Файл: Значение развития социальнобытовых навыков у детей с овз в условиях инклюзивного образования. Введение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Значение развития социально-бытовых навыков у детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Введение.
В последнее время в нашем обществе и государстве уделяется большое внимание детям с особенностями в развитии, в т.ч.: с РДА, ДЦП, УО, ЗПР, синдромом Дауна.
Эти заболевания представляют из себя следующее:
-
Ранний детский аутизм – сложное нарушение развития, характеризующееся искажением протекания различных психических процессов, главным образом, в когнитивной и психосоциальной сферах. Проявлениями раннего детского аутизма служат избегание контактов с людьми, замкнутость, извращенные сенсорные реакции, стереотипность поведения, нарушения речевого развития. -
Детский церебральный паралич (ДЦП) — это понятие, объединяющее группу двигательных расстройств, возникающих вследствие повреждения различных мозговых структур в перинатальном периоде. -
Умственная отсталость— врождённая или приобретённая в раннем возрасте задержка, либо неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации. -
Задержка психического развития (ЗПР) – темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания.
В связи с этим меняется подход и к коррекционному обучению, и к воспитанию таких детей. Вырос интерес к проблеме оказания педагогической помощи и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время в России широко стала использоваться практика инклюзивного воспитания и обучения детей с ОВЗ. Инклюзивным или включающим образованием называют совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с нормативно развивающимися сверстниками. Эти дети стали ходить в массовые детские сады, играть вместе на площадках, учиться вместе с нормотипичными детьми в школе.
Но подход к воспитанию и обучению таких детей несколько иной, чем для нормально развивающихся сверстников.
При развитии детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья наблюдается снижение активности и ориентировочной деятельности, а также приобщение потребностей в сторону усиления примитивных действий. Слабая активность, моторная недостаточность детей, отсутствие умения перенести увиденное ранее в свою повседневную жизнь приводят к нарушениям в овладении ими предметными действиями. Они не могут анализировать воспринимаемый предмет или действие, не сравнивают и не сопоставляют их. Это проявляется в резком контрасте между восприятием простого и несколько усложненного материала.
Так, например, дети с выраженной формой умственной отсталости способны лишь к самым элементарным обобщениям (а в некоторых случаях и не способны к ним). И то эти обобщения формируются с большим трудом и только в результате специального обучения, постоянного, ежедневного закрепления и, как правило, дети связывают их с собственным жизненным опытом.
Чтобы иметь возможность нормальной адаптации к своим сверстникам, ребенок с ограниченными возможностями здоровья должен обладать определенными умениями и навыками. Наиболее важными для таких детей являются культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
Формирование санитарно-гигиенических навыков у нормотипичных детей
Своевременное появление у детей санитарно-гигиенических навыков, указывает Р.С. Буре, является отражением их адекватного развития и начальной социализации. Воспитание гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья. С первых дней жизни при формировании таких навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс пускать на потом, период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный (сенситивный) для формирования культурно-гигиенических навыков (Т.М. Яковенко). В дошкольной педагогике С.А. Козлова и Т.А. Куликова выделяют группы культурно-гигиенических навыков, которыми должен овладеть ребенок:
а) навыки еды (аккуратно брать, прожевывать пищу, пользоваться ложкой и т. д.);
б) навыки ухода за своим телом (умывание, причесывание и т. п.);
в) навыки соблюдения порядка в помещении, пользования одеждой и ухода за ней (быстро одеваться и раздеваться, содержать вещи в порядке и чистоте и т. д.).
Санитарно-гигиеническое воспитание нормально развивающихся детей уже после первого года жизни направлено на приобщение ребенка к следующим навыкам:
-
- мыть руки перед едой и после каждого загрязнения; -
- умываться после ночного сна и после каждого загрязнения; -
- принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном, а летом и перед дневным сном; -
- мыться с мылом и мочалкой (через два дня на третий); -
- пользоваться туалетом (горшком); -
- подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым; -
- полоскать рот после приема пищи (с двух лет); -
- пользоваться зубной щеткой (с двух лет); -
- пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке (самостоятельно с двух с половиной лет); -
- пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с полутора — двух лет); -
- ухаживать за ногтями с помощью щеточки (с двух с половиной лет); -
- не брать пищу грязными руками (под контролем взрослого на протяжении всего раннего детства).
К трем годам нормально развивающийся ребенок может самостоятельно соблюдать почти все элементарные санитарно-гигиенические навыки.
Особенности формирования санитарно-гигиенических навыков у детей с ОВЗ
В сложившейся практике нередко приходиться наблюдать, что значительная часть детей с ОВЗ оказывается неспособной к самообслуживанию и постоянно нуждается в опеке и помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, что значительно затрудняет их дальнейшую адаптацию и интеграцию с социальной средой.
