Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Ручное практическое задание пнк, кп.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина:
Ручное практическое задание ПНК, КП
Выполнил:
Обучающийся Тугушева Анастасия Шамильевна
Преподаватель:
Завьялова Дарья Владимировна
ЗАДАНИЕ 1
Максимальное количество баллов – 5
Раздел «Основы теории конфликтного поведения»
Внимательно прочитайте представленные ниже педагогические ситуации:
Ситуация 1. Девочка (2 класс) испытывает трудности с выполнением домашнего задания. Учительница неоднократно замечала, что задание не выполняется, поэтому однажды после уроков обратилась к ученице с вопросом: «Скажи пожалуйста, что у тебя не получается? С чем возникают трудности при выполнении домашнего задания?». Ученица ответила, что очень сильно устаёт, так как после школы она каждый день до позднего вечера проводит на дополнительных занятиях и тренировках по художественной гимнастике.
Ситуация 2. Мальчик (1 класс) несколько раз в течение первого месяца обучения в начальной школе проявлял агрессию, много задирался с остальными учениками, проявлял нетерпимость. Согласно социальному статусу, мальчик из неполной семьи, занимается воспитанием ребёнка бабушка. На замечания о поведении ребёнка неоднократно говорилось маме и бабушке. Классный руководитель понимает, что «правила учителя» постоянно нарушаются со стороны ребёнка, поэтому учитель применяет меры наказания (в виде выхода из класса, отсаживания на последнюю парту от всего класса). Ребёнок не контактирует с коллективом.
Ситуация 3. Девочка (4 класс) к концу начальной школы стала очень закрытой по сравнению с первыми годами обучения, односложно отвечает на вопросы учителя. При встрече с родителями, учитель выясняет, что проблем дома и на дополнительных занятиях у ребёнка нет, девочка активна, любознательна, участвует во всех мероприятиях.
Вопросы:
1. Проанализируйте ситуации и представьте свой развернутый ответ, согласно указанным признакам, представленными в таблице.
Таблица – Виды конфликтов
Признак для анализа | Ситуация 1 | Ситуация 2 | Ситуация 3 |
Вид конфликта | Межличностный Учитель-родители | Учитель-ученик | Ученик-класс |
Характерные действия | Учитель считает выполнение домашнего задание необходимым для дальнейшего развития ребенка, в то время, как родители считают, что внеурочная деятельность важнее. | Мальчик нарушает правила поведения в классе поставленные учителем. | Замкнутость ученицы в школе. Односложность ответов. Но вне школы активна любознательна и участвует во всех мероприятиях. |
Способы коррекции | Необходим разговор с родителями. Выяснить и оценить важность действий сторон в отношении ученика. | Проведение беседы с учеником, бабушкой и мамой. Выяснение причины поведения ученика. И совместный с родителями поиск решения проблемы. Возможен и разговор с психологом. Проведения классного часа на тему «Правила поведения в классе и школе» | Провести беседу с ученицей и узнать причину ее замкнутости в школе. |
Стиль общения учителя с ребёнком | Демократический Учитель вежлив с учеником. Ученик сотрудничает с учителем и отвечает ему на вопросы, | Авторитарный Так как учитель применяет наказание | Либеральный Учитель не проявлял к ученику интерес и ученик замкнулся лишь в классе. Во внеурочных занятиях ребенок активный. |
Влияние стиля учителя на поведение ребёнка | Взаимопонимание и доверительные отношения между учеником и учителем | Я считаю, что наказание только усугубляет ситуацию и поведение ребенка таким образом будет становится хуже, так как, учитель наказанием ограничивает ученика от класса отсаживая и выводя из класса. | Отсутствие доверительных отношений между учеником и учителем. |
Рекомендации учителю по разрешению ситуации | Проведение диалога с родителями поможет проанализировать ситуацию с обоих сторон. Пояснить родителям важность выполнения домашнего задания и вместе решить сложившуюся проблему. | Учителю необходимо поменять стиль общения с учеником, постараться войти к нему в доверие и помочь ученику социализироваться. Провести беседу с родителями и выяснить об отношениях в семье и оценить возможные варианты совместного решения проблемы. Проводив коллективные занятия стараться не изолировать ребенка от класса а наоборот акцентировать его участие. | Необходимо наладить отношение с учеником. Провести диалог. Проявлять больше внимания. |
ЗАДАНИЕ 2
Максимальное количество баллов – 5
Раздел «Основы теории конфликтного поведения»
Предлагается для решения следующая педагогическая задача:
Вы – классный руководитель 3 класса. К Вам обращается мама одного из учеников (мальчика) с просьбой помочь в ситуации – ребёнок не хочет ходить в школу, жалуется на обзывательства и издевательства со стороны одноклассников (группой лидеров в классе). С родителями ребёнок открыт и чувствует себя в безопасности. Отмечается, что нежелательное поведение происходит после уроков, вне школы. Классный руководитель не сталкивался с подобным поведением в рамках школы.
