Файл: Курсовой организационнопедагогические условия формирования профессиональной компетентности педагога.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема курсовой - организационно-педагогические условия формирования профессиональной компетентности педагога
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ 6
1.1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ 6
1.2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ 13
ВЫВОД 17
ГЛАВА II. ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ 19
2.1. СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ 19
2.2. ПЛАНИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ 26
ВЫВОД 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, практическая готовность
педагога на любом этапе развития как педагогической науки в частности, так и сферы образования в целом является неотъемлемой частью профессиональной компетентности учителя. Это означает, что без возможности применять на практике имеющиеся теоретические знания, педагогу будет достаточно трудно осуществлять деятельность.
Общество выдвигает к системе образования все новые требования, система «учитель-ученик» выходит на новый уровень, требует от учителя новые знания и умения. При сегодняшнем ритме информатизации всех сфер человеческой жизни учителю уже нужно не только уметь наглядно и продуктивно выражать свою мысль с помощью графиков, схем и рисунков, но и оперативно, буквально «на ходу», диагностировать характер и уровень усвоения учащимися нового материала с использованием разнообразных методов и, в случае необходимости, перестраивать план и ход изложения материала.
Объект исследования – профессиональная компетентность учителя.
Предмет исследования – практическая готовность педагога, как составляющая профессиональной компетентности.
Цель исследования – на основе существующих исследований показать значимость практической готовности учителя в его повседневной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:
-
Уточнить понимание профессиональной компетентности учителя и ее составляющие; -
Изучить процессы формирования практической готовности у педагога; -
Выяснить, как уровень практической готовности педагога влияет на выстраивание взаимодействия учителя и учащихся в образовательном процессе.
В работе был использован теоретический метод исследования - анализ литературы по поставленному вопросу.
Положения, выносимые на защиту
1. Для понимания сущности профессиональной компетентности учителя необходимо иметь в виду следующие положения, раскрывающие связь ее составляющих, а также специфические особенности:
• профессиональная компетентность учителя - это интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалистов, отражающая уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений;
• профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности профессионально-педагогических умений;
• профессиональная компетентность педагога является частью его психологической культуры и важнейшим элементом профессионализма.
Отсюда мы можем вывести определение профессиональной компетентности педагога:
Профессиональная компетентность педагога – это сложное индивидуально-психологическое образование теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств, обуславливающее готовность учителя к актуальному выполнению педагогической деятельности.
2. Высшим компонентом личности преподавателя является профессиональная компетентность. Под профессиональной компетентностью принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений.[9, с. 11]
3. Практическая готовность педагога является важным компонентом в структуре профессиональной компетентности и связана с умениями во внешнем проявлении педагога, т.к. умениях действовать. Эти умения связаны с организаторскими и коммуникативными умениями.
4. Процесс формирования профессиональной компетентности учителя, является сложным многосторонним механизмом, поэтому наиболее эффективным будет применение системного подхода к изучению системы формирования профессиональной компетентности учителя в процессе педагогической деятельности.
По мнению Беляевой Н.С., системный подход позволяет рассмотреть формирование профессиональной компетентности учителя и определить ее структуру, взаимосвязи между элементами внутри системы и с внешней средой; изучить принципы функционирования системы формирования данного качества в педагогической деятельности, а также процесс управления данной системой. [2, с. 11].
Практическая ценность результатов исследования заключается в возможности применения полученных выводов и положений в педагогическом процессе общеобразовательной школы.
Глава I. Профессиональная компетентность учителя
1.1 Понятие и структура профессиональной компетентности учителя
Профессиональная компетентность - одно из системообразующих качеств современного специалиста, к проблеме понимания которой в условиях модернизации образовательного процесса интерес заметно повысился.
Компетентность педагога приобретает в последние годы все большую актуальность в связи с тем, что постоянно трансформируется социальный опыт, реконструируется сфера образования, появляются всевозможные разновидности авторских педагогических систем, возрастает уровень запросов социума к специалисту.
Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей формой деятельности. А для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.
Достаточно полно раскрывает сущность понятия компетентности определение, предложенное А.В. Хуторским: «компетентность – владение, обладание человеком совокупностью взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним, включающий личное отношение человека к предмету деятельности» [1, с. 139]. Согласно данному определению компетентность – это субъектное качество личности человека, свойство его внутреннего мира, определяющее успешное выполнение человеком той или иной деятельности. Субъектное качество рассматривается здесь как качество субъекта деятельности, обретенное им на жизненном пути.
