Файл: Значение развития социальнобытовых навыков у детей с овз в условиях инклюзивного образования. Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Значение развития социально-бытовых навыков у детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

Введение.

В последнее время в нашем обществе и государстве уделяется большое внимание детям с особенностями в развитии, в т.ч.: с РДА, ДЦП, УО, ЗПР, синдромом Дауна.

Эти заболевания представляют из себя следующее:

  1. Ранний детский аутизм – сложное нарушение развития, характеризующееся искажением протекания различных психических процессов, главным образом, в когнитивной и психосоциальной сферах. Проявлениями раннего детского аутизма служат избегание контактов с людьми, замкнутость, извращенные сенсорные реакции, стереотипность поведения, нарушения речевого развития.

  2. Детский церебральный паралич (ДЦП) — это понятие, объединяющее группу двигательных расстройств, возникающих вследствие повреждения различных мозговых структур в перинатальном периоде.

  3. Умственная отсталость— врождённая или приобретённая в раннем возрасте задержка, либо неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации.

  4. Задержка психического развития (ЗПР) – темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания.

В связи с этим меняется подход и к коррекционному обучению, и к воспитанию таких детей. Вырос интерес к проблеме оказания педагогической помощи и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время в России широко стала использоваться практика инклюзивного воспитания и обучения детей с ОВЗ. Инклюзивным или включающим образованием называют совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с нормативно развивающимися сверстниками. Эти дети стали ходить в массовые детские сады, играть вместе на площадках, учиться вместе с нормотипичными детьми в школе.


Но подход к воспитанию и обучению таких детей несколько иной, чем для нормально развивающихся сверстников.

При развитии детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья наблюдается снижение активности и ориентировочной деятельности, а также приобщение потребностей в сторону усиления примитивных действий. Слабая активность, моторная недостаточность детей, отсутствие умения перенести увиденное ранее в свою повседневную жизнь приводят к нарушениям в овладении ими предметными действиями. Они не могут анализировать воспринимаемый предмет или действие, не сравнивают и не сопоставляют их. Это проявляется в резком контрасте между восприятием простого и несколько усложненного материала.


 Так, например, дети с выраженной формой умственной отсталости способны лишь к самым элементарным обобщениям (а в некоторых случаях и не способны к ним). И то эти обобщения формируются с большим трудом и только в результате специального обучения, постоянного, ежедневного закрепления и, как правило, дети связывают их с собственным жизненным опытом.
Чтобы иметь возможность нормальной адаптации к своим сверстникам, ребенок с ограниченными возможностями здоровья должен обладать определенными умениями и навыками. Наиболее важными для таких детей являются культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

Формирование санитарно-гигиенических навыков у нормотипичных детей

Своевременное появление у детей санитарно-гигиенических навыков, указывает Р.С. Буре, является отражением их адекватного развития и начальной социализации. Воспитание гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья. С первых дней жизни при формировании таких навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс пускать на потом, период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный (сенситивный) для формирования культурно-гигиенических навыков (Т.М. Яковенко). В дошкольной педагогике С.А. Козлова и Т.А. Куликова выделяют группы культурно-гигиенических навыков, которыми должен овладеть ребенок:

а) навыки еды (аккуратно брать, прожевывать пищу, пользоваться ложкой и т. д.);

б) навыки ухода за своим телом (умывание, причесывание и т. п.);

в) навыки соблюдения порядка в помещении, пользования одеждой и ухода за ней (быстро одеваться и раздеваться, содержать вещи в порядке и чистоте и т. д.).

Санитарно-гигиеническое воспитание нормально развивающихся детей уже после первого года жизни направлено на приобщение ребенка к следующим навыкам:

  • - мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;

  • - умываться после ночного сна и после каждого загрязнения;

  • - принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном, а летом и перед дневным сном;

  • - мыться с мылом и мочалкой (через два дня на третий);

  • - пользоваться туалетом (горшком);

  • - подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым;

  • - полоскать рот после приема пищи (с двух лет);

  • - пользоваться зубной щеткой (с двух лет);

  • - пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке (самостоятельно с двух с половиной лет);

  • - пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с полутора — двух лет);

  • - ухаживать за ногтями с помощью щеточки (с двух с половиной лет);

  • - не брать пищу грязными руками (под контролем взрослого на протяжении всего раннего детства).


К трем годам нормально развивающийся ребенок может самостоятельно соблюдать почти все элементарные санитарно-гигиенические навыки.

Особенности формирования санитарно-гигиенических навыков у детей с ОВЗ

В сложившейся практике нередко приходиться наблюдать, что значительная часть детей с ОВЗ оказывается неспособной к самообслуживанию и постоянно нуждается в опеке и помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, что значительно затрудняет их дальнейшую адаптацию и интеграцию с социальной средой.

