Файл: Высшее профессиональное образование д. И, Нестеровский.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 753

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На каждой корзине по 2 занимающихся ведут игровое противоборство 1x1, используя весь арсенал своей тех­нико-тактической подготовленности. Причем один из них играет только в нападении, а другой — только в защите. Нападающий для обыгрыша защитника может использовать помощь партне­ра — неподвижно стоящего в указанной точке игрока (так назы­ваемого «промежуточного»). Однако его действия строго ограни­чены: «промежуточный» может только получать мяч и в течение 5 с выполнять обратную передачу, т. е. атакующий нападающий действует по принципу «передай мяч и выйди». Каждая атака за­канчивается результативно: за забитый мяч 1 очко начисляется нападающему; за результативное защитное действие (перехват, на­крывание броска, взятие отскока, вынужденную потерю мяча на­падающим и т.п.) 1 очко — защитнику. Единоборство ведется, пока кто-нибудь из соперников не наберет 3 очка. Победа в еди­ноборстве приносит 2 призовых балла. Далее все игроки меняют­ся ролями по часовой (против часовой) стрелке: защитник ста­новится «промежуточным», «промежуточный» — атакующим на­падающим, а тот — защитником. Игра возобновляется по тем же правилам и т.д.

Определение победителей. Когда каждый занимающийся прой­дет через все позиции и возвратится на исходную, подсчитывает­ся сумма набранных игроками баллов и выявляется победитель в каждой тройке.

Варианты. 1) атакующий нападающий обязан каждую атаку начинать передачей «промежуточному» игроку; 2) при определе­нии победителей подсчитывается разница забитых и пропущен­


330



'


ных мячей во всех микропоединках; 3) продолжительность каж­дого единоборства и их общее количество варьируются.

  1. «Уличный баскетбол».

Направленность — комплексное совершенствование игровых навыков нападения и защиты в условиях противоборства.

Правила игры. Несколько команд соперничают по системе с выбыванием. Игра проводится на одну корзину. Каждая команда состоит из 3 человек. Противоборство начинает одна из команд по жребию. Соблюдаются основные правила игры в баскетбол. Но на­числение очков идет по принципу: двухочковое попадание — 1 очко, трехочковое — 2. Пробиваются только командные фолы: после того как игроки одной из команд в сумме наберут 4 замеча­ния, пробивается 1 штрафной бросок ценой в 1 очко. При нару­шении правил игроками защищающейся команды соперникам пре­доставляется возможность для повторной атаки. После каждой ре­зультативной атаки происходит переход мяча к соперникам. Все новые атаки после овладения мячом противоположной командой должны начинаться из-за трехочковой линии. Добивать свои брос­ки мяча после подбора можно.

Определение победителей. Игра ведется до 15 очков, или дости­жения одной из команд преимущества в счете в 6 очков, или в течение фиксированного отрезка времени (8 мин), а в случае рав­ного счета по истечении игрового времени — до забитого мяча.

  1. «Баскетбол без ведения мяча».

Направленность — комплексное совершенствование технико­тактического и физического потенциала в режиме игровой дея­тельности.

Правила игры. Две команды соперничают по правилам игры в баскетбол, но без использования ведения мяча. Попытка приме­нения одноударного ведения мяча или дриблинга наказывается как нарушение правил — мяч передается соперникам. Продолжи­тельность — 5—10 мин.

Определение победителей. Выигрывает команда, набравшая боль­шее количество очков.

Варианты. 1) ведение мяча запрещается только на половине площадки — в своей тыловой или передовой зоне; 2) лимитиру­ется количество попыток применения ведения мяча (например, не более 2 раз за атаку и т.п.); 3) регламентируется вид применя­емого ведения мяча (например, разрешается использовать только атакующее ведение мяча для завершения атаки и т.п.).

  1. «Баскетбол двумя мячами».

Направленность — комплексное совершенствование навыков игровой деятельности и развитие координационных способностей.

Правила игры. Игру в баскетбол проводят двумя мячами с со­блюдением остальных правил соревнований. Продолжительность — 5—10 мин.




331



Определение победителей. Используется традиционный прин­цип определения победителей — по набранным очкам.

Варианты, игра продолжается, пока какая-либо команда не наберет заданного количества очков либо разница в счете не до­стигнет указанной величины.

  1. Учебные и контрольные игры как средство обучения игровой деятельности

Учебные игры — незаменимое и продуктивное средство обуче­ния игровой деятельности в спортивных играх при достаточной подготовленности занимающихся. Главное их преимущество — это возможность для участников непосредственно в игровой обста­новке интегрировать все виды предшествующей подготовки. В прак­тике занятий баскетболом учебные игры применяются при игре на один или два щита, в полных или уменьшенных составах ко­манд, в течение всего предусмотренного правилами времени или с изменением продолжительности игры, при соперничестве с равными по силам, более слабыми или сильными командами.

Игровое противоборство должно происходить целенаправлен­но под непосредственным руководством педагога с конкретными заданиями на игру. Задания могут быть направлены на воспроиз­ведение в условиях соперничества тех или иных технико-такти­ческих действий, отработку групповых или командных тактиче­ских действий в нападении или защите, интеграцию всех компо­нентов подготовленности в целостную игровую деятельность.

