Файл: Методическое пособие по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма в доу (дети 5 7 лет).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


         В этом возрасте необходимо формировать у детей самостоятельность и ответственность в действиях, связанных с переходом улицы, учить устанавливать причинно-следственные связи, выбирать наиболее безопасные маршруты движения от дома до детского сада, к магазину. Учить детей определять, предвидеть опасность дорожной ситуации и возможность её избежания, воспитывать у детей уважение к пешеходам и водителям.

В результате проводимой работы у детей 6-7 лет сформируются следующие привычки, навыки, правила поведения:

  • прежде чем куда-то идти – мысленно представить себе маршрут и отметить в нём места, представляющие наибольшую опасность;

  • переходить дорогу только тогда, когда видишь её всю. Если есть загораживающий часть дороги двигающийся транспорт – подождать, пока он пройдёт. Если стоящая машина, кусты или что-то ещё мешает видеть дорогу – пройти вдоль тротуара, пока не будет хорошего обзора;

  • из всех маршрутов движения выбирать тот, который наиболее безопасный

  • реагировать на все изменения погоды и условий видимости как на повышение уровня опасности;

  • улицы и перекрёстки никогда не переходить «по диагонали»;

  • требования дорожных знаков, сигналов регулировщика и светофора не обсуждаются, а выполняются на 100%.

Дошкольники по своим особенностям импульсивны, внимание их быстро переключается и рассеивается. Поэтому многим детям требуется индивидуальная работа над выработкой стиля поведения в дорожных ситуациях. Чтобы у ребёнка не появился страх перед дорогой и транспортом, надо стремиться сформировать у него уверенность в том, что если он будет соблюдать осторожность и выполнять правила дорожной безопасности, с ни ничего плохого не случится.

Реализация задач по воспитанию безопасного поведения дошкольников на улицах и дорогах в условиях ДОУ в рамках реализуемых программ позволит сформировать у детей необходимые представления, умения и навыки.

В подготовительной к школе группе с детьми закреплять представления о том, что Правила дорожного движения, направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять. Продолжать выработать у детей положительное отношение к закону. Продолжать знакомить детей с причинами дорожно-транспортных происшествий. Полученные знания закреплять в играх, в игровых обучающих ситуациях, в беседах и рассказах детей.


Педагогам необходимо самим чётко знать правила дорожного движения для пешеходов и требования, предъявляемые к передвижению с группой детей по улицам, дорогам и в транспорте.

Требования к передвижению с группой детей

Группу детей разрешается водить только по тротуару или левой обочине не более чем в два ряда, в сопровождении трех взрослых. Желательно, чтобы в руках у детей не было никаких предметов.

Переходить улицу разрешается только в местах, где имеются линии или указатели, или на перекрестках по линии продолжения тротуаров. При этом воспитатель, дойдя до середины проезжей дороги, поднятым красным флажком предупреждает водителей транспорта о колонне детей, переходящих улицу, до тех пор, пока дети не пройдут.

Рекомендуется для организованного перехода улицы с детьми младшего дошкольного возраста использовать цветную веревочку, за которую по обе ее стороны ­держатся дети.

Езда на велосипедах по улицам и дорогам разреша­ется лицам с 14 лет. Дети до 14 лет должны кататься во дворах, на игровых площадках под присмотром взрослых.

Педагоги должны помнить, что в процессе обучения детей правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практиче­ским формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания.

Движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах – для детей слишком сложное явление, чтобы ориентироваться в нем самостоятельно. Поэтому особое внимание должно быть уделено организации наблюдений и экскурсий. Детей следует размещать в таком месте, где группа не мешала бы движению и могла наблюдать нужные на данной экскурсии объекты.

Целевые прогулки

Целевые прогулки, включенные в план работы по профилактике дорожно­-транспортного травматизма, также направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях в группах. В каждой из возрастных групп целевые прогулки предусматривают свои задачи, примерные темы и периодичность проведения (приложение 4).

Так, организуя целевые прогулки в младшей группе (один раз в два месяца), воспитателю необходимо обратить внимание детей на работу светофора, на разные виды транспорта: легковые, грузовые машины, автобусы, трамваи. В процессе наблюдения учить различать и называть кабину, колеса, окна, двери. Учить отвечать на вопросы, а также наблюдать за играми «в улицу» старших детей.



Направленность целевых прогулок

Дети 5 – 6 лет:

  • улица

  • правила поведения на улице

  • наблюдение за транспортом

  • прогулка пешехода

  • переход

  • перекресток

  • наблюдение за работой светофора

  • наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД

  • прогулка к автобусной остановке.

