Файл: Значение развития социальнобытовых навыков у детей с овз в условиях инклюзивного образования. Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Как видно из приведенной таблицы, формирование санитарно-гигиенических навыков у детей с ОВЗ происходит намного позже, чем у нормативного ребенка, так как имеет свои особенности. У нормальных детей (N) все эти аспекты формируются быстрее с минимальными затратами на обучение.



Роль семьи в формировании навыков гигиены у детей с ОВЗ на примере детей с РАС
Конечно же, рождение ребенка с нарушениями в развитии является стрессом для семьи. Он ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, как правило, в силу своих психических особенностей не могут посещать специальные образовательные учреждения: в связи с этим на родителей возлагается большая ответственность по организации и проведению коррекционной работы с ребенком в домашних условиях.

Особенности психического развития у детей с ранним аутизмом обуславливают трудности в организации их поведения, формировании навыков самообслуживания.

При контакте с аутичным ребенком часто возникают большие трудности, особенно в тех случаях, когда взрослые (родители) прямо принуждают его к выполнению тех или иных действий. Поэтому прямой принудительный подход должен быть исключен из системы воспитания этих детей.

Многие аутичные дети с большим трудом усваивают гигиенические навыки. Родители совершают ошибку, если сами выполняют процедуры умывания, одевания ребенка. Следует помочь ребенку, взяв его в руки в свои и мягко, ненавязчиво обучая движениям. Взрослым надо позаботиться о создании таких условий, при которых у аутичных детей легче закрепляются воспитываемые навыки. У ребенка может вызвать страх высокий порожек у двери, ведущий в ванную, скользкий пол. Например, ребенок боится войти в ванную комнату, так как там пол имеет небольшой наклон и на нем, как ему кажется, легко поскользнуться. Тут определенную роль сыграла тревога родителей за ребенка, которая ему передалась. Ребенка несколько раз искупали в более горячей воде, чем следовало. С тех пор мальчика трудно не только купать, но и ввести в ванную комнату. Все процедуры умывания и купания приходится проводить на кухне. У ребенка закрепилась боязнь не только ванной комнаты и горячей воды, но и человека, который допустил оплошность. Многие страхи детей основаны на их сверхчувствительности и на отрицательном опыте взаимодействия с родными или с кем-то из окружающих. Подобное может случиться и со здоровыми детьми, но у них эти состояния менее стойки и легче преодолеваются.


У многих аутичных детей вызывает страх шум воды, гул труб, шум стиральной машины, пылесоса, кофемолки, дрели. Родители должны установить причину страхов ребенка и по возможности устранить пугающие предметы, препятствующие обучению детей тем или иным гигиеническим навыкам. Кроме того, родители должны сделать так, чтобы ребенка заинтересовали водные процедуры. Например, можно поставить необычные, красивые предметы для умывания, “получить” посылку от Мойдодыра или от кого-либо из близких с необходимыми для туалета принадлежностями.

С ребенком надо ежедневно проговаривать все моменты его жизни. Говорить с ним теплым, ровным тоном, “воркуя”, голосом, интонациями регулируя поведение ребенка (говорить быстрее, когда нужно поторопить, медленнее, как бы распевая, при медленных, неловких действиях ребенка, когда важно не обострять ситуацию). Радуясь его пробуждению нужно произнести: “Проснулся, мой милый, выспался, ручки и ножки отдохнули, головка отдохнула, глазки открылись. Пойдем-ка скорее умываться…. Посмотри, что нам прислал Мойдодыр! Ой, какое красивое и пушистое полотенце, какое мягкое! Посмотри, что на нем нарисовано! Давай скорее умоемся. Сейчас красивым мылом намылим руки, сделаем белые перчатки из мыльной пены. Затем смоем пену водой – вот руки и чистые. Теперь умоем лицо, чтобы оно тоже было чистое”. Так “воркуя”, приговаривая, родители должны помочь ребенку преодолеть его негативизм, нежелание участвовать в повседневных бытовых процедурах, показать, что они интересны, приятны. Кроме того, все красивые, привлекательные умывальные принадлежности должны быть расположены так, чтобы ребенок мог их брать сам.

Как бы не спешили родители, они не должны показывать этого, и тон во время всех процедур должен быть неизменно спокойным и ласковым. Пережитые во время умывания или купания неприятности остаются надолго в памяти аутичного ребенка, и это препятствует дальнейшему развитию навыков. При ласковом побуждении и поощрении, в благоприятных условиях ребенок охотнее будет выполнять необходимые действия, у него скорее проявится стремление к самостоятельности.

Привлечь ребенка к купанию поможет игра с водой. Можно вместе с ним пускать кораблики, выдувать мыльные пузыри, можно дать ему красивые фигурные мочалочки, моющиеся книжки, подкрасить воду, используя различные экстракты, искупать сначала в этой красивой воде резиновую игрушку – зверюшку или куклу. Разговаривая с ребенком, не

следует упоминать о боязни даже в такой, например, форме, как: “Мишка не боится купаться”, лучше возбудить ощущение смелости, силы, храбрости, приговаривая: “Вот какой смелый мишка, как хорошо плавает. Давай вместе с ним и ты поплаваешь”. Часто дети преодолевают страх воды, если они пытаются достать затонувший кораблик, лодку.

Аутичные дети далеко не каждому взрослому позволяют участвовать в гигиенических процедурах. Ребенок доверяет искупать себя только маме.

