Файл: Протокол от16 июня 2021 г. 6 Директор школы Е. М. Глушкова Приказ от 17 июня 2021 г. 493О.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


у обучающихся будут сформированы:

- основные понятия робототехники;

- основы алгоритмизации;

- умения автономного программирования;

- основы программирования в LEGO MINDSTORMS EV3;

- умения подключать и задействовать датчики и двигатели;

- навыки работы со схемами.

обучающиеся получат возможность научиться:

- собирать базовые модели роботов;

- составлять алгоритмические блок-схемы для решения задач;

- использовать датчики и двигатели в простых задачах.

- программировать в LEGO MINDSTORMS EV3;

- использовать датчики и двигатели в сложных задачах, предусматривающих вариантность решения;

- проходить все этапы проектной деятельности, создавать творческие работы.

Использование робототехники позволяет:

- Реализовывать в образовательном процессе системно-деятельностный подход, который лежит в основе ФГОС.

- Развивать навыки коммуникации и обогащать словарный запас детей путем организации работы детей в группах, а также презентации своих проектов.

- Учить детей пространственной ориентации, помогать им осваивать понятия: слева, справа, над, под, за, перед, около и т.д.

- Развивать координацию движений, ручные навыки, мелкую моторику.

- Воздействовать на развитие у учащихся познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения), а также эмоциональной сферы и творческих способностей.

Формы отслеживания, фиксации и демонстрации образовательных результатов

- опросы и обсуждения;

- творческие проекты;

- школьные и муниципальные соревнования по робототехнике;

- выставки и демонстрации обучающимися кружка своих работ учащимся школы;

Преобладающей формой текущего контроля выступает проверка работоспособности робота:

- выяснение технической задачи,

- определение путей решения технической задачи.

Материально-техническое обеспечение

  • наборы конструктора LEGO MINDSTORMS EV3 (основной + расширенный) – 2 шт.;

  • рабочие места для учителя и учеников оборудованные компьютером с установленным программным обеспечением LEGO MINDSTORM EDUCATION EV3 – 1 шт.;

  • зарядное устройство – 2 шт.;

  • средства реализации ИКТ материалов на уроке (компьютер, проектор, экран).


Информационное обеспечение

  • программное обеспечением LEGO MINDSTORM EDUCATION EV3;

  • инструкции к наборам конструктора LEGO MINDSTORMS EV3;

  • Интернет-ресурсы (см. список литературы).

Кадровое обеспечение

Предполагается проведение занятий учителем информатики: образование высшее, курсы повышения квалификации пройдены.
Учебный план

«Основы робототехники»

№ занятия

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1. Робототехника. Основы конструирования. (30 часов)

1

Техника безопасности при работе в компьютерном классе.

1

1




обсуждение

2

Робототехника.

1

1




опрос, обсуждение

3

История робототехники.

1

1




обсуждение

4

Основные понятия робототехники.

1

1




опрос, обсуждение

5

Классификация роботов по сферам применения: промышленная, экстремальная, военная. Роботы в быту. Роботы-игрушки.

1

1




опрос, обсуждение

6

Роботы в быту. Роботы-игрушки.

1

1




опрос, обсуждение

7

Детали конструктора LEGO: штифты, втулки, балки.

1

0,5

0,5

обсуждение,

контрольное задание


8

Детали конструктора LEGO: оси, шестерёнки, колёсные диски, шины, гусеницы.

1

0,5

0,5

обсуждение,

контрольное задание

9

Детали конструктора LEGO: тяга, «пальцы», кулачки, шарики.

1

0,5

0,5

обсуждение,

контрольное задание

10

Детали конструктора LEGO: кабели, декоративные накладки, кронштейн, зубья, фиксаторы.

1

0,5

0,5

обсуждение,

контрольное задание

11

Понятие конструкции, ее элементов.