Нарушения двигательного и/или психического развития, трудности, которые испытывают дети в повседневной практической жизни, гиперопека со стороны родителей - все это снижает мотивацию к овладению навыками самообслуживания и санитарно-гигиеническими навыками.
Темпы формирования СГН у детей с ОВЗ значительно снижены. Это связано с особенностями в их развитии такими как:
-
Снижено развитие мелкой моторики -
Слабость жевательной мускулатуры -
Отсутствие понимания схемы одевания -
Несформированность конструктивного праксиса -
Нарушения вестибулярного аппарата (не могут ходить самостоятельно) -
Сенсорная гипо – гиперчувствительность (не любит запах мыла, не нравится консистенция
Бесспорно, что говорить о привитии каких-либо навыков гигиены у детей с отклонением в развитии можно лишь после того как будут сформированы у них такие представления как: понимание телесности и образа тела, ориентация в пространстве, координация, вестибулярные навыки – развитие речи, понимание речи, разборчивость, сенсорные ощущения и целостность восприятия.
Таким образом, подход к обучению детей с ОВЗ является более трудоёмким и длительным, а научение их всем навыкам гигиены идёт более ступенчато.
Организация процесса формирования
санитарно-гигиенических навыков у детей с ОВЗ
К числу основных условий успешного формирования санитарно – гигиенических навыков относят:
-
рационально организованную обстановку, -
четкий режим дня, -
руководство взрослых, -
игровые методы.
С первых дней жизнь ребенка с особыми образовательными потребностями должна быть социально организована. Она должна состоять из чередующихся, ежедневно повторяющихся бытовых процессов: сон, умывание, раздевание и одевание, прием пищи, пользование туалетом. Но зачастую формирование таких элементарных гигиенических навыков является трудно усваиваемым.
При формировании навыка приема пищи ставятся такие задачи, как:
-
умение различать и называть (обозначать) предметы, необходимые для приема пищи (ложка, вилка, тарелка, стакан, кружка, чашка, блюдце, солонка, салфетка, скатерть); -
закреплять навыки мытья рук перед едой, -
пользования ложкой, умение есть опрятно, не разливая и не роняя пищу, тщательно пережевывать ее.
При формировании гигиенических навыков детей учат:
-
различать и называть (обозначать) части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, плечи, руки, ноги, пальцы, ногти, колени, локти); -
знать предметы санитарии и гигиены (мыло, мыльница, мочалка, расческа, зубная щетка, зубная паста, ножницы, тазик, ванна, душ, полотенце). -
формировать представление у детей о том, что необходимо следить за собой, закреплять правила проведения утреннего и вечернего туалета: мытье рук, лица, вытирание полотенцем.
Наиболее сложным в воспитательном процессе является формирование навыка опрятности, где необходимо научить детей во время еды аккуратно есть пищу, пользоваться салфеткой и полоскать ротовую полость после еды, пользоваться туалетной бумагой, мыть руки с мылом после туалета, вытирать насухо полотенцем, уметь самостоятельно расчесываться, складывать в определенной последовательности одежду, аккуратно и правильно одеваться, умение самостоятельно застегивать одежду (на пуговицы, молнию, кнопки), следить за своим внешним видом, проверять, застегнута ли одежда, не испачкана ли, учить пользоваться носовым платком, соблюдать порядок в помещении, убирать свое игровое место.
При формировании вышеуказанных навыков в воспитательном процессе применяются дидактические игры и специальные упражнения в повседневных режимных моментах. Создаются такие условия, которые будут способствовать развитию положительного эмоционального отношения к формируемому навыку.
Таким образом, все необходимые умения и навыки дети усваивают в процессе игровой деятельности. В режимные моменты постоянно необходимо включать игры и разнообразные упражнения, которые направлены на формирование и закрепление культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Сравнительная таблица освоения гигиенических навыков нормотивно-типичными детьми и детьми с ОВЗ
| До 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||||||
| N | ОВЗ | N | ОВЗ | N | ОВЗ | N | ОВЗ | N | ОВЗ | |||
Умывание | - | - | 80% | - | 100% | 10% | 100% | 30% | 100% | 50% | |||
Чистить зубы | - | - | 60% | - | 80% | 5% | 100% | 30% | 100% | 60% | |||
Одевание | - | - | 60% | - | 80% | 10% | 100% | 40% | 100% | 60% | |||
Застёгивание пуговиц | - | - | 20% | - | 40% | - | 100% | 50% | 100% | 70% | |||
Шнуровка | - | - | 5% | - | 20% | - | 50% | 30% | 90% | 50% | |||
Самостоятельное питание | - | - | 50% | - | 90% | - | 100% | 70% | 100% | 90% | |||
Убирание игрушек | - | - | 5% | - | 20% | 5% | 60% | 25% | 90% | 40% |