Файл: Практическая работа по дисциплине Педагогика и психология студент группы Св211с ээт А. В. Евдокимов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Личность имеет свои характеристики в интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферах. И по всем этим параметрам люди различаются (например, различаются люди из столицы и из провинции, т.к. стартовые условия у них далеко не равнозначны).
Многие социальные качества предопределены биологически (амер. статья 1988. "Гены определяют характер") - выделены II группы социальных качеств, которые на 50% предопределены генетически, и среди них такие, как:
-
социальная активность; -
реакция на неблагополучную ситуацию; -
агрессивность; -
стремление к успеху; -
самоконтроль и др.
Но все биологические черты всегда преломляются через конкретные социальные условия (пример: различия в мужской и женской преступности, далее - среди женщин: в г. Москве и в Ташкентской области).
Социальное и биологическое в человеческой личности не противостоят друг другу, тем более не исключают одно другого, а находятся во взаимосвязи и взаимодействии.
-
Найти фразеологизмы (пословицы, поговорки), характеризующие человека как индивида, индивидуальность, личность.
1. Человек не орех - сразу не раскусишь.
2. Гора с горой не сходится, а человек с человеком сойдётся.
3. В лохмотьях и царя за нищего примут.
4. В чужом глазу сучок видит, в своём - бревна не замечает.
5. Видом сокол, а голосом ворона
6. Не место красит человека, а человек место.
7. Человек два раза глуп живет: стар да мал.
8. Встречают по одёжке, провожают по уму.
9. Красна птица перьем, а человек ученьем.
10. День меркнет ночью, а человек печалью.
11. Нет таких трав, чтоб знать чужой нрав.
12. Глуп совсем, кто не знается ни с кем.
13. Совесть без зубов, а загрызёт.
14. Хорошему человеку везде хорошо, а худому везде худо.
15. Не глаза видят, а человек; не ухо слышит, а душа.
16. Душа согрешила, а спина виновата.
17. В тихом омуте черти водятся.
18. Труд человека кормит, а лень портит.
19. Горбатого могила исправит.
20. Денег нет, зато сам золото.
21. На красавице всякая тряпка - шёлк.
22. Добрая слава на печке лежит, а худая по свету бежит.
23. Золото и в грязи блестит.
24. К чистому грязное не пристаёт.
25. Человек, что замок: к каждому нужно ключик подобрать.
26. Язык мал, великим человеком ворочает.
27. Падок соловей на таракана, человек – на льстивые речи.
28. Чем больше плодов на дереве, тем скромнее его ветки книзу клонятся.
29. Дерево смотри в плодах, человека в делах.
-
Схематически изобразите структуру личности, предлагаемую в разных психологических теориях. Сравните и проанализируйте эти схемы.
По теории А.Н. Леонтьева
Структура личности по А.Н Леонтьеву
А. Леонтьев выделял следующие компоненты структуры личности:
Связи индивида с миром;
Мотивационная окраска связей с миром;
Внутренние связи между мотивами личности.
По теории К.Юнга
Личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредствуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из участников. Эти межличностные связи появляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, образуя особое качество самой групповой деятельности.
Основой Личности является структура – относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности, как целостного образования. Структура – центральный вопрос любой теории.
Общим во всех теориях Личности является то, что в качестве ведущего компонента становления Личности выделяют направленность как сложное личностное образование, определяющее все поведение Личности, отношения к себе и окружающим. А также то, что Личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром.
Задание 2. Пройдите тест по ссылке, напишите анализ результатов по заданному алгоритму.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Цель: выявить индивидуальные особенности личности
Задачи:
1. Знакомство с методикой (опросник)
2. Самодиагностика
3. Анализ результатов (количественный и качественный анализ).
4. Рекомендации по развитию личности.
Аналитическая записка
Формальный блок:
-
Евдокимов Артем Валерьевич. 22 года. СПО -
15.05.2023 -
Опросник предназначен для измерения факторов личности – личностных черт, свойств, отражающих относительно устойчивые способы взаимодействия человека с окружающим миром и самим собой. Выявляются эмоциональные, коммуникативные, интеллектуальные свойства, а также свойства саморегуляции, обобщающие информацию человека о самом себе.
Аналитический блок:
-
«Эмоциональная нестабильность -Эмоциональная стабильность» 10
//Эмоциональная стабильность//
-
«Сдержанность – Экспрессивность» 3
//Сдержанность//
-
«Робость – Смелость» 7
//Смелость//
-
«Низкий самоконтроль – Высокий самоконтроль» 10
//Высокий самоконтроль//
Рекомендательный блок:
Эмоциональная устойчивость, выдержанность; человек эмоционально зрелый, спокойный, устойчив в интересах, работоспособный, может быть ригидным, ориентирован на реальность.
Благоразумие, осторожность, рассудительность в выборе партнера по общению. Склонность к беспокойству о будущем, пессимистичность в восприятии действительности, сдержанность в проявлении эмоций.
Предприимчивость, активность; человек имеет эмоциональные интересы, готовность к риску и сотрудничеству с незнакомыми людьми в незнакомых обстоятельствах, способность принимать самостоятельные, неординарные решения, склонность к авантюризму и проявлению лидерских качеств.