1

0,5

0,5

опрос, обсуждение,

контрольное задание

12

Способы крепления деталей. Высокая башня.

1

0,5

0,5

опрос, обсуждение,

контрольное задание

13

Основные свойства конструкции: жесткость, устойчивость, прочность.

1

0,5

0,5

обсуждение,

контрольное задание

14

Основные свойства конструкции: функциональность и законченность.

1

0,5

0,5

обсуждение,

контрольное задание

15

Простые модели: геометрические фигуры и конструкции. Способы крепления деталей. Механический манипулятор (хваталка).

1

0,5

0,5

опрос, обсуждение,

контрольное задание

16

Способы крепления деталей. Механический манипулятор (хваталка).

1

0,5

0,5

опрос, обсуждение,

контрольное задание

17

Зубчатая передача, редуктор.

1

0,5

0,5

обсуждение,

контрольное задание

18

Знакомство с блоком EV3. Порты для: датчиков, сервомоторов, USB-соединения.

1

0,5

0,5

опрос, обсуждение,

контрольное задание

19

Функции кнопок. Экран. Навигация. Электропитание.

1

0,5

0,5

опрос, обсуждение,

контрольное задание

20

Знакомство с сервомоторами. Эксперимент с двумя сервомоторами.

1

0,5

0,5

опрос, обсуждение,

контрольное задание

21

Эксперимент с двумя сервомоторами.

1

0,5

0,5

опрос, обсуждение,


22-23

Четырёхколёсная тележка с одним сервомотором без блока.

2




2

контрольное задание, соревнование

23-24

Построение базовой гусеничной модели.

2




2

контрольное задание, соревнование

25

Свободное (флюгерное) колесо.

1




1

контрольное задание

26-27

Построение трёхколёсной модели с флюгерным колесом.

2




2

контрольное задание, соревнование

28-29

Творческий проект. Конструирование.

2




2

контрольное задание

30

Защита проекта.

1

1




контрольное задание, соревнование

2. Алгоритмизация. Автономное программирование. (20 часов)

31-32

Понятие алгоритма. Линейный алгоритм.

2

1

1

опрос, обсуждение,

контрольное задание

33-34

Алгоритм ветвления.

2

1

1

опрос, обсуждение

35-36

Циклический алгоритм.

2

1

1

опрос, обсуждение

37-38

Автономное программирование, блоки автономного программирования.

2

1

1

опрос, обсуждение,

контрольное задание

39-40

Составление программ. Основные пиктограммы автономного программирования.

2

1

1

опрос, обсуждение,

контрольное задание

41-42

Решение прикладных задач с помощью линейного автономного алгоритма. Движение по заданной траектории.

2

1

1

контрольное задание

43-44

Датчик касания. Составление программ с использованием датчика касания.

2

1

1

контрольное задание,


45-46

Датчик освещенности. Составление программ с использованием датчика освещенности.

2

1

1

контрольное задание,

соревнование

47-48

Датчик цвета. Составление программ с использованием датчика цвета.

2

1

1

контрольное задание

49-50

Датчик расстояния (ультразвуковой). Составление программ с использованием датчика расстояния.

2

1

1

контрольное задание,

соревнование

3. Программирование в среде LEGO MINDSTORMS EV3. (25 часов)

51-52

Понятие среды программирования. Среда программирования LEGO MINDSTORMS EV3.

2

1

1

опрос, обсуждение, контрольное задание

53-54

Интерфейс LEGO MINDSTORMS EV3. Блоки основной палитры.

2

1

1

опрос, обсуждение, контрольное задание

55-56

Составление линейных программ с использованием блока движения.

2

1

1

опрос, обсуждение, контрольное задание

57-58

Движение вперед - назад. Движение вперед - поворот.

2

1

1

опрос, обсуждение, контрольное задание

59-60

Движение по контуру геометрических фигур.

2

1

1

опрос, обсуждение, контрольное задание

61-62

Составление программ, включающих в себя ветвление в среде LEGO MINDSTORMS EV3.

