Файл: I. Теоретическое исследование проблемы Сущность и содержание экономического воспитания дошкольников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание 

Введение 

Глава I. Теоретическое исследование проблемы 

1.1.Сущность и содержание экономического воспитания дошкольников 

1.2. Этапы освоения  дошкольниками мер стоимости  

1.3. Функции денег  как меры стоимости 

Выводы по I главе 

Глава II. Опытно-экспериментальное исследование проблемы 

2.1. Организация  и методы исследования 

2.2.  Результаты  исследования сформированности  представлений о мерах стоимости  детей среднего дошкольного возраста 

2.3. Организация  занятий по формированию представлений 

о мере стоимости 

2.4. Результаты  контрольного эксперимента 

Выводы по II главе 

Заключение 

Список литературы 

Приложение  
 

 

ВВЕДЕНИЕ
В современной России идет активный процесс  «экономизации» образования, внедрения  экономических знаний. Этот процесс  направлен на удовлетворение запросов растущего человека, которому уже сейчас необходимы навыки принятия решений в разнообразных ситуациях экономической жизни.

Одним из дискуссионных вопросов является вопрос о том, какие возрастные группы должны получать экономическое образование.

Проблема ознакомления дошкольников с мерами стоимости актуальна, т.к.  с одной стороны, такая работа на ранних этапах обучения приблизит детей к жизни, даст основы для экономического воспитания, с другой стороны, ознакомление о мерами стоимости позволит углубить элементарные математические представления, в частности представления о числе, его количественном составе, развить у детей навыки счета, понять функциональную зависимость между величинами (цена, количество, стоимость). Все это будет способствовать установлению более тесной преемственности в обучении математике между детским садом и школой.

Цель  курсовой работы – изучить освоение мер стоимости детьми старшего дошкольного возраста.

Объект  исследования: формирование математических представлений.

Предмет исследования: формирование  представлений о мере стоимости у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза  исследования: мы предполагаем, что специально разработанные и внедренные занятии, направленные на формирование сущности понятий «деньги», «монета», «купюра», представлений о достоинстве монет и купюр, установлению соответствий между достоинством денег и количеством монет и купюр позволят повысить уровень сформированности представлений о мере стоимости у детей старшего дошкольного возраста.


Задачи  исследования:

  • проанализировать литературу по  проблеме исследования;

  • изучить этапы освоения дошкольниками мер стоимости;

  • выявить уровень сформированности представлений о мерах стоимости детей среднего дошкольного возраста;

  • разработать занятия по формированию представлений о мере стоимости;

  • изучить эффективность проведенных занятий.

Методы  исследования: анализ литературы, тестирование.

База  исследования: МАДОУ № 15  «Родничок». 

 


  1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ




    1. Сущность и содержание экономического воспитания дошкольников

 
Экономическое воспитание – одна из граней воспитательного процесса дошкольников. Потребность в нем была всегда, но значимость усилилась в период реформ 1990-х годов, и стремления нашей экономики к рыночным отношениям.

В советские времена ребенок мог  знать о наличии денег, например, в жизни вообще, об отсутствии их ему сообщалось фразой «…не куплю, нет денег», его редко посвящали  в то, как решаются денежные проблемы. Он также знал, что ему хочется  иметь ту или иную игрушку или лакомство и что его желание почти всегда удовлетворялось, но не знал, за счет чего это осуществилось. Он знал, что достаток в семье обеспечивается старшими, но не догадывался, что и он может помочь своей семье стать богаче. Он многое знал, но и о многом не догадывался - не было в этом необходимости.

В настоящее время возникли новые  ценности, а прежние утратились, по иному воспринимается жизнедеятельность общества. Дошкольник приходит в сегодняшнюю жизнь, в такую какой она существует, равноправным членом, которому предстоит ее совершенствовать. Ему проще, над ним не тяготеют прежние знания, но ему и сложнее – он еще не знает, как в этой жизни реализовать себя, но он и очень счастливый потому, что ему предстоит еще так много познать…Независимо от того, занимается дошкольное учреждение экономическим воспитанием или нет, наш маленький согражданин черпает некоторую информацию из окружающего мира, но она остается лишь информацией, а задача воспитателя и родителей сделать ее инструментом для использования. [4, с.54]

Не  всегда оправдано, но за экономическое  воспитание дошкольников сейчас принимаются  многие, допуская, видимо, что это  очень просто. Ведь нельзя не согласиться  с тем, что, как и любая другая отрасль знаний, экономика требует  определенной подготовки, чтобы правильно интерпретировать экономические категории и понятия, а затем им обучать своих учеников.



Нередко экономика подменяется:

  • арифметикой (например, Маша пошла  в магазин и купила хлеб  за 7 рублей, конфет на 3 рубля. Сколько денег потратила Маша? Здесь бы следовало обратить внимание на то, что Маша покупая хлеб и конфеты думала о том, какой продукт нужно купить, чтобы он был выгоден и по цене, и по качеству);

  • ботаникой (например, эксперимент с выращиванием овощей на дачном участке и с тем, какой урожай получается в зависимости от качества ухода за растениями и какой доход от этого может получить семья);

  • в какой-то степени, географией («Красная шапочка спрашивает «Каким видом транспорта можно добраться до моей бабушки?» Можно, конечно и этот маршрут определить, но при этом показать, что следует выбрать более экономичный, скажем, по стоимости или по затратам времени, или по качеству дороги, поскольку тогда меньше изнашивается обувь и т.п.).

