Файл: Высшее профессиональное образование д. И, Нестеровский.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 759

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


321



Правша игры. Пятерка игроков (нападающих), стоя на месте по периметру круга диаметром 4 —5 м, передают между собой баскетбольный мяч, используя все виды изученных передач. Пе­редача ближнему игроку запрещена. Водящий (защитник), распо­лагаясь внутри круга, стремится перехватить мяч. Передающие игроки в течение 24 с вслух подсчитывают общее количество вы­полненных передач. В случае перехвата водящий может удерживать мяч в течение 5 с. По истечении времени, отведенного нападаю­щим на владение мячом, производится смена водящего.

Определение победителей. Побеждает водящий, чьи действия были наиболее эффективными, т.е. позволивший нападающим вы­полнить наименьшее количество передач.

Варианты: 1) передачи выполняются только заданным спосо­бом; 2) передачи выполняются набивным мячом; 3) перед сме­ной водящий выполняет непопулярные задания (ускорения, при­седания, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, прыжки на месте и т.п.) столько раз, сколько передач выполнили нападаю­щие; 4) в игре участвуют 7 — 8 нападающих против 2 водящих; 5) соперничают две команды, засылающие в стан противников своих водящих (защитников); роль водящего поочередно выпол­няет каждый игрок; побеждает команда, совершившая в сумме наибольшее число перехватов или первая набравшая заданное ко­личество передач; 6) отсчет передач возобновляют снова после каждого перехвата мяча водящим; 7) замену водящего произво­дят после каждого перехвата путем смены ролей между перехват­чиком и потерявшим мяч нападающим; побеждают игроки, ни разу или наименьшее число раз побывавшие в роли водящего.

Организационно-методические указания. Обманные действия и быстрота передач ведут к победе. В защите проявлять заданную степень активности также в сочетании с финтами.

  1. «Пробей вратаря».

Направленность — комплексное совершенствование ведения мяча, защитных передвижений и развитие быстроты, координа­ционных способностей.

Правила игры.
На ограничительных линиях баскетбольной пло­щадки устанавливается несколько «ворот» шириной 4 —5 м, штан­гами которых служат набивные мячи. В каждые «ворота» становит­ся по «вратарю». Они выбраны из числа играющих. Остальные иг­роки — «пенальтисты» равномерно распределяются на каждые «во­рота» и располагаются на расстоянии 7—10 м от них. Каждый «пенальтист» поочередно пробивает «буллит» каждому «вратарю», используя скоростное ведение мяча и обманные движения с пе­реводами мяча с руки на руку, прорывается к одной из «штанг» и стремится коснуться ее свободной рукой — забить гол. Каждый «вратарь», передвигаясь с ведением мяча в створе «ворот» (строго по линии), пытается сохранить их неприкосновенность, для чего


322





необходимо осалить спину нападающего до касания им «штанги». Добивать мяч, т.е. повторно атаковать «ворота», не разрешается.

Определение победителей. После выполнения «буллитов» каж­дым игроком в каждые ворота подсчитывается суммарное количе­ство результативных действий «вратарей» и «пенальтистов». Таким образом выявляют лучших в каждом амплуа.

Варианты. 1) «вратарь» выполняет ведение слабейшей рукой или двумя мячами; 2) соперничают две команды по 6 —7 игро­ков, «буллиты» выполняются в «ворота» соперников, а команду- победительницу определяют по разнице забитых и пропущенных мячей; 3) «штанги» устанавливают по углам трехсекундных тра­пеций (на линиях штрафного броска и на лицевых линиях), «вра­тарь» располагается либо внутри, либо снаружи трапеции и дей­ствует по тому же принципу.

  1. «Дриблеры в круге».

Направленность — комплексное совершенствование ведения мяча, выбивания мяча и развитие быстроты, координационных способностей.

Правила игры. В центральном круге баскетбольной разметки или в специально нарисованных на площадке кругах того же диаметра располагаются по 5 —6 игроков с мячами. По сигналу педагога они выполняют ведение мяча, не выходя из круга. Цель— вы­бить мяч у других дриблеров, сохранив свой. Дриблер, потеряв­ший мяч, выбывает из игры.

Определение победителей. Побеждают оставшиеся в каждом круге игроки.

Варианты. 1) состязания проводятся в несколько этапов — по­бедившие в первом туре игроки образуют полуфинальные или фи­нальные пульки, проигравшие соперничают в утешительных иг­рах; 2) игру проводят многократно до тех пор, пока кто-либо из участников не одержит 2 или 3 победы; 3) продолжительность игры регламентируется временем (24 с — 3 мин), за каждое выби­вание мяча начисляется 1 призовое очко, а дриблеры, у которых выбили мяч, остаются в круге, но получают по 1 штрафному очку за каждую потерю; победителя определяют по наибольшему чис­лу набранных призовых очков за вычетом штрафных; 4) соперни­чают две команды, в каждом круге располагается равное количе­ство дриблеров от каждой команды, мячи выбивают только у со­перников, команду-победительницу определяют по одному из вышеприведенных правил.

  1. «Салки с ведением мяча».

Направленность — комплексное совершенствование ведения мяча и развитие быстроты.

Правила игры. Каждый игрок владеет мячом. Назначается один или несколько водящих, которых снабжают отличными от других мячами. По сигналу педагога играющие начинают произвольное



323





передвижение по всей игровой площадке. Водящие стремятся до­гнать любого дриблера и осалить его свободной рукой. Осаленный игрок меняется с водящим ролями и соответственно мячами.