2




2

контрольное задание

63-64

Составление программ с использованием датчика касания.

2




2

контрольное задание

65-66

Составление программ с использованием датчика освещенности и цвета.

2




2

контрольное задание,

соревнование

67-69

Составление программ с использованием датчика расстояния.

2




2

контрольное задание

70-71

Творческий проект. Конструирование. Программирование.

2




2

контрольное задание

72-73

Защита проекта. Соревнования.

2




2

презентация групповых проектов, соревнование

74-75

Подведение итогов работы кружка.

2




2

обсуждение



Данная программа реализуется с использованием оборудования Центра проектной деятельности.


Содержание программы

I. Робототехника. Основы конструирования.

Теория: Техника безопасности при работе в компьютерном классе. Основные определения. Классификация роботов по сферам применения. Детали конструктора LEGO MINDSTORMS EV3. Простые модели: геометрические фигуры и конструкции. Способы крепления деталей. Понятие конструкции, ее элементов. Способы крепления деталей. Зубчатая передача, редуктор.

Практика: Знакомство с блоком EV3, сервомоторами, датчиками. Четырёхколёсная тележка с одним сервомотором без блока EV3. Построение базовой гусеничной модели. Свободное (флюгерное) колесо. Построение трёхколёсной модели с флюгерным колесом.

II. Алгоритмизация. Автономное программирование.

Теория: Понятие алгоритма. Линейный алгоритм. Алгоритм ветвления. Циклический алгоритм. Автономное программирование, блоки автономного программирования.

Практика: Создание программ с использованием автономного программирования блока EV3. Решение прикладных задач с помощью линейного автономного алгоритма. Движение по заданной траектории. Датчик касания. Составление программ с использованием датчика касания. Датчик освещенности. Составление программ с использованием датчика освещенности. Датчик цвета. Составление программ с использованием датчика цвета. Датчик расстояния (ультразвуковой). Составление программ с использованием датчика расстояния.

III. Программирование в среде LEGO MINDSTORMS EV3.

Теория: Понятие среды программирования. Среда программирования LEGO MINDSTORMS EV3, основные особенности. Интерфейс LEGO MINDSTORMS EV3. Блоки основной палитры.

Практика: Создание программ в среде программирования LEGO MINDSTORMS EV3. Движение вперед - назад. Движение вперед - поворот. Движение по контуру геометрических фигур. Составление программ, включающих в себя ветвление в среде LEGO MINDSTORMS EV3. Составление программ с использованием датчика касания. Составление программ с использованием датчика освещенности и цвета. Составление программ с использованием датчика расстояния.
Календарный учебный график

«Основы робототехники»

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1. Робототехника. Основы конструирования. (30 часов)

1

сентябрь




16.00-16.45

Лекция

1

Техника безопасности при работе в компьютерном классе.

кабинет информатики

обсуждение

2

сентябрь




16.00-16.45

Лекция

1

Робототехника.

кабинет информатики

опрос, обсуждение

3

сентябрь




16.00-16.45

Лекция

1

История робототехники.

кабинет информатики

обсуждение

4

сентябрь




16.00-16.45

Лекция

1

Основные понятия робототехники.

кабинет информатики

опрос, обсуждение

5

сентябрь




16.00-16.45

Беседа

1

Классификация роботов по сферам применения: промышленная, экстремальная, военная. Роботы в быту. Роботы-игрушки.

кабинет информатики

опрос, обсуждение

6

сентябрь




16.00-16.45

Беседа

1

Роботы в быту. Роботы-игрушки.

кабинет информатики

опрос, обсуждение

7

сентябрь




16.00-16.45

Лекция, практическая работа

1

Детали конструктора LEGO: штифты, втулки, балки.

кабинет информатики

обсуждение,

контрольное задание


8

сентябрь




16.00-16.45

Лекция, практическая работа

1

Детали конструктора LEGO: оси, шестерёнки, колёсные диски, шины, гусеницы.

