Файл: Курсовой организационнопедагогические условия формирования профессиональной компетентности педагога.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Проблеме развития профессионально-педагогической компетентности посвящен значительный ряд исследований (И.Ю. Алексашина, Е.В. Бондаревская; Т.П. Браже, С.Г. Вершловский, В.Г. Воронцова, Е.В. Вторина, И.А. Зимняя, И.А. Колесникова, Ю.Н. Кулюткин, Н.В. Кузьмина, Н.Н. Лобанова, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.А. Переломова, Г.Н. Прозументова, Г.С. Сухобская, Е.А. Соколовская, Т.В. Шадрина и др.). Данные исследования позволяют организовывать деятельность по совершенствованию и повышению квалификации разных категорий педагогов. Особое место в этом процессе занимают ориентация на развитие творческого потенциала и методологического мышления, проектной культуры, готовности к самообразованию и в итоге - педагогической компетентности.

Новые стратегии развития компетентности педагогов - актуальная проблема системы повышения квалификации, значимая для всех типов образовательных учреждений.

Работа по повышению профессиональной компетентности должна превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности. Она должна обеспечить педагогу понимание самого себя, содействовать выполнению социальной роли в процессе трудовой деятельности. Поэтому необходимо считать работу по совершенствованию профессиональной компетентности главным средством управления качеством образования в образовательном учреждении.

Каждый педагог проходит процесс профессионализации, результатом которого является овладение системой профессионально - педагогических знаний, технологий профессиональной деятельности, опыта творческой реализации деятельности и мотивационно - ценностного отношения к педагогической культуре. Этот процесс именуется профессиональной подготовкой педагога.

Профессиональная компетентность формируется в начале становления на путь педагога и совершенствуется на протяжении всей трудовой деятельности. Это явление включает в себя не только знания обо всех компонентах процесса образования (целях, содержании, средствах, объекте, результате и т.д.), но и о себе как субъекте профессиональной деятельности, а также опыт применения приемов профессиональной деятельности и творческий компонент, профессионально-педагогические умения. Профессиональную компетентность можно также охарактеризовать как совокупность частных компетентностей, образующих новое качество личности педагога.

Согласно современным тенденциям в процессе образования, а также по мнению исследователей (Разова А.В., Борзенкова Л.И., Базыгина Л.В. Разуваева Т.А.) одной из основополагающих характеристик современного педагога, владеющего общими и специальными компетенциями, является его способность к организации и руководству проектной деятельностью. Проектная деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Актуальность овладения воспитателями основами проектной деятельности обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, владение логикой и технологией проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста. [7, с. 202].


Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» ратифицировал профессиональный стандарт педагога [8]. В нем представлены требования к педагогу дошкольного образования (воспитателю), отображающие специфику его работы на дошкольном уровне образования. Все эти документы прописывают компетенции, т. е. требования к знаниям, умениям, навыкам, которые необходимы для достижения определённого качества осуществляемой деятельности. Таким образом, компетентность рассматривается как новообразование субъекта деятельности, которое вырабатывается в процессе профессиональной подготовки.

Таким образом, профессиональная компетентность педагога - это проявляющаяся готовность к педагогической деятельности, его отношение к делу, качество личности, стремление к новому, творческому осмыслению своей работы. Профессиональная компетентность обуславливается не только профессиональными педагогическими знаниями и умениями, но и ценностными ориентациями и мотивами деятельности педагога, осознание им себя и социума, взаимодействием с коллегами, его общей культурой, и способностью к саморазвитию. Профессия педагога раскрывается как преобразующая и вместе с тем управляющая. Возможность управлять процессом развития личности есть у педагога, обладающего профессиональной компетентностью.

1.2. Практическая готовность учителя

как основа профессиональной компетентности
Практическая готовность педагога является важным компонентом в структуре профессиональной компетентности и связана с умениями во внешнем проявлении педагога, т.к. умениях действовать. Эти умения связаны с организаторскими и коммуникативными умениями.

Организаторские умения обеспечивают включение учащихся в различные виды деятельности и организацию деятельности коллектива. К ним относятся:

1. Мобилизационные умения.

2. Информационные умения.

3. Развивающие умения.

4. Ориентационные умения.

