Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего
образования МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«СИНЕРГИЯ»
Факультет Экономики
Направление
Экономика
Кафедра
Экономики и финансов
профель:бухгалтерский учет,
анализ и аудит)
(аббревиатура)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АНАЛИЗ
ЭКСПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ ОРГАНИЗАЦИИ
на примере ( ООО " ТРАНСЛИЗИНГ")
Бухгалтерский учет и анализ экспортных операций организации на примере ( ООО
"ТРАНСЛИЗИНГ")
Обучающийся
_____________
(Ф.И.О. полностью)
подпись
Руководитель
_____________
(Ф.И.О. полностью)
подпись
Консультант
_____________
(Ф.И.О. полностью)
подпись
Заведующий кафедрой
_____________
(Ф.И.О. полностью)
подпись
МОСКВА 2016 г.
PISHEM24.RU
8 800 551-60-95
2
Содержание
Введение
2
Глава 1 Теоретико-методологическая база учета и анализа экспортных операций 6 1.1. Нормативно-правовое обеспечение экспортных торговых операций.
6 1.2. Бухгалтерскийучет экспортных операций
12 1.3.Формы и системы анализа эффективности экспортных операций
22
Глава
2. Организация бухгалтерского учета экспортных операций деятельности
ООО «Транслизинг»
26 2.1.Краткая характеристика предприятия
26 2.2. Документальное оформление экспортных операций в организации и учетная политика
27 2.3. Особенности налогообложения экспорта
35 2.4. Анализ экспортных операций
39
Глава 3 Направления совершенствования экспортной деятельности в ООО
«Транслизинг»
45 3.1. Моделирование учетной системы ориентированнойна требования МСФО, при осуществлении внешнеторговых операций
45 3.2. Внедрение элементов экономического анализа для повышения эффективности принятия управленческих решений, связанных с экспортной деятельностью
53
Заключение
56
Список литературы
61
Приложения
64
Приложения 1. Выписка из бухгалтерского баланса
64
Приложение 2. Отчет о финансовыхрезультатах
68
Приложение 3- Условия поставок экспорта, применяемые в ООО «Транслизинг»
70
PISHEM24.RU
8 800 551-60-95
3
Введение
В условиях формирующегося рыночного хозяйства все большее количество предприятий самостоятельно выходят на внешний рынок. Новые товарно-денежные отношения находят свое отражение в
учетно- аналитической системе предприятия, формируя в бухгалтерском учете и анализе хозяйственной деятельности новый раздел — учет и анализ внешнеэкономической деятельности.
С переходом к рыночным отношениям возникла необходимость в новых методических подходах к оценке как тактических, так и стратегических решений, учитывающих все многообразие происходящих перемен в деятельности хозяйствующих субъектов.
До перестройки управление внешнеэкономическими связями в нашей стране осуществлялось на макроуровне, то есть на уровне государства.
При монополии на внешнюю торговлю и другие виды' внешнеэкономической деятельности государство устанавливало, какие организации, в каких отраслях, и в каком объеме могли вести непосредственные операции по внешней торговле; определяло посредством экспортно-импортного плана, что и в каких количествах могло быть вывезено из страны и ввезено в нее. Кроме того, государство непосредственно регулировало ввоз и вывоз, операции внешнеторговых организаций посредством системы лицензий (разрешений). В
тот период только около восьмидесяти специальных внешнеэкономических объединений имели право осуществлять экспортные и импортные операции на мировых рынках.
В настоящее время каждая организация (предприятие, фирма),
соблюдая соответствующие законодательные регламентации,
может самостоятельно организовывать и осуществлять внешнеэкономическую деятельность и соответственно управлять ею на микроуровне. Организуя ее,
они обязаны четко определять, какие служебные подразделения выполняют те или иные функции по осуществлению внешнеэкономических операций и,
PISHEM24.RU
8 800 551-60-95
4
каким образом координируется их внешнеэкономическая работа. Управление внешнеэкономической деятельностью на уровне фирмы предполагает решение таких важнейших задач, как разработка стратегических направлений внешнеэкономической политики и поведения фирмы на зарубежных рынках,
составление планов внешней торговли и формирование оптимальной структуры органов управления внешнеэкономической деятельностью, ее координация с другими видами работы фирмы, учет, анализ и контроль эффективности операций на внешних рынках, информационное обеспечение решений в области экономических отношений с иностранными партнерами.