Слово «компетентный» происходит от латинского competentis – знающий, сведущий в определенной области; имеющий по своим знаниям право делать или решать что-либо, судить о чем-либо. То есть компетентный человек – это человек, информированный в определенной области, что позволяет ему качественно делать что-либо. Итак, компетентность – это свойство человека, позволяющее ему качественно делать что-либо. Здесь появляется социальный аспект компетентности, выраженный в словах «имеющий право», «качественно делать», «судить о чем-либо». Таки образом, понятие компетентность выступает как сочетание социальноличностного и личностно-субъектного качеств человека.
Согласно А.К. Марковой, профессиональная компетентность – это «сочетание психических качеств, как психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции» [3, с. 31]. Рассматривая различия понятий «компетенция» и «компетентность» в рамках новой парадигмы результата образования, И.А. Зимняя трактует понятие компетентность «как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности» [4, с. 35]. Что касается компетентности педагога, то общая феноменология компетентности и ее видов нашла отражение в большом количестве отечественных и зарубежных исследованиях. Следует отметить, что в этих исследованиях имеет место содержательное сходство таких понятий как «профессиональная компетентность педагога», «психологическая компетентность», «педагогическая компетентность», «психолого-педагогическая компетентность».
Содержание подготовки педагога той или иной специальности представлено в квалификационной характеристике — нормативной модели компетентности педагога, отображающей научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков. Квалификационная характеристика — это, по существу, свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и практического опыта.
Практическая готовность педагога - это ни что иное как его умения педагогически действовать. К ним относятся организаторские и коммуникативные умения.
В общем виде психолого-педагогические знания определены учебными программами. Психолого-педагогическая подготовленность заключает в себе знание методологических основ и категорий педагогики; закономерностей социализации и развития личности; сущности, целей и технологий воспитания и обучения; законов возрастного анатомо-физиологического и психического развития детей, подростков, юношества. Она — основа гуманистически ориентированного мышления учителя-воспитателя.
Психолого-педагогические и специальные (по предмету) знания — необходимое, но отнюдь не достаточное условие профессиональной компетентности. Многие из них, в частности теоретико-практические и методические знания, являются предпосылкой интеллектуальных и практических умений и навыков.
Педагогическое умение — это совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанные на теоретических знаниях и направленных на решение задач развития гармоничной личности. Такое понимание сущности педагогических умений подчеркивает ведущую роль теоретических знаний в формировании практической готовности будущих учителей, единство теоретической и практической подготовки, многоуровневый характер педагогических умений (от репродуктивого до творческого) и возможность их совершенствования путем автоматизации отдельных действий. [5, с.119]
Педагог, как организатор, должен не только организовать деятельность коллектива, но и обеспечить активное включение учащихся в различные виды деятельности. Учителю предстоит привлечь внимание учеников и развить у них устойчивые интересы к учению, труду, творчеству. Также возникает необходимость в формировании потребности в знаниях и обеспечении учащихся навыками учебной работы и основами научной организации учебного труда. Благодаря деятельности учителя воспитанники регулярно актуализируют знания и жизненный опыт, что формирует у них творческое отношение к окружающему миру. Использование методов стимулирования и атмосферы совместного переживания позволяет учителю создавать специальные ситуации для проявления воспитанниками нравственных поступков.
Современному педагогу в процессе непосредственного общения с учащимися необходимо соответствовать уровню аудитории и знать не только уровень подготовленности учащихся и их жизненный опыт и возраст. Способность ясно и четко излагать учебный материал, учитывая специфику предмета, логически правильно строить и вести конкретный рассказ, беседу, формулировать вопросы в доступной форме, кратко, применять технические средства, электронно-вычислительную технику и средства наглядности охарактеризует педагога для учеников с наиболее выгодной стороны, позволит укрепить авторитет и вызвать их уважение, что крайне необходимо при работе с современными детьми. Согласно академическому словарю русского языка, «Компетентность – свойство по значению прилагательного «компетентный». А «компетентный – обладающий основательными знаниями в определенной области, знающий». То есть компетентность – это свойство человека обладать знаниями в определенной области.
Н.А. Швецова считает, что сама сущность понятия «компетентность» не является исчерпывающей характеристикой профессиональной деятельности, но всегда представлена как значимый и содержательный конструктивный компонент этой деятельности. Несмотря на различие подходов к решению проблемы профессиональной компетентности, смысл, вкладываемый исследователями в это понятие, заключается в признании главной ее функции – функции развития у педагогов своих профессионально-личностных качеств. Эффективность реализации этой функции и определяется уровнем профессиональной компетентности педагога [6, c.77].