Определение победителей. Побеждают ни разу не осаленные игроки или пребывающие в роли водящих наименьшее количество раз.

Варианты. I) каждый играющий находится в роли водящего в течение ограниченного времени (24 с — 2 мин) и стремится оса­лить как можно больше дриблеров — определяется лучший водя­щий; 2) регламентируется способ ведения мяча (слабейшей ру­кой на протяжении всей игры, на отдельных участках площадки или ограниченное сигналами педагога время; с чередованием ви­дов дриблинга по сигналу или в указанных местах и т. п.); 3) варь­ируются способы перемещений с мячом (спиной вперед, прыж­ками на двух ногах, на одной ноге и т.п.); 3) вводятся специаль­ные условия осаливания игроков (только сильнейшей рукой, толь­ко после перевода мяча с руки на руку заданным способом и т. п.); 4) командные салки — две команды (по 6 — 8 игроков) размеща­ются каждая на своей половине площадки, поочередно 1 — 3 иг­рока отправляются на сторону противника и в течение 24 с стремят­ся осалить как можно больше соперников, одного и того же игрока можно салить неоднократно, подсчитываются и сравниваются ре­зультативные действия водящих обеих команд, победа в каждом микропоединке приносит в копилку команды 1 очко, команда- победительница определяется по сумме набранных очков.

  1. «Воробьи и вороны с ведением мяча».

Направленность — комплексное совершенствование ведения мяча и развитие быстроты.

Правила игры. Играют равные по численному составу команды (6 — 8 человек), условно названные «воробьи» и «вороны». Все иг­роки владеют мячами. Каждая команда выстраивается в шеренгу на лицевой линии. По сигналу педагога играющие начинают встреч­ное перемещение с ведением мяча заданным способом: ходьбой с высоким подниманием бедра («цапля»), ходьбой в выпадах, бе­гом с прямыми ногами вперед, прыжками на двух ногах спиной вперед и т. п. Когда шеренги соперников сблизятся на дистанцию до 2 м, педагог останавливает дальней

шее их продвижение и пред­лагает выполнить ведение мяча на месте с элементами жонглиро­вания: ведение мяча вокруг одной или двух ног в широкой стой­ке, в выпаде или с изменением и. п. с переводами мяча с руки на руку (с изменением высоты отскока). Спустя 10 — 15 с он по сло­гам произносит название одной из команд с паузой перед послед­ним слогом. Игроки названной команды, не прекращая ведения мяча, устремляются вдогонку соперников, которые убегают на

и. п. за свою лицевую линию, используя скоростной дриблинг. Цель — осалить как можно больше убегающих. Подсчитывается общее количество осаленных игроков с начислением 1 очка за



324





каждого из них, и обе команды вновь приходят на и. п. Игра во­зобновляется по сигналу педагога с выполнением новых заданий в ведении мяча.

Определение победителей. Побеждает команда, набравшая наи­большее число очков по итогам всех стартов.

Вариант: осаленные игроки забираются «в плен» и в следую­щем старте выступают уже на стороне соперников, победителя определяют по численному составу команд по окончании игры.

  1. « Чехарда с ведением мяча».

Направленность — комплексное совершенствование ведения мяча и развитие координационных способностей, скоростно-си­ловых качеств.

Правила игры. Соперничают две или несколько команд с рав­ным и парным количеством участников (6 — 8 человек). Команды выстраиваются в колонну по одному за линией старта и рассчи­тываются по два. Напротив каждой команды на полу на одной продольной линии обозначают 4 круга диаметром 50 — 60 см на расстоянии 3 — 4 м друг от друга. По сигналу направляющие начи­нают ведение мяча в направлении первого круга, вбегают в него

и, не прекращая ведения мяча на месте, принимают положение полунаклона вперед с опорой свободной рукой в колено впереди- стоящей одноименной ноги (спина прямая, голова опущена). Сле­дом стартуют их партнеры по паре. Совершив скоростное ведение мяча и достигнув впереди проследовавших игроков, они посыла­ют мяч вперед с одновременным прыжком через своих товарищей (ноги врозь) с упором в их спины. Возобновляя ведение мяча, преодолевшие препятствие игроки достигают следующих разме­ченных кругов и занимают то же и. п., что до этого занимали парт­неры. Через них после короткого разбега прыгают стартовавшие первыми игроки и т.д. Попадая в последний круг, игрок не поки­дает его, пока партнер не совершит прыжок через него вперед, рывок к промежуточному финишу и не преодолеет этот же отре­зок дистанции теми же способами в обратном направлении. Не­подвижному дриблеру за это время необходимо повернуться кру­гом и принять ту же позу. Вторую часть дистанции каждая пара преодолевает аналогично. После финиша мячи, как эстафетные палочки, передаются следующей паре в каждой команде. Она стар­тует и перемещается в той же последовательности и т.д.

Определение победителей. Побеждает команда, первой закон­чившая чехарду.

Варианты. 1) многократная чехарда — игроки каждой коман­ды заранее занимают заданное положение на дистанции 3 —4 м друг от друга, первым стартует замыкающий, он последовательно перепрыгивает через все созданные партнерами преграды и зани­мает место направляющего, следом стартует очередной замыкаю­щий и т.д., выигрывает команда, последний игрок которой пер­