Файл: Департамент образования и науки Костромской области Костромской областной институт развития образования му антоновская общеобразовательная средняя школа Носкова Г..docx
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Департамент образования и науки Костромской области
Костромской областной институт развития образования
МУ Антоновская общеобразовательная средняя школа
Носкова Г.В., Голубева М.С., Никитина С.М.
Методические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на общеобразовательных уроках в школе (инклюзивное образование)
Кострома
2010
УДК 376
ББК 74.3
Н 84
Печатается по решению учёного совета
Костромского областного института развития образования
Рецензенты:
Е.В. Мальцева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии КГУ им. Н.А. Некрасова
Е.А. Богачева, кандидат педагогических наук, проректор по инновационной деятельности КОИРО.
Методические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на общеобразовательных уроках в школе / Г.В. Носкова, М.С. Голубева, С.М. Никитина;
науч. ред. М.С. Голубева…..
В издании рассмотрены методические вопросы организации коррекционно-развивающей работы в условиях инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Представлены рекомендации по организации урока в инклюзивном классе. В приложениях приводятся коррекционные игры и упражнения.
Для руководителей, специалистов и учителей общеобразовательных учреждений, студентов, практических работников образования, социальной защиты.
УДК 376
ББК 74.3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………с. 4 – 5
Раздел 1. Организация коррекционно-развивающей работы на уроке в инклюзивном классе……………………………………………………с. 6 – 16
1.1. Основные принципы и задачи коррекционной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья…………………….с. 6 – 9
1.2. Требования к режиму организации занятий………………………с. 9 – 16
Раздел 2. Коррекционные игры и упражнения……………………..с. 17 – 41
2.1. Игры и упражнения по развитию восприятия…………………….с. 17 – 22
2.2. Игры и упражнения по развитию памяти………………………….с. 22 – 27
2.3. Игры и упражнения по развитию внимания……………………….с.27 – 32
2.4. Игры и упражнения по развитию мышления………………………с.32 – 37
2.5. Игры и упражнения по развитию мелкой моторики……………...с. 37 – 41
Раздел 4. Организация зрительной гимнастики на уроке………...с. 42 – 47
4.1. Упражнения для развития остроты зрения…………………………......с. 42
4.2. Комплекс упражнений, способствующий снятию утомления глаз, расслаблению зрительной системы…………………………………….с. 42 – 45
4.3. Упражнения для улучшения циркуляции крови в органе зрения..с. 45 – 46
4.4. Упражнения для тренировки глазных мышц……………………...с. 46 – 47
Список литературы………………………………………………………….с. 48
Приложение
Введение
Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой потенциал социального развития лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей (Никольская О.С., Малофеев Н.Н., Назарова Н.Н.).
Под особыми образовательными потребностями понимают – потребности, возникшие в связи с нарушением психофизического развития и ограничением возможностей освоения собственно образовательных (общеобразовательных) программ, формирования и развития навыков жизненной компетенции (социального адаптирования). Это потребности в специальных условиях обучения, включая технические средства, особое содержание и методы обучения, а также медицинские, социальные и другие услуги.
В настоящее время активно формируется опыт инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в условиях общей образовательной среды и наравне с нормально развивающимися сверстниками. Однако такой вариант обучения детей с ОВЗ ставит массовую школу и педагогов общего образования перед рядом, пока еще, неразрешимых проблем: как организовать урок в инклюзивном классе, какие использовать формы отчета для ребенка с ОВЗ, как распределить режим учебной нагрузки для ребенка (т.к. в учебном плане ребенка с ОВЗ могут отсутствовать предметы, которые изучают нормально развивающиеся сверстники, и, наоборот), в какое время и когда проводить индивидуальные коррекционно-развивающих занятия и множество других вопросов, на которые нет ответов. На сегодняшний день не сформулированы требования, принципы к обучению ребенка с ОВЗ в инклюзивном классе, не утверждены формы специальной психолого-педагогической
поддержки такой инклюзии, не обеспечены гарантии оказания ее каждому нуждающемуся в этом ребенку.
Целью данных методических рекомендаций является оказание информационной помощи педагогам по организации урока в инклюзивном классе. В пособии мы рассматриваем структуру урока, варианты распределения учебного материала на уроке среди детей с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников, варианты предоставления учебного материала всем детям на уроке. Большое внимание мы уделяем соблюдению ряда требований на уроке для детей с ОВЗ, без которых учебный материал просто не будет усвоен этими детьми. Рассматриваем коррекционные задачи, которые может решать педагог в ходе ведения урока по тому или иному предмету, приводим разные варианты коррекционных заданий.
Изучив литературу по проблеме инклюзивного обучения, мы пробуем объединить имеющиеся разрозненные наработки ученых с целью того, чтобы увидеть общую организационно-методическую картину обучения детей с ОВЗ в классе наравне с нормально развивающимися сверстниками.
