Файл: Практическая работа по дисциплине Педагогика и психология студент группы Св211с ээт А. В. Евдокимов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Личность имеет свои характеристики в интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферах. И по всем этим параметрам люди различаются (например, различаются люди из столицы и из провинции, т.к. стартовые условия у них далеко не равнозначны).

Многие социальные качества предопределены биологически (амер. статья 1988. "Гены определяют характер") - выделены II группы социальных качеств, которые на 50% предопределены генетически, и среди них такие, как:

  • социальная активность;

  • реакция на неблагополучную ситуацию;

  • агрессивность;

  • стремление к успеху;

  • самоконтроль и др.

Но все биологические черты всегда преломляются через конкретные социальные условия (пример: различия в мужской и женской преступности, далее - среди женщин: в г. Москве и в Ташкентской области).

Социальное и биологическое в человеческой личности не противостоят друг другу, тем более не исключают одно другого, а находятся во взаимосвязи и взаимодействии.


  1. Найти фразеологизмы (пословицы, поговорки), характеризующие человека как индивида, индивидуальность, личность.

1. Человек не орех - сразу не раскусишь.

2. Гора с горой не сходится, а человек с человеком сойдётся.

3. В лохмотьях и царя за нищего примут.

4. В чужом глазу сучок видит, в своём - бревна не замечает.

5. Видом сокол, а голосом ворона

6. Не место красит человека, а человек место.

7. Человек два раза глуп живет: стар да мал.

8. Встречают по одёжке, провожают по уму.

9. Красна птица перьем, а человек ученьем.

10. День меркнет ночью, а человек печалью.

11. Нет таких трав, чтоб знать чужой нрав.

12. Глуп совсем, кто не знается ни с кем.

13. Совесть без зубов, а загрызёт.

14. Хорошему человеку везде хорошо, а худому везде худо.

15. Не глаза видят, а человек; не ухо слышит, а душа.

16. Душа согрешила, а спина виновата.

17. В тихом омуте черти водятся.

18. Труд человека кормит, а лень портит.

19. Горбатого могила исправит.

20. Денег нет, зато сам золото.

21. На красавице всякая тряпка - шёлк.

22. Добрая слава на печке лежит, а худая по свету бежит.

23. Золото и в грязи блестит.

24. К чистому грязное не пристаёт.

25. Человек, что замок: к каждому нужно ключик подобрать.

26. Язык мал, великим человеком ворочает.

27. Падок соловей на таракана, человек – на льстивые речи.

28. Чем больше плодов на дереве, тем скромнее его ветки книзу клонятся.

29. Дерево смотри в плодах, человека в делах.




  1. Схематически изобразите структуру личности, предлагаемую в разных психологических теориях. Сравните и проанализируйте эти схемы.













По теории А.Н. Леонтьева







Структура личности по А.Н Леонтьеву

А. Леонтьев выделял следующие компоненты структуры личности:
Связи индивида с миром;

Мотивационная окраска связей с миром;

Внутренние связи между мотивами личности.


По теории К.Юнга



Личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредствуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из участников. Эти межличностные связи появляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, образуя особое качество самой групповой деятельности.

Основой Личности является структура – относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности, как целостного образования. Структура – центральный вопрос любой теории.

Общим во всех теориях Личности является то, что в качестве ведущего компонента становления Личности выделяют направленность как сложное личностное образование, определяющее все поведение Личности, отношения к себе и окружающим. А также то, что Личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром.

Задание 2. Пройдите тест по ссылке, напишите анализ результатов по заданному алгоритму.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Цель: выявить индивидуальные особенности личности

Задачи:

1. Знакомство с методикой (опросник)

2. Самодиагностика

3. Анализ результатов (количественный и качественный анализ).

4. Рекомендации по развитию личности.


Аналитическая записка

Формальный блок:

  1. Евдокимов Артем Валерьевич. 22 года. СПО

  2. 15.05.2023

  3. Опросник предназначен для измерения факторов личности – личностных черт, свойств, отражающих относительно устойчивые способы взаимодействия человека с окружающим миром и самим собой. Выявляются эмоциональные, коммуникативные, интеллектуальные свойства, а также свойства саморегуляции, обобщающие информацию человека о самом себе.

Аналитический блок:

  • «Эмоциональная нестабильность -Эмоциональная стабильность» 10

//Эмоциональная стабильность//

  • «Сдержанность – Экспрессивность» 3

//Сдержанность//

  • «Робость – Смелость» 7

//Смелость//

  • «Низкий самоконтроль – Высокий самоконтроль» 10

//Высокий самоконтроль//

Рекомендательный блок:

Эмоциональная устойчивость, выдержанность; человек эмоционально зрелый, спокойный, устойчив в интересах, работоспособный, может быть ригидным, ориентирован на реальность.

Благоразумие, осторожность, рассудительность в выборе партнера по общению. Склонность к беспокойству о будущем, пессимистичность в восприятии действительности, сдержанность в проявлении эмоций.

Предприимчивость, активность; человек имеет эмоциональные интересы, готовность к риску и сотрудничеству с незнакомыми людьми в незнакомых обстоятельствах, способность принимать самостоятельные, неординарные решения, склонность к авантюризму и проявлению лидерских качеств.

