Файл: Методические рекомендации по суммативному оцениванию Физика 8 класс.pdf
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методические рекомендации
по суммативному оцениванию
Физика
8 класс
ПРОЕКТ
Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Физика» для обучающихся 8 классов. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной программы и учебного плана.
Задания для суммативного оценивания за раздел позволят учителю определить уровень достижения обучающимися целей обучения, запланированных на четверть. Для проведения суммативного оценивания за раздел в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений обучающихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Методические рекомендации предназначены для учителей школ основного среднего образования, администрации школ, методистов отделов образования, региональных и школьных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-сайтах.
2
ПРОЕКТ
СОДЕРЖАНИЕ
1 ЧЕТВЕРТЬ ................................................................................................................................ 4
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА РАЗДЕЛ ................................ 4
Суммативное оценивание за раздел «Тепловые явления» .................................................... 4
Суммативное оценивание за раздел «Агрегатные состояния вещества» ............................ 8
2 ЧЕТВЕРТЬ .............................................................................................................................. 12
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА РАЗДЕЛ .............................. 12
Суммативное оценивание за раздел «Основы термодинамики» ........................................ 12
Суммативное оценивание за раздел «Основы электростатики»......................................... 15
3 ЧЕТВЕРТЬ .............................................................................................................................. 19
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА РАЗДЕЛ .............................. 19
Суммативное оценивание за раздел «Постоянный электрический ток» ........................... 19
Суммативное оценивание за раздел «Электромагнитные явления» .................................. 23
4 ЧЕТВЕРТЬ .............................................................................................................................. 27
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА РАЗДЕЛ .............................. 27
Суммативное оценивание за раздел «Световые явления» .................................................. 27 3
ПРОЕКТ
1 ЧЕТВЕРТЬ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА РАЗДЕЛ
Суммативное оценивание за раздел «Тепловые явления»
Цель обучения
8.3.1.2 - представлять температуру в разных температурных шкалах (Кельвин, Цельсий)
8.3.2.5 - определять количество теплоты, полученной или отданной в процессе теплопередачи
8.3.2.7 - применять формулу количества теплоты, выделяемого при сгорании топлива, в решении задач
8.3.2.6 - объяснить физический смысл удельной теплоемкости
8.3.2.9 - применять уравнение теплового баланса при решении задач
Критерий оценивания
Обучающийся
•
Характеризует способы измерения температуры
•
Характеризует процесс теплопередачи
•
Использует формулу количества теплоты, выделяемого при сгорании топлива, в решении задач
•
Описывает изменение количества теплоты и изменение температуры, основываясь на физическом смысле удельной теплоемкости
•
Использует уравнение теплового баланса при решении задач
Уровни мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения
25 минут
Задания
1.
Рассмотрите изображение термометра, показывающего температуру некоторого тела в градусах Цельсия. a)
Чему равна цена деления термометра? [1] b)
Чему равна температура t предмета? [1] c)
Запишите данное показание термометра в градусах Кельвина. [1]
4
ПРОЕКТ
2.
Рассмотрите график. Масса воды и керосина одинакова. a) Как изменятся температура керосина через каждые 40 секунд? [1] b) Сколько времени потребовалось для нагревания воды на 20 градусов? [1]
3.
Рассмотрите график зависимости количества теплоты, выделяющегося при сгорании топлива, от массы топлива. Определите по таблице, данной ниже, для каких видов топлива эти графики.
[4]
4.
Тела из меди и железа равной массы получили одинаковое количество теплоты.
Определите какое из них нагреется до более высокой температуры. Удельная теплоемкость меди 380 Дж/(кг∙
P
о
С), удельная теплоемкость железа 460 Дж/(кг∙
P
о
С).
[2]
5.
В калориметре находится 1 кг воды при температуре 20 о
С. В воду опускают свинцовую деталь массой 2 кг, имеющую температуру 90 о
С. Рассчитайте до какой температуры нагреется вода. (Потерями теплоты в калориметре пренебречь).
[3]
Итого: 14 баллов
5
ПРОЕКТ
Критерий оценивания
№
задан
ия
Дескрипторы
Балл
Обучающийся
Характеризует способы измерения температуры
1
Определяет цену деления термометра;
1
Определяет температуру тела в градусах
Цельсия;
1
Переводит температуру тела из градусов
Цельсия в градусы Кельвина;
1
Характеризует процесс теплопередачи
2
Определяет изменение температуры керосина за определенное время;
1
Определяет время нагревания воды;
1
Использует формулу количества теплоты, выделяемого при сгорании топлива, в решении задач
3
Определяет по графику удельные теплоемкости;
2
Определяет по таблице каждый вид топлива;
2
Описывает изменение количества теплоты и изменение температуры, основываясь на физическом смысле удельной теплоемкости
4
Использует формулу количества теплоты;
1
Определяет тело, нагревшееся больше;
1
Использует уравнение теплового баланса при решении задач
5
Составляет уравнение теплового баланса для данной задачи;
1
Выводит формулу для расчета температуры воды;
1
Определяет температуру нагретого тела.