1. Мобилизационные умения – способность привлекать внимания учащихся и развивать у них устойчивых интересов к учению и другим видам деятельности. Для этого педагогу необходимо создать в процессе обучения специальные ситуации, используя различные методы стимулирования, что позволит актуализировать знания и жизненный опыт детей, создать атмосферу совместных переживаний и т.д.



2. Информационные умения – изложение учебной информации. Для того, чтобы наглядно представить учебный материал, а также повысить усвоение материала учитель должен уметь работать с печатными, компьютерными источниками, уметь преобразовывать информацию и т.д., а затем четко и ясно излагать учебный материал, учитывая условия, особенности педагогического процесса, умение объяснять, беседовать, задавать вопросы, применять технические средства общения, оперировать графиками, рисунками, учитывать усвоение детьми материала, перестраивать ход изложения и т.д.

3. Развивающие умения. Такие умения предполагают способность нахождение «зоны ближайшего развития» как отдельных учащихся, так и класса в целом. Это также умение создавать проблемные ситуации, стимулировать детей к учению, умение ставить вопросы, сравнивать, создавать условия для индивидуального развития учащихся.

4. Ориентационные умения – умения педагога, направленные на формирование морально-ценностных установок у детей по отношению к окружающему миру; умения прививать интерес к учебной деятельности, к творчеству, к развитию нужных качеств личности детей.

По мнению В. Е. Пешковой, коммуникативные умения связаны с установлением целесообразных взаимоотношений учителя с окружающими людьми, т.к. деятельность педагога в любом случае осуществляется на фоне педагогического общения (здесь и обмен информацией, и установление взаимоотношений, и влиянии через педагогические средства и т.д.). [12, с.59]

Состав коммуникативных умений:

1. Перцептивные умения – восприятие человека человеком, где происходит изучение особенностей окружающих людей и их расположение к учителю (относится плохо, нейтрально, хорошо). В результате возникает общее умение понимать и чувствовать других (эмпатия – способность «быть в шкуре» другого человека), учитель должен знать особенности ребенка, его потребности, интересы. А так же знать о самом себе свои положительные и отрицательные качества. Перцептивные умения могут быть представлены рядом умений:

- воспринимать и адекватно понимать информацию от партнера;

- проникать в личностную суть других людей;

- определять состояние и переживания другого человека;

- уметь замечать в другом человеке сходные и непохожие качества;

- видеть главное в другом человеке и правильно учитывать его истинную сущность.

2. Умения собственно общения. При подготовке к предстоящему уроку, составляя план занятия, учитель моделирует педагогический процесс и опирается при этом на свою память и воображение, поэтому учитель должен как бы сверху видеть окружающий мир и происходящие в нем процессы. При каждом входе в класс педагогу понадобится умение с первых мгновений устанавливать психологический контакт с классом. Это позволяет настроить учеников на общение с педагогом и организовать совместную творческую деятельность.


При управлении общением учителю предстоит распределять внимание учеников, поддерживать его устойчивость, выбирать нужные способы поведения и обращения, постоянно анализируя поступки детей, выделять мотивы, выбирать нужные средства для оптимизации взаимодействия. В результате общения у учителя и ученика возникает обратная связь, которая основана на эмпатии. Учитель должен улавливать психологический настрой класса, его эмоциональное состояние, настроение, а также эмоции отдельных учеников в классе.

3.Умения педагогической техники – это совокупность умений и навыков, связанных со стимулированием активности детей в классе. К этим умениям относятся всевозможные приемы работы учителя над самим собой.

Сюда относятся умения:

  • выбирать стиль и тон в общении;

  • управлять вниманием детей, их деятельностью;

  • умение воздействовать на окружающих через нюансы голоса, манеры поведения. Учитель должен регулировать свое психическое состояние, владеть техникой релаксации (расслабления), уметь вызывать «по заказу» различные чувства, владеть техникой интонирования голоса и т.д. Кроме этого, учитель должен владеть хотя бы одним из обширной группы прикладных умений: руководитель, тренер, массовик-затейник, руководитель кружка, шахматист, экскурсовод и т.д.

