Файл: Процессуальные основы возбуждения и расследование дел об административных правонарушениях таможенными органами.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Необходимо отметить, что изъятие либо арест предметов правонарушения обязательны, так как такие товары и/или транспортные средства имеют существенное значение в процессе доказывания вины лица, в отношении которого ведется производство по делу, а также, как отмечалось выше, в силу того, что санкцией статьи предусмотрена возможность конфискации предмета правонарушения.

Невыполнение одного из указанных процессуальных действий может привести к утрате вещественного доказательства или его подмене. Кроме этого, отсутствие изъятого (арестованного) предмета правонарушения не позволяет его идентифицировать, затрудняет определение стоимости, а в некоторых случаях делает эту процедуру невозможной (при отсутствии четкого описания товара). Это в равной степени относится и к изъятию документов.

6. Принять меры к установлению личности нарушителя, сведений о нем.

7. Установить и опросить лицо, которое непосредственно перемещало через таможенную границу РФ товар и/или представляло документы в таможенный орган (физическое лицо, водителя автомашины, машиниста железнодорожного состава, приемосдатчика, капитана воздушного или морского судна, иных должностных лиц или работников перевозчика). Перед опросом установить его личность, полномочия, разъяснить ему права: если опрашивается в качестве лица, в отношении которого возбуждено дело, - права, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации и статьей 25.1 КоАП РФ; если опрашивается в качестве свидетеля - права, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации и статьей 25.6 КоАП РФ. Объяснения получить по следующим вопросам:

1) когда, где, с какой целью пересечена таможенная граница Таможенного союза при прибытии либо было намерение ее пересечь при убытии;

2) какие товары, на каком транспортном средстве перевозились, на основании каких документов, где, когда и от кого были получены товары и документы, присутствовал ли при получении (загрузке), если нет, то по каким причинам;

3) в чей адрес подлежали доставке товары, кому, где и когда они должны быть переданы (в том числе вручены документы);

4) как проверялась достоверность сведений, заявленных в документах относительно товаров, какие предусмотренные законом, международным договором, конвенцией меры предпринимались, если нет, то по каким причинам;


5) с какого времени работает в данной организации (место работы, адрес организации, фамилия, имя, отчество руководителя, номер телефона);

6) круг должностных обязанностей;

7) знал или предполагал о недостоверности заявленных сведений в документах на товар и/или транспортное средство;

8) кем, где и когда налагались средства идентификации и каким способом;

9) кто, где, когда, на каком основании подал в таможенный орган документы для необходимые для таможенных целей.

В зависимости от ответов и обстоятельств дела необходимо задать иные вопросы.

8. Для полного, всестороннего и объективного расследования необходимо проверять версии и объяснения лица, привлекаемого к ответственности, сообщенные им при опросе, а также в иных документах, представленных самим лицом либо от его имени (его законным представителем, иным доверенным лицом) в таможенный орган, который ведет производство по делу, об обстоятельствах и цели перемещения товаров и/или транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза в нарушение установленных правил, места их доставки, где и от кого был получен (загружен) товар, об отправителе и получателе (собственнике), об обстоятельствах задержания и т.д.

Проверке подлежат все сведения, сообщенные лицом, привлекаемым к ответственности. Это необходимо в целях выявления каналов незаконного перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза, установления организаторов, пособников, соучастников совершенного правонарушения.

9. Опросить по обстоятельствам дела в качестве свидетелей должностных лиц таможенного органа, проводивших таможенный контроль и обнаруживших недостоверность заявленных сведений, установив их личность, полномочия, разъяснив им права, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации и статьей 25.6 КоАП РФ, по следующим вопросам:

1) все ли сведения, необходимые в соответствии с требованиями Таможенного кодекса Таможенного союза, были представлены;

2) какие документы содержат недостоверные сведения, в чем это выражается;

3) кем, где, когда и при каких обстоятельствах данные документы были представлены в таможенный орган и чем это подтверждается (каковы признаки подделки использованных средств идентификации либо их отнесения к другим товарам);

4) какие недостоверные сведения о товарах были выявлены в процессе проведения таможенного контроля, на что они влияют;



5) каковы обстоятельства обнаружения недостоверных сведений, на каком этапе таможенного оформления это было выявлено;

6) что пояснило лицо по поводу обнаружения недостоверных сведений, брались ли с него письменные объяснения, если нет, то по каким причинам.

В зависимости от ответов и обстоятельств дела необходимо задать иные вопросы.