кабинет информатики

обсуждение,

контрольное задание

9

сентябрь




16.00-16.45

Лекция, практическая работа

1

Детали конструктора LEGO: тяга, «пальцы», кулачки, шарики.

кабинет информатики

обсуждение,

контрольное задание

10

октябрь




16.00-16.45

Лекция, практическая работа

1

Детали конструктора LEGO: кабели, декоративные накладки, кронштейн, зубья, фиксаторы.

кабинет информатики

обсуждение,

контрольное задание

11

октябрь




16.00-16.45

Лекция, практическая работа

1

Понятие конструкции, ее элементов.

кабинет информатики

опрос, обсуждение,

контрольное задание

12

октябрь




16.00-16.45

Лекция, практическая работа

1

Способы крепления деталей. Высокая башня.

кабинет информатики

опрос, обсуждение,

контрольное задание

13

октябрь




16.00-16.45

Лекция, практическая работа

1

Основные свойства конструкции: жесткость, устойчивость, прочность.

кабинет информатики

обсуждение,

контрольное задание

14

октябрь




16.00-16.45

Лекция, практическая работа

1

Основные свойства конструкции: функциональность и законченность.

кабинет информатики

обсуждение,

контрольное задание

15

октябрь




16.00-16.45

Лекция, практическая работа

1

Простые модели: геометрические фигуры и конструкции. Способы крепления деталей. Механический манипулятор (хваталка).

кабинет информатики

опрос, обсуждение,

контрольное задание

16

октябрь




16.00-16.45

Лекция, практическая работа

1

Способы крепления деталей. Механический манипулятор (хваталка).

кабинет информатики

опрос, обсуждение,

контрольное задание

17

октябрь




16.00-16.45

Лекция, практическая работа

1

Зубчатая передача, редуктор.

кабинет информатики

обсуждение,

контрольное задание

18

октябрь




16.00-16.45

Лекция, практическая работа

1

Знакомство с блоком EV3. Порты для: датчиков, сервомоторов, USB-соединения.

кабинет информатики

опрос, обсуждение,

контрольное задание

19

ноябрь




16.00-16.45

Лекция, практическая работа

1

Функции кнопок. Экран. Навигация. Электропитание.

кабинет информатики

опрос, обсуждение,

контрольное задание

20

ноябрь




16.00-16.45

Лекция, практическая работа

1

Знакомство с сервомоторами. Эксперимент с двумя сервомоторами.

кабинет информатики

опрос, обсуждение,

контрольное задание

21

ноябрь




16.00-16.45

Лекция, практическая работа

1

Эксперимент с двумя сервомоторами.

кабинет информатики

опрос, обсуждение,


22-23

ноябрь




16.00-16.45

Лекция, практическая работа

2

Четырёхколёсная тележка с одним сервомотором без блока.

кабинет информатики

контрольное задание, соревнование

23-24

ноябрь




16.00-16.45

практическая работа

2

Построение базовой гусеничной модели.

кабинет информатики

контрольное задание, соревнование

25

ноябрь




16.00-16.45

Лекция, практическая работа

1

Свободное (флюгерное) колесо.

кабинет информатики

контрольное задание

26-27

декабрь




16.00-16.45

практическая работа

2

Построение трёхколёсной модели с флюгерным колесом.

кабинет информатики

контрольное задание, соревнование

28-29

декабрь




16.00-16.45

практическая работа

2

Творческий проект. Конструирование.

кабинет информатики

контрольное задание

30

декабрь




16.00-16.45

дискуссия, соревнование

1

Защита проекта.

кабинет информатики

контрольное задание, соревнование

2. Алгоритмизация. Автономное программирование. (20 часов)

31-32

декабрь




16.00-16.45

Лекция, практическая работа

2

Понятие алгоритма. Линейный алгоритм.

