Файл: Управление организационными изменениями и развитием: противодействие стрессовым ситуациям.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 459
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Сущность изменений в организации
1.2. Особенности управления изменениями организации
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСТОРАНА «РАТАТУЙ»)
2.1. Краткая характеристика организации
2.2. Анализ финансово-экономической деятельности, текущих и возможных изменений в организации
2.3. Мероприятия по управлению процессами изменений в организации и их экономическое обоснование
Организационная структура ООО «Рататуй» представлена на рисунке 4.
Рис. 4. Организационная структура ООО «Рататуй»
Отметим, что в 2019 году произошло сокращение числа сотрудников. Это можно объяснить сокращением прибыли торгового предприятие.
Сокращение коснулось в основном обслуживающий персонал. Стоит отметить также, что в 2019 году уволился единственный заместитель главного бухгалтера, и замена ему до сих пор не была найдена ввиду экономии финансовых средств учреждения. Это является неблагоприятным фактором, так как повышается нагрузка на главного бухгалтера организации.
Из данных рисунка 5 можно сделать следующие выводы: управленческий состав организации практически не менялся по своей численности, за исключением заместителя главного бухгалтера, который уволился в 2019 году и замену которому до сих пор не нашли.
Рис. 5. Структура штата ООО «Новый вкус» в 2017 г.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что компания стремится к повышению качества оказываемых услуг за счет расширения штата обслуживающего персонала.
2.2. Анализ финансово-экономической деятельности, текущих и возможных изменений в организации
В таблице 1 представлена динамика основных экономических показателей ООО «Рататуй» за 2017-2019 гг.
Таблица 2. Динамика основных экономических показателей ООО «Новый вкус» за 2017-2019 гг.
Показатели |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Темп роста (снижени я), % |
1.Выручка, тыс. руб. |
74679 |
139408 |
64729 |
186,7 |
2.Себестоимость продаж, тыс. руб. |
58593 |
97299 |
38706 |
166,1 |
3.Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. |
16086 |
42109 |
26023 |
261,8 |
4.Прочие доходы, тыс. руб. |
9400 |
9290 |
-110 |
98,8 |
5.Прочие расходы, тыс. руб. |
10128 |
18165 |
8037 |
179,4 |
6.Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб. |
6622 |
24398 |
17776 |
3,7 раз |
7.Чистая прибыль, тыс. руб. |
6690 |
24443 |
17753 |
3,7 раз |
8.Среднегодовая стоимость имущества, тыс. руб. |
206712 |
228065 |
21353 |
110,3 |
9.Среднегодовая стоимость основных средств тыс.руб. |
139853 |
132457 |
-7396 |
94,7 |
10.Среднегодовые остатки оборотных. активов, тыс. руб. |
59660 |
67994 |
8334 |
114,0 |
11.Фондоотдача руб. |
0,5 |
1,1 |
0,5 |
197,1 |
12.Оборачиваемость оборотных активов, число оборотов |
1,3 |
2,1 |
0,80 |
163,8 |
13.Затраты на 1 рубль продажи продукции, руб. |
0,785 |
0,698 |
-0,087 |
88,956 |
14.Рентабельность продукции, % |
27,454 |
43,278 |
15,824 |
157,639 |
15.Рентабельность продаж, % |
0,215 |
0,302 |
0,087 |
140,229 |
16.Рентабельность имущества, % |
8,841 |
21,321 |
12,480 |
241,161 |
На основании таблицы 1 можно сделать вывод о том, что в 2019 году произошло значительное увеличение объемов продаж.
В 2019 году наблюдается отрицательная тенденция по показателю среднегодовой стоимости основных средств.
Сравнив темп роста выручки и себестоимости можно судить об эффективной или неэффективной деятельности предприятия за период.
В указанной организации выполняется соотношение: 186.68 > 166.06
Следовательно, деятельность предприятия можно оценить как эффективную.
Считается, что организация работала в отчетном периоде эффективно, если:
ТПА<ТПВ<ТПЧ, (1);
где ТПА - темп роста активов, ТПВ - темп роста выручки, ТПЧ - темп
роста чистой прибыли.
Представленное соотношение называется «золотым правилом» экономики: 110.33%<186.68%<365.37%
Это означает, что выручка опережает в своем росте активы, что свидетельствует об ускорении оборачиваемости средств организации. Чистая прибыль возросла более значительно, чем выручка. Таким образом, за данный период, соотношение выполняется - организация работала очень эффективно.
Эффективность использования имущества в целом была средней. Фондоотдача показывает эффективность использования основных средств организации. Фондоотдача увеличилась на 0.49 и составила 1.02 руб., т.е. снизилась сумма амортизационных отчислений, приходящихся на один рубль объема продаж, и, следовательно, выросла доля прибыли в цене товара.