Это требует от отечественных субъектов мирового рынка высокого профессионализма, знания сложившейся практики и обычаев ведения внешней торговли, ее форм и методов, умения оперативно и рационально регистрировать учетную информацию и отклонения от плановых параметров,
проводить комплексные аналитические исследования эффективности внешнеэкономической деятельности.
В связи с этим возникают сложности не только практического, но и теоретического характера,
вызываемые необходимостью дальнейшей разработки концептуального подхода как к
организации учетно- аналитической системы в целом, так и к ее отдельным элементам,
применительно к специфике предприятий, занимающихся экспортными операциями.
Степень разработанности проблемы. Проблемам совершенствования методологии учетно-аналитического обоснования управленческих решений всегда уделялось большое внимание как со стороны зарубежных, так и отечественных ученых.
Общие теоретические вопросы учетно-аналитического обеспечения системы управления затратами предприятий нашли свое отражение в работах
А.Ф. Аксененко, М.И. Баканова, СБ. Барнгольц, Л.Т. Гиляровской, В.Б.
Ивашкевича, З.В. Кирьяновой, Б.И. Майданчика, М.В. Мельник, В.Ф. Палия,
В.И. Петровой, Р.С. Сайфулина, Я.В. Соколова, А.Д. Шеремета и других, а
PISHEM24.RU
8 800 551-60-95
5
также зарубежных авторов: X. Байера, Г. Бирмана, Э. Вальтера, К. Друри, С.
Шмидта, Э. Хелферта и других.
Уровень развития экономики страны во многом предопределяется экспортом производимой продукции, важность и актуальность указанных проблем, а также недостаточное их изучение и отражение в экономической литературе применительно к предприятиям, экспортирующим продукцию имеет большое значение для совершенствования системы управления и улучшения организации экономической работы в этих предприятиях и повышения на этой основе эффективности их деятельности.
Целью дипломной работы является представление организации учета и проведение анализа экспортных операций ООО «Транслизинг».
В соответствии с этим в дипломной работе обоснована необходимость решения следующих задач:
Раскрыть методику учета и анализа экспортных операций;
Дать характеристику ведения учета экспортных операций в ООО«
Транслизинг»
Проведение анализа эффективности экспортных сделок
Определение направлений совершенствования экспорной деятельности организации
Предметом исследования в дипломной работе является совокупность правовых,
учетно-экономических и
бухгалтерских особенностей внешнеэкономической деятельности предприятий,
проявляющихся в
различных учетных операциях, которые являются объектами учета и анализа.
Объектом исследования выступают учетно-экономические функции управления внешнеэкономической деятельностью ООО «Транслизинг»,
обеспечивающие информационные потребности различных групп пользователей бухгалтерской отчетности.
Теоретической и методологической основой дипломного исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов, законодательные и нормативные акты РФ, международные стандарты отчетности, справочные
PISHEM24.RU
8 800 551-60-95
6
материалы,
статистические данные.
В
процессе написания работы применялись методы теоретического и эмпирического исследования, такие как анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, а также логический, исторический и комплексный подходы к научному познанию.
Научная новизна работы заключается в анализе большого спектра совершенствования и
методики учетно-аналитической системы внешнеэкономической деятельности предприятий,
занимающихся экспортными операциями.
PISHEM24.RU
8 800 551-60-95
7
Глава 1 Теоретико-методологическая база учета и анализа
экспортных операций
1.1. Нормативно-правовое обеспечение экспортных торговых
операций.