кабинет информатики

опрос, обсуждение,

контрольное задание

33-34

декабрь




16.00-16.45

Лекция, практическая работа

2

Алгоритм ветвления.

кабинет информатики

опрос, обсуждение

35-36

январь




16.00-16.45

Лекция, практическая работа

2

Циклический алгоритм.

кабинет информатики

опрос, обсуждение

37-38

январь




16.00-16.45

Лекция, практическая работа

2

Автономное программирование, блоки автономного программирования.

кабинет информатики

опрос, обсуждение,

контрольное задание

39-40

январь




16.00-16.45

Лекция, практическая работа

2

Составление программ. Основные пиктограммы автономного программирования.

кабинет информатики

опрос, обсуждение,

контрольное задание

41-42

февраль




16.00-16.45

Лекция, практическая работа

2

Решение прикладных задач с помощью линейного автономного алгоритма. Движение по заданной траектории.

кабинет информатики

контрольное задание

43-44

февраль




16.00-16.45

Лекция, практическая работа

2

Датчик касания. Составление программ с использованием датчика касания.

кабинет информатики

контрольное задание,


45-46

февраль




16.00-16.45

Лекция, практическая работа

2

Датчик освещенности. Составление программ с использованием датчика освещенности.

кабинет информатики

контрольное задание,

соревнование

47-48

февраль




16.00-16.45

Лекция, практическая работа

2

Датчик цвета. Составление программ с использованием датчика цвета.

кабинет информатики

контрольное задание

49-50

март




16.00-16.45

Лекция, практическая работа

2

Датчик расстояния (ультразвуковой). Составление программ с использованием датчика расстояния.

кабинет информатики

контрольное задание,

соревнование

3. Программирование в среде LEGO MINDSTORMS EV3. (25 часов)

51-52

март




16.00-16.45

Лекция, практическая работа

2

Понятие среды программирования. Среда программирования LEGO MINDSTORMS EV3.

кабинет информатики

опрос, обсуждение, контрольное задание

53-54

март




16.00-16.45

Лекция, практическая работа

2

Интерфейс LEGO MINDSTORMS EV3. Блоки основной палитры.

кабинет информатики

опрос, обсуждение, контрольное задание

55-56

март




16.00-16.45

Лекция, практическая работа

2

Составление линейных программ с использованием блока движения.

кабинет информатики

опрос, обсуждение, контрольное задание

57-58

март

апрель





16.00-16.45

Лекция, практическая работа

2

Движение вперед - назад. Движение вперед - поворот.

кабинет информатики

опрос, обсуждение, контрольное задание

59-60

апрель





16.00-16.45

Лекция, практическая работа

2

Движение по контуру геометрических фигур.

кабинет информатики

опрос, обсуждение, контрольное задание

61-62

апрель





16.00-16.45

Лекция, практическая работа

2

Составление программ, включающих в себя ветвление в среде LEGO MINDSTORMS EV3.

кабинет информатики

контрольное задание

63-64

апрель





16.00-16.45

Лекция, практическая работа

2

Составление программ с использованием датчика касания.

кабинет информатики

контрольное задание

65-66

апрель





16.00-16.45

Лекция, практическая работа

2

Составление программ с использованием датчика освещенности и цвета.

кабинет информатики

контрольное задание,

соревнование

67-69

май




16.00-16.45

Лекция, практическая работа

2

Составление программ с использованием датчика расстояния.

кабинет информатики

контрольное задание

70-71

май




16.00-16.45

Лекция, практическая работа

2

Творческий проект. Конструирование. Программирование.

кабинет информатики

контрольное задание

72-73

май




16.00-16.45

Защита проекта

2

Защита проекта. Соревнования.

кабинет информатики

презентация групповых проектов, соревнование

74-75

май




16.00-16.45

Беседа

2

Подведение итогов работы кружка.

кабинет информатики

обсуждение