Файл: Протокол от16 июня 2021 г. 6 Директор школы Е. М. Глушкова Приказ от 17 июня 2021 г. 493О.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-ВОРОНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

ВЛАДИМИРА ПАВЛОВИЧА КАЛИНИНА

Принят педсоветом УТВЕРЖДАЮ

Протокол от16 июня 2021 г. № 6 Директор школы

__________Е.М. Глушкова

Приказ от «17» июня 2021 г. № 49-3/О

Дополнительная общеразвивающая программа
технической направленности


«Основы робототехники»

(стартовый уровень)
Возраст обучающихся: 11 – 15 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель:

Чесноков Александр Александрович,
учитель информатики и ИКТ

п. Шевляково,

2021 год

Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, в соответствии с

  • Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Концепцией развития дополнительного образования детей

  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2018 г. N 196);

  • Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021г. №2 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 29.01.2021г. №62296);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020г. № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID 19)», зарегистрирован 03.07.2020г. № 58824;

  • Основной образовательной программой основного общего образования МОУ – ВОРОНИНСКОЙ СОШ ИМ. В.П. КАЛИНИНА;

  • Учебным планом

МОУ – ВОРОНИНСКОЙ СОШ ИМ. В.П. КАЛИНИНА;


Направленность программы

- техническая, развитие инженерного мышления обучающихся.

Актуальность

В Федеральной целевой программе «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года», а также в Концепции развития дополнительного образования детей в РФ подчёркивается важность разработки инновационных образовательных программ в области научно-технического творчества детей и создания необходимых условий для занятий детей техническими видами деятельности.

Одной из важных проблем в России являются её недостаточная обеспеченность инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования. Данная проблема существует на фоне постоянно возрастающих потребностей в таких специальностях, как «Инженер-конструктор» и «Программист». Согласно анализу многих кадровых агентств и других исследователей рынка труда, спрос на инженерные специальности сохранится, и будет занимать ведущие позиции в рейтинге востребованности.

Необходимо вернуть массовый интерес молодежи к научно-техническому творчеству, и наиболее перспективный путь в этом направлении – это робототехника, позволяющая в игровой форме знакомить детей с наукой.

Робототехника является одним из важнейших направлений научно-технического прогресса, в котором проблемы механики и технического проектирования соприкасаются с областью высоких технологий и проблемами искусственного интеллекта.

По данным Международной федерации робототехники, прогнозируется резкое увеличение оборота отрасли. Интенсивное использование роботов в быту, производстве, медицине, военном деле и других сферах, требует высокий уровень умений и знаний не только от специалистов-разработчиков, но и от рядовых пользователей, которым придётся сталкиваться с управлением роботами ежедневно.

Робототехника ориентирована на работу в команде, что способствует формированию умения взаимодействовать с соучениками, формулировать, анализировать, критически оценивать, отстаивать свои идеи.

На актуальность программы указывает востребованность развития широкого кругозора школьника и формирования основ инженерного мышления, а также отсутствие предмета в школьных программах образования, обеспечивающего формирование у обучающихся конструкторских навыков и опыта программирования технических систем.



Программа отвечает требованиям направления региональной политики в сфере образования – развитие научно-технического творчества детей школьного возраста.

Робототехника – это прикладная наука, занимающаяся разработкой и эксплуатацией интеллектуальных автоматизированных технических систем для реализации их в различных сферах человеческой деятельности. Современные робототехнические системы включают в себя микропроцессорные системы управления, системы движения, оснащены развитым сенсорным обеспечением и средствами адаптации к изменяющимся условиям внешней среды. При изучении таких систем широко используется комплект LEGO MINDSTORMS EV3 – конструктор (набор сопрягаемых деталей и электронных блоков) для создания программируемого робота.

Программа предусматривает использование базовых датчиков и двигателей комплекта LEGO MINDSTORMS EV3, а также изучение основ автономного программирования и программирования в среде LEGO MINDSTORMS EV3.

Новизна программы заключается в занимательной форме знакомства обучающегося с основами робототехники, радиоэлектроники и программирования микроконтроллеров для роботов шаг за шагом, практически с нуля. Избегая сложных математических формул, на практике, через эксперимент, обучающиеся постигают физические процессы, происходящие в роботах, включая двигатели, датчики, источники питания и микроконтроллеры EV3.

