Файл: Практическая работа по дисциплине Педагогика и психология студент группы Св211с ээт А. В. Евдокимов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство просвещения Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Институт психолого-педагогического образования
Кафедра профессиональной педагогики и психологии
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
по дисциплине «Педагогика и психология»
Выполнил:
студент группы Св-211С ЭЭт А.В. Евдокимов
Проверил: канд. психол.наук, доцент
доцент кафедры ППП М. А. Воробьева
Е катеринбург 2023
Модуль «Психология»
Задание 1
-
Дайте определение личности и раскройте содержание этого понятия
Личность - это человек, с его социальными и жизненно важными качествами, приобретенными им в процессе социального развития, к которым нельзя относить качества, характеризующие особенности развития его познавательных психических процессов или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям и обществу в целом. Чаще всего в содержание понятия «личность» включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки.
Личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.
В структуру личности обычно включают способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки:
-
способности — это индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности; -
темперамент — это динамическая характеристика психических процессов человека; -
характер содержит качества, определяющие отношение человека к другим людям; -
мотивация — это совокупность побуждений к деятельности, а социальные установки — это убеждения людей.
Кроме этого, некоторые авторы включают в структуру личности такие понятия, как воля и эмоции. Дело в том, что в структуре психических явлений принято выделять психические процессы, психические состояния и психические свойства. В свою очередь, психические процессы подразделяются на познавательные, волевые и эмоциональные. Таким образом, воля и эмоции имеют все основания для того, чтобы быть рассмотренными в рамках психических процессов как самостоятельные явления.
-
Раскройте соотношение понятий «человек», «индивид», «субъект деятельности», «личность», «индивидуальность»
Понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека.
Наряду с понятиями «личность» и «человек», в науке нередко употребляются термины «индивид», «индивидуальность». Их отличие от понятия «личность» состоит в следующем.
Понятие «индивид» характеризует именно человека и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи. Кроме того, в понятие «индивид» входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства.
Понятие индивидуальность содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.
Рис. 1. Соотношение объемов понятий «человек»,
«личность», «индивид» и «индивидуальность»
Принадлежность конкретного человека к человеческому роду зафиксирована в понятии индивид. Таким образом, понятие «индивид» характеризует человека как носителя определенных биологических свойств.
Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество — он становится личностью. Это происходит потому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта — носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.
В свою очередь, особенности развития всех этих трех уровней характеризуют неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяют его индивидуальность. Таким образом, понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека
, а именно особенности его развития как социального существа.
В отечественной психологии существуют различные точки зрения на то, как надо решать проблему изучения человека и его психики. Одна из наиболее популярных была предложена Б. Г. Ананьевым.
Б. Г. Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.
-
Понятие «индивид» имеет несколько толкований. Прежде всего индивид – это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека. Но иногда это понятие используют для обозначения человека как отдельного представителя человеческой общности, как социальное существо, использующее орудия труда. Однако и в этом случае не отрицается биологическая сущность человека. -
Другое понятие, характеризующее человека как объект реального мира, – «личность». Данное понятие, как и понятие «индивид», имеет различные варианты толкования. В частности, под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Некоторые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Есть и другие толкования этого понятия, но все они сходятся в одном: понятие «личность» характеризует человека как социальное существо. В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способности и характер. -
Следующее понятие, которое выделял Б. Г. Ананьев при изучении человека, – «субъект деятельности». Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Если бы человек не обладал способностью выступать в качестве субъекта деятельности, то вряд ли он мог бы рассматриваться как социальное существо, поскольку его эволюция и социальное развитие невозможны без деятельности. Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание – это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и как следствие – преобразования окружающего мира. В свою очередь, способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира является еще одной чертой человека как субъекта. Таким образом, субъект– это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности. -
Человек может рассматриваться, во-первых, как представитель живой природы, биологический объект, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как социальное существо. То есть человек – это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности. Объединение этих трех уровней в одно целое формирует интегральную характеристику человека – его индивидуальность. Индивидуальность – это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер. Разнообразие условий воспитания и врожденных характеристик порождает широкую вариативность проявлений индивидуальности
-
Раскройте проблему соотношения биологического и социального в личности
Биологическое – это общее по происхождению, хотя и необязательно тождественное у человека с животными. Оно близко, но неоднозначно природному – существующему и развивающемуся в человеке независимо от влияния на него других людей. Все наследственное в человеке биологическое, но не все биологическое наследственно.