Целенаправленность, сильная воля, умение контролировать свои эмоции и поведение.


Модуль «Педагогика»
Задание 1. Изучить и выявить основные (доминантные, периферийные и негативные качества педагога). Дать пример.

Определить профессиональные качества современного учителя. Аргументировать ответ, дать пример (5-10 качеств).
Профессиональные качества личности, существенно влияющие на результат педагогической деятельности и определяющие индивидуальный стиль педагога, могут быть разделены на следующие группы: доминантные, периферийные, негативные.

Доминантными называются такие качества, когда отсутствие одного из них приводит к снижению эффективности педагогической деятельности. К ним относятся:


  • социальная активность, готовность и способность активно содействовать решению общественных проблем в сфере педагогической деятельности;

  • уравновешенность, т.е. способность контролировать свои поступки в любых педагогических ситуациях;

  • желание работать с обучаемыми, получение духовного удовлетворения от общения с ними в ходе учебно-воспитательного процесса;

  • способность не теряться в экстремальных ситуациях, оперативно принимать оптимальные педагогические решения и действовать в соответствии с ними;

  • современность – осознание педагогом своей принадлежности к одной эпохе с обучаемыми, что может проявляться в стремлении найти общность интересов с ними, но в то же время – понимание условий и особенностей прошлого и настоящего в развитии человеческого общества;

  • эрудиция – широкий кругозор в сочетании с глубокими познаниями в области профессиональной деятельности;

  • педагогический такт – соблюдение общественных норм поведения и взаимодействия с обучаемыми с учетом их возрастных и индивидуально-психологических особенностей;

  • толерантность – терпеливость, терпимость в работе с обучаемыми;14) педагогический оптимизм – вера в обучаемого, в его способности;

  • трудолюбие, работоспособность.

Периферийными называются такие качества, которые не оказывают решающего влияния на эффективность деятельности, однако влияют на ее успешность и отражаются на авторитете педагога. К ним относятся:

  • доброжелательность;

  • приветливость;

  • чувство юмора;

  • артистичность;

  • мудрость;

  • внешняя привлекательность.

Негативными являются качества, вызывающие снижение эффективности педагогической деятельности. Негативные качества включают:

  • пристрастность, публичное выражение симпатий и антипатий по отношению к воспитанникам;

  • неуравновешенность – неумение контролировать свое психическое состояние, настроение;

  • мстительность – стремление сводить личные счеты с воспитанниками;

  • высокомерие – педагогически нецелесообразное подчеркивание своего превосходства;

  • рассеянность – забывчивость, несобранность.


Профессиональные качества современного учителя:

  1. Использование современных технологий

Нынешние школьники изучают историю
, астрономию, литературу по роликам на YouTube, в Telegram-каналах и пабликах — и традиционных схем преподавания уже не хватает. Детей, привыкших к подкастам и тиктокам, трудно увлечь пересказом школьного учебника.

Чтобы не растерять интерес учеников, необходимо проявлять изобретательность: использование электронной доски, показ видеороликов и анимации, предложение заданий, которые можно выполнить и сдать онлайн.

  1. Креативность

Раньше многим учителям было достаточно просто транслировать информацию из учебника, но сегодня этого уже недостаточно. Современная школа должна не только передавать детям содержание учебного плана, но и развивать их эмоциональный интеллект, учить их мыслить нешаблонно.

Научить детей креативности можно только на личном примере: не просто требовать от детей творчества, а демонстрировать им творческий подход к собственной работе. Например, можно придумывать интеллектуальные игры и ставить перед учениками нестандартные задачи. Это превратит скучную рутину в обмен интересными решениями, которые придумывает учитель в своей работе, а школьники — в своей учёбе.

  1. Коммуникабельность и командная работа

Учителю не стоит слишком дистанцироваться от учеников — разве что социальную дистанцию держать можно, — ведь учебный процесс идёт легче, если педагог общается с детьми на интересные им темы и строит с ними доверительные отношения.

При этом дружеское общение не равняется фамильярности и полному отказу от субординации. Учитель приходит в класс, чтобы делиться своими знаниями и опытом, поэтому у него руководящая роль.

  1. Человечность и простота

Для многих школьников учитель — человек с другой планеты. Как в хорошем, так и в плохом смысле. Конечно, предполагается, что учитель должен подавать пример ученикам и вообще быть требовательным к себе, но образ «сверхчеловека» ему не к лицу.

Практика показывает, что школьники легче идут на контакт с учителем, когда видят в нем обычного живого человека со своими проблемами и сомнениями. Школьникам проще соотнести себя с таким учителем — и в этом случае они начинают к нему прислушиваться.

  1. Самоирония

В культуре плотно укоренен образ строгого учителя, который занижает оценки и ругает учеников — одного его взгляда хватает, чтобы весь класс затрепетал. Но именно над такими школьники больше всего смеются!

А вот если учитель умеет признавать свои ошибки или может посмеяться над собой, он вызывает больше доверия, а вместе с этим и уважения. Школьники не боятся задавать такому учителю вопросы, вместе с ним учатся дискутировать и отстаивать свою точку зрения.