Целенаправленность, сильная воля, умение контролировать свои эмоции и поведение.
Модуль «Педагогика»
Задание 1. Изучить и выявить основные (доминантные, периферийные и негативные качества педагога). Дать пример.
Определить профессиональные качества современного учителя. Аргументировать ответ, дать пример (5-10 качеств).
Профессиональные качества личности, существенно влияющие на результат педагогической деятельности и определяющие индивидуальный стиль педагога, могут быть разделены на следующие группы: доминантные, периферийные, негативные.
Доминантными называются такие качества, когда отсутствие одного из них приводит к снижению эффективности педагогической деятельности. К ним относятся:
-
социальная активность, готовность и способность активно содействовать решению общественных проблем в сфере педагогической деятельности; -
уравновешенность, т.е. способность контролировать свои поступки в любых педагогических ситуациях; -
желание работать с обучаемыми, получение духовного удовлетворения от общения с ними в ходе учебно-воспитательного процесса; -
способность не теряться в экстремальных ситуациях, оперативно принимать оптимальные педагогические решения и действовать в соответствии с ними; -
современность – осознание педагогом своей принадлежности к одной эпохе с обучаемыми, что может проявляться в стремлении найти общность интересов с ними, но в то же время – понимание условий и особенностей прошлого и настоящего в развитии человеческого общества; -
эрудиция – широкий кругозор в сочетании с глубокими познаниями в области профессиональной деятельности; -
педагогический такт – соблюдение общественных норм поведения и взаимодействия с обучаемыми с учетом их возрастных и индивидуально-психологических особенностей; -
толерантность – терпеливость, терпимость в работе с обучаемыми;14) педагогический оптимизм – вера в обучаемого, в его способности; -
трудолюбие, работоспособность.
Периферийными называются такие качества, которые не оказывают решающего влияния на эффективность деятельности, однако влияют на ее успешность и отражаются на авторитете педагога. К ним относятся:
-
доброжелательность; -
приветливость; -
чувство юмора; -
артистичность; -
мудрость; -
внешняя привлекательность.
Негативными являются качества, вызывающие снижение эффективности педагогической деятельности. Негативные качества включают:
-
пристрастность, публичное выражение симпатий и антипатий по отношению к воспитанникам; -
неуравновешенность – неумение контролировать свое психическое состояние, настроение; -
мстительность – стремление сводить личные счеты с воспитанниками; -
высокомерие – педагогически нецелесообразное подчеркивание своего превосходства; -
рассеянность – забывчивость, несобранность.
Профессиональные качества современного учителя:
-
Использование современных технологий
Нынешние школьники изучают историю
, астрономию, литературу по роликам на YouTube, в Telegram-каналах и пабликах — и традиционных схем преподавания уже не хватает. Детей, привыкших к подкастам и тиктокам, трудно увлечь пересказом школьного учебника.
Чтобы не растерять интерес учеников, необходимо проявлять изобретательность: использование электронной доски, показ видеороликов и анимации, предложение заданий, которые можно выполнить и сдать онлайн.
-
Креативность
Раньше многим учителям было достаточно просто транслировать информацию из учебника, но сегодня этого уже недостаточно. Современная школа должна не только передавать детям содержание учебного плана, но и развивать их эмоциональный интеллект, учить их мыслить нешаблонно.
Научить детей креативности можно только на личном примере: не просто требовать от детей творчества, а демонстрировать им творческий подход к собственной работе. Например, можно придумывать интеллектуальные игры и ставить перед учениками нестандартные задачи. Это превратит скучную рутину в обмен интересными решениями, которые придумывает учитель в своей работе, а школьники — в своей учёбе.
-
Коммуникабельность и командная работа
Учителю не стоит слишком дистанцироваться от учеников — разве что социальную дистанцию держать можно, — ведь учебный процесс идёт легче, если педагог общается с детьми на интересные им темы и строит с ними доверительные отношения.
При этом дружеское общение не равняется фамильярности и полному отказу от субординации. Учитель приходит в класс, чтобы делиться своими знаниями и опытом, поэтому у него руководящая роль.
-
Человечность и простота
Для многих школьников учитель — человек с другой планеты. Как в хорошем, так и в плохом смысле. Конечно, предполагается, что учитель должен подавать пример ученикам и вообще быть требовательным к себе, но образ «сверхчеловека» ему не к лицу.
Практика показывает, что школьники легче идут на контакт с учителем, когда видят в нем обычного живого человека со своими проблемами и сомнениями. Школьникам проще соотнести себя с таким учителем — и в этом случае они начинают к нему прислушиваться.
-
Самоирония
В культуре плотно укоренен образ строгого учителя, который занижает оценки и ругает учеников — одного его взгляда хватает, чтобы весь класс затрепетал. Но именно над такими школьники больше всего смеются!
А вот если учитель умеет признавать свои ошибки или может посмеяться над собой, он вызывает больше доверия, а вместе с этим и уважения. Школьники не боятся задавать такому учителю вопросы, вместе с ним учатся дискутировать и отстаивать свою точку зрения.