Порядок ведения организациями бухгалтерского учета экспортных торговых операций существенно зависит от условий, содержащихся в отдельных внешнеэкономических договорах, применяемых в деловом обороте организации форм расчетов с иностранными покупателями, а также от формы выхода российского поставщика экспортного товара на внешний рынок –
самостоятельно или через посредника. Нам представляется целесообразным в бухгалтерском учете операций по экспорту товара выделить четыре этапа:
1. учет движения экспортного товара от поставщика к покупателю;
2. учет накладных расходов;
4. учет обязательной продажи части экспортной валютной выручки.
Проведению каждой экспортной операции предшествует заключение контракта, являющегося основой для ее последующего отражения в бухгалтерском учете.
Схемы продвижения российских товаров на зарубежный рынок весьма разнообразны. Наиболее типичны следующие:
- поставка по прямому контракту, заключенному с иностранным покупателем;
- поставка по договору поручения, комиссии, агентирования,
заключенному с российским посредником;
- поставка по консигнационному договору, заключенному с
иностранным посредником.
Прежде чем говорить об особенностях отражения в бухгалтерском учете экспорта товаров по прямому контракту, определим, что прямыми
PISHEM24.RU
8 800 551-60-95
8
отправками называются международные перевозки грузов,
которые осуществляются без перевалки и хранения. Они оформляются единым транспортным документом
–
международной накладной,
которая выписывается в пункте отправления.
Однако стоит заметить, что прямые отправки товаров возможны только в те страны, с которыми на межгосударственном уровне имеются соглашения о прямом международном сообщении.
Рассмотрим отражение в бухгалтерском учете экспорта товара по прямому соглашению по предложенным нами ранее этапам.
В зависимости от принятого в учетной политике организации момента реализации синтетический учет отгруженных на экспорт товаров осуществляется либо на счете 45 «Товары отгруженные», либо на счете 62
«Расчеты с покупателями и заказчиками». Так, большинство специалистов рекомендуют использовать счет
45,
если экспортный контракт предусматривает переход права собственности на отгруженные товары на пути продвижения к иностранному покупателю. При этом отраженная на счете 45 стоимость отгруженных на экспорт товаров показывает, что эти товары находятся в пути, но право собственности на них пока принадлежит российскому продавцу.
Для учета отгруженных на экспорт товаров используется субсчет 45-1
«Товары, отгруженные экспортные», на котором экспортная продукция находится до отражения в учете реализации (т.е. до момента перехода права собственности на нее к покупателю).
Когда со страной импортера имеется соглашение, определяющее поставку продукции в прямом грузовом международном сообщении без переоформления транспортных документов, отгруженные по прямым поставкам экспортные товары отражаются на отдельном субсчете
«Экспортные товары по прямым поставкам».
Экспортные товары,
отгруженные по прямым поставкам, принимаются на учет и сразу списываются на реализацию, т.е. дальнейший учет их движения не ведется:
PISHEM24.RU
8 800 551-60-95
9
Дт 45, субсчет 2 «Экспортные товары по прямым поставкам»
Кт 43, субсчет 1 «Экспортные товары на складах поставщиков», 41
«Товары, предназначенные для реализации на экспорт»
Дт 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость»
Кт 45, субсчет 2 «Экспортные товары по прямым поставкам».
В процессе осуществления внешнеторговых операций российский поставщик несет определенные расходы, связанные с реализацией товаров на экспорт. Их принято называть накладными (коммерческими) расходами.
Синтетический учет коммерческих расходов ведется на собирательно-распределительном счете 44-1 «Накладные расходы по экспорту». При осуществлении экспортных операций к нему следует открывать субсчета второго порядка:
44-11 «Накладные расходы по экспорту и реэкспорту в рублях»;
44-12 «Накладные расходы по экспорту и реэкспорту в иностранной валюте»;
44-15 «Общеторговые накладные расходы по экспорту».