Дети 6 – 7 лет:

  • улицы и перекрестки

  • правила дорожного движения

  • наблюдение за работой светофора

  • наблюдение за движением машин и работой водителя

  • наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД

  • значение дорожных знаков

  • знакомство с местом остановки пассажирского ­транспорта

  • пешеходный переход (подземный и наземный)

  • островок безопасности.

В старшей группе (5 – 6 лет) целевые прогулки организуются один раз в месяц. На них закрепляются представления детей о проезжей части, осевой линии; дети знакомятся с перекрестком, некоторыми дорожными знаками, получают более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров.

На целевых прогулках в подготовительной группе (6 – 7 лет) (один раз в месяц) дошкольники наблюдают за движением транспорта, работой водителя, сигналами светофора. Расширяются знания детей об инспекторах ДПС ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улице. Продолжается знакомство с назначением дорожных знаков и их начертанием. Закрепляется правильное употребление пространственной терминологии (слева – справа, вверху – внизу, спереди – сзади, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине, напротив, вдоль). Дети должны хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них.

Организация работы с педагогами.

При организации в ДОУ работы по профилактике дорожно–транспортного травматизма в задачи старшего воспитателя входит обеспечение методической поддержки педагогов. Старшему воспитателю необходимо обратить внимание педагогов на следующие моменты:

  • при ознакомлении детей с правилами дорожного движения следует устанавливать связь между всеми разделами программы;

  • проводить работу систематически, постепенно усложняя программные требования от группы к группе, учитывая способности детей;

  • воспитывать в детях самостоятельность, умение применять в повседневной жизни знания, полученные на занятиях.


Работа дошкольного образовательного учреждения  по изучению ПДД и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма должна включать: 


1. Совместный план работы  учреждения и ГИБДД, общественностью (ЮИД, волонтерство).

2. Календарно-тематическое планирование.

3. План-график проведения бесед, инструктажей с педагогами.

4. Информационный материал о формах работы с детьми всех имеющихся специалистов.

5. Циклограммы  деятельности воспитателя по данной проблеме: творческие конкурсы по изобразительной деятельности, конструированию и ручному труду; совместные творческие работы детей, педагогов и родителей; выставки творческих методических материалов педагогов: конспекты занятий, сценарии мероприятий; дни открытых мероприятий внутри детского сада. 
6. Методическую копилку: разработка тематических мероприятий для детей всех возрастных групп; материалы для проведения  проектов, акций; информационный материал по работе с родителями», разработанные положения по смотрам и конкурсам.

В организации работы по профилактике ДДТТ следует соблюдать следующие принципы:

1. Системность.

Работа должна проводиться в течение всего учебного года при гибком распределении содержания в течение дня. В зимний период целесообразно организовывать занятия и игры на макетах, в игровых уголках и летом чаще проводить их на участках с нанесенными элементами дорожной разметки. Во время прогулок по улицам города обращать внимание детей на то, что движение транспорта и пешеходов подчинено особым правилам, строго соблюдать правила перехода улицы.

2. Учет местных условий.

Создавая развивающую среду, включающую пособия, игры, игровые материалы, следует учитывать, что у городских и сельских дошкольников различный опыт поведения на улицах и дорогах. Сельские дети, попадая в город, часто оказываются неподготовленными к правильному поведению на улице и в транспорте. У городских детей могут возникнуть проблемы в условиях сельской местности: теряется бдительность, осторожность на дороге. В процессе целенаправленной педагогической работы можно компенсировать неосведомленность детей о правилах поведения в непривычных условиях, если использовать макеты городской и сельской улицы, загородной дороги. Очень важно, чтобы городской ребенок при необходимости смог бы отыскать дорогу домой, перейти улицу в наиболее безопасном для этого месте.


3. Учет возрастных особенностей в содержании и формах работы.

Большое внимание должно уделяться  вопросам повышения квалификации педагогов по данной проблеме. Для этого в методическом кабинете должна быть создана соответствующая материально-техническая база; для педагогов и совместно  проводятся различные методические мероприятия:

1. Оформляются папки-передвижки об обязанностях пешехода и пассажира.

2. Проводятся  семинары, практикумы, круглые столы.

3. Организуется консалтинг для педагогов с приглашением специалистов ГИБДД, медиков, психологов.

4. Проводятся мультимедийные презентации из опыта работы ДОУ города.

Осуществление контроля.

Для того чтобы проанализировать систему работы по обучению детей правилам дорожного движения, оценить план работы педагогов и предметно-­развивающую среду по данной теме, установить уровень полученных детьми знаний, необходимо разработать соответствующие формы тематического контроля.