Файл: Практическая работа по дисциплине Педагогика и психология студент группы Св211с ээт А. В. Евдокимов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самоирония не унижает достоинство учителя, а показывает, что он не стесняется своих учеников, а они могут не стесняться его.
-
Стремление быть на одной волне с детьми
Учитель, который следит за трендами из соцсетей, популярными среди учеников песнями, шутками и развлечениями, осваивает их язык, на котором можно иногда вести разговор.
Учитель, хорошо понимающий, чем живут ученики, может подготовить для них оригинальные задания и раскрыть тему урока так, что дети в неё по-настоящему вникнут. Мемы, отсылки к фильмам или блогам могут мотивировать детей с удовольствием браться даже за сложный материал.
-
Эмпатия и рефлексия
Учитель формирует личность ребенка и его картину мира, что невозможно без рефлексии и эмпатии. Они помогают педагогу чувствовать ученика, регулировать свои эмоции и справляться с трудными ситуациями.
Необходимо прислушиваться к себе и не забывать об угрозе эмоционального выгорания и нервных срывов. Успешный учитель — человек, который заботится не только о других, но и о себе. Не стоит надеяться только на терпение.
-
Решение конфликтов
Не стоит закрывать глаза на возникающие среди школьников конфликты. Если прогрессивный учитель замечает в классе крупные ссоры или буллинг, он берёт на себя роль медиатора, который выслушает стороны конфликта, поможет с ним справиться и постарается предотвратить его повторение.
Не нужно ущемлять права кого-либо из детей и не «приказывайте» им решить проблему определённым образом; ребятам надо помочь услышать друг друга и позволить им найти выход самим.
Задание 2. Дать понятие педагогическая ценность (социальные, групповые, личностные, самодостаточные, инструментальные). Дать определение и пример каждой ценности.
Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Они, как и другие ценности, формируются исторически и фиксируются в педагогической науке как форма общественного сознания в виде специфических образов и представлений. Овладение педагогическими ценностями происходит в процессе осуществления педагогической деятельности, в ходе которой совершается их субъективация.
Социально-педагогические ценности отражают характер и содержание тех ценностей, которые функционируют в различных социальных системах, проявляясь в общественном сознании. Это совокупность идей, представлений, норм, правил, традиций, регламентирующих деятельность общества в сфере образования.
Групповые педагогические ценности можно представить в виде идей, концепций, норм, регулирующих и направляющих педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов. Совокупность таких ценностей имеет целостный характер, обладает относительной стабильностью и повторяемостью.
Личностно-педагогические ценности выступают как социально-психологические образования, в которых отражаются цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики личности учителя, составляющие в своей совокупности систему его ценностных ориентации.
Индивидуально-личностная система педагогических ценностей включает:
- ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде (общественная значимость труда педагога, престижность педагогической деятельности, признание профессии ближайшим личным окружением и др.);
- ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг (общение с детьми, коллегами, референтными людьми, переживание детской любви и привязанности, обмен духовными ценностями и др.);
- ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности (возможности развития профессионально-творческих способностей, приобщение к мировой культуре, занятие любимым предметом, постоянное самосовершенствование и др.);
- ценности, позволяющие осуществить самореализацию (творческий, вариативный характер труда педагога, романтичность и увлекательность педагогической профессии, возможность помощи социально неблагополучным детям и др.);
- ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности (возможности получения гарантированной государственной службы, оплата труда и длительность отпуска, служебный рост и др.).
Среди названных педагогических ценностей можно выделить ценности самодостаточного и инструментального типов, различающиеся по предметному содержанию.
Самодостаточные ценности — это ценности-цели, включающие творческий характер труда педагога, престижность, социальную значимость, ответственность перед государством, возможность самоутверждения, любовь и привязанность к детям. Ценности этого типа служат основанием развития личности и учителя, и учащихся. Ценности-цели выступают в качестве доминирующей аксиологической функции в системе других педагогических ценностей, поскольку в целях отражен основной смысл деятельности учителя.
Задание 3. Заполнить таблицу: «Семь навыков высокоэффективных людей» Стивена Р. Кови (1932-2012) автор книги.
№. | Тип навыка | Его название | Пояснение |
1. | Личные навыки |
| Проактивность предполагает то, что человек всегда обладает свободой выбора, а также сам ответственен за всё, что происходит в его жизни. Всё, что он делает, зависит только от него. |
| Жизнь любого станет меняться, если он придёт к пониманию того, что является наиболее важным для него, а после будет удерживать образ цели в своём сознании. Тогда человек ежедневно будет выполнять только те действия, которые действительно значимы. Чёткое видение конечной цели является основой эффективности. | ||
| Поду управлением нужно понимать дисциплинированность, исполнительность и следование требуемому плану. Однако нельзя забывать и о том, что в первую очередь должны решаться ключевые проблемы. | ||
2. | Социальные навыки |
| Стратегию «Выиграть/Выиграть» можно описать как особое умственное состояние, которое направлено на поиск взаимовыгодных решения в процессе общения с окружающими. Несмотря на то, что находить удовлетворительные для всех сторон взаимодействия решения может быть непросто, делать это нужно, т.к. в противном случае в проигрыше могут остаться все. |
| Лучшие идеи принадлежат не тем, кто умеет хорошо говорить, а тем, кто умеет хорошо слушать. Стивен Кови рекомендует осваивать навыки эмпатического слушания, когда у человека есть задача понять другого, а не озвучить свою позицию. Причём это вовсе не означает, что нужно со всем соглашаться – другого человека просто нужно стремиться понять как на уровне сердца, так и на уровне ума. | ||
| Синергия представляет собой процесс командообразования, достижения сплочённости и творческого взаимодействия с окружающими. Когда речь идёт об отношениях людей, единство может стать гораздо большим, нежели просто суммой отдельных элементов, а решения, полученные синергитически, будут намного эффективнее, чем индивидуальные. | ||
3. | Факторы самообновления |
| Последний навык можно проиллюстрировать на примере: представьте человека, пилящего дерево уже несколько часов подряд тупой пилой. Но когда вы говорите ему, что он может работать эффективнее, для чего нужно наточить пилу, он вам отвечает, что у него нет времени, ведь ему надо пилить! Абсурд, согласитесь? |