Стимулировать выполнение установок на игру можно начисле­нием дополнительных очков за успешные игровые действия (на­пример, забитый после заслона мяч оценивается не в 2, а в 3 очка; перевод мяча в передовую зону до возвращения всех соперников в защиту премируется дополнительным очком и т.п.) либо введени­ем некоторых изменений правил (например, ограничение коли­чества передач при организации атаки). Вариативность изменения правил не ограничена и зависит от решаемых в игре задач и уров­ня подготовленности занимающихся. Полезными могут быть не только традиционное увеличение или уменьшение всего игрового времени либо расширение или сокращение продолжительности отдельных игровых фаз (перевода мяча в зону соперника, владе­ния мячом в передовой зоне, организации всей атаки), измене­ние численности состава команд. Хорошую службу в процессе обу­чения могут сослужить также игры с объявленным или скрытым гандикапом (начислением дополнительных очков), неожиданным вводом второго или запасного мяча, введением в игру дополни­тельного защитника или нападающего, принимающего поочеред­ное участие в действиях одной и другой команды, и т. п. Всеобщий



332





азарт вызывают так называемые «игры на интерес», когда игроки проигравшей команды в наказание выполняют какие-либо непо­пулярные действия: совершают челночные передвижения или бег по кругу, «везут» на себе выигравших соперников и т. п.

Безусловное положительное тренировочное воздействие учеб­ных двусторонних игр на занимающихся подкрепляется последу­ющим их участием в контрольных играх с приглашенными ко­мандами. Помимо выполнения обучающей функции контрольные игры решают задачи подготовки к участию в соревнованиях. Следователь­но, установки педагога здесь носят еще более конкретный харак­тер с учетом действий соперников и модели собственной команд­ной игры. После проведенных учебных или контрольных игр обя­зательным является подробный анализ и разбор действий отдель­ных игроков и команды в целом по всем значимым параметрам игровой деятельности.

Участие в календарных играх официальных соревнований требует от баскетболистов максимальной и взаимосвязанной реализации локальных результатов их обучения в целостную игровую деятель­ность. Любые соревнования должны рассматриваться, с одной стороны, как цель всей тренировочной работы, с другой — как эффективное средство интеграции системы предшествующих пе­дагогических воздействий.

Контрольные вопросы и задания

  1. Как сформировать двухкомпонентные связи между результатами раз­дельного обучения составляющим игровой деятельности?

  2. Какова должна быть направленность педагогических воздействий на этапе обучения основам игровой деятельности?

  3. Какие средства вы можете предложить для формирования взаимо­связей между техникой ловли и передачи мяча и значимыми для их эф­фективного выполнения физическими качествами?

  4. Какие средства эффективны для взаимосвязанного совершенство­вания техники ведения мяча и развития базовых физических качеств?

  5. С помощью каких средств можно сформировать навык рациональ­ных бросковых движений во взаимосвязи с высоким уровнем реализа­ции скоростно-силовых качеств?

  6. Какие организационно-методические указания содействуют каче­ственной интеграции технической и физической подготовленности за­нимающихся?

  7. Какова технология формирования многокомпонентных связей между результатами обучения на уроках по баскетболу?

  8. Назовите и дайте характеристику нескольким разнонаправленным подвижным играм, используемым в качестве средства обучения игровой деятельности баскетболистов.

  9. Предложите подводящие к баскетболу игры и опишите их правила.

  10. Как используются контрольные игры в игровой подготовке бас­кетболистов?




РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


Баскетбол: Учебник для вузов физ. культуры / Под общ. ред. Ю. М. Портно- ва. - М., 1997.

Баскетбол: Учебник для ин-тов физ. культуры / В.М.Корягин, В. Н. Мухин, В. А. Боженар, Р. С.Мозола. — Киев, 1989.

Вари Л. 1000 упражнений игры в баскетбол: Пер. с фр. / Под ред. Л. Ю. Поплавского. — Киев, 1997.

Вуден Д. Современный баскетбол / Сокр. пер. с англ. Е. Р. Яхонтова. — М., 1987.

Гомельский А. Я. Баскетбол. Секреты мастера. — М., 1997.

Колос В. М. Баскетбол: теория, практика. — Минск, 1988.

Корягин В. М. Подготовка высококвалифицированных баскетболистов: Учебник для вузов физ. воспитания. — Львов, 1998.

Костикова Л. В. Баскетбол. Азбука спорта. — М., 2002.

Коузи Б., Пауэр Ф. Баскетбол: концепции и анализ / Сокр. пер. с англ. Е.Р.Яхонтова. — М., 1975.

Кузин В. В., Полиевский С.А. Баскетбол. Начальный этап обучения. — М., 1999.

Луничкин В., Чернов С., Чернышев С. Тактика позиционного нападения против личной защиты: Метод, пособие для тренеров ДЮСШ. — М., 2002.

Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учебник для ин-тов физ. культуры. — М., 1991.

Некоторые рекомендации для тренеров, работающих с группами на­чальной подготовки по баскетболу / Пер. с англ. Е. А. Черновой. — М., 2002.

Нестеровский Д. И., Поляков В.А. Обучение основам техники нападе­ния игры в баскетбол: Учеб.-метод, пособие для учителей и студентов фак-та физ. культуры. — Пенза, 1996.

Нестеровский Д. И. Обучение основам техники защиты игры в баскет­бол: Учеб.-метод, пособие для учителей и студентов фак-та физ. культу­ры. — Пенза, 1997.

Сортэл Н. Баскетбол: первые шаги / Пер. с англ. — М., 2002.

Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Ю. Д.Железняка, Ю.М.Портнова. — М., 2001.

Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспита­ния и спорта: Учеб. пособие для сгуд. высш. учеб. заведений. — М., 2002.

Чернова Е.А. Подвижные игры в системе подготовки баскетболистов: Метод, рекомендации для тренеров ДЮСШ по баскетболу. — М., 2001.

Юный баскетболист: Пособие для тренеров / Под ред. Е. Р. Яхонтова. — М, 1987.

Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства: Учеб­ник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Ю. Д. Железняка. — М., 2003.