ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методическая разработка урока математики для 5 класса на тему
«Сложение и вычитание десятичных дробей»
Цель: систематизировать знания по теме «сложения и вычитания десятичных дробей» и применять их при решении задач; научить видению нового знания в структуре изучаемой темы с уже приобретённым опытом.
Без урока систематизации знаний нельзя считать завершённым процесс усвоения учащимися учебного материала.
Цель рефлексии: закрепить усвоенные знания и скорректировать их.
Мотивация: стимулировать интерес к изучению математики.
Приёмы:
1.создание на уроке ситуации занимательности;
2.создание ситуации успеха, поощрение за успешное выполнение своих обязанностей;
3.оперативный контроль над выполнением требований
Задачи:
Предметные:
закрепить навыки сложения и вычитания десятичных дробей,
развивать навыки решения текстовых задач, содержащих десятичные дроби, арифметическим способом.
Личностные: формировать умение объективно оценивать свой труд, формирование познавательного мотива к изучению темы.
Метапредметные: формировать умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований
Планируемые результаты: По окончанию урока, учащиеся должны закрепить навык вычисления десятичных дробей, научаться оценивать самостоятельно свою работу и работу одноклассников, работать с таблицами, сравнивать табличные данные. Анализировать в связи с чем может быть связано повышение того или иного показателя.
Основные понятия: десятичные дроби, сложение, вычитание.
Ход урока
На перемене раздать карточки с заданиями(прил.2), лист самооценивания(прил.3) и домашнее задание.(прил.4)
-
Организационный момент. (1 минута)
(Приветствие) Добрый день ребята! Присаживайтесь!
В перемену вы получили карточки с домашней работой
, выполнив которую вы получите оценку в журнал. (2 задачи)
-
Актуализация знаний и фиксирование затруднений. (6 минут)
Ребята, скажите какую тему мы проходили с вами предыдущие два урока? (Сложение и вычитание десятичных чисел). Хорошо! Вспомните и назовите, какие ассоциации вызывает эта тема? (Десятичная дробь, сложение, вычитание, запятая, целая часть, дробная часть, сложение и вычитание столбиком, свойства сложения и вычитания).
У каждого из вас на столах лежат карточки с заданиями урока. Посмотрите внимательно задания и ответьте, как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? Верно, решать задачи!
А какие задачи, с чем они связаны? С жизнью, с десят. дробями. Правильно.
Тогда назовите тему нашего урока. (Решение практических задач по теме сложение и вычитание десятичных дробей)
Открываем тетради, записываем число и тему.
Итак, на предыдущих уроках вы познакомились с десятичными дробями. Чему вы научились в работе с десятичными дробями? (Научились читать, записывать, округлять, сравнивать их, а так же складывать и вычитать).
Как вы, ребята, думаете: какова же цель сегодняшнего урока? Правильно, цель нашего урока повторить и обобщить наши знания и умения по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей», а еще решать жизненные задачи, в которых могут встретиться десятичные дроби.
III. Наш урок будет состоять из 3 частей.
1 разминка 5 мин.
2 решение задач 20 мин.
3 задачи ВПР 10 мин.
Скоро нам предстоит писать эту работу, поэтому задания ВПР мы включаем в каждый урок.
У каждого на столах лежит лист самооценки, подпишите его! (прил.3). Как вы думаете, для чего он нужен? Верно! Сегодня вы будете оценивать сами себя и своих одноклассников. Подпишите листы и ознакомьтесь со шкалой самооценивания. В конце урока вы просуммируете все баллы и поставите себе соответствующую оценку.
Итак приступим к 1 части – разминка (прил.1) (На доске заранее записаны 3 задания).
Хорошо. 1 часть закончили, можете проставить себе балл в оценочный лист. Скажите, с какими числами мы работали? Какие действия выполняли?
Приступаем к решению задач. Но для начала ответьте на вопрос
«Что общего между сложением и вычитанием натуральных и десятичных чисел?»
(Ответы детей)
Внимание на карточки с заданиями. (прил.2)
Задание 1. (Один ученик у доски, остальные в тетради.)
Задание 2. На доске заранее для экономии времени учителем нарисована краткая таблица с продуктами.
Физкультминутка 1 мин.
3 задание. (Один ученик у доски, остальные в тетради.)
Итак, ребята, проставьте балл за 2-ую часть урока себе и оценки одноклассникам, работающим у доски
Скажите, в чем сложности были при решении этих задач? Какая показалась более трудной? (Выслушиваю мнения детей, делаем вывод, какие задания нужно еще проработать)
Итак, приступаем к 3 Части (прил.2). На втором бланке задании есть две задачи с ВПР. Давайте попробуем их решить.
1 задание (один у доски, остальные в тетради)
2 задание(один у доски, остальные в тетради)
-
Рефлексия деятельности. (4 минуты)
-
Ребята, давайте вспомним какую цель мы ставил и в начале урока? Как вы думаете достигли мы этой цели? Встречаются ли нам такие задачи в жизни? Какой вывод можем сделать? ( десятичные дроби встречаются в жизни так же часто как и натуральные числа.)