Рентабельность активов повысилась на 7.69%.
Таким образом, можно сказать о том, что организация за отчетный период работала эффективно, значительно увеличив прибыль и рентабельность продаж.
Рассмотрим коэффициенты финансовой устойчивости (таблица 2).
Таблица 2. Коэффициенты финансовой устойчивости ООО «Рататуй»
Показатель |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Тем прироста |
|
2018/2017, % |
2019/2018, % |
||||
Коэффициент автономии |
0,097 |
0,135 |
0,155 |
38,09 |
15,23 |
Коэффициент финансового риска |
6,873 |
4,117 |
3,605 |
-40,10 |
-12,43 |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами |
0,674 |
0,458 |
0,546 |
-32,13 |
19,41 |
Коэффициент маневренности |
4,948 |
1,954 |
2,223 |
-60,51 |
13,74 |
Коэффициент финансирования |
0,15 |
0,24 |
0,28 |
66,95 |
14,19 |
Отметим, что на протяжении всего периода коэффициент автономии не удовлетворяет нормативному значению, несмотря на то, что в 2019 году наблюдается положительная динамика (рост составил 15,23% в сравнении с 2017 годом).
Это связано с тем, что заемные средства значительно превышают собственные средства.
Данное обстоятельство является достаточно негативным фактором для предприятия, это говорит о высоком финансовом риске и финансовой неустойчивостями предприятия.
При этом следует заметить достаточно высокую обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами – в 2019 году данный показатель составил величину 0,546.
Коэффициент манѐвренностями также удовлетворяет нормативному значению.
Коэффициент финансирования не удовлетворяет нормативному значению из-за сильной зависимости предприятия от внешних источников финансирования.
Рассмотрим коэффициенты ликвидности (таблица 3).
Таблица 3. Коэффициенты ликвидности ООО «Рататуй»
Показатель |
2017 г |
2018 г |
2019 г |
Темп роста |
|
2018/2017 |
2019/2018 |
||||
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,058 |
0,094 |
0,0458 |
61,62 |
-51,34 |
Коэффициент быстрой ликвидности |
1,214 |
0,934 |
1,055 |
-23,07 |
12,98 |
Коэффициент текущей ликвидности |
1,274 |
1,022 |
1,115 |
-19,79 |
9,13 |
Коэффициент абсолютной ликвидности уменьшился на 51,34%.
Если сравнить значение показателя с рекомендуемым уровнем, можно отметить, что предприятие имеет дефицит наличных денежных средств для покрытия текущих обязательств.
Коэффициент текущей ликвидности за отчетный период увеличился на 9,13%, достигнув к концу года 1,115.
Предприятие покрывает краткосрочные обязательства ликвидными активами.
Слишком высокий показатель быстрой ликвидности (1,055 в 2017 году) свидетельствует о нерациональной структуре капитала, о слишком высокой доле неработающих активов в виде наличных денег и средств на счетах.
Рассмотрим коэффициенты оборачиваемости (таблица 4).
На протяжении всего рассматриваемого периода наблюдается рост коэффициента оборачиваемости активов, это является положительным моментом и свидетельствует об увеличении эффективности использования средств в отчетном периоде.
Период оборачиваемости собственного капитала увеличивается, это говорит о снижении деловой активности предприятия.
Таблица 4. Коэффициенты оборачиваемости ООО «Рататуй» за 2017-2019 гг.
Показатель |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Тем прироста |
|
2018/2017, % |
2019/2018, % |
||||
Коэффициент оборачиваемости активов |
1,474 |
1,656 |
1,709 |
12,35 |
3,18 |
Период обращения активов, дней |
244,233 |
217,382 |
210,680 |
-10,99 |
-3,08 |
Период оборачиваемости собственного капитала, дней |
23,793 |
29,243 |
32,659 |
22,91 |
11,68 |
Период наращения ТМЗ, дней |
123,835 |
64,935 |
76,116 |
-47,56 |
17,22 |
Период обращения дебиторской задолженности, дней |
65,781 |
56,900 |
60,848 |
-13,50 |
6,94 |
Период обращения кредиторской задолженности, дней |
56,911 |
62,209 |
59,749 |
9,31 |
-3,95 |
Кроме того, наблюдается отрицательная динамика ещѐ и по периоду наращения ТМЗ.
В 2019 году наблюдается увеличение периода обращения дебиторской задолженности, это является негативным моментом и говорит о замедлении погашения покупательской задолженности.
Период обращения кредиторской задолженности имеет положительную динамику: данный показатель уменьшился на 3,95% в сравнении с 2017 годом.
