ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Выбор вариантов обеспечения наиболее полной экономической безопасности достигается при сопоставлении в каждом конкретном случае мер предупредительного и компенсационного характера по критерию «минимум ущерба» или «минимум совокупных потерь и затрат».
Экономическую безопасность страны и тенденции ее изменения на макроуровне характеризует система показателей
«Показатели первой группы могут использоваться для оценки текущего состояния экономического социального и экологического потенциала общества и происходящих кратко- и среднесрочных процессов Показатели второй группы направлены на выявление и ранжирование долговременных факторов дестабилизации и ориентировочную оценку их пороговых значений третьей группы должны характеризовать состояние наличных потенциалов предупреждения и компенсации ущерба Только на основе такой системы показателей можно обеспечить достаточно многогранное восприятие происходящей ситуации в области экономической безопасности».
Экономическая безопасность обеспечивается как чисто экономическими методами так и средствами неэкономического характера политическими военными и иными включая защиту секторов следует подчеркнуть что безопасность в смежных внеэкономических сферах обеспечивается не только специфичными для них методами но в значительной мере и экономическими средствами
Государственное регулирование в области экономической безопасности является необходимым условием достижения общегосударственных целей в области обеспечения национальной безопасности Эти цели должны быть не только определены но и обоснованы одобрены всеми политическими силами восприняты и поняты всеми членами общества
Экономическая система страны представляет собой сложную иерархическую структуру в качестве объектов экономической безопасности выступают экономические отношения разного уровня:
макроэкономический уровень - экономика страны в целом
региональный и отраслевой уровни - экономика регионов и отраслей
микроэкономический уровень - агенты рынка
уровень семьи и личности - экономические интересы каждого гражданина страны.
Интересы указанных экономических объектов взаимосвязаны (взаимообусловлены) и в то же время противоречивы.
2 Виды и механизм экономической безопасности
.1 Классификация угроз экономической безопасности
Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти являются:
. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия Достигнутый относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия следующих факторов расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных неуверенных в своем будущем людей увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений - наркомании организованной преступности проституции и тому подобного рост безработицы что может привести к социальным конфликтам задержка выплаты заработной платы остановка предприятий и так далее
. Деформированность структуры российской экономики обусловленная такими факторами как усиление топливно-сырьевой направленности экономики отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности прежде всего в машиностроении снижение результативности разрушение технологического единства научных исследований и разработок распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего так и с внутреннего рынка рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение
. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов
Важнейшими факторами этой угрозы являются объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов наличие депрессивных кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей нарушение производственном - технологических связей между предприятиями отдельных регионов России увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации
. Криминализация общества и хозяйственной деятельности вызванная в основном такими факторами как рост безработицы поскольку значительная часть преступлений совершается лицами не имеющими постоянного источника дохода сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры ослабление системы государственного контроля что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке в сфере приватизации экспортно-импортных операций и торговли. Основными причинами вызывающими возникновение указанных угроз являются неустойчивость финансового положения предприятий неблагоприятный инвестиционный климат охранение инфляционных процессов и другие проблемы связанные с финансовой дестабилизацией в экономике
С точки зрения самой общей классификации угроз безопасности их можно разделить на внутренние и внешние.
Общий обзор угроз экономической безопасности
Угрозы экономической безопасности | |
Внутренние | Внешние |
1. Продолжающийся спад производства | 1. Зависимость России от импорта многих видов продукции стратегического назначения продовольствия |
2. Низкая инвестиционная активность и переток капитала в посредническо-финансовую деятельность | |
| 2. Преобладание сырьевой направленности экспорта |
3. Низкая конкурентоспособность продукции | 3. Дискриминационные меры зарубежных стран к российским товарам |
4. Катастрофическое ухудшение состояния инновационного потенциала | |
| 4. Высокий уровень внешнего долга |
5. Свертывание научной сферы | 5. Агрессивная политика иностранных компаний по завоеванию рынков сбыта |
6. Структурная деформированность экономики | |
7. Рост безработицы | |
8. Усиление имущественного расслоения населения | 6. Скупка за бесценок российской собственности |
9. Слабое использование разведанных недр | 7. Вложения средств в российскую экономику с целью устранения конкурентов |
10. Криминализация экономики | |
11. Региональный сепаратизм | |
12. Слабость нормативно-правовой базы | |
| |
13. Локальная концентрация бедных слоев населения | |
| |
14. Увеличение материало- и энергоемкости продукции | |
| |
15. Рост взаимной задолженности экономических субъектов | |
| |
Предотвращение или смягчение последствий действий угроз экономической безопасности Российской Федерации требует определения и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства.