1
Всего баллов
14
6
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Тепловые явления»
ФИО обучающегося _________________________________________
Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий
Средний
Высокий
Характеризует способы измерения температуры
Характеризует процесс теплопередачи
Затрудняется характеризовать способы измерения температуры.
Допускает ошибки при определении температуры тела в градусах Цельсия/ при переводе температуры тела из градусов
Цельсия в градусы Кельвина.
Правильно характеризует способы измерения температуры.
Использует формулу количества теплоты, выделяемого при сгорании топлива, в решении задач
Использует затруднения при использовании формулу колическтва теплоты при сгорании топлива.
Допускает ошибки при определении из графика вида топлива.
Верно описывает график и правильно находит виды топлива.
Описывает изменение количества теплоты и изменение температуры, основываясь на физическом смысле удельной теплоемкости
Испытывает затруднения при объяснении процесса изменения температуры.
Допускает ошибки при определении нагретого тела.
Верно объясняет процесс изменения температуры, использует удельную теплоемкость в качестве обоснования.
Использует уравнение теплового баланса при решении задач
Испытывает затруднения при составлении уравнении теплового баланса.
Допускает ошибки при выводе формулы для расчета температуру нагретого тела.
Верно составляет уравнение теплового баланса.
7
ПРОЕКТ
Суммативное оценивание за раздел «Агрегатные состояния вещества»
Цель обучения
8.3.2.7 - применять формулу количества теплоты, поглощаемого / выделяемого при плавлении
/кристаллизации, в решении задач
8.3.2.11 - анализировать график зависимости температуры от времени при плавлении и кристаллизации
8.3.2.13 - анализировать график зависимости температуры от времени при парообразовании и конденсации
Критерий оценивания
Обучающийся
•
Определяет количество теплоты при изменениях агрегатных состояний вещества
•
Описывает графики зависимости температуры от времени и температуры при изменении агрегатных состояний вещества.
Уровни мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Время выполнения
25 минут
Задания
1.
Определите удельную теплоту парообразования вещества массой 0,2 кг, если было затрачено 6000 Дж.
[2]
2.
Дан кусок льда, массой 100 г при температуре -10 о
С. Удельная теплоемкость льда
2100 Дж/(кг∙
P
о
С), удельная теплота плавления льда 3,34 Дж/кг, температура плавления льда 0 о
С a) Определите количество теплоты, необходимое для нагревания льда до температуры плавления.
[2] b) Определите количество теплоты, необходимое для плавления льда, взятого при температуре плавления.
[2]
3.
Определите участок графика, который соответствует конденсации вещества. Перво- начально вещество находится в газообразном состоянии.
[1]
8
ПРОЕКТ
4.
Рассмотрите график зависимости температуры первоначально жидкого серебра от количества выделенной им теплоты. Определите количество теплоты выделившееся при кристаллизации серебра.
[1]
5.
Тело из парафина равномерно нагревали в течении определенного промежутка времени. Рассмотрите график зависимости температуры данного тела от времени. а) Какую температуру имело тело в начале наблюдения? [1] b) Какой процесс описывается отрезком АB?
[1] c) Какой процесс описывается отрезком ВC?
[1] d) При какой температуре начался процесс плавления тела? [1] e) Сколько времени длился процесс плавления? [1] f) Изменялась ли температура тела во время плавления? [1] g) Какую температуру имело тело в конце наблюдений?
[1]
Итого: 15 баллов
9
ПРОЕКТ
Критерий оценивания
№
задани
я
Дескрипторы
Балл
Обучающийся
Определяет количество теплоты при изменениях агрегатных состояний вещества
1
Применяет формулу для нахождения удельной теплоты парообразования;
1
Выражает значение удельной теплоты парообразования;
1 2
Применяет формулу количества теплоты для нагревания тела;
1
Определяет количество теплоты, необходимое для нагревания льда до температуры плавления;
1
Применяет формулу количества теплоты для плавления тела;
1
Определяет количество теплоты, необходимое для плавления льда;
1
Анализирует графики зависимости температуры от времени и температуры при изменении агрегатных состояний вещества
3
Определяет участок графика, соответ- ствующий конденсации вещества;
1 4
Определяет на графике участок, соответствующий процессу кристаллизации;
1 5
Определяет начальную температуру тела;
1
Описывает процесс на отрезке АB;
1
Описывает процесс на отрезке ВC;
1
Определяет температуру начала плавления тела;
1
Определяет время плавления;
1
Описывает изменение температуры тела в процессе плавления;
1
Определяет конечную температуру тела.
