  • Спросите разрешения, прежде чем задавать вопросы. «Чтобы определить, насколько мы можем быть Вам полезны, и хотя бы сначала, если можно, задать Вам несколько кратких вопросов». Задавайте вопросы вежливо. Внимательно вслушивайтесь в тон собеседника. Если он начинает раздражаться, значит вопросов уже слишком много, необходимо остановиться.

  • Ни в коем случае не произносите монологов по телефону. В идеале Ваше участие в беседе должно составлять 25%, а вашего собеседника – 75%.

  • Если краткий разговор удался, уместно подвести итог беседы и договориться о встрече для обсуждения конкретных вопросов. Если Вы не можете быть полезным собеседнику, необходимо прямо и честно об этом сказать.

  • Никогда не говорите «Я загляну к Вам как-нибудь», это означает, что встреча не имеет для Вас большого значения.

  • Договоритесь о точном времени встречи. Не спрашивайте: «Когда Вы будете свободны на следующей неделе?», а «Когда Вам было бы удобней встретиться, во вторник или в четверг? Утром или днем? В два или три часа?»

  • Обязательно перезванивайте людям, звонившим в Ваше отсутствие.

  • Если не застали нужного человека, всегда просите ему передать, что Вы звонили.


Кроме этого примите во внимание следующее:

  • Старайтесь говорить более низким голосом, но не тихим.

  • Говорите деловито, но не чопорно и не сухо.

  • В Вашем голосе должны звучать бодрость и воодушевление.

  • Окрасьте голос улыбкой.

  • Изредка называйте собеседника по имени.

  • Периодически подтверждайте, что Вы внимательного его слушаете.

  • Не употребляйте слова-паразиты типа «гм», «ну», «вы знаете», «так сказать» и т.п.

  • Не читайте текст по бумажке.

После окончания разговора следует потратить 2-3 минуты на анализ содержания и стиля разговора.
Речевые правила и особенности телефонных разговоров:
- неправильно говорить: «Вам звонит Иванов», правильно «звонит»;

- формулируйте свои мысли четко, лаконично, грамотно, однозначно.

Избегайте сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов, вычурности и манерности;

- особенно отчетливо произносите имена (собственные), числа, названия фирм, организаций. Если они сложны для восприятия на слух, произносите их по буквам;

- избегайте жаргонных выражений типа «добро», «идет», «привет», «лады», «ладушки», «пока», «о’кей».
Некоторые правила этикета при ведении телефонных разговоров:
1) инициатор разговора должен сразу представиться;

2) заключительные слова произноси инициатор разговора (у него может быть несколько вопросов);

3) мужчина опускает трубку после женщины, молодой – после старшего.
Прочие советы:
12) разговаривая стоя, вы на 40% быстрее схватываете самое главное из того, что говорит собеседник;

3) телефон сокращает жизнь на 3-4 года.
-Продумайте стратегию делового разговора, позвоните на подготовительные курсы.

(-Представление .

- Вопрос.

- Ответ.

- Прощание (заканчивает первым разговор тот, кто его начал)).
(-Добрый день! Это подготовительные курсы?

- Добрый день! Да, это курсы.

- Я хотел бы получить информацию о графике занятий, об оплате.