Вопросы:
1. Опишите явления, которые способны проявляться в детском коллективе и пути их нейтрализации. Результат ответа представьте в таблице.
Таблица – Сравнительный анализ сложных взаимоотношений в детском коллективе
№ п/п | Явление | Отличительные особенности | Пути нейтрализации |
1. | Конфликт | «Власть» распределена равномерно между участниками, т.е. нет предводителя. Во время ссоры все говорят примерно поровну. Дети, участники конфликта, часто играют вместе. Происходят время от времени. Происходят по недоразумению. Не представляют из себя ничего серьезного. Мнения и позиции участников могут различаться, но они не хотят причинять друг другу вреда/ Обе конфликтующие стороны чувствуют себя эмоционально не очень хорошо. За поведением стоит желание что-то изменить (чтобы что-то было по-другому). Конфликтующие стороны испытывают угрызения совести, если ни сделали что-то не так (поступили несправедливо); - они чувствуют свою ответственность. Участники конфликта прилагают усилия, чтобы разрешить проблему. | Прежде всего, надо постараться выяснить источники конфликта. Наиболее распространенные причины конфликтов : а) борьба за лидерство; б) ущемление достоинства или амбиций одного из участников в) неподтверждение ролевых ожиданий, например: один из конфликтующих сторон считала другую своей подругой, а та не поддержала ее в ситуации, когда надо «выручать»; г) психологическая несовместимость (например, экстраверта и интроверта); д) примитивный тип общения одного из противников: для него конфликтное поведение является нормой, он грубит, «задевает» других, постоянно провоцирует их на конфронтацию. Выделяют прямые и косвенные методы погашения конфликтов. Прямые методы погашения конфликтов 1. Примирение – на основе компромисса, который не ущемлял бы личного достоинства обеих сторон: а)учитель поочередно приглашает к себе враждующих сторон и просит каждого изложить суть и причины столкновения. При этом пресекаются попытки очернить другого, выслушиваются только факты, а не эмоции. Затем педагог принимает решение; б) конфликтующие высказывают свои претензии друг к другу в группе. Решение принимается на основе выступления детей и объявляется от лица группы. Но в этом случае группа должна находиться на достаточно высоком уровне развития и способна выступать посредником в разрешении конфликта. 2. Если конфликт не утихает, педагог прибегает к санкциям в отношении конфликтующих. 3. Если и это не помогает – как вынужденная мера предоставляется необходимость развести конфликтующих по разным группам. Прямые методы позволяют зачастую снять внешнее напряжение, сгладить ситуацию, но при этом могут загнать конфликт «вглубь», а не разрешить его. Поэтому предпочтительнее использовать другие методы. Косвенные методы погашения конфликтов 1. Прежде всего, надо дать конфликтующим возможность выговориться, «выплеснуть эмоции». Задача педагога - не оценивать, не делать замечания, а внимательно слушать до тех пор, пока не выйдут все отрицательные эмоции и конфликтующие не будут готовы принять спокойно и разумно доводы педагога и друг друга. 2. Затем педагог повторяет, уточняет высказанное обеими сторонами, пытается помочь им определить суть разногласий, сформулировать проблему, которую надо решить. 3. После этого следует предложить конфликтующим найти выход: «Что будем делать?» Посредник выслушивает предложения обеих сторон, подталкивает их к достижению компромисса или совместному решению проблемы. Прием «обнаружение агрессии» Педагог организует игру или дискуссию, в процессе которой намеренно предоставляет враждующим возможность выразить свою неприязнь друг к другу. Он побуждает их ссориться в его присутствии и достаточно длительное время не пресекать ссоры, чтобы дать возможность выговориться. Прием «Принудительное слушание оппонента» Учитель побуждает конфликтующих ссориться в его присутствии, а затем останавливает ссору и дает следующую инструкцию: «А теперь каждый из вас, прежде чем отвечать оппоненту, должен как можно точнее повторить его последнюю реплику». Таким образом, посредник принуждает спорящих к внимательному слушанию друг друга, что уменьшает накал взаимного ожесточения и способствует росту самокритичности. Прием «Обмен позициями». Учитель предлагает спорящим поменяться местами, на которых они сидели, и продолжить спор, но при этом предъявлять друг другу обвинения от имени противника. Это прием побуждает конфликтующих взглянуть на ссору глазами оппонента. |