2.2 Механизм обеспечения экономической безопасности страны
Для обеспечения экономической безопасности России, для решения поставленных задач нужна разработка соответствующего механизма их реализации.
Механизм обеспечения экономической безопасности страны в условиях глобализации - это система организационно-экономических и правовых мер по предотвращению экономических угроз Он включает в себя следующие элементы
объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества в целях выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз экономической безопасности
выработку пороговых предельно допустимых значений социально-экономических показателей несоблюдение которых приводит к нестабильности и социальным конфликтам
деятельность государства по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики
Механизм обеспечения экономической безопасности в условиях глобализации реализуется посредством государственной стратегии которая должна быть идеологией развития и учитывать стратегические приоритеты национальные интересы Поэтому главная цель экономической стратегии состоит в формировании структуры экономики и образовании промышленно-финансовых и банковских структур способных создавать условия для внедрения капитала в новое русло развития экономики
Одно из направлений соблюдения стратегических интересов безопасности состоит в создании системы гибкого регулирования рыночной экономики В систему гибкого государственного регулирования целесообразно включить следующие основные подсистемы:
макроэкономическое регулирование устанавливающее общие правила и параметры хозяйствования для всех типов организаций
индикативное планирование на основе которого осуществляется ориентация инвестиционных процессов на выбранные приоритеты структурной политики а также другие типы «тонкой настройки» механизма хозяйствования экономическими методами для всех типов организаций
более жесткое планирование деятельности государственных пред приятии госзаказов (прежде всего оборонных, а также разработка и осуществление методов управления государственным имуществом
Другой важный аспект стратегии экономической безопасности - устойчивость национальной валюты Можно констатировать что в рамках монетаристского подхода в России на сегодняшний день удалось обеспечить относительную стабильность валюты Проблема устойчивости национальной валюты приобретает важнейшее значение во всей системе рыночных индикаторов
Государственная стратегия в области обеспечения экономической безопасности разрабатывается и реализуется в рамках проводимой экономической политики основными приоритетами которой являются достижение устойчивости экономического положения личности социально-экономической стабильности общества государства соблюдение конституционных прав и свобод граждан законности и законопослушания всех включая органы государственной власти
В этих целях должна быть создана отлаженная и надежная система государственного воздействия на экономику позволяющая осуществлять с наименьшими потерями регулирование важнейших экономических преобразований а также способная взять на себя функции управления и поддержания экономики страны на безопасном уровне При этом необходимо четко определить границы и критерии или условия государственного вмешательства в экономику в частности границы государственного сектора а также обеспечить развитие эффективных методов государственного регулирования
Государство должно осуществить комплекс мер прежде всего по обеспечению экономического роста что и будет гарантией экономической безопасности страны Эти меры должны охватить все сферы экономики В число этих мер входят осуществление активной структурной и социальной политики усиление активности государства в инвестиционной финансовой кредитно-денежной и внешнеэкономической сфере продолжение институциональных преобразований
При этом социальная политика должна содействовать консолидации общества на условиях устойчивого экономического положения граждан повышения их уровня жизни Определенный позитивный сдвиг наблюдавшийся в росте среднемесячных денежных доходов населения в течение последнего времени имел место на фоне значительных задержек денежных выплат усиления дифференциации в доходах различных социально-демографических групп Однако процесс расслоения общества на богатых и бедных продолжается что оказывается дестабилизирующим фактором создающим потенциальную угрозу возникновения социальных конфликтов