Это говорит об увеличении предприятия платѐжеспособности по отношению к поставщикам.
Для анализа уровня конкурентоспособности торгового предприятия ООО «Рататуй», определения ее путей развития используем методику стратегического анализа внешней среды.
Стратегический анализ внешней среды предприятия – это процесс определения критически важных факторов среды, влияющих на принятие управленческих решений. Но необходимо не только выявить такие факты, но и предугадать их дальнейшее развитие и степень воздействия на предприятие.
Считается, что около 90% нужной информации можно извлечь из легальных источников. За рубежом такие прогнозы разрабатываются государственными учреждениями, общественными организациями и частными фирмами, занимающимися консалтинговой деятельностью.
В России, пока, рыночная инфраструктура очень слаба.
Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень изменчивости каждого фактора.
Сложность внешней среды достаточно высокая, потому что число факторов внешней среды довольно большое, несмотря на то, что их вариативность можно приблизительно прогнозировать. Подвижность среды – это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Как и сложность, подвижность внешней среды торгового предприятия ООО «Новый вкус» высокая. Одни из наиболее динамичных факторов, которые рассматриваются – есть НТП и конкуренты.
Конкуренты – этот фактор один из наиболее динамично меняющихся, и скорость его изменения (подвижность) высока, что может оказывать воздействие на торговое предприятие ООО «Рататуй».
НТП – Скорость изменения НТП заставляет следить и адекватно реагировать на новинки, появляющиеся в результате прогресса.
Неопределенность внешней среды – низкая, потому что имеется всего лишь три фактора, неопределенность которых относительно высока и перечисляется в порядке увеличения неопределенности.
На основании мониторинга внешней среды, и полученных данных по основным конкурентам на рынке торговли, составим таблицу сравнения основных конкурентных факторов.
В таблице 5 представим сравнительный анализ факторов конкурентоспособности аналогичных торговых предприятий.
Таблица 5. Сравнение факторов конкурентоспособности аналогичных торговых предприятий
Факторы конкурентоспособности |
«Рататуй» |
«Plov project» |
«Своя компания» |
«Большие тарелки» |
Наружная реклама и информация |
9 |
8 |
6 |
5 |
Интерьер |
8 |
8 |
8 |
5 |
Надежность |
10 |
10 |
4 |
7 |
Качество |
10 |
9 |
6 |
8 |
Внедрение новых технологий |
9 |
4 |
8 |
6 |
Как долго на рынке (лет) |
14 |
9 |
2 |
7 |
Персонал |
6 |
7 |
5 |
4 |
Предложение дополнительных услуг |
10 |
6 |
4 |
3 |
Уникальность концепции |
7 |
8 |
5 |
6 |
Исходя из данных таблицы 5, можно сделать вывод, что положение торгового предприятия ООО «Рататуй» довольно устойчивое.
Слабыми факторами являются: квалификация персонала; уникальность концепции.
Тем не менее, необходимо улучшать свои показателей конкурентоспособности, в таких направлениях как персонал и уникальность концепции.
В настоящее время компания обладает существенным потенциалом в отрасли. Это можно объяснить следующими факторами, представленными в таблице 6.
Таблица 6. Определение сильных и слабых сторон, рыночных возможностей и угроз торгового предприятия ООО «Рататуй»
Направления оценки |
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
Финансовое состояние предприятия Стратегия управления предприятием Конкуренция |
Наличие обоснованной, зарекомендовавшей себя финансовой политики Высокий уровень реализации принципов корпоративного управления 1. Узнаваемость на рынке 2. Наличие проверенной базы поставщиков 3. Наличие проверенной базы клиентов |
Существенное снижение выручки от продаж. Увеличение стоимости заѐмных ресурсов. Несоответствие текущей стратегии новым вызовам и нестабильности мировой экономики. Неэффективная реклама. Отсутствие практики обучения персонала |
Направления оценки |
Возможности (O) |
Угрозы (T) |
Финансовое состояние предприятия Стратегия управления предприятием Конкуренция |
Возможность генерации дополнительных денежных потоков в новых проектах; Возможность более эффективного использования ресурсов. Разработка конкурентной стратегии развития Компании Разработка конкурентоспособной продукции. Увеличение льгот и субсидий от государства Упрощение требований налогового законодательства к малым предприятиям |
Внешние ограничения могут ослабить объѐмы денежных потоков от основной деятельности на рынке и снизить стоимость компании Риски сужения рынков сбыта продукции. Риски снижения рыночной доли компании по основным бизнес-сегментам. 1. Повышение барьеров входа на рынок; 2. Риски увеличения тарифов поставщиков; 3. В этом году ожидается выход на рынок крупных компаний-конкурентов. |