Файл: Реферат по дисциплине Уход за больными хирургического профиля.docx
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 467
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
приподняться на локтях и опуститься в постель; -
сесть, подтягиваясь за тесьму, привязанную к ножному концу кровати (после освоения предыдущего упражнения); -
повороты в постели. Вначале научится поворачиваться в ту сторону, на которой была операция. Для этого рука противоположной повороту стороны закидывается в сторону движения с захватом края постели или простыни. После этого нога противоположной повороту стороны закидывается на другую ногу как можно дальше – своей тяжестью она будет способствовать повороту. Рука стороны поворота подтягивается под туловище. Плечо стороны поворота отодвигается назад, противоположное с помощью руки движется в направлении поворота. Подтягиваясь рукой за край постели и используя закинутую ногу в качестве противовеса, больной медленно поворачивается на бок. Освоив это упражнение больной выполняет его 2-3 раза в день в ту и другую сторону. На следующие сутки это упражнение выполняется не менее 4-5 раз. -
сидение на краю постели со спущенными на пол ногами, чтобы не было чрезмерного сгибания в поясничном, грудном и шейном отделах позвоночника под грудную клетку и поясницу подкладывают подушки; -
стоять у кровати, держась за ее спинку или опираясь на стену, или при поддержке окружающих. Предварительно нужно сесть и при отсутствии головокружения медленно встать; -
ходьба, вначале вокруг постели, держась за нее, затем постепенно до палатного стола, окна и при отсутствии головокружения, выходить в коридор.
Ходьба поднимает у больных настроение, внушает надежду на скорое выздоровление, усиливает аппетит.
После того, как больной начнет опираться на локти, он должен выполнять приемы самообслуживания: разглаживать под собой простыню, смахивать с нее крошки, подтягиваться к прикроватному столику и брать с него предметы – стакан, продукты, чистить зубы над тазом, надевать и застегивать рубашку, причесываться. Сидячие больные должны самостоятельно бриться.
Ходячих пациентов следует включать в обслуживание лежачих больных палаты (дружеские услуги) – подача воды, разноска пищи по палате с палатного столика, заправка постелей и пр. Пациенты, оказывающие дружеские услуги, быстрее восстанавливают свои силы и движения.
5. Основные правила медицинской этики.
Медицинская этика - (лат. ethica, от греч.еthice) – изучение нравственности, морали), это раздел философской дисциплины этики, объектом исследования которого являются морально-нравственные аспекты медицины.
Этика— наука, которая изучает вопросы нравственности и морали. Медицинская этика состоит из комплекса норм профессиональной деятельности работников медицины.
Медицинская этика связана с деонтологий. Этим термином обозначают учение о должном поведении медиков. Медицинская этика изучает и определяет решение различных проблем межличностных взаимоотношений по трём основным направлениям:
• медицинский работник – больной,
• медицинский работник – родственники больного,
• медицинский работник – медицинский работник.
Характеризуя далее эти аспекты, следует иметь ввиду, что составляющие их положение пересекаются, так как характеризуют общечеловеческие ценности.
Отношения медицинского работника и больного базируются на следующих принципах.
1. Любому работнику медицинской сферы должны быть присущи такие качества, как сострадание, доброта, чуткость и отзывчивость, заботливость и внимательное отношение к больному.
2. Медицинский работник в отношении к больным должен быть корректным, внимательным, однако он не должен допускать панибратства.
3. Медицинский работник должен быть специалистом высокой квалификации, всесторонне грамотным. Сейчас больные читают медицинскую литературу, особенно по своей болезни. Врач и медицинская сестра должны в такой ситуации профессионально и деликатно общаться с больным. Неправильные действия врачей или медицинского персонала, неосторожно сказанное слово, анализы или истории болезни, ставшие доступными больному, могут привести к фобии, то есть боязни того или иного заболевания (например к канцерофобии - боязни заболевания раком).
4. Большое значение имеет слово, что подразумевает не только культуру речи, но и чувство такта, умение поднять больному настроение, не ранить его неосторожным высказыванием.
5. Особое значение в медицинской профессии приобретают такие общечеловеческие нормы общения, как умение уважать и внимательно выслушать собеседника, продемонстрировать заинтересованность в содержании беседы и мнении больного, правильное и доступное построение речи.
6. Немаловажен и внешний опрятный вид медицинского персонала: чистые халат и шапочка, аккуратная сменная обувь, ухоженные руки с коротко остриженными ногтями.
7. Тактика медицинского работника, его поведение всегда должны строиться в зависимости от характера больного, уровня его культуры, тяжести заболевания, особенностями психики. С мнительными больными необходимо обладать терпением; все больные нуждаются в утешении, но в то же время в твердой уверенности врача в возможность излечения. Важнейшей задачей медицинского работника является необходимость добиться доверия больного и неосторожным словом и действием не подорвать его в последующем.
Отношения медицинского работника с родственниками больного
Взаимоотношения медицинского работника с родственниками самая сложная проблема медицинской деонтологии. Если заболевание обычное и лечение идет хорошо допустима полная откровенность. При наличии осложнений допустим корректный разговор с ближайшими родственниками.
Отношения между медицинскими работниками предусматривают выполнения следующих правил.
1. Работа в отделении или в стационаре должна подчиняться строгой дисциплине, должна соблюдаться субординация, то есть служебное подчинение младшего по должности - старшему.
2. Нельзя критиковать или давать оценку действиям коллеги в присутствии больного. Замечания коллегам необходимо делать при необходимости с глазу на глаз, не подрывая их авторитета.