Практическая готовность педагога к труду в сфере образования определяется несколькими факторами. Прежде всего, он должен овладеть организаторскими умениями. Это означает, что он должен быть способным мобилизовать учащихся для выполнения учебных задач в рамках имеющейся программы. К этому типу умений относятся также информационные, развивающие и ориентационные навыки. [11, с.56]

Наличие информационных навыков позволит педагогу быстро находить достоверную информацию, обобщать ее и выделять наиболее значимые сведения, а также доносить ее до учеников и адаптировать преподносимые знания к особенностям конкретного коллектива. Развивающие навыки подразумевают способность запускать и развивать познавательные процессы, для чего необходимо уметь своевременно создавать учебные ситуации и контролировать процесс поиска их решения учащимися. Ориентационные навыки помогут преподавателю развивать и формировать у своих учеников систему моральных ценностных установок.

Современный педагог, помимо всего прочего, также должен обладать коммуникативными навыками. Он обязан видеть не внешние проявления личности, а понимать ее суть. На основе этих навыков строится умение педагогического общения, основной целью которого является достижение заинтересованности у ученика, позволяющей ему быстро закреплять получаемую учебную информацию. [10, с.48]


Практическая готовность многими авторами изучается в совокупности с теоретической. При этом отмечается, что для возникновения практической готовности необходим определенный набор знаний, умений и навыков самостоятельной работы, поиска систематизации и удовлетворения возникшего интереса. Однако следует отметить, что именно вопросам формирования теоретической готовности не всегда уделяется достаточное внимание, и именно теоретическую готовность к самообразовательной деятельности, которая в дальнейшем послужит фундаментом для практической готовности будущий педагог приобретает в стенах вуза на пути к становлению в профессии. [13, с.147]


Выводы
Обобщая изученные теоретические подходы к проблеме готовности к деятельности педагога, можно сделать выводы, что:

1. Большинством исследователей рассматривают практическую готовность педагога как состояние личности, которое формируется при обеспечении специальных внешних и внутренних воздействий.

2. В науке не выделено общепринятого описания структуры практической готовности педагога к деятельности. В зависимости от специфики и направленности деятельности, составляющие структуры могут варьироваться и изменять свою приоритетную значимость.

3. Исследователями отмечается, что для возникновения практической готовности необходима определенная сумма знаний, умений и навыков самостоятельной работы, поиска информации и удовлетворения возникшего интереса.

Практическая готовность будущего учителя к формированию познавательной самостоятельности школьников понимается как:

- результат целенаправленной подготовки и самоподготовки к профессиональной деятельности;

- интегральное свойство личности, позволяющее осознанно и самостоятельно осуществлять стратегию формирования познавательной самостоятельности школьников.

Но формировать познавательную самостоятельность школьников может только тот педагог, у которого познавательная самостоятельность сформирована в полной мере. Готовность учителя к развитию познавательной самостоятельности учащихся выступает относительно автономной и независимой подсистемой в целостной системе профессиональной готовности, степень ее влияния на общепрофессиональную подготовку носит постоянный, динамический характер.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированной парадигмы образования. Сборник ИОСО РАО. – М.: ИОРСО РАО, 2002 – 139 с.

  2. Беляева Н. С. Система формирования профессиональной компетентности учителя в процессе педагогической деятельности [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 11-14. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/61

  3. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: МГФ, 1996. – С. 31.

  4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма образования // Высшее образование сегодня, 2003. – № 5. – С. 34-42.

  5. B.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов, ПЕДАГОГИКА: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. Издательство «Школа-Пресс»,1997, С. 119.

  6. Швецова Н.А. Профессиональная компетентность учителя в образовательном процессе //Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012, с. 77-78.

  7. Школа В.В. Давыдова. Реализация идеи развития в профессиональной деятельности педагога [Электронный ресурс] : материалы всероссийской научной конференции (23 октября 2014 г.) / Л. Н. Алексеева, В. А. Львовский, Е. В. Высоцкая [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2015. — 209 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29875.html

  8. Профессиональный стандарт педагога. ПриказМинистерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. No 544н

  9. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетенции педагога //Педагогика. 2012. № 10. — С.11-14.

  10. Интернет-ресурс Studfiles.net Файловый архив студентов. https://studfiles.net/preview/3816671/

  11. Буренина Е. Е. Готовность педагогических работников общеобразовательных организаций к внедрению инклюзии // Человек и образование № 4 (41) 2014, с. 54-57

  12. Пешкова В. Е. Педагогика: курс лекций. Directmedia, 2015 г. – 69 с.

  13. С. П. Беловолова, Р. А. Орлова. Готовность учителя к профессионально-педагогической деятельности как качество личности.// Сибирский педагогический журнал, 2006. С. 140-157