2. | Буллинг | «Власть» распределена неравномерно. Дети, участники конфликта, редко играют вместе. Действия повторяются и оказывают деморализующее влияние. Действия являются намеренными и осуществляются сознательно. Представляет серьезную угрозу нанесения физического и психологического вреда. Представляет серьезную угрозу нанесения физического и психологического вреда. У жертвы отмечается бурная негативная эмоциональная реакция, буллер же получает удовольствие. За поведением стоит желание власти, контроля над другим человеком или материальный интерес. У буллера нет угрызений совести, – в конце концов виноватой оказывается жертва. Буллер не прилагает никаких усилий для разрешения проблемы. | Общие компоненты программ: 1. Информирование учителей, сотрудников школы, детей и родителей о проблеме буллинга, его механизмах и последствиях 2. Единые для школы правила в отношении буллинга и скоординированные мероприятия по профилактике и преодолению 3. Обучение учителей 4. Групповые занятия с детьми 5. Оказание помощи жертвам буллинга 6. Взаимодействие с родителями 7. Обычно любая программа включает в себя как превентивные меры, так и вмешательство/меры по разрешению существующих проблем 8. Любая программа включает в себя меры и мероприятия на трех уровнях: школы, класса и индивидуальном. Индивидуальные компоненты, которые варьируются от программы к программе: 1. Подробное исследование проблемы и ее распространенности в конкретной школе (анонимные опросники детей, опросники для учителей, опросники для родителей, наблюдение). Обсуждение результатов сотрудниками школы, с детьми и родителями 2. Акцент на взаимоотношениях между детьми и между детьми и учителями, создание принимающей, комфортной и открытой атмосферы в школе и в классе. 3. Включение занятий по профилактике буллинга в обязательную школьную программу 4. Создание свода правил, совместно с детьми, в отношении буллинга и поведения детей при столкновении (напрямую или косвенно) с ним «Библиотерапия» (использование на занятиях художественной литературы, посвященной буллингу) 5. Фильмы и наглядные пособия 6. Драма-терапия: ролевые игры, проигрывание ситуаций травли, т.п. 7. Контроль детей во время школьных перемен и вне классов, организация игрового/досугового пространства 8. Акцент на работе с детьми-свидетелями травли: пассивными участниками и детьми, которые предпочитают никак не участвовать, изменение групповой динамики (KiVa) 9. Создание на базе школы команды специалистов по буллингу/анти- буллинговых комитетов (учителя, психолог/соц.работник, директор...) 10. Создание комитетов, в которых участвую дети, для разработки правил в отношении буллинга и мер для его преодоления 11. Создание линии доверия по вопросам буллинга на базе школы (или нескольких школ) (иногда сотрудники школ (Олвеус), иногда - дети, прошедшие подготовку (Шеффилд) 12. Регулярные встречи с родителями 13. Организация групп поддержки для детей-жертв травли, для родителей детей- жертв и дл для родителей детей-«агрессоров» 14. Индивидуальная психологическая работа с детьми-жертвами 15. Тренинги уверенного поведения для детей-жертв |
2. Опишите действия, которые должны предпринять классный руководитель.
3. Поясните, к каким специалистам следует обратиться классному руководителю для помощи. Аргументируйте свой выбор.
4. Предложите алгоритм действий педагога, который выявил данный факт в детском коллективе.