Цель

Развитие интереса школьников к конструированию и программированию технических систем, расширение их область знаний, а также придание необходимого импульса для творческой реализации в робототехнике и смежных с нею областях (программирование, механика, электроника, инженерное конструирование).

Задачи

Обучающие:

  • Дать первоначальные знания по устройствам робототехнических систем;

  • Научить основным приемам сборки и программирования робототехнических систем;

  • Сформировать технологические навыки конструирования и проектирования;

  • Познакомить с правилами безопасной работы с материалом и инструментами, необходимыми при конструировании роботов;

  • Познакомить с основами программирования в компьютерной среде моделирования LEGO MINDSTORMS EV3

  • Формировать умение работать по предложенным инструкциям;

  • Формировать умение творчески подходить к решению задачи и реализовывать собственные проекты.


Развивающие:

  • Развивать творческую инициативу и самостоятельность;

  • Развивать психофизиологические качества обучающихся (память, внимание, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном);

  • Способствовать развитию конструкторских навыков, логического мышления и пространственного воображения;

Воспитывающие:

  • Формировать у детей интерес к техническим видам творчества;

  • Развивать коммуникативные компетенции: навыки сотрудничества в коллективе, малой группе (в паре), участия в беседе, обсуждении;

  • Развивать социально-трудовые компетенции: воспитание трудолюбия, самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца;

  • Формировать и развивать информационные компетенции: навыки работы с различными источниками информации, умения самостоятельно искать, извлекать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию.

Отличительные особенности программы

Реализация программы осуществляется с использованием методических пособий, специально разработанных фирмой "LEGO" для преподавания технического конструирования на основе своих конструкторов. Настоящий курс предлагает использование образовательных конструкторов LEGO MINDSTORMS EV3 как инструмента для обучения школьников конструированию, моделированию и компьютерному управлению на занятиях по робототехнике. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания – от теории механики до психологии.

Программа педагогически целесообразна т.к. в ней предусмотрены различные виды конструктивной деятельности детей: конструирование из различных наборов конструктора; программирование в LEGO MINDSTORMS EV3; разработка проектов. В процессе конструирования и программировании дети получат дополнительное образование в области физики, механики, электроники и информатики.

Адресат программы: обучающиеся 5-9 классов (11-15 лет), проявляющие интерес к конструированию и программированию.

Объем и срок освоения программы, режим занятий: срок реализации программы – 1 год, 2 занятия в неделю, 75 часов в год. Программа предполагает проведение регулярных очных еженедельных занятий с учащимися 11-15 лет. Длительность занятия 45 минут (с учетом перерыва). Занятия проходят по вторникам и пятницам.


Форма обучения: очная.

Особенности организации образовательного процесса: занятия, предусмотренные программой, включают теоретические и практические формы работы с детьми. Групповые или индивидуальные формы занятий в зависимости от типа моделей робота (авторская модель, базовая модель). Конкретные формы занятий (игра, беседа, соревнование).

Форма объединения – кружок (разновозрастные группы).

В процессе обучения используются разнообразные методы обучения.

Традиционные:

  • объяснительно-иллюстративный метод (лекция, рассказ, работа с литературой и т.п.);

  • репродуктивный метод;

  • метод проблемного изложения;

  • частично-поисковый (или эвристический) метод;

  • исследовательский метод.

Современные:

  • метод проектов

  • метод обучения в сотрудничестве;

  • метод взаимообучения.

Планируемые личностные и метапредметные результаты

освоения обучающимися программы курса

  1. Коммуникативные универсальные учебные действия: формировать умение слушать и понимать других; формировать и отрабатывать умение согласованно работать в группах и коллективе; формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

  2. Познавательные универсальные учебные действия: формировать умение извлекать информацию из текста и иллюстрации; формировать умения на основе анализа рисунка-схемы делать выводы.

  3. Регулятивные универсальные учебные действия: формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формировать умение составлять план действия на уроке с помощью учителя; формировать умение мобильно перестраивать свою работу в соответствии с полученными данными.

  4. Личностные универсальные учебные действия: формировать учебную мотивацию, осознанность учения и личной ответственности, формировать эмоциональное отношение к учебной деятельности и общее представление о моральных нормах поведения.

Ожидаемые предметные результаты реализации программы