Нарушения двигательного и/или психического развития, трудности, которые испытывают дети в повседневной практической жизни, гиперопека со стороны родителей - все это снижает мотивацию к овладению навыками самообслуживания и санитарно-гигиеническими навыками.

Темпы формирования СГН у детей с ОВЗ значительно снижены. Это связано с особенностями в их развитии такими как:

  • Снижено развитие мелкой моторики

  • Слабость жевательной мускулатуры

  • Отсутствие понимания схемы одевания

  • Несформированность конструктивного праксиса

  • Нарушения вестибулярного аппарата (не могут ходить самостоятельно)

  • Сенсорная гипо – гиперчувствительность (не любит запах мыла, не нравится консистенция

Бесспорно, что говорить о привитии каких-либо навыков гигиены у детей с отклонением в развитии можно лишь после того как будут сформированы у них такие представления как: понимание телесности и образа тела, ориентация в пространстве, координация, вестибулярные навыки – развитие речи, понимание речи, разборчивость, сенсорные ощущения и целостность восприятия.

Таким образом, подход к обучению детей с ОВЗ является более трудоёмким и длительным, а научение их всем навыкам гигиены идёт более ступенчато.

Организация процесса формирования

санитарно-гигиенических навыков у детей с ОВЗ

К числу основных условий успешного формирования санитарно – гигиенических навыков относят:

  • рационально организованную обстановку,

  • четкий режим дня,

  • руководство взрослых,

  • игровые методы.

 С первых дней жизнь ребенка с особыми образовательными потребностями должна быть социально организована. Она должна состоять из чередующихся, ежедневно повторяющихся бытовых процессов: сон, умывание, раздевание и одевание, прием пищи, пользование туалетом. Но зачастую формирование таких элементарных гигиенических навыков является трудно усваиваемым.


При формировании навыка приема пищи ставятся такие задачи, как:

  • умение различать и называть (обозначать) предметы, необходимые для приема пищи (ложка, вилка,  тарелка, стакан, кружка, чашка, блюдце, солонка, салфетка,  скатерть);

  • закреплять навыки мытья рук перед едой,

  • пользования ложкой, умение  есть опрятно, не разливая и не роняя пищу, тщательно пережевывать ее.

   При формировании гигиенических навыков детей учат:

  • различать и называть (обозначать) части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, плечи, руки, ноги, пальцы, ногти, колени, локти);

  • знать предметы санитарии и гигиены (мыло, мыльница, мочалка, расческа, зубная щетка, зубная паста, ножницы, тазик, ванна, душ, полотенце).

  • формировать представление у детей о том, что необходимо следить за собой, закреплять правила проведения утреннего и вечернего туалета: мытье рук, лица, вытирание  полотенцем.

Наиболее сложным в воспитательном процессе является формирование навыка опрятности, где необходимо научить детей во время еды аккуратно есть пищу, пользоваться салфеткой и полоскать ротовую полость после еды, пользоваться туалетной бумагой, мыть руки с мылом после туалета, вытирать насухо полотенцем, уметь самостоятельно расчесываться, складывать в определенной последовательности одежду, аккуратно и правильно одеваться, умение самостоятельно застегивать одежду (на пуговицы, молнию, кнопки),  следить за своим внешним видом, проверять, застегнута ли одежда, не испачкана ли, учить пользоваться носовым платком,  соблюдать порядок в помещении, убирать свое игровое место.
      При формировании вышеуказанных навыков в воспитательном процессе применяются дидактические игры и специальные упражнения в повседневных режимных моментах.  Создаются такие условия, которые будут способствовать развитию положительного эмоционального отношения к формируемому навыку.
     Таким образом, все необходимые умения и навыки дети усваивают в процессе игровой деятельности. В режимные моменты постоянно необходимо включать игры и разнообразные упражнения, которые направлены на формирование и закрепление культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Сравнительная таблица освоения гигиенических навыков нормотивно-типичными детьми и детьми с ОВЗ





До 2

3

4

5

6




N

ОВЗ

N

ОВЗ

N

ОВЗ

N

ОВЗ

N

ОВЗ

Умывание

-

-

80%

-

100%

10%

100%

30%

100%

50%

Чистить зубы

-

-

60%

-

80%

5%

100%

30%

100%

60%

Одевание

-

-

60%

-

80%

10%

100%

40%

100%

60%

Застёгивание пуговиц

-

-

20%

-

40%

-

100%

50%

100%

70%

Шнуровка

-

-

5%

-

20%

-

50%

30%

90%

50%

Самостоятельное питание

-

-

50%

-

90%

-

100%

70%

100%

90%

Убирание игрушек

-

-

5%

-

20%

5%

60%

25%

90%

40%