Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 379
Скачиваний: 6
ВВЕДЕНИЕ
Данная курсовая работа раскрывает тему «Методы управленческого консультирования».
Выбранная тема является актуальной, так как управленческий процесс является важнейшей составной частью функционирования предприятия. Однако, руководитель предприятия не всегда компетентен во всем спектре вопросов, решаемых внутри организации. В данном случае менеджеру необходимо прибегать к услугам соответствующих специалистов в области консультационной помощи и поддержки.
В качестве объекта исследования в данной работе было выбрано – общество с ограниченной ответственностью «Новые строительные технологии», г. Москва.
В качестве предмета анализа в курсовой работе выступает использование методов управленческого консультирования в рамках анализируемого предприятия.
При проектировании данной работы ставилась цель – провести анализ применяемых методов управленческого консультирования на анализируемом предприятии.
Для решения поставленной цели необходимо достигнуть ряд следующих задач:
- Рассмотреть сущность, цель и задачи современного управленского консультирования;
- Дать характеристику методов управленческого консультирования;
- Дать общую характеристику предприятия – объекта исследования;
- Проанализировать методы управленческого консультирования, принятые в анализируемой фирме;
- Предложить мероприятия по совершенствованию использования методик.
В процессе написания данной работы использовались различные методы, основными из которых являются:
- метод сравнения,
- аналитический метод,
- метод описания,
- графический метод,
- методы обработки вторичной и первичной информации.
Курсовая работа состоит из таких разделов как:
- введение,
- теоретическая глава,
- практическая глава,
- заключение,
- список использованных литературных источников.
При написании данной работы использовались материалы учебной и справочной литературы, информация из интернет-источников, материалы собственных наблюдений и опыт потребления продуктом анализируемого предприятия.
При написании данной работы использовались материалы и данные 21 литературного источника.
Глава 1. Теоретические аспекты управленческого консультирования
Управленческое консультирование – одно из современных направлений в менеджменте бизнеса.
Определим основные подходы к пониманию управленческого консалтинга в бизнесе.
По первому подходу, под процессом консалтинга в управлении принимается форма оказания содействия в отношении содержания, процесса или структуры управления или серии задач, где консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает тем, кто несет ответственность за данный процесс на предприятии [7].
Второй подход рассматривает консультирование как особую профессиональную службу и выделяет ряд характеристик, которыми она должна обладать.
Согласно такому подходу к определению, управленческое консультирование - это специально организованная служба, работающая по договору найма. Данная служба оказывает услуги консалтинга различным предприятиям с помощью специально обученных и высоко квалифицированных профессиональных кадров, которые оказывают помощь фирме-заказчику обозначить управленческие недочеты, проанализировать их. Так же в компетенцию данной службы входит разработка рекомендаций по решению данных недостатков, а также помощь в их преодолении в работе компании[14].
Менеджмент-консалтинг как независимый процесс заключается в выработке рекомендаций и помощи по вопросам управления компании, включая определение и оценку угроз или возможностей со стороны внешнего окружения компании, а так же разработку рекомендаций соответствующих мер и оказание помощи в их реализации.
Консалтинг-менеджмент - это современное направление интеллектуальной профессиональной деятельности, где специализированный консультант предоставляет объективные и независимые рекомендации, направленные на эффективное управление консультированной анализируемой организацией [8].
Выделим основные характерные свойства управленческого консультирования:
- профессиональные консультанты предоставляют профессиональную помощь работникам сферы менеджмента организации. Профессиональные консультанты оказывают помощь значительному количеству фирм и в то же время учатся применять полученный опыт, оказывая содействие клиентам в разных ситуациях. Более того, профессиональные консультанты регулярно отслеживают литературу по вопросам менеджмента и следят за развитием теорий методов и форм руководства, а также за текущей ситуацией на рынке.
- консультанты разрабатывают и выдвигают только советы и дают рекомендации. Это значит, что специалисты по консультированию – это только советники, они не наделены управленческой властью принимать и реализовывать конкретные решения об изменениях. Консультанты отвечают только за качество и своевременность предлагаемого совета. Компании-заказчики несут всю полноту ответственности, которая исходит из реализации решения.
- консалтинг - это независимый процесс. Консультант оценивает текущее сложившееся положение, в котором присутствует фирма в данный момент времени, а так же разрабатывает советы и возможные рекомендательные действия относительно того, что необходимо делать компании, но абсолютно не принимает во внимание тот факт, как это могло бы повлиять на собственные интересы консультанта. Данные условия предъявляют достаточно высокие требования к качеству и эффективности консалтинговых услуг и вызывают их ориентированность, в главную очередь, только лишь на интересы и желания клиента.
Целью консалтинга в сфере управления выступает помощь компании-заказчику произвести необходимые изменения в компании. Консультант помогает выявить и решить проблемы фирмы, в то же время затрагивая кадровые вопросы и проблемы, которые назрели на предприятии [5].
Любой проект в области управленческого консультирования состоит из данных этапы:
- диагностический этап - выявление имеющихся проблем в структуре организации;
- определение и разработка возможных решений, направленных на нейтрализацию выявленных слабых сторон в структуре анализируемой фирмы;
- реализация предложенных решений в системе управления анализируемого предприятия.
Консалтинговый процесс включает в себя три стадии:
- стадия подготовки к проекту или предпроектная стадия;
- процесс непосредственного осуществления деятельности или проектный этап;
- постпроектное производство и реализация деятельности фирмой.
Этап подготовки к проекту включает в себя сбор и обработку информации относительно фирмы-заказчика и той ситуации, в которой она находится в текущий момент времени. Необходимо провести анализ всех действующих сил на рынке.