Так как во время уроков нет проблем с обучающимся, взаимоотношения с одноклассниками без особенностей, то можно предположить, что за пределами школы происходит агрессия и травля, данный процесс можно назвать буллингом. Рекомендации для педагога: Известно, что школьный буллинг не имеет шансов зародиться в тех классах, где альфой выступает сам учитель. При этом не важно, обладает педагог положительным авторитетом или тиранит детей. В первом случае он может эффективно пресекать проявления насилия, опираясь на уважение и любовь учеников. Во втором дети вынуждены сплотиться, чтобы противостоять давлению, на междоусобицы не хватает энергии. Помогают совместно созданные правила группы. Их можно выписать на отдельном плакате и повесить в классе. Но они не должны быть формальными. Группа и учитель постоянно мониторят их исполнение и обсуждают, что еще нужно сделать, чтобы класс стал более дружным и сплоченным. Если что-то испортило репутацию ребёнка, нужно приложить силы, чтобы поднять авторитет, показать его в выгодном свете.
Нельзя затягивать с мерами пресечения любых насмешек над слабостями одноклассников, презрительных замечаний в их адрес.
Дать проявиться детям (особенно непопулярным) в их дарах, помочь увидеть коллективу их полезность и ценность для всего класса.
Недопускать при всём классе оценивать и обсуждать неблагополучные и личные качества ребёнка .Объединять класс совместными мероприятиями: поездки, участие в школьных мероприятиях, часы общения, экскурсии, прогулки, игры в перемену. Максимально включать весь класс в процесс работы, чтобы не почувствовали не востребованными. Нельзя сравнивать способности между детьми. Проводить упражнения на совместную деятельность; учить давать отпор обидчикам, постоять за себя. Организовать внеурочную деятельность обучающихся (занятия в кружках, секциях). Организовать дискуссии, игры-размышления, просмотр видеоматериалов и фильмов, демонстрирующих специфические проблемы молодежи (секс, наркотики, насилие), санитарно-просветительская работа.
Я считаю, что педагогу необходимо обратиться за помощью к школьному психологу, который проведет тестирование, тренинг, направленный на выявление проблем ребенка.
ЗАДАНИЕ 3
Максимальное количество баллов – 3
Раздел: Основы эффективного взаимодействия
Вы работаете в школе и планируете на следующий учебный год набрать первый класс. Вам предстоит выступить на первом родительском собрании будущих первоклассников. Подготовьте текст своего выступления по следующим вопросам:
1. Адаптационный период детей – первоклассников.
2. Особенности детей младшего школьного возраста.
3. Помощь и поддержка со стороны родителей и учителя.
4. Активность и участие родителей и педагогов в жизни детей (в том числе, во внеурочных и внеклассных мероприятиях).
5. Установление сотрудничества с родителями.
Поступление ребенка в школу – это принципиально новый этап его жизни. Наиболее трудным для него является период адаптации к школе. Родителям надо быть готовыми к тому, что период адаптации может затянуться на несколько месяцев. Ребенку нужна помощь и, в первую очередь, он нуждается в поддержке самых близких ему людей – родителей.
Помните, что от того, как ваш малыш проведет полчаса перед школой, от тех слов, которые вы скажете ему на прощанье, зависит порой весь его школьный день.
Первая неделя проходит на эмоциональном подъеме. Не следует обижаться, если ребенок не собирает вечером портфель, не готовит одежду. Ведь он еще не привык этого делать! Ничего страшного нет, если взрослый соберет портфель сам, а лучше – совместно с ребенком, но приговаривая, что будет стыдно, если он (ребенок) будет утром не готов.
Вчерашний дошкольник, при поступлении в школу, очень хочет соответствовать ее требованиям, быть хорошим, доказать взрослым, что он справляется со всеми требованиями. У него высокая мотивация к обучению. Очень важно поддержать ребенка на самом старте обучения!
Новое окружение, новые требования на первых порах делают ребенка одиноким и беззащитным. Вот почему важно, чтобы в первые несколько месяцев, близкие ему взрослые помогли с объяснением правил поведения в школе, разбирали с ним различные школьные ситуации, приучили бы к новому режиму дня, объясняли о том, как ведутся тетради, как выполняются домашние задания. Важно объяснить ребенку, что ошибка – это не преступление, что дети должны делать ошибки, иначе они рождались бы взрослыми. Детство и дано природой для усвоения норм поведения и культуры в обществе.