3. Медицинский работник в своей работе не должен замыкаться в себе, обсуждение вызывающих затруднения у лечащего врача или медицинской сестры случаев следует производить коллегиально. Медицинский работник должен не гнушаться любым советом, будь то от старшего или младшего. Однако никогда не стоит говорить больному о том, что этот консультант плох, если он не соглашается с вашим диагнозом. Если при совместном с коллегами обследовании возникли разногласия - обсудить их необходимо без присутствия пациента, а потом, на основании истины, достигнутой в споре, необходимо сообщить общее мнение больному именно так: «Мы обсудили и решили ...». Если во время манипуляции медицинский работник сталкивается с непредвиденной ситуацией, техническими сложностями, аномалией развития, то он должен советоваться, вызвать старшего коллегу, при необходимости попросить его участие в дальнейшем ходе действий.
4. Взаимоотношения врачей со средним и младшим медицинским персоналом должно быть демократичным - они знают и слышат все. Необходимо привлечь их на свою сторону в плане сохранения врачебной тайны - не сообщать ни больному, ни родственникам об имеющемся заболевании или патологии, применяемых методах лечения и др. Воспитайте у них правильный ответ на все вопросы: «Я ничего не знаю, спросите у лечащего врача». Тем более все эти вопросы не должны громогласно обсуждаться и выдаваться кому бы то не было.
Основные принципы этики для медработников сформулировал Гиппократ еще две с половиной тысячи лет назад. «Клятва Гиппократа» и поныне провозглашает, что целью медицины является именно лечение больного.
PRIMUM NON NOCERE(лат.) - ПРЕЖДЕ ВСЕГО, НЕ НАВРЕДИ – это высказывание является главным этическим принципом в медицине.
В настоящее время, основываясь на медицинской этике, врач обязан в отношении пациента соблюдать следующие правила:
• Сообщать о правах пациента;
• Сообщать о состоянии его здоровья;
• Уважать человеческое достоинство пациента и гуманно относится к нему;
• Не причинять моральный или физический вред;
• Бережно относиться к умирающему человеку;
• Хранить врачебную тайну;
• Не допускать несведущее вмешательство в здоровье пациента;
• Сохранять высокий уровень знаний по своей профессии;
• Уважительно относиться к коллегам;
• Поддерживать уважение к медицине.
Медицинская этика гласит, что врачу следует быть высокообразованным специалистом, а деонтология помогает видеть в больном человека и уважать его права.
Необходимо всегда помнить, что медику недопустимо без меры использовать парфюмерные и косметические средства. Сильные и резкие запахи могут вызвать нежелательные реакции: от нервного раздражения больного и различных проявлений у него аллергии до острого приступа бронхиальной астмы.
Моральная ответственность медицинского работника подразумевает соблюдение им всех принципов медицинской этики. Неправильная диагностика, лечение, поведение врача, представителей среднего и младшего медицинского персонала могут привести к физическим и нравственным страданиям пациентов.
6. Главные деонтологические аспекты.
Медицинская деонтология - это совокупность этических норм выполнения медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей.
В начале XIX века английский философ, правовед, священник Иеремия Бентам термином «деонтология» определил науку о поведении человека любой профессии. Для каждой профессии есть свои деонтологические нормы. Термин «деонтология» происходит от двух греческих корней: «deon-должное», «logos» - учение. Таким образом, деонтология - это учение о должном, а медицинская деонтология - это правила поведения врачей и медицинского персонала, это долг медицинских работников перед больными.
Деонтология, как и этика, изучает мораль. Но эта наука исследует, как врач взаимодействует с больными и их близкими, своими сослуживцами и со всем обществом в целом.
В 1956 году вышла книга Николая Николаевича Петрова «Вопросы хирургической деонтологии», где Петров впервые вводит понятие о медицинской деонтологии в отечественную медицинскую литературу и по праву считается основоположником медицинской деонтологии. По его мнению, медицинская деонтология изучает не только отношения “врач-больной”, но и систему организации обслуживания (включая культуру обслуживания) больного в лечебных учреждениях. В книге “Вопросы хирургической деонтологии” он писал, что “под медицинской деонтологией мы должны разуметь учение о принципах поведения медицинского персонала не для достижения индивидуального благополучия и общепризнаваемой почтенности отдельных врачей и их сотрудников, а для максимального повышения полезности лечения и максимального устранения вредных последствий неполноценной медицинской работы”.
Н.Н. Петров писал: «Основная задача всякой медицинской деонтологии лежит в том, чтобы постоянно напоминать медицинским работникам, что медицина должна служить пользе больных людей, а не больные люди – пользе медицины».
При общении с больным его следует вначале выслушать, а потом задавать необходимые для установления диагноза вопросы. Грубыми нарушениями правил деонтологии являются невнимание к жалобам, поспешность, насмешка, выказываемое недоверие к больному и невыполнение данного врачом больному обещания.
Врач обязан, согласно существующему законодательству, строго сохранять врачебную тайну, если она не представляет угрозы обществу. Одним из важных принципов хирургической деонтологии является охрана психики больных. Нельзя сообщать больному о предполагаемом или установленном диагнозе опасного для жизни онкологического заболевания. Информация о диагнозе и прогнозе должна быть представлена больному в понятной для него и в то же время не вызывающей особой тревоги форме. Если излечение болезни достижимо только посредством операции, то надо настаивать на ней, разъясняя больному возможность неблагоприятного исхода при отказе от вмешательства. Более настойчивым должен быть хирург при отказе больного от госпитализации в случае острых заболеваний органов брюшной полости.