Представленные методические рекомендации не претендуют на сегодняшнем этапе ведения эксперимента по инклюзивному обучению на то, что именно таким образом должна быть организована деятельность учителя в инклюзивном классе. Коллектив авторов примет все замечания и готов к обсуждению проблем, новых идей, предположений, которые помогут в более четком понимании структуры инклюзивного обучения в условиях общеобразовательной школы.
Раздел 1. Организация коррекционно-развивающей работы на уроке в инклюзивном классе
1.1. Основные принципы и задачи коррекционной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
Комплектование инклюзивных классов осуществляется на основании заключения областной или районной ПМПК при совпадении желания родителей (законных представителей) и наличии в учреждении необходимых условий, включающих кадровое обеспечение специалистами, имеющими право на ведение профессиональной деятельности в сфере коррекционно-развивающего обучения, службу сопровождения, учебно-методическое и обеспечение, и развитую материально-техническую базу.
Внутри учреждения всем ходом инклюзивного образования руководит школьный психолого-медико-педагогический консилиум. Он же осуществляет необходимые изменения образовательных маршрутов школьников, если в этом возникает необходимость. Члены консилиума рекомендуют прохождение дополнительной диагностики (при ее необходимости или для уточнения индивидуального образовательного маршрута), посещение дополнительных занятий, контролируют результативность обучения и психолого-медико-педагогического сопровождения.
Классы инклюзивного обучения объединяют самых разных детей, заметно отличающихся друг от друга. Учителю важно понимать и принимать каждого ребенка, учитывая его индивидуальные особенности, правильно относится к имеющимся между детьми различиям. Только принимая ребенка как личность, можно воспитать и развить в нем положительные личностные качества.
Инклюзивное обучение основывается на специальных дидактических принципах, которые необходимо соблюдать при планировании и организации уроков.
Принцип – руководящая идея, основное правило деятельности.
Принцип педагогического оптимизма.
Специальная педагогика исходит из того, что учиться могут все дети.
Принцип педагогического оптимизма опирается на идею Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» ребенка, свидетельствующую о ведущей роли обучения в его развитии и позволяющую прогнозировать начало, ход и результаты индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Принцип педагогического оптимизма не принимает теорию «потолка», согласно которой развитие человека застывает как бы на достигнутом уровне, выше которого он не в состоянии подняться.
2. Принцип ранней педагогической помощи. Современная специальная педагогика считает одним из ключевых условий успешной коррекционно-педагогической помощи обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонений в развитии ребенка для определения его особых образовательных потребностей.
3. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования. Этот принцип предполагает опору на здоровые силы обучающегося, воспитанника, построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма в соответствии со спецификой природы недостатка развития.
4. Принцип социально-адаптирующей направленности образования позволяет преодолеть или значительно уменьшить «социальное выпадение», сформировать различные структуры социальной компетентности и психологическую подготовленность к жизни в окружающей человека социокультурной среде.
5. Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования. Свои специфические проблемы в развитии речи, мышления, коммуникации существуют у всех категорий детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, поэтому важнейшей общей для них образовательной потребностью является потребность в коррекционно-педагогической помощи по развитию речи, мышления и общения.
6. Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании. В специальном образовании распространена коллективная предметно-практическая деятельность под руководством педагога (работа «парами», «подгруппами»), которая создает естественные условия для мотивированного речевого общения, постоянно воспроизводя потребность в таком общении.
7. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Дифференцированный подход к детям и подросткам с особыми образовательными потребностями в условиях коллективного учебного процесса обусловлен наличием вариативных типологических особенностей даже в рамках одной категории нарушений.
Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода. Он направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка, так и его специфические особенности, свойственные детям с данной категорией нарушения развития.
8. Принцип необходимости специального педагогического руководства. Учебно-познавательная деятельность ребенка с любым отклонением в развитии отличается от учебно-познавательной деятельности обычного ребенка и требует постоянного и терпеливого руководства со стороны педагогов.
Для учителя главная трудность на уроке состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные возможности детей с ограниченными возможностями здоровья с необходимостью выполнения образовательного стандарта. Планирование урока в инклюзивном классе должно включать в себя как общеобразовательные задачи (удовлетворение образовательных потребностей в рамках государственного стандарта), так и коррекционно-развивающие задачи. К ним относятся:
Преодоление трудностей в развитии внимания, всех его видов и свойств и определение компенсаторных возможностей внимание (какой вид внимания для данного ребенка является более приемлемым).
Коррекция трудностей словесно-логического мышления и мыслительных процессов анализа, синтеза, классификации, обобщения;
Увеличение объема памяти и определение компенсаторных возможностей памяти (определение ведущего вида памяти).
Развитие мелкой моторики, статики и динамики движений пальцев рук.
Развитие и коррекция трудностей связной речи, включая монологическую и диалогическую речь, а также развитие словаря.
Создание положительной мотивации на процесс обучения посредством похвалы, подбадривания, помощи, создания ситуаций успеха и конструктивной критики.