Стадия после разработки проекта включает в себя доведение необходимой управленческой информации до всех участников производственного процесса в компании, кого это непосредственно будет касаться в процессе осуществления профессиональной деятельности компании на рынке.
Разработка профессионального проекта консалтинговой фирмой может занимать довольно таки длительный срок: от нескольких дней до нескольких месяцев.
С целью достижения максимальной отдачи и эффективности при выполнении консалтинговых проектов создается целая так называемая команда проекта, в состав которой входят эксперты в различных областях, а так же руководители, управляющие процессом реализации проекта. При принятии решений, решении готовых проблем и выработке рекомендаций широко применяются методы организации коллективной работы команды проекта (мозговой штурм, дерево решений, разработка граф проекта, экспертная оценка) [16].
Профессиональный работник консалтинговой организации должен сосредоточить свои усилия на решении двух поставленных перед ним основных задач:
- контролировать процесс решения обозначенных проблем в работе компании,
- обозначить направления компании, где она может самостоятельно решать текущие вопросы, которые могут возникнуть в будущем по тем или иным вопросам менеджмента. С целью вновь не прибегать к услугам консалтинговой фирмы и не вкладывать в данный процесс значительные денежные средства, ведь работа данной компании стоит внушительных денежных затрат со стороны компании-заказчика.
Работа консультанта включает в себя взаимодействие различных видов деловой активности, затрагивает технологические, экономические, финансовые, юридические, психосоциологические, политические и другие аспекты деятельности организации [4].
В практике управленческого консультирования выделяют несколько типовых форм на проведение консультации, которые разделяются в зависимости от качества или уровня ситуации, с которой столкнулась организация-заказчик:
- запрос на определение и выявление особенностей той конкретной ситуации, которая изменилась в худшую сторону с точки зрения работы фирмы;
- вопрос на совершенствование и изменение конкретной рабочей ситуации, которая уже существует в настоящий момент в функционировании предприятия и развивается вместе с компанией и запросами рынка;
- вопрос по созданию и решению совершенно новой ситуации, которая может возникнуть в будущем в процессе функционирования предприятия, и с которой фирме предстоит столкнуться в процессе осуществления своей деятельности на рынке.
Необходимо выделить две стороны возможных изменений и модераций со стороны компании-заказчика, которые могут возникнуть непосредственно в процессе взаимодействия и осуществления деятельности консалтинга между двумя структурами
- технико-технологическая составляющая, которая может быть связана с производственными процессами на предприятии и возможностью их реализации в конкретных условиях осуществления деятельности;
- человеческий фактор, или непосредственные отношения, которые так же могут возникнуть между самим консультантом и клиентом [19].
Эффективное консультирование показывает, как нужно справляться с двумя этими сторонами изменений в организации. Изменения являются смыслом консультирования по вопросам управления.
-
- Характеристика методов управленческого консультирования
Руководству любой современной фирмы приходится считаться с изменяющимися условиями ведения бизнеса. С этой целью прибегают к услугам специализированных консалтинговых организаций, которые помогают в выявлении существующих проблем, а так же разработке механизмов их регулирования.
Консультационные компании в своей деятельности применяют различные методы консультирования.
Метод консультирования - общий схематичный процесс, сформированный на основе имеющегося у компании опыта проведенных и оказанных консультаций по данному направлению деятельности, который позволяет выработать и предложить заказчику необходимую и оптимальную программу решений [11].
Рассмотрим основные методы, которые могут использоваться компаниями и их сотрудниками при осуществлении процесса консалтинга в компании.
Модель методики проведения консультирования выбирается в зависимости от решаемой проблемы, особенностей фирмы, личностных и профессиональных качеств консультантов.
- Экспертное консультирование. Клиент сам формулирует и ставит задачу, в роли эксперта выступает консультант-специалист. Недостаток данной методики заключается в том, что специалист-консультант разрабатывает только рекомендацию, не проведя самостоятельного анализа сложившейся ситуации в организации. Использование данной модели является эффективным при необходимости получения знаний по стандартным процедурам в организации и нормативам.
- Обучающее консультирование. Консультант не только предлагает интересные идеи, анализирует полученные решения, но и разрабатывает почву для их возникновения, предоставляя клиенту соответствующие теоретические и практические данные в форме различных инструментов консалтинга, таких как:
- лекции,
- организация и проведение тренингов,
- разработка деловых игр,
- решение и разработка, обоснование конкретных ситуаций («кейсов») и т.д.
- Процессное консультирование. Консультанты-специалисты на каждом этапе проекта активно работают с клиентом, побуждая его высказывать свои идеи, соображения, предложения, критически соотносить с предлагаемыми извне идеями, проводить при помощи консультантов анализ проблем и выработку решений. Данный подход является самым эффективным с точки зрения положительной динамики результатов.
В институте консалтинга широко применяются инструменты, разработанные в различных смежных науках, таких как социология, психология, математика, статистика:
- интервью,
- групповая работа,
- дерево целей,
- экспертные оценки,
- опросы,
- синтез,
- тестирования,
- графы проблем,
- деловые игры,
- мозговая атака,
- прогнозирование[5].
Каждый консультант, специализирующийся в конкретной области, имеет свое видение решения проблемы, что говорит о богатстве методического инструментария.
Одними из современных и наиболее перспективных видов консалтинга являются аутсорсинг и «прокат директоров».
Аутсорсинг как процесс основан на полной или частичной передаче некоторых функций предприятия консалтинговой фирме с целью сосредоточения собственных усилий на решении ключевых стратегических задач. Это могут быть бухгалтерские расчеты, расчет налогов, управление персоналом, рекламная деятельность.