А теперь выставляем оценки себе за работу и прошу в листе обратной связи(прил.3) оставить свои впечатления об уроке.
Всем спасибо за урок!
Приложение 1 Разминка.
-
Вычислить:
-
Скажите в каком из примеров ответ: 241, 290, 336.
153 + 7 238 + 3 118 + 17
284 + 6 372 + 9
-
Кто быстрее сосчитает?
Приложение 2
Карточка с заданиями.
Задание 1. Перед вами прайс-лист маршрута автобуса Самарской области.
Папа и сын решили отправиться в путешествие. Помогите определить стоимость какого маршрута самая низкая? Сколько денег потребуется им на билет, если они отправятся по маршруту с.Ягодное- г. Тольятти?
Прайс-лист
Маршрут | Стоимость билета на одного человека |
с. Ягодное - с. Тимофеевка | 46,83 |
с. Тимофеевка - с. Зелёновка | 34,89 |
с. Ягодное - г. Тольятти | 35,23 |
г. Тольятти - с. Зелёновка | 45,74 |
с. Зелёновка - п. Винтай | 32,4 |
п. Винтай - с. Малая Царевщина | 50,58 |
п. Винтай - п. Курумоч | 30,14 |
с. Малая Царевщина - п. Волжский | 20 |
п. Курумоч - п. Волжский | 20,19 |
с. Зелёновка - г. Жигулёвск | 28,5 |
После прибытия в г.Тольятти они решили поехать в с. Зелёновка, определите стоимость проезда. Какой из этих маршрутов самый дорогой?
Задание 2. Мама отправила в магазин за покупками. В списке продуктов она написала:
Хлеб 2 булки, масло подсолнечное 1б, крупа пшеничная 1 кг, сок яблочный 2 л, мука 2 кг и на сдачу купить шоколадку. Определите в каком из двух магазинов стоимость продуктов ниже, рассчитайте сколько денег уйдет на покупку, если мама дала 400 рублей. Хватит ли на шоколадку?
| продукты | Цена за кг/шт/л. |
Магазин «Оазис» | Масло подсолнечное | 45,6 руб. |
| Крупа пшеничная | 23,5 руб. |
| Хлеб | 15,3 руб. |
| Сок яблочный | 61 руб. |
| Мука | 37,5 руб. |
| Шоколад молочный | 55.8 руб. |
3 задание. Мама взяла квитанции об оплате за свет, за полгода и решила сравнить, в каком месяце расход электроэнергии был наибольшим? Помогите сравнить.
месяц | Показатель на начало месяца кВт. | Показатель на конец месяца кВт. | Расход электроэнергии кВт. |
ОКТЯБРЬ | 356,35 | 398,70 | |
НОЯБРЬ | 398,70 | 435,90 | |
ДЕКАБРЬ | 435,30 | 495,80 | |
ЯНВАРЬ | 495,10 | 560,25 | |
ФЕВРАЛЬ | 560,25 | 593,40 | |
МАРТ | 593,40 | 612,63 | |
Как выдумаете с чем связан такой большой расход эл.эн в этом месяце?
3 ЧАСТЬ. ЗАДАЧИ ВПР
1 задание
Из двух городов одновременно навстречу друг другу выехали два автомобиля. Один ехал со скоростью 50 км/ч, другой — со скоростью 80 км/ч. На сколько километров больше проехал второй автомобиль до места их встречи, если расстояние между городами 520 км? Запишите решение и ответ.
2 задание
Два плотника заработали вместе 280 р. Один из них работал 14 дней по 7 ч в день, а другой — 7 дней по 6 ч. Сколько заработал каждый из них, если они за 1 ч работы получают поровну?
Запишите решение и ответ
Приложение 3
Карточка самооценивания.
Ф.И.______________________________
Раздел урока: | Баллы |
1.Разминка | |
2.Задачи с карточки | |
3.Задачи ВПР | |
4.Оценивание одноклассников | |
2 балла- с заданием справился, трудностей не возникло.
1 балл – задание выполнил, но возникли сложности
0 баллов- с заданием не справился.
Оценка одноклассника у доски | баллы |
Ф.И. | |
Ф.И. | |
Ф.И. | |
Ф.И. | |
Ф.И. | |
ИТОГО ОЦЕНКА ЗА УРОК: _________
7-8 баллов – оценка «5»; 5-6 баллов – оценка «4»; 3-4 балла – оценка «3»;
Ниже 3 баллов – оценка «2»
ЛИСТ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
-
сегодня я узнал… -
было интересно… -
было трудно… -
я понял, что… -
теперь я могу… -
я научился… -
у меня получилось … -
меня удивило… -
урок дал мне для жизни…
Приложение 4 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Задача 1.
Пётр четыре раза заправлял автомобиль на разных заправочных станциях и записывал объём и стоимость приобретённого бензина.
Заправочная станция | Объём бензина | Общая стоимость |
«Альфанефть» | 40 л | 1520 руб. |
«Гексан» | 20 л | 780 руб. |
«Джимойл» | 35 л | 1435 руб. |
АЗС №5 | 45 л | 1935 руб. |