1
Всего баллов
15
10
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Агрегатные состояния вещества»
ФИО обучающегося _________________________________________
Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий
Средний
Высокий
Определяет количество теплоты при изменениях агрегатных состояний вещества
Испытывает затруднения при применении формул для определения количества теплоты при нагревании, плавлении.
Применяет формулы количества теплоты при нагревании, плавлении, испарении, допускает ошибки при вычислении количества теплоты при нагревании / плавлении.
Правильно определяет количество теплоты при нагревании и плавлении.
Анализирует графики зависимости температуры от времени и температуры при изменении агрегатных состояний вещества
Испытывает затруднения при определении температуры и тепловых процессов по графику.
Допускает ошибки при определении процессов нагревания / плавления тела.
Правильно определяет тепловые процессы по графику, делает вывод об изменении температуры тела во время плавления.
11
ПРОЕКТ
2 ЧЕТВЕРТЬ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА РАЗДЕЛ
Суммативное оценивание за раздел «Основы термодинамики»
Цель обучения
8.3.2.17 - объяснять первый закон термодинамики.
8.3.2.18 - объяснять второй закон термодинамики
8.3.2.19 - определять коэффициент полезного действия теплового двигателя
Критерий оценивания
Обучающийся
•
Использует первое начало термодинамики для объяснения термодинамических процессов.
•
Применяет первое начало термодинамики при решении задач
•
Формулирует второй закон термодинамики
•
Решает задачи на вычисления КПД
Уровни мыслительных
навыков
Применение
Время выполнения
20 минут
Задания
1.
Определите в каком случае увеличивается внутренняя энергия гири в случае поднятия ее на 2 метра, или при нагревании на 2 о
С.
[1]
2.
Найдите, насколько изменилась внутренняя энергия газа, если в тепловом двигателе газ получил 300 Дж тепла и совершил работу 36 Дж.
[2]
3.
Определите изменение внутренней энергии газа, если ему передано количество теплоты
300 Дж и внешние силы совершили работу 500 Дж.
A) -
800 Дж
B) -
200 Дж
C) 0 Дж
D) 800 Дж
[1]
4.
Сформулируйте второй закон термодинамики.
[1]
5.
В тепловом двигателе температура холодильника составляет 273 К, а температура нагревателя равна 3073 К. Определите максимальный возможный КПД такого двигателя
(в %).
[2]
Итого: 7 баллов
12
ПРОЕКТ
Критерий
оценивания
№
задания
Дескрипторы
Балл
Обучающийся
Использует первое начало термодинамики для объяснения термодинамических процессов.
1
Определяет случаи, при котором увеличивается внутренняя энергия гири;
1
Применяет первое начало термодинамики при решении задач
2
Использует первое начало термодинамики при решении задач;
1
Вычисляет внутреннюю энергию газа;
1 3
Определяет изменение внутренней энергии газа;
1
Формулирует второй закон термодинамики
4
Записывает второй закон термодинамики;
1
Решает задачи на вычисления КПД
5
Использует формулу для нахождения КПД;
1
Вычисляет КПД двигателя.
1
Всего баллов:
7
13
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Основы термодинамики»
ФИО обучающегося _________________________________________
Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий
Средний
Высокий
Использует первое начало термодинамики для объяснения термодинамических процессов
Затрудняется объяснить термодинамический процесс с точки зрения первого начала термодинамики применительно к изопроцессам.
Допускает ошибки при объяснении термодинамических процессов.
Правильно использует первое начало термодинамики.
Применяет первое начало термодинамики при решении задач
Затрудняется применять первое начало термодинамики для вычисления необходимых параметров.
Применяет первое начало термодинамики, допускает ошибки в расчетах.
Правильно использует первое начало термодинамики.
Формулирует второй закон термодинамики
Испытывает затруднения в формулировке и объяснении второго закона термодинамики.
Допускает ошибки при формулировке закона.
Формулирует второй закон термодинамики.
Решает задачи на вычисления
КПД
Затрудняется применить теоретические знания для перевода единиц в СИ и расчете
КПД.
Применяет формулу для нахождения КПД, допускает небольшие ошибки в расчетах.
Использует формулу для нахождения КПД двигателя и производит верные вычисления.
14