Например, особенности личности взрослого человека, явившееся результатом мозговой травмы, полученной им при рождении, биологичны, но не наследственны. Биологическое накладывает свой отпечаток на личность человека.
Социальное – это все то в человеке, что возникло в нем в процессе антропогенеза и истории человечества и возникает в онтогенезе в результате общения с другими людьми. Социально не совпадает полностью с приобретенным в личном опыте, так как не все, что приобретено человеком в процессе его индивидуальной жизни, социально. В то же время человек социален уже в момент своего рождения.
Так, например, социально приобретенная человечеством способность научиться речи прирождена, хотя и обнаружится у ребенка только на определенном этапе созревания его нервной системы и будет проявляться в различной степени и в различных социальных условиях. И все другие прирожденные свойства личности также будут с раннего возраста развиваться и социализироваться, хотя и в разной степени.
В психологии проблема соотношения социального и биологического в личности фигурирует под разными названиями:
-
соотношение среды и наследственности; -
степень "животности" и степень "человечности" в личности; -
роль "ситуации" и "диспозиции" (черт личности, прошлого опыта, задатков) в объяснении причин поведения личности;
Второй параметр - степень соответствия действия человека его же действиям в других происходящих в близкое время ситуациях.
Третий параметр индивидуального действия - степень его соответствия действиям, которые имели место в прошлом в сходных ситуациях (стабильность во времени). Если при повторяющейся сходной ситуации человек ведет себя по-иному, то есть основания, чтобы объяснить подобную перемену его поведения "внутренними", "индивидуальными", а не "средовыми", "социальными" факторами. Подобного ряда устойчивость индивидуальных действий личности, как бы ни менялась вокруг "среда", используется представителями теории черт личности в дискуссиях со сторонниками "ситуационных" концепций личности.
Чаша весов, на которые ложатся факты сторонников "среды" и "наследственности" в любых модификациях этих подходов, непрерывно колеблется. Как правило, эти факты дают простор для противоположных интерпретаций. Так, в родословной Бахов кроме И.С. Баха было еще несколько десятков музыкантов. Для сторонников концепции "наследственности" — это яркий пример передачи задатков музыкальных способностей из одного поколения в другое.
В тех же фактах представители концепций "среды" видят социально-психологический механизм, иллюстрирующий роль традиций, психологического климата в семье Бахов.
Особую остроту приобрела дискуссия между двумя направлениями по вопросу о роли "наследственности" и "среды" в преступном поведении. Известна теория биологической предрасположенности к преступлению Ч. Ломброзо. Однако впоследствии учел и социальные факторы, хотя у нас трактуется только как представитель антропологической (или биологической) теории преступности.
Но если ни ситуация сама по себе, ни личность сама по себе не определяют большинство человеческих поступков, то что же их определяет? Ответ на этот вопрос звучит следующим образом: взаимодействие между личностью и ситуацией, взаимодействие и взаимосвязь между средой и наследственностью, между биологическим и социальным.
Теория конвергенции 2-х факторов (В. Штерн) – равнозначны, их простая сумма.
Теория конфронтации 2-х факторов (З.Фрейд) - противоборства, "Сверх-Я", и "Оно". "Сверх-Я" - социальные нормы, усвоенные в ходе развития субъекта под давлением принципа реальности (реальная социальная среда с ее нормами, запретами), а "Оно" - спрятанное в глубинах организма природное начало (принцип удовольствия или избегание неудовольствия).
Таким образом, если мы предпочтем какую-то крайность - или среда, или наследственность, то ничего не объясним. Ведь если дело в самом человеке, т.е. в его биологии, то надо лишь отсчитать по родителям, и если у них ожидается появление неблагополучного человека, то лишить их возможности иметь ребенка. Либо вмешаться в саму природу человека и шлифовать ее.
Поэтому надо учитывать именно взаимосвязь и взаимодействие биологического и социального.
Биологическое более значимо на уровне конкретного человека, а не общем уровне социума значительно меньше, т.е. в конкретном случае необходимо анализировать на конкретный поступок.
Мы говорим, что Личность — это совокупность социальных качеств. Но ни одно качество человека не возникает без природных задатков, в то же время ни один природный задаток не проявляется в неизменном, сформированном виде, он всегда трансформируется, преломляется через социальный опыт (так уровень интеллекта во многом задан и т.п.).