ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
21.Тема:Деловая речь. «Язык современного делового человека».
Цели урока: 1)повторить и систематизировать изученное об официально-деловом стиле; помочь уч-ся осознать важность умения владеть речевыми нормами в жизни человека; формирование умения написания некоторых деловых бумаг; практика написания деловых бумаг; показать необходимость владения деловым стилем в повседневной жизни; научить составлять документы необходимые в повседневной жизни;
2)развивать умение пользоваться этим стилем на практике; развивать устную и письменную речь уч-ся; развивать речевой слух уч-ся; развивать умение моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
Оформление доски:
Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает.
Наполеон Бонапарт.
Никакая другая способность человека не даст ему возможности
с такой быстротой сделать карьеру и добиться признания, как
способность хорошо говорить.
Ч.Депью.
Важнейший способ узнать человека – прислушаться к тому, как
он говорит…
Д.Лихачёв.
Ход урока:
1.Вступительное слово учителя:
- О каком стиле речи мы говорим с вами в этой четверти?
- Кто желает изобразить схему – речевую ситуацию делового стиля?
Сегодня на уроке мы продолжим разговор о деловом стиле, т.к. в повседневной жизни нам часто приходится сталкиваться с составлением деловых бумаг разного рода.
- Какие бумаги вы можете назвать?
2.Актуализация знаний.
- Какие особенности этого стиля вы можете назвать?(Официальность, шаблонность (стандартность).Точно, чётко, коротко, ясно.)
Задание № 1 .
- Перед вами деловая бумага – заявление. Рассмотрим его и скажем, правильно ли, по шаблону ли оно написано?(Распечатка)
Задание № 2 .
Доверенность.(распечатка)
- Зачем используют?
Задание № 3 .
Расписка.(Распечатка)
3.Работа по теме урока.
- Сегодня мы говорим о деловом общении.
Назовите способы делового общения?(Служебный прием, переговоры, беседа, дискуссия, деловое совещание - это частное проявление делового общения, которое занимает 60-80% рабочего времени).
-Деловые совещания - что это?(
Деловые совещания - форма управления предприятием.. Во время совещания происходит обмен информацией между подчиненными и руководителем, принимаются различные решения.)
-Где проводиться?
-Кто обычно приглашается на совещание?
Оно, как и любое другое общение, начинается с приветствия, но имеет свои особенности. У деловых людей существует даже специальный предмет, предназначенный для того, чтобы завязать деловые отношения.
- О чём идёт речь? Конечно же о визитных карточках, или , как мы их обычно называем, о визитках.
- Послушаем подготовленный материал об этом предмете. -Спасибо за информацию. (Сообщение учащегося)
- Теперь подумаем о правилах пользования визитками.
№ 1:
Как следует вручать визитку?
(Свою визитку желательно преподнести правой рукой. Это особенно важно в тех случаях, когда ваш собеседник – представитель другой страны. В некоторых странах многое, исполняемое левой рукой, считается символом плохого начинания. Вручая визитку, желательно назвать вслух собственную фамилию и имя. Особенно, если они несколько необычны. Тем самым вы облегчите общение.
№ 2:
Ваш партнёр протягивает вам визитку. Покажите, как следует её принимать.
(Её следует принимать двумя руками, этим вы подчёркиваете уважение к человеку, вручающему её вам. Получив визитку, обязательно прочтите вслух фамилию её обладателя. Ни в коем случае не надо класть её в задний карман брюк – это невежливо. Нельзя её вертеть в руках, мять, ибо это может быть истолковано как неуважение.)
- Невежливо, получив карточку, не дать свою. Это может быть понято как оскорбление.
Лексическая работа.
- Устно объясним значение приведённых ниже слов и письменно составим с ними предложения.
Акция, Риелтор, Брокер, Тендер, Ипотека, Бренд, Пиар.
Все эти слова пришли из какого языка?
Задание № 7 . (Устное).
- Вы встречаетесь с деловым партнёром в кафе.
Чем вы угостите своего делового партнёра: чашечкой каппуччино или
капучино, эспресо или эспрессо?
Следует ли использовать заглавные буквы и кавычки в этих названиях?
(капучино и эспрессо)
- А что-то об этимологии этих слов вы знаете?
(Эспрессо буквально означает «выдавленный».
Название «капучино» родственно слову «капуцин»(от итальянского капюшон)- представитель католического монашеского ордена. Они носили остроконечные капюшоны (отсюда и название). Кофе назван так по белому «капюшону» из молочной пены.)
Задание. Деловое письмо.
Правила составления делового письма:
- точность.
(чтобы избежать неясного понимания изложенного)
- лаконичность.
(ваши 3 листа деловому человеку некогда читать)
- убедительность.
(достигается двумя качествами: аргументированностью и грамотностью; письмо может быть отложено, если первая фраза не вызовет интерес).
В некоторых случаях письмо следует писать от руки – это подчёркивает значение адресата для автора письма.
- Прочитаем. Это деловое письмо?(Распечатка.)
Уважаемый папенька Васьки Егорова, Иван Петрович! Поскольку Ваш сын опять хватанул «пару», а в дневнике у него то «пара», то «кол», он срежется на экзамене, как пить дать, сделайте что-нибудь. Классный руководитель.
Составим его правильно, используя правила составления делового письма.
Сегодня мы поговорим о деловом телефонном звонке.
-Какова роль телефона в современной жизни?(Невозможно представить современную деловую жизнь без телефона. Благодаря телефону повышается оперативность решения огромного количества вопросов, отпадает необходимость посылать письма или ехать в другое учреждение для выяснения обстоятельств дела. По телефону проводятся переговоры, отдаются распоряжения, излагаются просьбы, даются консультации, наводятся справки, заключаются договоры).