Нередко трактовка терминов, категорий, понятий экономических ошибочна. Скажем, под бюджетом понимается лишь доходная часть его, в то время, когда бюджет это свод доходов и расходов.

Иногда  обозначается понятие, например «реклама»  и не поясняется ее значение как  положительное, так и отрицательное, согласимся с этой двойственностью, и еще с тем, что реклама это механизм воздействия на экономические процессы, но никак не экономическая категория и вовсе не экономический показатель, и говорить о ней, видимо результативнее, в ракурсе ее влияния на экономический результат.

Сложность осуществления экономического воспитания, в недостаточной экономической  грамотности педагогов, а родителей, в большинстве своем, и в педагогике, и в экономике, а тем более  в сочетании этих наук.

Облегчение  в осуществлении экономического воспитания содержит тот фон, который присутствует сегодня.

Ребенок участвует в экономических процессах. Он вместе с родителями ходит в  магазин, иногда сам делает покупки, и хотим мы этого или не хотим, он все равно получает экономический  опыт. Поэтому задача педагога не только дать какой-то объем экономических знаний, но, что очень важно, научить правильно этими знаниями распоряжаться, т.е. воспитать экономиста.

Исходя  из вышесказанного, Богданов предлагает включить в программу экономического воспитания дошкольников такие ключевые темы:

       1.Моя  страна и моя семья.


       2.Доходы  семьи

       3.Расходы  семьи.

       4.Текущий  и перспективный семейный бюджет.

       5.Семейные  сбережения и их использование. [18, с.33]

       В итоге, как считает Богданов, дошкольник должен

       - знать основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание на занятиях;

       - уметь: соизмерять свои потребности и возможности; осознавать, что деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке; почувствовать причастность своей семьи к развитию и укреплению государства и неразрывную между ними связь; усвоить, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, а пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд; что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их увеличить; что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи; что сбережения семьи - это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, но дорогостоящих вещей; и т.п.

       - осознать свою значимость для семьи и общества; ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.

       Экономическое воспитание, как считает Струнилина Н.А., имеет ярко выраженный прикладной характер и поэтому приемы и методы его осуществления должно вычленить  из общего арсенала педагогических приемов  и методов. Они должны носить характер «погружения» и, в большей степени, активный. Это, прежде всего, на каждом шагу побуждение к дискуссии и высказыванию своей позиции по любому затронутому на занятии вопросу, это обязательное подведение итогов воспитателем с оценкой правильности и ошибочности высказываний и поведения детей.

       Результаты  экономического воспитания, по мнению Корнак Е.А., будут проявляться в осознанном отношении детей к труду собственному, родителей и вообще к любому труду; в их поведении при решении вопросов эффективности расходования всех ресурсов: денежных, одежды и обуви, электроэнергии и воды, пищи и отходов, времени и здоровью, своему и всех членов семьи, воспитателей, имущества детского сада; в способности к правильному выбору ситуации, связанной с экономической деятельностью; в выработке чувства хозяина наравне со старшими членами семьи, а также ответственного отношения к своему детскому саду, к товарищам; в стремлении к повышению доходов семьи.  

1.2. Этапы освоения дошкольниками мер стоимости 

Функция денег заключается в измерении стоимости товаров путем установления цен. Как всеобщий эквивалент деньги определяют стоимость всех товаров. Однако не они делают товары соизмеримыми, а общественно необходимый труд, затраченный на производство товаров, создает условия их уравнивания. Все товары выступают продуктами общественно необходимого труда, поэтому действительные деньги (серебро и  золото), обладающие стоимостью, могут стать мерой их стоимости.

Для измерения стоимости товара достаточно мысленно приравнять товар к деньгам, т.е. решить, сколько он может стоить. Следовательно, эту функцию выполняют идеальные деньги. У товаропроизводителя не обязательно должны быть наличные деньги, чтобы измерить стоимость своих товаров.

Количественная  оценка товара в деньгах называется ценой. Она определяется существенно необходимыми затратами труда на его Производство и реализацию, В основе цен и их движения - закон стоимости. Цена товара формируется на рынке и при равенстве спроса и предложения на товары зависит от стоимости товара и стоимости денег.

Л.И. Поройко отмечает: первоначальные экономические умения, первые представления о потребностях и возможностях их удовлетворения начинают складываться еще у детей дошкольного возраста. В 6-7 летнем возрасте дети могут объяснить около 25 экономических понятий, связанных с трудовым процессом. Очевидно, что школа не должна оставаться безучастной к подобному обстоятельству и учитывать его в своей практической деятельности.

Несомненно, формирование новых экономических  знаний у ребенка невозможно без изучения уже имеющихся у него экономических представлений. Определение набора таковых может служить отправной точкой для разработки программ их экономического образования. Такой подход удовлетворяет одному из основных принципов педагогики – принципу доступности, т.е. опоры на уже имеющиеся у учащихся знания и «житейский» опыт.

Экономические представления – представления, имеющие специфическое содержание – «организация, состояние и структура  хозяйственной жизни».

П. Уэбли дает краткий обзор «стадиальных» исследований, поделив их на группы, согласно тем экономическим представлениям, на выявление которых они направлены.

1) представление детей о деньгах  и их источниках