Родители должны помнить, что процесс воспитания навыков опрятности длителен. И у здорового ребенка он может быть разрушен при изменении привычной обстановки, под влиянием эмоциональных переживаний, болезни, простуды. Тем более закономерны такие срывы у аутичных детей.

Обучение навыкам самостоятельного раздевания и одевания – еще одна из важных задач, которые решают родители. Ребенок сначала учится снимать одежду, которую можно просто стянуть с себя вниз, освобождается от ботинок, шнурки которых уже развязаны, затем можно переходить к обучению более приемам раздевания с помощью более сложных движений. Так, взрослый помогает ребенку вытаскивать руки из рукавов, остальное ребенок снимает сам. Надо постараться, чтобы ребенок осознал момент достижения цели, почувствовал успех, тогда у него появится стремление к самостоятельности.

Дав ребенку чистый ботинок в руки, можно научить его шнуровать, застегивать, затем он сможет это преодолеть на себе. Легче научить застегивать сначала крупные пуговицы, а потом более мелкие. Когда ребенок освоит необходимые навыки одевания и раздевания, родители должны свести свое участие в этих процедурах до минимума, давая ребенку только речевую инструкцию, побуждая и поощряя его.

Большие трудности испытывают родители в привитии детям навыков приема пищи. Многие из них даже в 6-7 лет не умеют есть самостоятельно, не используют столовые приборы, едят руками, плохо пережевывают пищу или не умеют жевать вообще и т. д. Прежде всего нужно соблюдать режим питания, давать ребенку пищу в одни и те же часы, за одним и тем же столом, использовать любимую ребенком посуду. Прием пищи должен быть приятным занятием.

Обычно ребенка трудно бывает приучить к новому блюду, делать это надо без принуждения. Можно поставить новое блюдо подальше от ребенка и самому с аппетитом есть, не предлагая ребенку. Склонность детей к необычному, новому сыграет свою роль.


Следующим моментом режима дня является помощь на дому. В семье возникает много поводов приобщить ребенка к труду: мама чистит овощи – ребенок моет их, бабушка убирает квартиру – ребенок несет веник, совок, протирает влажной тряпкой пыль, поливает цветы, убирает игрушки. Так постепенно, в естественной ситуации ребенок приучается к определенным видам бытового взаимодействия.

Проблема воспитания и развития “особого” ребенка зачастую становится непосильной для семьи, родители оказываются в сложной ситуации. Таким семьям необходима комплексная психолого-педагогическая помощь.

Зависимость между соблюдением элементарных санитарно-гигиенических навыков и частотой заболевания ОРВИ у детей с ОВЗ

Как правило, родители уделяют большое внимание развитию когнитивных функций:

    • Обучение буквам, цифрам

    • Развитию речи, мышлению

    • Развитию мелкой моторики.

Но необходимо и не забывать о здоровье малыша и его адаптации к окружающему миру.

В Центре Речи г. Зеленограда был проведен опрос 8 родителей детей 3-4 лет о частоте заболеваний ОРВИ за 3 месяца и соблюдения элементарных норм санитарной гигиены у ребенка, таких как: чищение зубов 2 раза в день, мытье рук, умывание утром и перед сном. В результате опроса выяснилось:

  • Чистят зубы 2 раза в день 1 2 3 4 5 6 7 8



  • Моют руки с мылом перед едой 1 2 3 4 5 6 7 8



  • Умываются утром и перед сном 1 2 3 4 5 6 7 8



  • Болеют ОРВИ 0 раз 1 2 3 4 5 6 7 8

2-3 раза 1 2 3 4 5 6 7 8

Более 3-х раз 1 2 3 4 5 6 7 8

Как видно из таблицы, дети, которые не регулярно чистят зубы, не моют руки с мылом, не умываются 2 раза в день, больше подвержены вирусным заболеваниям.

Результат зависимости здоровья детей от навыков гигиены показан на диаграмме.



Таким образом, формирование санитарно-гигиенических навыков у детей с ОВЗ необходимо не только для социализации и адаптации к окружающей среде, но, и прежде всего, для укрепления их физического здоровья.


Заключение

     Своевременное появление у детей санитарно-гигиенических навыков является отражением их адекватного развития и начальной социализации;

Формирование санитарно-гигиенических навыков - умения ухаживать за кожей, зубами, волосами и т.п.- неотъемлемая часть культурно-гигиенического воспитания;

Максимальное овладение навыками самообслуживания, умение ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, насколько это возможно, - это основная цель работы педагогов с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому педагогам и другим специалистам необходимо разрабатывать и применять такие программы, которые будут не только развивать познавательные возможности и личность ребенка с ОВЗ, но и помогут им адаптироваться и социализироваться в современном мире.

При формировании санитарно-гигиенических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо специальное, индивидуальное обучение, в котором равноправно сочетаются обучение, воспитание и развитие.

Только в этом случае дети с ОВЗ смогут расти и развиваться вместе с другими ребятами, посещать обычные учебные заведения, заводить в них своих друзей. В общем, жить, как живут все остальные дети.
Таким образом, для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе, детям с особыми потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми. Но не менее важно такое общение и тем детям, которые не имеют никаких ограничений в своём развитии или в здоровье. Все это существенно повышает роль инклюзивного, совместного обучения, позволяющего принципиально расширить возможности социализации детей с инвалидностью.