-В чем заключается искусство ведения телефонных разговоров?
(Искусство ведения телефонных разговоров заключается в том, чтобы в минимально короткий отрезок времени сообщить все, что следует и получить ответ.)
Давайте попробуем выяснить: правильно ли мы говорим по телефону? Приведите примеры телефонных разговоров.
Телефонный разговор № 1(Распечатка)
Доброе утро!
Кто говорит?
Вам звонит Иванова!
Как дела?
У Вас есть пара минут?
Я звоню вам, Сергей Иванович, чтобы обсудить вопрос: насколько мы можем быть Вам полезны в доставке строительных материалов.
Гм, так сказать.
Я загляну к Вам как-нибудь, и мы продолжим наш разговор.
Добро! Пока, Сергей Иванович.
Итак, мы прослушали телефонные разговоры и давайте оценим их с точки зрения:
а) правильности построения разговора
б) этикета делового общения по телефону
в) речевых правил и особенностей телефонных разговоров
Кто что заметил. Подведем итог общения: как Вы убедились, телефонный разговор был построен неправильно.
-Попробуем научиться правильно говорить по телефону.
Телефонный разговор № 2 Если звоните Вы.
-Добрый день, Ирина Васильевна, преподаватель Педагогического университета Ольга Дмитриевна?
Вам сейчас удобно говорить?
Я звоню, чтобы обсудить с вами вопросы о прохождении практики наших студентов.
Насколько я знаю, Вы принимаете решение по поводу возможности получения необходимой информации.
Можно ли Вам задать несколько кратких вопросов?
Когда вы будете свободны?
Вам удобно встретится в четверг в 15-00?
Благодарю Вас за то, что вы уделили мне сое время.
-Оцените этикет делового общения данного телефонного разговора.
Существуют рекомендации ведения делового телефонного разговора. Давайте с ними познакомимся(Распечатка)
-
После установления соединения, начните с «живых» слов: «доброе утро или добрый день», назовите свое полное имя и полное имя человека, которому звоните. -
Избегайте ничего не значащих фраз типа «Как дела?» или «Вы меня не знаете». -
Спросите «вам сейчас удобно говорить?» Если в ответ услышите: «Нет, у меня совещание», - спросите, когда будет удобно позвонить снова. Не говорите: «У Вас есть пара минут?» «Вы очень заняты?» - это избитая фраза, лучше «Я звоню, чтобы обсудить с Вами вопрос». -
Спросите разрешения, прежде чем задавать вопросы. «Чтобы определить, насколько мы можем быть Вам полезны, и хотя бы сначала, если можно, задать Вам несколько кратких вопросов». Задавайте вопросы вежливо. Внимательно вслушивайтесь в тон собеседника. Если он начинает раздражаться, значит вопросов уже слишком много, необходимо остановиться. -
Ни в коем случае не произносите монологов по телефону. В идеале Ваше участие в беседе должно составлять 25%, а вашего собеседника – 75%. -
Если краткий разговор удался, уместно подвести итог беседы и договориться о встрече для обсуждения конкретных вопросов. Если Вы не можете быть полезным собеседнику, необходимо прямо и честно об этом сказать. -
Никогда не говорите «Я загляну к Вам как-нибудь», это означает, что встреча не имеет для Вас большого значения. -
Договоритесь о точном времени встречи. Не спрашивайте: «Когда Вы будете свободны на следующей неделе?», а «Когда Вам было бы удобней встретиться, во вторник или в четверг? Утром или днем? В два или три часа?» -
Обязательно перезванивайте людям, звонившим в Ваше отсутствие. -
Если не застали нужного человека, всегда просите ему передать, что Вы звонили.
Кроме этого примите во внимание следующее:
-
Старайтесь говорить более низким голосом, но не тихим. -
Говорите деловито, но не чопорно и не сухо. -
В Вашем голосе должны звучать бодрость и воодушевление. -
Окрасьте голос улыбкой. -
Изредка называйте собеседника по имени. -
Периодически подтверждайте, что Вы внимательного его слушаете. -
Не употребляйте слова-паразиты типа «гм», «ну», «вы знаете», «так сказать» и т.п. -
Не читайте текст по бумажке.
После окончания разговора следует потратить 2-3 минуты на анализ содержания и стиля разговора.
Речевые правила и особенности телефонных разговоров:
- неправильно говорить: «Вам звонит Иванов», правильно «звонит»;
- формулируйте свои мысли четко, лаконично, грамотно, однозначно.
Избегайте сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов, вычурности и манерности;
- особенно отчетливо произносите имена (собственные), числа, названия фирм, организаций. Если они сложны для восприятия на слух, произносите их по буквам;
- избегайте жаргонных выражений типа «добро», «идет», «привет», «лады», «ладушки», «пока», «о’кей».
Некоторые правила этикета при ведении телефонных разговоров:
1) инициатор разговора должен сразу представиться;
2) заключительные слова произноси инициатор разговора (у него может быть несколько вопросов);
3) мужчина опускает трубку после женщины, молодой – после старшего.
Прочие советы:
12) разговаривая стоя, вы на 40% быстрее схватываете самое главное из того, что говорит собеседник;
3) телефон сокращает жизнь на 3-4 года.
-Продумайте стратегию делового разговора, позвоните на подготовительные курсы.
(-Представление .
- Вопрос.
- Ответ.
- Прощание (заканчивает первым разговор тот, кто его начал)).
(-Добрый день! Это подготовительные курсы?
- Добрый день! Да, это курсы.
- Я хотел бы получить информацию о графике занятий, об оплате.