Отражение отдельных коммерческих расходов на счетах зависит от того, на каком этапе продвижения товаров к иностранному поставщику они имели место. Если такие расходы возникли на таможенной территории
Российской Федерации, то их формирование следует отражать по дебету субсчета 44-11 «Накладные расходы по экспорту и реэкспорту в рублях». Если расходы имели место за границей, то их учет должен вестись на субсчете 44-
12 «Накладные расходы по экспорту и реэкспорту в иностранной валюте».
Распределение коммерческих расходов между сторонами внешнеэкономической сделки является одной из важнейших особенностей реализации товаров за границу Российской Федерации. По внешнеторговым сделкам состав таких расходов у продавца и покупателя определяется базисными условиями поставки,
содержание которых изложено в
Международных правилах толкования торговых терминов Инкотермс
(международный правовой документ, применяющийся во внешнеторговой
PISHEM24.RU
8 800 551-60-95
10
деятельности). С точки зрения распределения обязанностей и расходов по доставке все базисные условия поставок разделены на четыре группы:E, F, C,
D.
Условия поставки EXW – с завода, предполагает, что продавец передает товар в распоряжение покупателя на своем предприятии, и с этого момента его обязательства по поставке считаются выполненными.
В группу F входят три вида поставки на условиях перевозки груза силами покупателя. Для всех трех базисных условий этой группы общим является то, что продавец передает товар перевозчику на территории своей страны, но перевозчик предоставляется покупателем.
В группу С входят виды поставок на условиях перевозки силами продавца. Общим для условий поставки групп F и C является то, что выполнение обязательств продавца по поставке товара наступает с момента передачи его перевозчику, хотя по базисным условиям поставки группы F
перевозка осуществляется силами покупателя (он предоставляет транспорт и оплачивает перевозку), а по условиям группы С – силами продавца.
В группу D входят такие условия поставки, согласно которым продавец несет ответственность за прибытие товара в порт или согласованный пункт назначения. Особенностью условий поставки группы D является то, что договоры купли-продажи, заключенные на условиях этой группы, не предусматривают заключения продавцом договора страхования.
Следует отметить, что информация о товарах, отгруженных на условиях F, C и D, первоначально найдет отражение на счете 45. Их списание,
как мы уже говорили, происходит в момент перехода к импортеру права собственности одновременно с признанием выручки. При этом нет необходимости отражать на счете 45 информацию о товарах, отгруженных на условиях поставки EXW, разумеется, если право собственности на экспортный товар переходит к покупателю в момент исполнения продавцом своих обязательств по поставке.
Несоблюдение оговоренных в контракте терминов может привести к
PISHEM24.RU
8 800 551-60-95
11
необоснованному завышению произведенных расходов, и, как следствие, к занижению в налоговом учете налогооблагаемой базе по налогу на прибыль.
Коммерческие расходы включают:
- расходы на тару и упаковку товаров на складах готовой продукции;
- расходы по доставке товаров к пункту отправления;
- расходы по погрузке товаров в транспортные средства, разгрузке,
хранению, перевалке;
- расходы по транспортировке;
- расходы по страхованию грузов в пути;
- комиссионные сборы,
уплачиваемые посредническим внешнеторговым и иным фирмам;
- расходы по организации выставок как внутри страны, так и за рубежом;
- экспортные и импортные пошлины;
- расходы на рекламу;
- сборы за таможенное оформление товаров;
- другие аналогичные по назначению расходы.
Это так называемые текущие накладные расходы. Однако в процессе осуществления экспортных операций возникают и непроизводительные расходы, которые объективно не характерны для подобных операций. К их числу относятся штрафы, пени, неустойки, выплачиваемые иностранным покупателям, транспортно-экспедиторским и другим организациям.
Практика внешнеторговой деятельности показывает, что организации нередко включают эти расходы в соответствующие статьи накладных расходов и тем самым некорректно формируют полную себестоимость отгруженных на экспорт товаров. Такие расходы следует относить в дебет счета 99 «Прибыли и убытки».
Коммерческие расходы на упаковку и транспортировку включаются в себестоимость отдельных видов продукции прямым путем.
При невозможности их списания подобным образом используется косвенный
PISHEM24.RU
8 800 551-60-95