10. Установить местонахождение организации, привлекаемой к ответственности:

1) из реестра таможенных перевозчиков;

2) запросить информацию у российских представителей международных транспортных организаций;

3) если организация является российским юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, то запросить в налоговых органах выписку из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;

4) запросить сведения о перевозчике в порту приписки. Порт приписки установить через порт прибытия либо в территориальном подразделении пограничной службы.

11. Опросить по обстоятельствам дела законного представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу, предварительно ознакомив с правами, предусмотренными статьей 51 Конституции Российской Федерации и статьей 25.1 КоАП РФ, по вопросам, указанным в п. 1.4, а также по следующим вопросам:

1) признает ли факт совершения правонарушения;

2) на основании какого договора (экспедиции) осуществлялась доставка товара;

3) на основании какого договора (экспедиции) осуществлялась подача в таможенный орган документов в целях оформления определенной таможенной процедуры;

4) известны ли обязанности перевозчика (в зависимости от вида транспорта) в контексте Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов от 19.05.1956 (далее - КДПГ); Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенции МДП) от 14.11.1975; Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении 1956 г.; Временной технологии взаимодействия таможенных органов и железных дорог при таможенном оформлении грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, от 20.04.1995; Международной конвенции об унификации временных правил о коносаменте 1924 г.; Конвенции ООН о морской перевозке грузов 1978 г.; Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшава, 12 октября 1929 г.) (с изменениями и дополнениями от 28 сентября 1955 г.);


5) знакомит ли организация непосредственных исполнителей с их обязанностями в части проверки соответствия транспортным и коммерческим документам содержимого транспортного средства, в том числе контейнера, прицепа и т.д.;

6) каковы причины сообщения таможенному органу недостоверных сведений о перемещаемых товарах,

7) признает ли виновность лица, в отношении которого ведется производство по делу, в совершении правонарушения.

Исходя из содержания ответов, задать другие вопросы.

К материалам дел, возбужденных в отношении юридических лиц, должны быть приобщены:

1) учредительные, уставные документы, предусмотренные статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), определяющие в соответствии с законодательством его правовое положение (правовой статус), при этом нет необходимости приобщать указанные документы в полном объеме и в оригиналах, допускается приобщение актуализированных выписок из них или заверенных надлежащим образом копий;

2) доверенности, представляемые в таможенные органы должностными лицами и сотрудниками юридических лиц при проведении таможенного контроля. Необходимо учитывать такие обстоятельства, как срок действия доверенности, статус представителя, наличие трудовых отношений между ним и доверителем, сведения о конкретных полномочиях представителя, должностном положении лица, подписавшего доверенность.


3) документы, подтверждающие полномочия законного представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу (в соответствии со ст. 25.4 КоАП РФ).

12. Назначить в порядке статьи 26.4 КоАП РФ криминалистическую экспертизу для подтверждения факта подделки документов или фиктивности средств идентификации. Вызвать и ознакомить до проведения экспертизы лицо, привлекаемое к ответственности, с определением о назначении экспертизы, о чем сделать запись в определении.

Фиктивность документов может подтверждаться установлением недействительности штампов и печатей таможенных органов иностранных государств на представленных транспортных и коммерческих документах, неоформление (невыдача) их отправителем, а также совокупностью иных доказательств. Кроме того, при определении недействительности транспортных и коммерческих документов необходимо оценивать факты наличия или отсутствия на них отметок таможенных органов стран-отправителей и транзитных стран, свидетельствующих о перевозке товаров по территории указанных государств, соответствия их установленным образцам и правилам заполнения. В случае установления признаков подделки документов необходимо в порядке статей 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ) передать материалы в территориальный орган внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Для проведения данных экспертиз следует изъять в соответствии со статьей 26.5 КоАП РФ и в порядке статьи 27.10 КоАП РФ образцы для сравнительного исследования - бланков, штампов, печатей, подписей. При изъятии средств идентификации их следует упаковать и опечатать в установленном порядке.

13. Опросить представителя российского получателя (отправителя) товаров в качестве свидетеля по вопросам:

1) заключения внешнеэкономического контракта;

2) получения разрешительных документов, необходимых для перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза;

3) наименования и количества, ассортимента товаров, их идентификационных признаков, размера, цвета и т.д., которые должны были поступить (отправить) по конкретной поставке;

4) расхождения сведений о товарах, указанных в представленных в таможенный орган документах, фактически перемещаемых;